Таможенный досмотр товаров и транспортных средств. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля: фактические и юридические основания, порядок проведения, оформление результатов.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 30.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
1.1.Общие положения о таможенном досмотре как форме таможенного контроля
1.2.Особенности таможенного досмотра товаров
1.3. Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления транспортных средств
Глава 2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля
2.1. Фактические и юридические основания
2.2. Порядок проведения и оформления результатов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Протокол личного досмотра подписывают должностное лицо таможенного органа, проводившее личный досмотр, понятые, иные лица, привлекавшиеся к проведению личного досмотра, и физическое лицо, в отношении которого проводился личный досмотр. В случае отказа лица, в отношении которого проводился личный досмотр, от подписи Протокола личного досмотра, об этом в нем делают соответствующую запись, которая заверяется подписями понятых.
Протоколы личного досмотра подлежат обязательной регистрации в Журнале регистрации протоколов личного досмотра нарастающим порядком с начала календарного года. Журнал и протоколы хранятся у дежурного по таможенному органу по месту проведения личного досмотра.
При возбуждении уголовного дела или заведении дела о нарушении таможенных правил подлинник Протокола личного досмотра приобщают к материалам соответствующего уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил; в таможенном органе остается его копия.
К Протоколу личного досмотра приобщаются предметы, добровольно выданные досматриваемым лицом; предметы, обнаруженные и изъятые в ходе личного досмотра; фотографические снимки и негативы, киноленты, аудио- и видеозаписи, выполненные в ходе личного досмотра; объяснения и заявления на отдельных листах досматриваемого лица, медицинского работника, специалиста, понятых; документально зафиксированные результаты наблюдений, измерений и исследований, а также применения лекарственных средств.
Предметы, добровольно выданные досматриваемым лицом, обнаруженные и изъятые у него в ходе личного досмотра, видео-, аудио-, фото-, кинопленку и другие вещественные доказательства упаковывают в отдельные пакеты и опечатывают. Пакеты должны быть заверены подписями понятых и должностного лица таможенного органа, проводившего личный досмотр.
При проведении личного досмотра не допускается унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица. Личный досмотр должен проводиться в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
Вред, причиненный имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, проводивших личный досмотр, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 190 Таможенного кодекса РФ). В случае правомерных действий должностных лиц таможенных органов вред возмещению не подлежит.
При необоснованной задержке отправления досматриваемого лица, связанной с проведением личного досмотра, должностные лица таможенных органов Российской Федерации обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие его отправку очередным рейсом.
Знание особенностей и правил проведения личного досмотра должно помочь физическим лицам, пересекающим таможенную границу, правильно себя вести и грамотно определять рамки допустимых действий должностных лиц таможенных органов.
Подводя итог, можно сказать, что личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, только при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением установленного порядка.
Решение о проведении личного досмотра принимается только начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом.
Исключительность данной формы таможенного контроля предопределяет необходимость осуществления должностными лицами таможенных органов таких действий как объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.
Заключение
В заключении подведем итоги:
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств представляет собой форму таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ). Исключения составляют случаи:- проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита); - проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ; - проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. О проведении таможенного досмотра таможенному досмотру товаров и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
- неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
- существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах).
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний может быть:
- основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
- повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров); направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
- идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
- досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием; досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
- досмотр со вскрытием всех грузовых мест; досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ).
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ). Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ).
Кроме этого, исследуемой нами теме - личному досмотру - посвящена статья 189 Таможенного кодекса РФ. Там мы сразу читаем о том, что личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля и он может быть проведен по решению начальника таможенного органа Российской Федерации или должностного лица, его замещающего. Слово "исключительная" применено не случайно. Одним из основных прав человека и гражданина, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, международным пактом по правам человека 1966 года и Конституцией России является право на личную неприкосновенность.
Правовое оправдание личного досмотра мы видим также в Конституции РФ, в статье 55: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина ... Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
При проведении личного досмотра не допускается унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица. Личный досмотр должен проводиться в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
Вред, причиненный имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, проводивших личный досмотр, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 190 Таможенного кодекса РФ). В случае правомерных действий должностных лиц таможенных органов вред возмещению не подлежит.
