Налоговое бремя и его распределение на монопольном и конкурентном рынке.
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 30.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Показатели налогового бремени предприятия
2. Понятие оптимального уровня налогообложения
3. Распределение налогового бремени
Заключение
Список использованной литературы
Кривые расходятся тем больше, чем ближе z к нулю, иными словами, чем ниже эластичность спроса. Таким образом, отсутствие свободы маневра у покупателей обусловливает резкое ухудшение их положения под воздействием налога.
Коль скоро «цена покупателей» РD увеличивается больше, чем на t, то не только она, но и «цена продавца» РS выше первоначальной, доналоговой цены Р. Это, однако, не означает, что для монополиста посленалоговая ситуация заведомо лучше доналоговой. Существенна не только цена, но и объем продаж (а он сокращается), и издержки (а они теперь включают налог).
Рис. 4. Распределение налогового бремени в условиях монополии
Что изменится, если отказаться от предположения о постоянстве предельных издержек? В обоих случаях предполагается одно и то же доналоговое равновесие E0 и специфический налог в размере t, так что линии МС и МС' проходят через точку А, а линии (МС + t) и (МС'+ t) - через точку В (см. рис. 5). Посленалоговое равновесие при постоянном значении МС достигается в точке E1, а при предельных издержках, соответствующих МС', - в точке E’1. Этим точкам отвечают "цены покупателей" РD и РD'. Хорошо видно, что, чем круче линия МС', т.е. чем менее гибко поведение монополиста, тем меньшее сокращение выпуска (с Q0 до Q1' ) вызывает налог. Соответственно тем меньше повышается цена (с Р0 до РD').
Рис. 5. Распределение налогового бремени в условиях непостоянства предельных издержек
Если предельные издержки уменьшаются с ростом продаж, сокращение выпуска и повышение цены приобретают, при прочих равных условиях, большие масштабы, чем при постоянстве предельных издержек (см. рис. 5).
Заключение
В данной работе была изучена тема «Налоговое бремя и его распределение на монопольном и конкурентном рынке».
Налоговое бремя можно рассматривать с двух позиций:
1) это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования.
2) в широком смысле слова - это бремя, налагаемое любым платежом.
Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.
Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа:
а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например налог с владельцев транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей;
б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо;
Налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда совпадают с реальным налоговым бременем, которое он вынужден нести и причина этого заключается в том, что вводимые налоги влияют на поведение продавцов и покупателей и, в конечном счете, на общее равновесие на рынке.
Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое и приводит к расхождениям между законодательно установленной сферой налоговых обязательств и экономической сферой действия налога. Причем на различных рынках это происходит по-разному. Об этом подробно было рассказано в третьей части работы.
В целом выполнение данной работы позволило расширить, систематизировать и закрепить теоретические знания по изложенной теме.
Список использованной литературы
Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 318 с.
Евстигнеев Е.К. Налоги и налогообложение. Краткий курс. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2007. – 254 с.
Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 864 с. (Сер. Президентская программа подготовки управленческих кадров.)
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2006. – 384 с.
Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005. – 704 с.
Теслюк Б.А. Оценка налогового бремени предприятия // Финансовый менеджмент №3 / 2004 // http://www.dis.ru – Издательская группа «Дело и Сервис»
Теслюк Б.А. Оценка налогового бремени предприятия // Финансовый менеджмент №3 / 2004 // http://www.dis.ru – Издательская группа «Дело и Сервис»
Теслюк Б.А. Оценка налогового бремени предприятия // Финансовый менеджмент №3 / 2004 // http://www.dis.ru – Издательская группа «Дело и Сервис»
Теслюк Б.А. Оценка налогового бремени предприятия // Финансовый менеджмент №3 / 2004 // http://www.dis.ru – Издательская группа «Дело и Сервис»
Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 864 с. (Сер. Президентская программа подготовки управленческих кадров.)
Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 318 с.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2006. – 384 с.
Евстигнеев Е.К. Налоги и налогообложение. Краткий курс. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2007. – 254 с.
Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005. – 704 с.
Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 864 с. (Сер. Президентская программа подготовки управленческих кадров.)
Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005. – 704 с.
Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 864 с. (Сер. Президентская программа подготовки управленческих кадров.)
Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005. – 704 с.
Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005. – 704 с.
Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 864 с. (Сер. Президентская программа подготовки управленческих кадров.)
2
2.Евстигнеев Е.К. Налоги и налогообложение. Краткий курс. 4-е изд., пере-раб. и доп. – СПб.: Питер, 2007. – 254 с.
3.Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 864 с. (Сер. Президентская программа подго-товки управленческих кадров.)
4.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – М.: Дело, 2006. – 384 с.
5.Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005. – 704 с.
6.Теслюк Б.А. Оценка налогового бремени предприятия // Финансовый ме-неджмент №3 / 2004 // http://www.dis.ru – Издательская группа «Дело и Сервис»
Вопросы и ответы
Что такое налоговое бремя предприятия и какие показатели его характеризуют?
Налоговое бремя предприятия - это доля доходов предприятия, которая уплачивается в виде налогов. Оно может быть выражено как отношение налоговых платежей к общим доходам или как отношение налоговых платежей к прибыли предприятия. Также налоговое бремя может быть измерено как процент налоговых платежей от стоимости выпуска продукции или услуг.
Что означает оптимальный уровень налогообложения?
Оптимальный уровень налогообложения - это такой уровень налогов, который максимизирует общее благосостояние общества. Он обеспечивает баланс между необходимостью получения государственного дохода и стимулированием экономического роста и развития. Оптимальный уровень налогообложения может зависеть от различных факторов, включая экономическую ситуацию, уровень доходов населения и социально-экономические цели государства.
Как распределяется налоговое бремя на монопольном и конкурентном рынке?
Распределение налогового бремени на монопольном и конкурентном рынке может отличаться. На монопольном рынке налоговое бремя чаще всего перекладывается на потребителей, так как монополист имеет большую власть и может повысить цены. На конкурентном рынке налоговое бремя может быть более равномерно распределено между производителями и потребителями, в зависимости от эластичности спроса и предложения.
Что происходит с положением покупателей при резком увеличении налога?
При резком увеличении налога и отсутствии свободы маневра у покупателей их положение может резко ухудшиться. Цена, которую они платят за товары или услуги, увеличивается больше, чем налоговая ставка. Это означает, что рост цен несоизмерим с увеличением налога, и покупатели вынуждены перенести большую часть налогового бремени.
Какие показатели определяют налоговое бремя предприятия на монопольном и конкурентном рынке?
На монопольном рынке налоговое бремя предприятия определяется по отношению к его доходу, так как монопольные предприятия имеют возможность контролировать цены и получать прибыль сверх нормальной. На конкурентном рынке налоговое бремя предприятия определяется по отношению к его выручке, так как конкурентные предприятия не имеют такой возможности контроля над ценами.
Что такое оптимальный уровень налогообложения?
Оптимальный уровень налогообложения – это такой уровень налогов, при котором достигается баланс между максимизацией государственных доходов и минимизацией негативных экономических последствий для предприятий и экономики в целом. Оптимальный уровень налогообложения может быть разным для разных стран и зависит от многих факторов, включая экономическую ситуацию, уровень доходов населения, структуру экономики и другие.
Как распределяется налоговое бремя на монопольном и конкурентном рынке?
На монопольном рынке налоговое бремя обычно распределяется между предприятием и потребителями. Введение налога на монополию приводит к увеличению цены продукта и снижению объема потребления, что отрицательно сказывается на благосостоянии потребителей. На конкурентном рынке налоговое бремя распределяется между предприятием и потребителями в зависимости от эластичности спроса. Если спрос эластичен, то большая часть налогового бремени падает на предприятие, если спрос неэластичен, то большая часть налогового бремени падает на потребителей.
Почему отсутствие свободы маневра у покупателей приводит к ухудшению их положения при налоговом бремени?
Отсутствие свободы маневра у покупателей означает, что они не имеют возможности выбирать другие товары или услуги, если цена на продукт увеличивается из-за налога. Это означает, что они будут вынуждены платить больше за этот продукт, даже если они не могут себе позволить. В результате, их положение ухудшается и их покупательская способность снижается.