Экспериментальное исследование мыслительной операции синтез у УО младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 30 30 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 17.02.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Экспериментальное исследование мыслительной операции синтез у младших школьников с умственной отсталостью
1.1. Организационные аспекты экспериментального исследования
1.2. Анализ особенностей мыслительной операции синтеза у младших школьников с умственной отсталостью
1.3. Методические рекомендации по формированию мыслительной операции синтез у умственно отсталых младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литература
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фрагмент для ознакомления

У большинства школьников (75%) отмечаются низкие показатели синтеза в процессе сложения целостной фигуры из ряда элементов. Дети часто путались в выборе правильного элемента, долго не могли найти нужное место для элемента, а также не могли правильно присоединить к общей фигуре.
15% детей не выполнили задание, не смогли составить единое целое даже при участии взрослого. У таких детей уровень синтеза характеризуется как очень низкий.
У 10% детей отмечается средний уровень данного показателя, т.к. дети смогли выбрать необходимые элементы для создания целостной фигуры, однако допускали ошибки в правильном присоединении их.
Соотношение уровней сформированности операции синтез у младших школьников в соответствии с заданием «Сложение фигур» представлено графически.

Рис. 5. Показатели синтеза у младших школьников с умственной отсталостью (по методике «Сложение фигур»).

Результаты методики «Сложение фигур» показывают, что у младших школьников с умственной отсталостью отмечается низкий уровень сформированности показателей синтеза.
Для обобщения результатов исследования все средние показатели по выборке по всем методикам были представлены на рисунке.

Рис. 6. Показатели операции синтез у младших школьников с умственной отсталостью по результатам диагностического исследования

Обобщение результатов исследования позволило установить, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью отмечается низкий уровень сформированности операции синтез. Школьники, предварительно проанализировав фигуру, не могут безошибочно ее воспроизвести, допускают ошибки при создании целостного объекта. Все это свидетельствует о том, что аналитико – синтетическая деятельность умственно отсталых младших школьников сформирована низко, это отражается на учебной деятельности, усвоении учебного материала, в частности грамоты.

1.3. Методические рекомендации по формированию мыслительной операции синтез у умственно отсталых младших школьников