При необоснованной задержке отправления досматриваемого лица, связанной с проведением личного досмотра, должностные лица таможенных органов Российской Федерации обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие его отправку очередным рейсом.
Знание особенностей и правил проведения личного досмотра должно помочь физическим лицам, пересекающим таможенную границу, правильно себя вести и грамотно определять рамки допустимых действий должностных лиц таможенных органов.
Список использованных источников и литературы
I. Нормативные акты
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 24.07.2007) // Российская газета, N 106, 03.06.2003.
II. Литература
Анганзоров О. Личный досмотр //"Законность", N 2, 2005
Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. - М.: Росс. у-т дружбы народов, 2001.
Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право. Учебник для Г 12 вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2005. – 448 с.
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004
Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. СПб, 2000
Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной, Издательство "Норма", 2004
Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации под ред. А.Н. Козырина, Издательство "Проспект", 2004
Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации, под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. - "Норма", 2004 г.
Кормаков Г.А., Новый Таможенный кодекс РФ и правовые акты федерального органа исполнительной власти "Правосудие в Поволжье", N 2, 2003 г.
Корняков К.А., Новый этап развития таможенного дела в России // Законодательство и экономика, N 11, ноябрь 2003 г.
Международное право: Учебник. М., 1947.
Ноздрачев А.Ф., Правовые формы деятельности и взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами и таможенными службами зарубежных стран // Законодательство и экономика, N 8, 9, 10, 2004 г.
Основы таможенного дела/Под общ. ред. В.Г. Драганова. М., 1998.
Самойлов А.В. «Цепкая» таможня: проблемы совершенствования таможенного контроля // "Административное право и процесс", 2007, N 2
Сандровский К.К. Таможенное право. Киев, 1974.
Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного оформления // Право и экономика", 2005, N 12
Таможенное право: Учебное пособие // Под. ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 639 с.
Трошикна Т.Н. Личный досмотр. права и обязанности его участников // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2007
Трошкина Т.Н. Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческих целей (анализ действующего таможенного законодательства) // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006
Трошкина Т.Н. Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления транспортных средств (комментарии действующего законодательства) // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006
Трошкина Т.Н., Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004
Трошкина Т.Н., Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004
Трошкина Т.Н. Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления транспортных средств (комментарии действующего законодательства) // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006
телетайпограмма ГТК РФ от 28.04.2000 N Т-9204
письмо ГТК РФ от 07.03.2000 N 05-19/5781
телетайпограмма ГТК РФ от 21.12.1999 N Т-24774
Ноздрачев А.Ф., Правовые формы деятельности и взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами и таможенными службами зарубежных стран // Законодательство и экономика, N 8, 9, 10, 2004 г.
Трошкина Т.Н. Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческих целей (анализ действующего таможенного законодательства) // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006
Трошкина Т.Н. Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческих целей (анализ действующего таможенного законодательства) // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 200
Самойлов А.В. «Цепкая» таможня: проблемы совершенствования таможенного контроля // "Административное право и процесс", 2007, N 2
Анганзоров О. Личный досмотр //"Законность", N 2, 2005
Таможенное право: Учебное пособие // Под. ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 639 с.
зарегистрирован Минюстом России 16.04.1999 N 1756
зарегистрирован Минюстом России 26.12.1997 N 1441
Трошикна Т.Н. Личный досмотр. права и обязанности его участников // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2007
Трошикна Т.Н. Личный досмотр. права и обязанности его участников // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2007
2
2.Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. - М.: Росс. у-т дружбы народов, 2001.
3.Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право. Учебник для Г 12 вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2005. – 448 с.
4.Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004
5.Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. СПб, 2000
6.Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной, Издательство "Норма", 2004
7.Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации под ред. А.Н. Козырина, Издательство "Проспект", 2004
8.Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации, под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. - "Норма", 2004 г.
9.Кормаков Г.А., Новый Таможенный кодекс РФ и правовые акты федерального органа исполнительной власти "Правосудие в Поволжье", N 2, 2003 г.
10.Корняков К.А., Новый этап развития таможенного дела в России // Законодательство и экономика, N 11, ноябрь 2003 г.
