Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 26.09.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. ЗПР как одна из форм недоразвития детей, особенности таких детей
1.2. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
Выводы по 1 главе
Глава 2. Проведение диагностики развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Цель, задачи и методики эксперимента
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. Сравнительный анализ изучаемых групп детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Статистическую значимость разности средних арифметических величин вычисляют по формуле:
Td = (M1 – M2)/√m1² + m2²,
Причем М1 и М2 – сравниваемые средние арифметические величины выборок N1 и N2, а m1² и m2² - квадраты ошибок средних величин.
Разность средних арифметических величин считается статистически значимой, если Td ≥ Тst.
Стандартное значение (Тst) определяется с учетом объема выборки (N) или числа степеней свободы (N = N1 + N2 – 2).
2) Оценка разности выборочных долей
Данный критерий применяется при оценке разности долей выборки, когда сравниваемые доли находятся в пределах 0,2 < р < 0,8.
Статистическую значимость разности долей выборки вычисляют по формуле:
Td = (p1 – p2)/ √ m1² + m2²,
где р1 и р2 – сравниваемые доли выборок N1 и N2, а m1² и m2² - квадраты ошибок долей.
Разность долей считается статистически значимой, если Td ≥ Тst.
Мы считаем, что подобранные нами методики позволят оценить основные свойства познавательной деятельности у детей, участвующих в диагностике.
2.2. Анализ полученных результатов
После проведения экспериментального исследования в двух группах детей старшего дошкольного возраста, нами были получены следующие результаты:
Результаты диагностики развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
Все полученные данные по проведенным методикам нами были занесены в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты диагностики развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
№ п/п Ф.И. ребенка «Найди отличия» «Найди и вычеркни» Объем внимания Изучение уровня произвольной памяти 1. Саша П. 2 балла 2 балла 3 балла 2 балла 2. Петя С. 2 балла 2 балла 3 балла 2 балла 3. Настя Б. 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл 4. Костя П. 3 балла 3 балла 3 балла 2 балла 5. Оля М. 3 балла 2 балла 2 балла 1 балл 6. Катя А. 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 7. Женя П. 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл 8. Ваня А. 2 балла 1 балл 3 балла 1 балл 9. Юра Г. 2 балла 1 балл 2 балла 1 балл 10. Лена З. 2 балла 1 балл 1 балл 1 балл Средний результат 2,1 балла 1,7 балла 2,3 балла 1,4 балла
Итак, исходя из данных, отмеченных в таблице можно говорить о следующих фактах:
1. После проведения методики «найди отличия» мы видим, что развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет некоторое отставание, но все же приближено к нормативному варианту развития. То есть можно сказать, что, не смотря на задержку психического развития, мышление у этих детей развивается, но естественно в том случае, если с детьми проводится коррекционная работа. Такие хорошие результаты по методике можно объяснить, скорее всего, тем, что дети посещают специальное ДОУ, где с ними проводится эффективная работа.
У двоих детей в данной группе даже определен высокий уровень развития мышления.
Средний балл по данной методике в группе – 2,1 балла.
2. По методике «найди и вычеркни», которая диагностирует развитие продуктивности и устойчивости внимания, получились намного хуже результаты, чем по предыдущей методике. Средний балл по группе всего 1,7, а такой низкий балл показатель того, что развитие продуктивности и устойчивости внимания в группе старших дошкольников с ЗПР развито плохо, не доходит до нормативного варианта развития.
Всего один ребенок (Костя П.) получил 3 балла за данную методику. Пятеро детей получили по 2 балла, четверо человек получили по 1 баллу – совсем низкий и плохой результат.
3. По методике «найди одинаковые предметы», которая направлена на изучение объема внимания, получены высокие результаты, это показывает хорошее развитие объема внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Средний балл в группе – 2, 3 балла. Четверо детей получили 3 балла – высокий уровень развития объема внимания; пятеро человек получили 2 балла – средний уровень объема внимания; и всего 1 ребенок получил 1 балл – низкий уровень развития объема внимания.