Проведенное исследование позволило составить методические рекомендации, направленные на формирование мыслительной операции синтез у младших школьников с умственной отсталостью. Основной рекомендацией является создание системы коррекционных занятий. На занятиях по формированию мышления выделены задачи, отражающие одновременно и этапность работы над формированием умения мыслительной деятельности у младших школьников:
1. Развитие наглядно-действенного и образного типа мышления: формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; формирования обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения.
2. Формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и алгоритма ее выполнения. Формирование метода проб как основного метода решения проблемно-поисковых задач.
3. Обучение детей воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, как целостную, опираясь на свой предметно-практический и социокультурный опыт.
4. Формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно.
5. Решение логических задач.
Выделенные задачи способствуют формированию мыслительной деятельности умственно отсталого школьника, в том числе и формированию операции синтез. При этом в качестве основных методов рекомендуется использовать:
- Игра. Использование данного метода основано на том, что игра является важнейшей деятельностью для детей дошкольного возраста. Несмотря на то, что игра дошкольников с умственной отсталостью может быть сформирована на существенно более низком уровне, все же ее элементарные проявления характерны для дошкольников. Поэтому игровой метод является в данной программе основным. Преимущественно использовались дидактические игры, режиссерские игры, подвижные игры и т.д.
- Методы арттерапии. Преимущественно в данной программе использовались элементы изобразительной деятельности. Цель данных упражнений – обогатить сенсорный опыт ребенка: восприятие цвета, формы, текстуры и т.д. Использование изобразительной деятельности в коррекционной работе обусловлено тем, что данная деятельность способствует развитию не только сенсорно – перцептивных процессов, но и творчества (воображения и творческого мышления) дошкольников. Кроме того, такая деятельность направлена на устранение недостатков личностного развития (агрессии, замкнутости и т.д.), что способствует и коррекции личности ребенка. Среди методов арттерапии использовались библиотерапия и сказкотерапия. На некоторых занятиях использовались элементы музыкотерапии: включались мелодии для детей, а также разучивались короткие песни. Использование данных методов направлено не только на коррекцию и развитие познавательных способностей, но и на обогащение представлений об окружающем мире.
- Упражнение. Использование данного метода обусловлено тем, что упражнение адаптировано для детей с умственной отсталостью. Упражнение можно использовать в любом возрасте, поэтому с детьми, имеющими умственную отсталость, использовались различные виды упражнений.
В процессе подбора специальных заданий на формирование операции мышления умственно отсталых школьников следует учитывать следующие аспекты:
- возрастные характеристики детей.
- особенности дефекта. Учет данного принципа основан на том, что специфика дефекта умственной отсталости не позволяет овладеть навыками познавательной деятельности, характерными для детей дошкольного возраста с нормальным интеллектом.
- уровень сформированности познавательных способностей. Учет данного принципа характеризует то, что в основе программы лежит диагностически выявленный уровень сформированности способностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Таким образом, мышление умственно отсталого ребенка имеет значительные отличия от мышления ребенка в норме. Овладение высшей формой мышления – словесно – логической – для детей с умственной отсталостью недоступно. Поэтому программа специальных (коррекционных) школ VIII рассчитана именно на особенности развития умственно отсталых детей, что позволяет сформировать у таких детей элементарные знания и представления об окружающем мире и успешно адаптироваться в соответствии со своими возможностями. Основное направление формирования мыслительной операции синтез у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью заключается в создании системы коррекционных мероприятий, занятий, которые будут направлены на повышение уровня сформированности всей мыслительной деятельности и остальных познавательных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все мыслительные операции у умственно отсталых младших школьников недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотносимым. Слабость обобщений— проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Кроме того, мышление умственно отсталых младших школьников отличается некритичностью, что значительно затрудняет контроль детьми собственной деятельности.
Разработанное и проведенное экспериментальное эмпирическое исследование позволило сделать вывод, что у умственно отсталых первоклассников несформированными являются мыслительные операции синтеза, что проявляется в несформированности способности создавать целое, воспроизводить проанализированные рисунки, объекты и т.д. У умственно отсталых детей младшего школьного возраста отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение даже простейших практически действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2 — 3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующей фигуре.
Младший школьный возраст является переходным к развитию у ребенка словесно – логических форм мышления. Этому способствует формирование мыслительных операций, и, прежде всего, операции синтеза, на которой формируются остальные мыслительные операции. Однако, как выяснилось, у школьников данной категории операция синтеза сформирована крайне низко. Дети неспособны к самостоятельному созданию объектов, тем более абстрактных. Все это обуславливает тот факт, что словесно – логическое мышление у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью не сформировано.
Выявленные нарушения операции сравнения требуют организации специальной системы обучения, направленной на развитие мыслительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому на основании проведенного исследования были сформулированы методические рекомендации, способствующие формированию как операции синтеза, так и мыслительной деятельности в целом.

Использованная литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. – М.: Владос, 2003
Основы специальной психологии. /Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986
Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 6
Краткая характеристика экспериментальной группы
№ п\п Имя Возраст Дошкольная подготовка Диагноз 1 Сережа С. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 2 Андрей П. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости, сочетанная с нарушением речи (заикание) 3 Коля Е. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 4 Миша С. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 5 Федя И. 8 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости, сочетанная с нарушением зрения (косоглазие) 6 Марина Г. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 7 Максим П. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 8 Паша Х. 8 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 9 Света Р. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 10 Оля Т. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 11 Слава К. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 12 Денис А. 8 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 13 Егор П. 8 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 14 Лида С. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 15 Артем П. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 16 Лиза Е. 8 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 17 Алиса У. 8 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 18 Даша Т. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 19 Эмилия К. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости 20 Вика Р. 7 Детский сад Неослож. форма умственной отсталости

