Правила оформления дневника по преддипломной практике
Содержание:
- Зачем нужен дневник преддипломной практики?
- Основные требования к оформлению
- Структура дневника преддипломной практики
- Советы по содержанию дневника
- Шаблоны оформления дневника
- Чек-лист для проверки дневника
- Рекомендации к оформлению
- Ответы на частые вопросы
Одним из ключевых документов, который сопровождает прохождение практики, является дневник преддипломной практики.
Он помогает не только отслеживать прогресс, но и является важным документом для преподавателей, оценивающих вашу работу. В этой статье мы рассмотрим, как правильно вести и оформить дневник преддипломной практики, чтобы избежать ошибок и сдать его на "отлично".
Зачем нужен дневник преддипломной практики?
Дневник – это не просто формальность, а реальный инструмент анализа вашей деятельности в период практики. Он выполняет несколько важных функций:
- Документирование. В дневнике фиксируются все основные этапы работы, что позволяет преподавателям и руководителям на предприятии оценить вашу деятельность.
- Анализ. В процессе заполнения дневника вы будете систематизировать информацию о проделанной работе, что поможет глубже понять свои достижения и ошибки.
- Контроль и оценка. Дневник является частью итоговой оценки за практику и может повлиять на вашу финальную оценку. Чем качественнее заполнен дневник, тем выше шансы на получение высокой оценки.
Основные требования к оформлению
Каждое учебное заведение может предъявлять свои требования к оформлению дневника преддипломной практики, однако существуют общие стандарты, которых стоит придерживаться:
- Формат. Чаще всего дневник представляется в печатном виде, хотя некоторые вузы могут разрешать и рукописное оформление.
- Объем. Дневник должен содержать не менее 10-15 страниц, в зависимости от продолжительности практики.
- Реквизиты. В дневнике обязательно указываются данные студента, руководителя практики, а также подписи руководителей с места прохождения практики и от университета.
Структура дневника преддипломной практики
1. Титульный лист
Титульный лист – это лицо вашего дневника. Он должен быть оформлен в строгом соответствии с требованиями вашего вуза. На титульном листе обязательно указываются следующие данные:
- Название учебного заведения, факультета и кафедры.
- Полное имя студента, группа, курс.
- Место прохождения практики.
- Тема преддипломной практики.
- Даты начала и окончания практики.
- Имя руководителя практики от предприятия и вуза.
Рис 1. Пример титульного листа
2. Цели и задачи практики
В этом разделе вы должны кратко изложить, какие цели перед вами ставятся в процессе прохождения практики.
Цели могут включать получение опыта в определенной области, овладение профессиональными навыками и умение работать в команде.
Задачи конкретизируют цели и должны быть направлены на достижение этих целей.
Рис 2. Пример целей и задач
3. Ежедневные записи
Это самый объемный и важный раздел дневника. В нем вы будете ежедневно описывать свою деятельность. Пример структуры записи:
- Дата.
- Описание выполненной работы. Например: "Изучил документацию по проекту, участвовал в совещании с заказчиком".
- Результаты. Что удалось достичь? Например: "Получил задание на разработку проекта, обсудил технические детали с командой".
- Выводы. Важно записывать не только факты, но и свои выводы: чему вы научились, какие трудности возникли и как вы их преодолели.
Рис 3. Пример записей №1
Рис 4. Пример записей №2
4. Итоговый отчет
После завершения практики вам предстоит подвести итоги. В итоговом отчете необходимо описать, какие цели и задачи были достигнуты, что нового вы узнали и как этот опыт поможет вам в дальнейшей профессиональной деятельности.
Также стоит упомянуть, какие навыки вам удалось развить за время практики.
Рис 5. “Шапка” итогового отчета
Рис 6. Содержание итогового отчета
Советы по содержанию дневника
- Будьте лаконичны. Не нужно перегружать дневник излишними деталями. Описывайте только самое важное.
- Анализируйте свои действия. Вместо простого описания задач старайтесь анализировать, что вы сделали, как это повлияло на проект, какие навыки вы развили.