4. По методике изучения произвольной, также как и по методике «найди и вычеркни», получены очень низкие результаты. Средний балл по группе хуже, чем по всем остальным методикам – всего 1,4 балла. Четверо детей получили по 2 балла – средний уровень сосредоточения и устойчивости внимания у детей; и шестеро человек получили только по 1 баллу, что говорит о низком уровне развития памяти.
Таким образом, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития больше всего страдает развитие памяти и устойчивость и сосредоточение внимания, и на них следует обращать больше внимания при коррекционной работе с детьми..
Результаты диагностики развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития:
Полученные данные по проведенным методикам нами были занесены в таблицу 2.
Таблица 2. Результаты диагностики развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития
№ п/п Ф.И. ребенка «Найди отличия» «Найди и вычеркни» Объем внимания Изучение уровня произвольной памяти 1. Егор К. 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 2. Сережа Д. 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 3. Олег К. 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла 4. Оля Б. 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 5. Марина К. 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 6. Инна Р. 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 7. Даня Л. 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла 8. Маша П. 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла 9. Артем П. 3 балла 3 балла 2 балла 3 балла 10. Аня Я. 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла Средний результат 3 балла 2,6 балла 2,9 балла 3 балла
Таким образом, даже если не рассматривать отдельно каждую методику, виден тот факт, что у детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития отмечается нормальный уровень развития познавательной деятельности.
2.3. Сравнительный анализ изучаемых групп детей старшего дошкольного возраста
Сравнительный анализ результатов группы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и группы детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития показал, дети с ЗПР по своим показателям немного приближены по развитию познавательной деятельности к группе детей с нормативным вариантом развития (см. Гистограммы 1,2,3,4), но все равно имеют отставание в развитии.
Это говорит о том, что при правильно построенной коррекционной работе, дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития смогут приблизиться к нормативному варианту развития.
Гистограмма 1. Результаты по методике «Найди отличие»
Гистограмма 2. Результаты по методике «Найди и вычеркни»
Гистограмма 3. Результаты по методике «найди одинаковые предметы
Гистограмма 4. результаты по изучению уровня произвольной памяти
Рассмотрим обнаруженные особенности в развитии познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в группах с позиций Т-критерия Стьюдента:
Таблица 3. Различия в развитии познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития
Показатели методик Ср. знач. в группе 1 Ср. знач. в группе 2 Т-критерий Уровни значимости «Найди различия» 2,1 3 - 1,0402 0,026 * «Найди и вычеркни» 2,6 1,7 3,4751 0,002 ** Объем внимания 2,3 2,9 1,5312 0,03 ** Произвольная память 1,4 3 - 4,9111 0,000 ***
Обозначения:
Ср. знач. в группе 1 – в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Ср. знач. в группе 3 – в группе детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития
В группах детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей с нормативным вариантом развития значимые различия (при р<=0,001) обнаружены по всем методикам, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования - у детей с задержкой психического развития будет наблюдаться отставание в развитии познавательной деятельности.
Заключение
В заключение нашего исследования отметим еще раз, что большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и другие) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с ЗПР происходит иначе, чем у нормально развивающихся детей из-за слабости процессов торможения и возбуждения, что затрудняет образование сложных условных связей. У таких детей отмечается недостаточная познавательная активность, которая сочетается с быстрой утомляемостью и истощаемостью, что серьезно тормозит их обучение и развитие.
В своем исследовании мы выполнили поставленную перед нами цель исследования - показали особенности познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.
Подтвердили выдвинутую гипотезу - у детей с задержкой психического развития будет наблюдаться отставание в развитии познавательной деятельности.
И решили все задачи работы:
Изучили задержку психического развития как одну из форм недоразвития детей.
Проанализировали особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Провели диагностику развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Список литературы
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000. - 60 с.
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54-60.
Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1998. – 241 с.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. – 167 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – 167 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993. - 180 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993. – с. 36
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - с. 37
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993. - с.37
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – с.25
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – с.27
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54.
Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - с.43
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993. - с. 55
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993. – с.57
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - с. 58
Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1998. – с.112
Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1998. – с.114
Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1998. – с.114
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000. – с. 36-40
2
2.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54-60.