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Стимульный материал к экспериментальным методикам

Методика «ОБВЕДИ КОНТУР»






Методика «Обведи контур»



Методика «Воспроизведи рисунки»




Методика «Вырежь фигуры»


МЕТОДИКА «Сложение фигур»


Методика «Пройди через лабиринт»













2

Использованная литература

1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
2.Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. – М.: Владос, 2003
3.Основы специальной психологии. /Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002
4.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986
5.Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18

Вопрос-ответ:

Какие аспекты включает экспериментальное исследование мыслительной операции синтез у младших школьников?

Экспериментальное исследование мыслительной операции синтез у младших школьников включает организационные аспекты, анализ особенностей этой операции у детей с умственной отсталостью и методические рекомендации по ее формированию.

Какие особенности мыслительной операции синтеза обнаружены у младших школьников с умственной отсталостью?

При проведении исследования были обнаружены особенности мыслительной операции синтеза у младших школьников с умственной отсталостью, некоторые из которых включают затруднения в абстрагировании, формировании образного мышления и слабую способность к творческому мышлению.

Какие методические рекомендации предлагаются для формирования мыслительной операции синтеза у умственно отсталых младших школьников?

Для формирования мыслительной операции синтеза у умственно отсталых младших школьников предлагаются такие методические рекомендации, как использование образцов и моделей для наглядности, поэтапное обучение, использование игровых форм обучения и активного привлечения детей к процессу обучения.

Какие организационные аспекты учитываются при проведении экспериментального исследования мыслительной операции синтеза у младших школьников?

При проведении экспериментального исследования мыслительной операции синтеза у младших школьников учитываются организационные аспекты, такие как выбор группы детей для исследования, составление программы эксперимента, разработка методик оценивания и анализ полученных данных.

Для какой категории детей проводится экспериментальное исследование мыслительной операции синтеза?

Экспериментальное исследование мыслительной операции синтеза проводится у младших школьников с умственной отсталостью, что позволяет изучить особенности этой операции у данных детей и предложить методические рекомендации для их образовательного процесса.

Какие аспекты организационные рассматривает глава 1 статьи?

Глава 1 статьи рассматривает организационные аспекты экспериментального исследования мыслительной операции синтез у младших школьников с умственной отсталостью.

Что такое мыслительная операция синтез?

Мыслительная операция синтез в данном исследовании является одним из основных объектов изучения. Эта операция представляет собой способность интегрировать и комбинировать различные элементы с целью получения новой информации или создания новых объектов.

Какие особенности обнаружены в мыслительной операции синтеза у младших школьников с умственной отсталостью?

Исследование выявило, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдаются особенности в выполнении мыслительной операции синтеза. Они имеют затруднения с комбинированием и интеграцией элементов, а также с созданием новой информации или объектов.

Какие методические рекомендации предлагаются по формированию мыслительной операции синтез у умственно отсталых младших школьников?

В статье предлагаются методические рекомендации по формированию мыслительной операции синтез у умственно отсталых младших школьников. Они включают в себя использование специальных заданий, игр и упражнений, направленных на развитие способности комбинировать и интегрировать элементы для создания новой информации или объектов.

Какие проблемы решает экспериментальное исследование, проведенное в статье?

Экспериментальное исследование, проведенное в статье, решает проблему изучения мыслительной операции синтеза у младших школьников с умственной отсталостью. Оно помогает определить особенности выполнения этой операции у детей с умственными отклонениями и предлагает методические рекомендации по ее формированию.

Какие аспекты организации экспериментального исследования были рассмотрены в первой главе статьи?

В первой главе статьи были рассмотрены организационные аспекты экспериментального исследования мыслительной операции синтеза у младших школьников с умственной отсталостью.

Какие особенности мыслительной операции синтеза были проанализированы в статье?

В статье были проанализированы особенности мыслительной операции синтеза у младших школьников с умственной отсталостью.