- Избегайте шаблонных записей. Очень важно, чтобы ваш дневник выглядел правдоподобно. Одинаковые записи каждый день могут вызвать подозрения у преподавателя, что дневник был заполнен в последний момент.
Шаблоны оформления дневника
Рис 7. Шаблон титульного листа
Рис 8. Шаблон заполнения
Чек-лист для проверки дневника
Проверьте дневник по каждому пункту. Если какой-либо пункт чек-листа не выполнен, внесите необходимые правки.
- Титульный лист с данными студента, предприятия, темы, дат
- Указаны руководители практики.
- Нумерация страниц, правильный шрифт, поля, интервал.
- Цели и задачи соответствуют работе.
- Ежедневные записи с датами, описанием и выводами.
- Итоговый отчет с анализом задач и целей.
- Нет повторяющихся записей.
- Подписи руководителей, печати при необходимости.
- Описаны задачи, события, решения проблем, разнообразие работы.
- Соответствие объема и логическая структура.
- Аккуратное оформление.
- Приложения (если есть) оформлены.
Дневник преддипломной практики – это не просто формальный документ, а важный инструмент, который помогает студенту осознать свой профессиональный путь.
Ведение дневника дисциплинирует, учит анализировать свою работу и систематизировать знания.
Качественное заполнение дневника не только помогает получить высокую оценку, но и дает ценные навыки, которые пригодятся в будущей карьере.
Рекомендации к оформлению
- Шрифт — рекомендуется использовать Times New Roman 12–14 пт.
- Интервалы — полуторный или двойной межстрочный интервал.
- Отступы — стандартные отступы по 2 см с каждой стороны.
- Нумерация страниц — обязательна на всех страницах, кроме титульного листа.
Ответы на частые вопросы
Что делать, если я пропустил несколько дней и не вел записи в дневнике?
Если вы пропустили несколько дней без записей, не стоит паниковать. Восстановите хронологию по памяти, проконсультируйтесь с коллегами или руководителем практики. Записывайте все важные моменты, которые вы помните, и старайтесь восстановить основные события. Главное — не дублировать одни и те же записи, даже если работа была похожей. Описывайте ключевые моменты каждого дня, выделяя нюансы в задачах и выводах.
Можно ли включить в дневник записи о работе, не связанной с основными задачами практики?
Да, если эта работа имела отношение к общему процессу в компании или помогала вам в развитии профессиональных навыков, её стоит включить. Например, участие в общих собраниях, помощь коллегам в сторонних проектах или выполнение организационных задач – это ценный опыт, который можно и нужно отражать в дневнике. Главное — укажите, как эта работа помогла вам научиться чему-то новому или лучше понять контекст вашей основной деятельности.
Нужно ли писать в дневнике о проблемах, с которыми я столкнулся, или лучше акцентировать внимание на успехах?
Важно описывать не только успехи, но и трудности, с которыми вы столкнулись. Это показывает ваш анализаторский подход и умение справляться с проблемами. Опишите, какие именно проблемы возникли, как вы их решили (или не решили) и какие выводы сделали для себя. Такой подход демонстрирует ваши способности к самосовершенствованию и адаптации к новым условиям.
Можно ли оформлять дневник в электронном виде, если вуз требует рукописный формат?
Если ваш вуз требует рукописный вариант, но вы хотите воспользоваться электронными инструментами, попробуйте предложить гибридный вариант. Например, вы можете написать дневник в электронном виде для удобства редактирования, а затем распечатать его и перенести на бумагу. Важно обсудить это с руководителем, чтобы избежать проблем с итоговой сдачей документа. Некоторые вузы могут идти навстречу студентам в этом вопросе.
Как вести дневник, если практика проходит в разных отделах компании?
Если вы проходите практику в нескольких отделах компании, разделите дневник на соответствующие секции. Каждая секция может быть посвящена конкретному отделу с описанием задач, которые вы выполняли в его рамках. Внутри секций ведите ежедневные записи, как обычно. Это поможет сохранить структуру и ясно показать, как каждый отдел и этап работы влияли на общий процесс вашего обучения и получения опыта.