3.Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
4.Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1998. – 241 с.
5.Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. – 167 с.
6.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
8.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – 167 с.
9.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993. - 180 с.
10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеют дети с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей, таких как недостаточность интеллектуальных способностей, нарушения речи и коммуникативных навыков, ограниченность в социальной адаптации и поведении. Они могут испытывать трудности в усвоении новой информации, проблемы с концентрацией внимания и памятью, а также иметь отклонения в развитии мелкой моторики.
Какие особенности познавательной деятельности наблюдаются у детей с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития часто имеют сниженную познавательную активность и трудности в усвоении новых знаний. Их интересы и мотивация могут быть ограничены, что затрудняет обучение и развитие. Они могут испытывать трудности в анализе и синтезе информации, слабо развиты критическое мышление и способность к абстрактному мышлению.
Как проводится диагностика развития познавательной деятельности детей с задержкой психического развития?
Диагностика развития познавательной деятельности детей с задержкой психического развития проводится с помощью различных психологических тестов и методик. В процессе диагностики учитываются показатели интеллектуального развития, способности к анализу и синтезу информации, уровень развития речи и коммуникативных навыков. Также психологи обращают внимание на эмоциональную сферу и мотивацию ребенка.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: задержка психического развития является одной из форм недоразвития детей и сопровождается рядом особенностей, включая недостаточность интеллектуальных способностей, нарушения речи и коммуникативных навыков, ограниченность в социальной адаптации и поведении. Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития может быть снижена, с трудностями в усвоении новых знаний и анализе информации. Эти особенности необходимо учитывать при проведении диагностики и разработке педагогической поддержки для таких детей.
Какие формы недоразвития детей существуют?
Одной из форм недоразвития детей является задержка психического развития (ЗПР).
Чем отличается познавательная деятельность детей с задержкой психического развития от познавательной деятельности детей без ЗПР?
Познавательная деятельность детей с ЗПР отличается в том, что у них наблюдаются определенные особенности, такие как ограниченные когнитивные способности, трудности в усвоении новой информации и восприятии пространственно-временных отношений.
Как проводится диагностика развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР?
Диагностика развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР проводится с помощью специальных психологических тестов и наблюдений, которые позволяют выявить и оценить особенности и уровень развития познавательных функций.
Какие выводы можно сделать на основе первой главы статьи?
По результатам обзора психолого-педагогической литературы, мы можем сделать вывод, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют свои особенности в познавательной деятельности, связанные с недостатками в когнитивных способностях и трудностями в усвоении новой информации.
Какие особенности характерны для детей с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития обычно имеют ограниченные когнитивные способности, трудности в усвоении новой информации и в решении задач, а также могут испытывать трудности в восприятии пространственно-временных отношений.
Какие особенности имеют дети с задержкой психического развития?
Одной из форм недоразвития детей является задержка психического развития. У таких детей наблюдаются особенности, связанные с интеллектуальными, эмоционально-волевыми и коммуникативными функциями. Их развитие происходит медленнее, чем у детей с нормальным развитием. Они имеют проблемы со слухом, зрением, речью и моторикой. В связи с этим, у них могут возникать трудности в обучении и адаптации в обществе.
Какие особенности характерно проявляются в познавательной деятельности детей с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития имеют особенности в познавательной деятельности. Они могут испытывать затруднения в осуществлении внимания, памяти, мышления. У них могут быть проблемы с формированием представлений, анализа и обобщения информации. Также у них могут возникать трудности в сенсорных представлениях и восприятии окружающего мира. Они могут иметь трудности с речью и общением.
Как проводится диагностика развития познавательной деятельности детей с задержкой психического развития?
Диагностика развития познавательной деятельности детей с задержкой психического развития проводится с помощью различных психологических и педагогических методик. Она включает в себя оценку когнитивных функций, включая внимание, память, мышление, речь. Также проводится оценка сенсорных представлений и восприятия окружающего мира. На основе результатов диагностики разрабатывается индивидуальная программа коррекционной работы с ребенком.