Культурная среда средневековой Персии и эстетико-выразительные особенности её архитектуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Эстетика
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 24.04.2007
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Развитие средневековой персидской архитектуры
ГЛАВА 2. Культовые сооружения
2.1. Мечети
2.2. Минареты
2.3. Мавзолеи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Их вязь сливается с мелким цветочным узором, а вертикальные линии переплетаются с изгибами растительных стеблей.
Превосходно декорированные резным стуком михрабы XIV в. сохранились в соборных мечетях Исфахана, Абаркуха, Бестама и других.
Рост декоративных тенденций вызвал развитие и широкое применение в архитектуре цветной декорации. Особенно известны иранские люстровые изразцы XIV в.
Самыми богатыми по рисунку и краскам были звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых по определенной системе выкладывались в интерьерах зданий большие панели.
На изразцах, служивших украшением светских построек, часто изображены различные сцены с фигурами людей и животных. Люстровые краски как бы светятся из-под глазури, что придает им особую мягкую тональность. Мерцание золотистых красок, иногда усиленное рельефом надписей и орнамента, сообщает узору своеобразную подвижность и почти сказочную красоту.
В XIV в. цветное убранство стало применяться и на стенах снаружи зданий. Появились новые технические и художественные приемы: узорная кладка из глазурованных и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение стены плитками расписной майолики и др.
Новые качества архитектуры XIV вв. ярко проявились в одном из лучших памятников иранского средневекового зодчества, мавзолее хана Олджейту в Сул-тании.
Это здание, возведенное между 1307- 1313 гг. мастером Ходжи Алишаком из Тебриза, представляет большую восьмиугольную трехъярусную постройку, увенчанную высоким вытянутым вверх и заостренным куполом, вершина которого расположена на высоте 52 м.
Огромный мавзолей, возвышаясь над крышами города, до сих пор определяет архитектурный силуэт Султании. Величественность художественного образа постройки достигнута гармонией пропорций и тонко найденным соотношением архитектурно-пластических и декоративных приемов.
Восьмигранный объем мавзолея трактован очень монументально. На гранях нижних двух ярусов прорезаны лишь невысокие стрельчатые входы и расположенные над ними узкие окна. Третий, верхний ярус облегчен аркатурой, выходящей в галерею, устроенную в толще стены по всему периметру восьмигранника.
Для подъема на галерею служат лестницы, помещенные в треугольных в плане пристройках, примыкающих к двум граням здания. Громадный купол был окружен восемью минаретообразными башнями, установленными над аркатурой третьего яруса на каждом углу постройки.
Арки и минареты пластически обогащают архитектуру здания и связывают ее с окружающим пространством. При общей уравновешенности и статичности композиции сопоставление стрельчатых контуров купола, ниш и арок вносит в архитектуру мавзолея момент динамики.
Абрис огромного купола повторяется в мерном ритме арок, расположенных по три на каждой грани, широкая посередине и две более узкие по сторонам. На нижней массивной части здания стрельчатый абрис дробит поверхность стены, возникая не только в контуре дверных и оконных проемов, но и в целой сети плоских декоративных ниш.
Важной новой чертой архитектуры мавзолея Олджейту является цвет на поверхности стен и купола мавзолея снаружи. Декоративность в архитектуре мавзолея Олджейту основана на контрасте ярких и блестящих цветных изразцов с охристой матовой поверхностью кирпичной кладки стен.
Нижняя часть постройки и столбы галереи украшены сравнительно скромно бирюзовыми плитками; в тимпанах арок галереи узор выложен изразцовой мозаикой синего и бирюзового цветов.
Верх восьмерика опоясывает широкий голубой сталактитовый карниз. Динамичный спиралевидный геометрический узор размещен на стволах минаретов и по низу купола. Нарастая кверху, цветовой аккорд завершался яркой, блестевшей в лучах солнца интенсивно голубой шапкой купола.
Колористическая насыщенность, не нарушая монументального характера композиции, придала архитектурному образу большую эмоциональную выразительность и подчеркнуто декоративный характер.
В интерьере зодчий решает в основном пространственную задачу. Здесь менее четко выражено членение на ярусы. Каждая из восьми граней помещения имеет высокую устремленную вверх стрельчатую нишу, внутри которой размещены вход и окна.
Ярус тромпов заменен широким сталактитовым карнизом, который образует мягкий переход к глубокой полусфере купола. Как и снаружи, стены интерьера, своды и купол покрыты диетным узором и надписями, исполненными росписью по штукатурке, а также изразцами. Цветным узором украшены также своды галереи, расположенной в верхней части постройки.
К XIV столетию монументальная архитектура Ирана достигла большого совершенства. Единая по строительным и художественным принципам, она вместе с тем отличалась своеобразием в различных областях и крупных городах страны.
В конце XIV-XV в. зодчество Ирана развивалось под сильным воздействием достижений архитектуры Самарканда и других городов Средней Азии. Из построек этого времени заслуживает особого внимания архитектурный комплекс в Мешхеде у могилы особо почитаемого имама Резы.
Сооруженные здесь культовые здания имеют огромные дворы, рассчитанные на тысячи богомольцев. Громадные айваны и стены этих построек покрыты богатейшим красочным узором.
Среди других особенно выделяется мечеть Гаухар-Шад, построенная в 1405-1417 гг., Кавамаддином Ширази, одним из крупнейших зодчих XV в., который работал в Мешхеде, а затем в Герате.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В искусстве средневекового Ирана декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью.
В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Ирана нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.
Персидские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.
Орнамент, играет  очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока вообще, и Ирана в частности. Он является одним из важных средств выражения художественного содержания.
К особенностям персидского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента, текста надписей, органично включенных в декоративный узор.
Средневековые архитекторы Ирана создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты, башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе, здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.
С VII-XV столетия средневековое иранское зодчество прошло большой путь развития, включавший периоды, как высокого подъема, так и временного ослабления, особенно в годы разрушительного вторжения кочевников.
На протяжении средних веков в Иране существовала монументальная живопись. Письменные источники свидетельствуют о создании еще в VIII- X вв. стенных росписей, изображавших сцены из эпоса и жизни феодалов. Памятников более позднего времени исследователям известно очень мало. Многие произведения искусства погибли при завоевании страны монголами.
Сохранившиеся памятники показывают крупные достижения иранских зодчих в разработке конструкций, в выработке пластически ясных архитектурных форм, в своеобразном решении синтеза монументальной архитектуры и декоративного орнамента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большая Советская Энциклопедия. Т. 19. – М.:, БСЭ, 1972. – 647 с. С. 441.
Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 2. – М.: Искусство, 1961. – 487 с.
Галеркина О.П. Архитектура и изобразительное искусство // БСЭ. Т. 10. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 590 с. С. 421.
Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М.: Просвещение, 1979 - 415 с.
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. – М.: Белый город, 2004. – 455 с.
История стран Азии и Африки в Средние века / Под ред. Л.В. Симановской. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 494 с.
История Ирана. – Киев-Москва.: Альтернатива-Евролиц, 2003. – 358 с.
Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. – М.: Искусство, 2005. – 507 с.
Пиотровский М.Б. Земное искусство – Небесная красота. Искусство ислама. – СПб.: АО Славия, 2000.- 359 с.
Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). – М.: Наука, 1989. – 248 с.
Шукуров Ш.М. Образ города в искусстве Ислама / Город и городская среда в мировой культуре. – М.: Прогресс, 1998. – 240 с.







