Внешний долг и его влияние на экономику России
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 14 + 14 источников
- Добавлена 25.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретические аспекты государственного внешнего долга
1.1. Государственный внешний долг и его правовая основа
1.2. Управление и государственным долгом и его роль в экономике
2. Структура внешнего долга Российской Федерации
2.1. Анализ внешнего российского долга
2.2. Перспективы сокращения государственного долга Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
рублей. Предоставлено же за это время будет 36,817 млрд. рублей ссуд и кредитов. За счет внешних источников финансирования за три года планируется привлечь 94,31 млрд. рублей, а погасить долги по ним на 457,952 млрд. рублей. В том числе в 2008г. за счет внешних источников будет привлечено 37,461 млрд. рублей, погашено – 193,227 млрд. рублей, в 2009г. – привлечено 28,175 млрд. рублей, погашено – 127,842 млрд. рублей, в 2010г. будет привлечено 28,675 млрд. рублей, погашено – 136,883 млрд. рублей. Во внешних источниках финансирования в 2008-2010гг. кредиты международных финансовых организаций составят 43,393 млрд. рублей, за это время будут погашены кредиты на 62,754 млрд. рублей. Кредиты правительств иностранных государство в 2008-2010гг. привлекать не планируется. Уже существующие кредиты будут погашены за это время на 79,777 млрд. рублей. Также Минфин в эту трехлетку не планирует выпускать еврооблигации, а уже находящиеся в обращении ценные бумаги будут погашены на сумму 171,111 млрд. рублей. Таким образом, в 2008-2010гг. за счет внутренних и внешних источников планируется привлечь 1,862 трлн. рублей, погашено по данным источникам будет 1,123 трлн. рублей.
Согласно проекту долговой политики Минфина РФ на 2008-2010гг. основной задачей министерства в этой сфере в ближайшие годы будет повышение ликвидности внутреннего долгового рынка. В связи с дефицитным характером бюджета на 2008-2010гг. за три года планируется разместить ОФЗ на 1,6 трлн. рублей (чистое привлечение 1,3 трлн. рублей). Объем внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, составит 2,62 трлн. рублей на конец 2010г. Также предполагается активнее использовать механизм государственных гарантий, особенно в отношении проектов, реализация которых требует активного участия государства; объем расходов, предусмотренных на 2008-2010гг., составляет почти 40 млрд. рублей. Объем внутренних заимствований согласно проекту не должен превышать 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре (цены на нефть на уровне ориентира или выше). Политика внешних заимствований предполагает получение кредитов у международных финансовых организаций на сумму порядка 510 млн. долларов в 2009г и 415 млн. долларов в 2010г. с сокращением общей суммы займов; привлечение денежных средств у правительств других государств, иностранных компаний и банков не предусмотрено. Совокупный государственный долг Российской Федерации в ближайшие годы не будет превышать 9% ВВП.
Многое предстоит сделать государству в части более активного вовлечения в орбиту государственного долга средств мелких инвесторов, прежде всего населения, удешевления и удлинения сроков государственных заимствований, совершенствования технологий выпуска и обращения ценных бумаг государства, которые совершают свои обороты вне системы электронного рынка, ослабления зависимости российского рынка государственного долга от поведения иностранных инвесторов.
Однако уже сейчас можно выделить основные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.
Во-первых, безусловное обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга. Для получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств, обеспечение равного доступа на рынок российских долговых обязательств инвесторов при сохранении эффективного контроля над вложениями нерезидентов в российские ценные бумаги. Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечили быстрое повышение суверенного кредитного рейтинга страны. Так, если к началу 2003 года долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов соответствовал «среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами», то к началу 2005 года все три ведущие международные рейтинговые агентства перевели Россию в инвестиционную категорию суверенного кредитного рейтинга. В октябре 2003 года и ноябре 2004 года такие решения были приняты Moody's и Fitch Rating, соответственно, а в январе 2005 года – и наиболее консервативным Standard & Poor's.
Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.
В-третьих, связь с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций. Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.
В-четвертых, обеспечение прозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков – потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. В течение 2003-2004 годов значительно повышена степень раскрытия информации об операциях Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг, государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, и нормативной базе, регулирующей осуществление внутренних заимствований, путем размещения всех данных на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. В данной связи в Бюджетный кодекс Российской Федерации целесообразно внести поправки, обязывающие Минфин России регулярно публиковать основную информацию о состоянии государственного долга Российской Федерации. Должны быть разработаны законодательные поправки в Бюджетный кодекс, ограничивающие применение непрозрачных схем по зачету налогов и других недоимок платежеспособным корпоративным структурам за погашение внешнего долга или наращивание зарубежных активов (выкуп долга, экспортные поставки в счет погашения долга или в счет государственного кредитования). Размеры такого кредитования не учитываются официально утверждаемыми в законе о федеральном бюджете параметрами государственного кредитования стран дальнего и ближнего зарубежья. Все это ослабляет складывающийся в последнее время механизм управления кредитной политикой, снижает роль Программы предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам.
В-пятых, осуществление институциональных преобразований системы управления внешним долгом. Эту проблему нельзя решить создав независимое агентство по управлению государственным долгом (Внешэкономбанк). Объединение сложных и многогранных задач управления госдолгом в единый комплекс требует серьезного усиления взаимодействия всех институтов, связанных с этими вопросами: Минфина России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанка, Банка России, Федерального Собрания, Счетной палаты. Необходимо также восстановить деятельность правительственной Комиссии по управлению внешним долгом и зарубежными активами, которая в последние годы практически не работала, фактически передав свои полномочия Минфину России.
Развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будет способствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга России как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу.
Заключение
Внешний государственный долг – это непогашенные прямые договорные обязательства органов государственного управления с фиксированным сроком перед нерезидентами (международными органами развития, зарубежными органами управления, иностранными банками и фирмами). К внешнему долгу относится задолженность: международным организациям развития, органам управления зарубежных государств, банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков. Пересчет в национальную валюту суммы долга, выраженного в иностранной валюте, производится по рыночному курсу, действующему на дату переоценки.
Внешние займы увеличивают финансовые ресурсы государства в момент их получения. Привлечение внешних займов может приводить к росту спроса государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели.
Однако займы иностранных государств и международных финансовых организаций могут использоваться на оплату импорта, для погашения ранее взятых займов и процентов по ним или направляться после конвертации в национальную валюту на финансирование расходных статей государственного бюджета, в частности на выплаты населению в виде пенсий, зарплаты работникам бюджетных организаций и т. д.
Выплата долга и процентов по его обслуживанию ведут к уменьшению величины валового внутреннего продукта, которая могла бы быть использована на социально-экономическое развитие страны.
Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств.
Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.
К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся: установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.
Список использованных источников
ФЗ №198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995
Белоусов Д. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. - №1. – 2006. – с.3-50.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 277 с.
Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
Воронин Ю.С. Управление государственным долгом / Ю.С. Воронин // Экономист.-2006. - №1. - с.58-67.
Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, 2006. - № 10.
Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - №3. – 2006. – с.22-30.
Борисов С.М. Новое о внешнем долге России // Деньги и кредит. - 2008. - № 8. - С.15-21.
Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ – 2007. – № 8 – с. 19-22.
Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО – 2007. - № 11.
Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - № 8. - С.13-26.
Стахович Л.В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом / Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская // Финансы и кредит.-2006.- №15. - с.56-63.
www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ
www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
Борисов С.М. Новое о внешнем долге России // Деньги и кредит. - 2008. - № 8. - С.15-21.
Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, 2006. - № 10.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 277 с.
Стахович Л.В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом / Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская // Финансы и кредит.-2006.- №15. - с.56-63.
Воронин Ю.С. Управление государственным долгом / Ю.С. Воронин // Экономист.-2006. - №1. - с.58-67.
Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ – 2007. – № 8 – с. 19-22.
www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ
Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - № 8. - С.13-26.
Белоусов Д. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. - №1. – 2006. – с.3-50.
ФЗ №198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995
www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ
Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО – 2007. - № 11.
2
1.ФЗ №198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995
2.Белоусов Д. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. - №1. – 2006. – с.3-50.
3.Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 277 с.
4.Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
5.Воронин Ю.С. Управление государственным долгом / Ю.С. Воронин // Экономист.-2006. - №1. - с.58-67.
6.Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, 2006. - № 10.
7.Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - №3. – 2006. – с.22-30.
8.Борисов С.М. Новое о внешнем долге России // Деньги и кредит. - 2008. - № 8. - С.15-21.
9.Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ – 2007. – № 8 – с. 19-22.
10.Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО – 2007. - № 11.
11.Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - № 8. - С.13-26.
12.Стахович Л.В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом / Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская // Финансы и кредит.-2006.- №15. - с.56-63.
13.www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ
14.www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
Вопросы и ответы
Какова правовая основа государственного внешнего долга?
Государственный внешний долг России базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и международных договорах.
Какое значение имеет государственный внешний долг для экономики России?
Государственный внешний долг играет важную роль в экономике России, поскольку позволяет привлекать иностранные инвестиции, финансировать развитие страны и осуществлять международные платежи.
Каким образом управляется государственный внешний долг?
Управление государственным внешним долгом осуществляется Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов и другими компетентными органами. Важным аспектом является контроль за платежеспособностью государства и эффективным использованием заемных средств.
Какова структура внешнего долга Российской Федерации?
Структура внешнего долга России включает государственные облигации, кредиты от международных финансовых организаций, банковские займы и другие заемные средства. Также важно отметить, что часть внешнего долга может быть долгосрочной, а часть - краткосрочной.
Какие перспективы сокращения государственного долга России?
Перспективы сокращения государственного долга России зависят от многих факторов, включая экономическую ситуацию в стране и мире, политическую стабильность, эффективность управления государственным финансами. Однако правильное планирование и управление бюджетными ресурсами, развитие экономики и привлечение инвестиций могут способствовать сокращению государственного долга в перспективе.
Какие теоретические аспекты государственного внешнего долга рассматриваются в статье?
Статья рассматривает государственный внешний долг и его правовую основу, а также управление государственным долгом и его роль в экономике.
Какая правовая основа у государственного внешнего долга?
Правовая основа государственного внешнего долга включает законы и международные договоры, регулирующие процесс его образования и выплаты.
Какова роль государственного долга в экономике?
Государственный долг играет важную роль в экономике, поскольку через его образование государство может привлекать необходимые средства для финансирования различных проектов и программ, а также поддержки экономического роста.
Какая структура внешнего долга Российской Федерации?
Структура внешнего долга Российской Федерации включает различные категории кредиторов, такие как международные организации, иностранные правительства и частные инвесторы. Она также может включать различные виды финансовых инструментов, такие как облигации и ссуды.
Каковы перспективы сокращения государственного долга Российской Федерации?
Перспективы сокращения государственного долга Российской Федерации зависят от различных факторов, таких как экономический рост, эффективное управление бюджетом и уровень государственных доходов. Однако сокращение государственного долга требует принятия соответствующих мер и политической воли со стороны государства.
Что такое государственный внешний долг и какова его правовая основа?
Государственный внешний долг - это общая сумма долгов государства перед иностранными кредиторами. В Российской Федерации основная правовая основа управления государственным внешним долгом закреплена Законом "О государственном внешнем долге", который определяет порядок привлечения и погашения внешнего долга, а также устанавливает права и обязанности государства в этой сфере.
Какая роль государственного внешнего долга в экономике?
Государственный внешний долг играет важную роль в экономике. Прежде всего, это источник финансирования для государства, который позволяет покрыть дефицит бюджета и финансировать различные проекты и программы. Кроме того, внешний долг способствует укреплению международных финансовых связей и повышению кредитного рейтинга государства.