11.Международное право: Учебник. М., 1947.
12.Ноздрачев А.Ф., Правовые формы деятельности и взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами и таможенными службами зарубежных стран // Законодательство и экономика, N 8, 9, 10, 2004 г.
13.Основы таможенного дела/Под общ. ред. В.Г. Драганова. М., 1998.
14.Самойлов А.В. «Цепкая» таможня: проблемы совершенствования таможенного контроля // "Административное право и процесс", 2007, N 2
15.Сандровский К.К. Таможенное право. Киев, 1974.
16. Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного оформления // Право и экономика", 2005, N 12
17.Таможенное право: Учебное пособие // Под. ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 639 с.
18.Трошикна Т.Н. Личный досмотр. права и обязанности его участников // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2007
19.Трошкина Т.Н. Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческих целей (анализ действующего таможенного законодательства) // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006
20.Трошкина Т.Н. Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления транспортных средств (комментарии действующего законодательства) // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006
21.Трошкина Т.Н., Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004
Вопрос-ответ:
Какие основания позволяют проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств?
Таможенный досмотр проводится на основании Правил проведения таможенного досмотра и Положения о таможенном досмотре товаров и транспортных средств. Он осуществляется для обеспечения выполнения таможенных законов и предотвращения незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Каков порядок проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств?
Порядок проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств определен Правилами проведения таможенного досмотра. Он включает такие этапы, как подготовка к проведению досмотра, сам досмотр, оформление результатов и принятие решений по результатам досмотра.
Какие формы таможенного контроля существуют?
Одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр, который может быть проведен с использованием технических средств контроля или без них. Также существуют другие формы контроля, такие как декларирование товаров, проведение таможенных проверок и ревизий.
Что такое личный досмотр и в каких случаях он применяется?
Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля и проводится в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что у лица, перемещающегося через таможенную границу, есть товары, предназначенные для незаконного перемещения. Личный досмотр проводится только при наличии официального разрешения и свидетелей.
Что необходимо оформлять по результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств?
Результаты таможенного досмотра товаров и транспортных средств оформляются в виде соответствующих актов: актов осмотра транспортных средств и актов осмотра товаров. В них указываются данные о проведенном досмотре, обнаруженных нарушениях и принятых мерах по результатам досмотра.
Какие являются фактические и юридические основания для проведения личного досмотра при таможенном контроле?
Фактические основания для проведения личного досмотра могут быть обнаружение признаков нарушения таможенного законодательства, подозрений в провозе запрещенных или ограниченных товаров, наличие информации о возможности совершения преступления в сфере таможенных отношений. Юридическим основанием является статья 308 Таможенного кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок проведения личного досмотра при таможенном контроле.
Каков порядок проведения личного досмотра при таможенном контроле и как оформляются его результаты?
Порядок проведения личного досмотра включает предъявление документа, удостоверяющего личность сотруднику таможни, проведение осмотра одежды и личных вещей, а также досмотра тела. Результаты личного досмотра оформляются протоколом, в котором указывается дата, место и время проведения досмотра, данные о сотруднике таможни, лице, на котором проводился досмотр, а также описание обнаруженных вещей или предметов, свидетельствующих о нарушении таможенного законодательства.
Какие особенности существуют при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления транспортных средств?
При перемещении через таможенную границу Российской Федерации необходимо соблюдать определенные правила и процедуры. Для таможенного оформления транспортных средств необходимо предоставить соответствующие документы, такие как таможенная декларация, документы на транспортное средство, документы, подтверждающие стоимость товаров и другие необходимые документы. Таможенные органы также могут проводить досмотр транспортных средств с целью выявления товаров, находящихся в них, которые могут быть предметами таможенного контроля.
Какие особенности существуют при таможенном досмотре товаров?
При таможенном досмотре товаров могут проверяться их количество, качество, состав, упаковка, маркировка и другие характеристики с целью определения соответствия объявленным данным и соответствия требованиям таможенного законодательства. В случае обнаружения нарушений проверяются документы, предоставленные для осуществления таможенных операций, а также осуществляется проверка документов на подлинность.