История Ирана. С. 15.
Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). С.8.
Большая Советская Энциклопедия. Т. 19. – М.:, БСЭ, 1972. – 647 с. С. 441.
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. – М.: Белый город, 2004. – 455 с.,
Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). – М.: Наука, 1989. – 248 с.
История Ирана. – Киев-Москва.: Альтернатива-Евролиц, 2003. – 358 с.
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 202.
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 202.
Пиотровский М.Б. Земное искусство – Небесная красота. Искусство ислама. – СПб.: АО Славия, 2000. – 359 с. С. 11.
История Ирана.С.21.
История стран Азии и Африки в Средние века / Под ред. Л.В. Симановской. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 494 с. С. 299.
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 203.
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 204.
Там же . С. 205.
Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М.: Просвещение, 1979 - 415 с. С. 196.
Там же. С. 197.
Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М.: Просвещение, 1979 - 415 с. С. 198
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 208.

Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 208..
Галеркина О.П. Архитектура и изобразительное искусство // БСЭ. Т. 10. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 590 с. С. 421.
Галеркина О.П. Архитектура и изобразительное искусство // БСЭ. Т. 10. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 590 с. С. 421.
Пиотровский М.Б. Земное искусство – Небесная красота. Искусство ислама. С. 17.
Пиотровский М.Б. Земное искусство – Небесная красота. Искусство ислама. С. 17.
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 219.
Там же. С. 220.
Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 222..

Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. С. 223.













25


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Большая Советская Энциклопедия. Т. 19. – М.:, БСЭ, 1972. – 647 с. С. 441.
2.Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 2. – М.: Искусство, 1961. – 487 с.
3.Галеркина О.П. Архитектура и изобразительное искусство // БСЭ. Т. 10. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 590 с. С. 421.
4.Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М.: Просвещение, 1979 - 415 с.
5.Еникеева-Стародуб Т. Сокровища исламской архитектуры. – М.: Белый город, 2004. – 455 с.
6.История стран Азии и Африки в Средние века / Под ред. Л.В. Симановской. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 494 с.
7.История Ирана. – Киев-Москва.: Альтернатива-Евролиц, 2003. – 358 с.
8.Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. – М.: Искусство, 2005. – 507 с.
9.Пиотровский М.Б. Земное искусство – Небесная красота. Искусство ислама. – СПб.: АО Славия, 2000.- 359 с.
10.Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). – М.: Наука, 1989. – 248 с.
11.Шукуров Ш.М. Образ города в искусстве Ислама / Город и городская среда в мировой культуре. – М.: Прогресс, 1998. – 240 с.

Вопрос-ответ:

Какой был развитие средневековой персидской архитектуры?

Средневековая персидская архитектура развивалась с использованием эстетико-выразительных особенностей, таких как декорированные резным стуком михрабы, переплетающиеся вертикальные линии и изгибы растительных стеблей.

Какие культовые сооружения присутствуют в средневековой персидской архитектуре?

В средневековой персидской архитектуре присутствуют мечети, минареты и мавзолеи.

Где сохранились превосходно декорированные михрабы XIV века?

Превосходно декорированные резным стуком михрабы XIV века сохранились в соборных мечетях Исфахана, Абаркуха, Бестама и других.

Какие эстетико-выразительные особенности присутствуют в средневековой персидской архитектуре?

В средневековой персидской архитектуре присутствуют декорированные резным стуком михрабы, переплетающиеся вертикальные линии и изгибы растительных стеблей.

Какие сооружения имеются в средневековой персидской архитектуре?

В средневековой персидской архитектуре присутствуют мечети, минареты и мавзолеи.

Как развивалась средневековая персидская архитектура?

Средневековая персидская архитектура развивалась под влиянием различных культурных традиций, таких как арабская, греческая, римская и другие. Она сочетала в себе элементы исламского и предисламского искусства и отличалась высокой степенью декоративности и изящества.

Какие культовые сооружения были характерны для средневековой персидской архитектуры?

В средневековой персидской архитектуре распространены были различные культовые сооружения, такие как мечети, минареты и мавзолеи. Эти сооружения имели свои специфические архитектурные особенности и использовались для проведения религиозных обрядов и поклонения.

Какие особенности были характерны для мечетей средневековой Персии?

Мечети средневековой Персии отличались превосходной декоративностью и изысканностью. Наиболее впечатляющие мечети, построенные в Исфахане, Абаркухе, Бестаме и других городах, имели декорированные резным стуком михрабы XIV века, которые сливались с мелким цветочным узором и переплетались с изгибами растительных стеблей.

Какие были особенности минаретов в средневековой персидской архитектуре?

Минареты в средневековой персидской архитектуре служили не только навигационным ориентирам, но и символизировали религиозные и социальные функции. Они были высокими и стройными, с узорами и резьбой, которые придавали им красивый и величественный вид.

Какие были особенности мавзолеев в средневековой персидской архитектуре?

Мавзолеи в средневековой персидской архитектуре были важными культовыми сооружениями, предназначенными для погребения правителей или важных религиозных деятелей. Они отличались особой архитектурой и декоративностью, часто были украшены мозаикой и резьбой.

Как развивалась средневековая персидская архитектура?

Средневековая персидская архитектура развивалась под влиянием различных культур и стилей, таких как арабская, тюркская, греческая и другие. Важным элементом развития архитектуры было использование узоров и орнаментов, которые достигли своего расцвета в период 14-16 веков.

Какие культовые сооружения были характерны для средневековой Персии?

В средневековой Персии были характерны мечети, минареты и мавзолеи. Мечети использовались для совершения мусульманских молитв, минареты служили для вызова верующих на молитву, а мавзолеи были местами поклонения усопшим.