Преобразование таможенных органов в контексте современной административной реформы.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 01.04.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Современная административная реформа как инструмент преобразования таможенных органов
1.1.Общая характеристика государственных органов в контексте современной административной реформы
1.2.Цели и задачи современной административной реформы
1.3.Сроки и этапы реализации современной административной реформы
В административной реформе выделяются несколько этапов и сроков:
2.Таможенные органы как объект преобразований в контексте современной административной реформы
2.1.Общая характеристика таможенных органов в контексте современной административной реформы
2.2.Цели и задачи преобразований таможенных органов
2.3.Правовой аспект преобразований таможенных органов и проблемы их реализации
Заключение
Список использованной литературы
Правовые основы деятельности таможенных органов содержатся и в ряде подзаконных актах: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.
Контроль за таможенными органами передан теперь Правительству РФ, акты которого характеризуются высокой степенью нормативности. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителя ФТС. Оно организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Федеральная таможенная служба (далее ФТС) наделена правом принятия ведомственных нормативных актов по различным направлениям:
1) по установлению порядка,
2) по установлению формы,
3) по установлению требований.
ФТС вправе принимать нормативные правовые акты по другим вопросам, в установленной сфере деятельности только в случаях, если такие полномочия предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, а также па основании нормативных правовых актов Банка России.
Организационно-правовой гарантией легитимности подзаконных нормативных актов является соблюдение требований, установленных действующим законодательством.
Нормативно – правовой основой таможенного регулирования также являются решения Конституционного Суда РФ. В системе судебной практики его решения, безусловно, наиболее значимы и авторитетны, хотя в целом признание органов правосудия в качестве инстанции, способной устранять все пробелы и недочеты законодателя, недостаточно аргументировано. Конституционный Суд РФ опосредованно участвует в правотворческом процессе, его решения официально не именуются источниками права, хотя являются таковыми; они носят характер прецедента, так как содержат правила или указания, которым должны в дальнейшем следовать законодательные и иные органы. Решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Концепция развития таможенных органов Российской Федерации также играет существенную роль в совершенствовании таможенных органов.
Таким образом, в настоящее время в таможенных органах существуют основополагающие документы, которые четко определяет цели их развития и включают работу практически со всеми основными функциями.
Количество программ, направленных на развитие таможенных органов, вполне достаточно для того, чтобы поставленные в Концепции цели были достигнуты. Однако, на наш взгляд, могут возникнуть сложности с обеспечением сбалансированности и непротиворечивости программных мероприятий в виду их многочисленности и отсутствием четко обозначенных логических связей между ними.
Механизм выполнения любой программы предусматривает осуществление организационной и контрольной деятельности, обеспечивающей управление данным процессом путем планирования и контроля выполнения текущего плана работы ФТС России на соответствующий год.
Проблемы могут возникнуть с оценкой степени достижения целей программ в каждый момент времени, так как даже при полном выполнении некоторых мероприятий существует возможность несоответствия показателей конечных результатов запланированным значениям в связи с тем, что последние в большей степени могут зависеть от других мероприятий, которые не были выполнены; то есть номинальная оценка степени реализации программ может быть высокой, в то время в действительности цели достигнуты не были или были не в полной мере.
Управление процессом выполнения программ, а, следовательно, и корректировкой мер по их осуществлению осуществляют заместители руководителя ФТС России в соответствии с действующим распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями.
Так как целеполагание в управлении развитием является приоритетным для современной концепции менеджмента и относится не только к начальному этапу управления, но и ко всем его последующим этапам, то представляется необходимым усовершенствовать методику его реализации в аспекте определения зависимостей между целями.
Также, в силу многочисленности программных мероприятий и отсутствием четко обозначенных логических связей между ними у составителей программ могут возникнуть сложности с обеспечением их сбалансированности и непротиворечивости. Практика проведения реформы в 2003–2004 гг. выявила ряд серьезных проблем, препятствующих формированию системы управления, ориентированной на результат. Отсутствуют методики расчета показателей по ряду важнейших направлений деятельности ФТС. Отсутствует эффективная система сбора и обработки информации, необходимая для формирования достаточного набора целевых значений показателей результативности, система мониторинга их достижения.
Заключение
В основе административной реформы государственных органов лежит трехуровневая система: министерство – служба – агентство.
Результатом создания трехуровневой структуры должно стать не только сокращение числа правительственных учреждений и числа чиновников, но уменьшение и уточнение государственных функций.
Основными направлениями административно-государственного реформирования являются следующие:
1. Определение целей государственной политики с соответствующей ревизией функционального пространства государства.
2. Внедрение механизмов управления по результатам в публичном секторе.
3. Децентрализация и делегирование полномочий.
4. Ориентация на потребителя.
5. Изменение корпоративной культуры и стиля работы.
Модернизация исполнительной власти подразумевает отказ от централизованного отраслевого управления, госаппарат должен стать работающим инструментом реализации основных государственных функций власти.
С принятием в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ представляется возможным говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли».
Ранее центральный таможенный орган был подведомственен Министерству экономического развития и торговли РФ. В настоящее время руководство напрямую осуществляет Правительство РФ.
В связи с возвратом ФТС функции нормотворчества в ее структуре появилось новое звено Управление правового обеспечения законопроектной деятельности.
Ключевым аспектом повышения результативности таможенной деятельности становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти.
При всех положительных моментах, административной реформы связанных с оптимизацией государственных функций по контролю и надзору, вызывает обоснованное сомнение предлагаемое разграничение правовых категорий «контроля» и «надзора». Логика такого разграничения конечно очевидна, но она явным образом не стыкуется с теми научными разработками, касающимися рассматриваемых административно-правовых категорий.
В целом, основными результатами административной реформы явилось совершенствование законодательства, децентрализация власти. В части совершенствования деятельности таможенных органов: произошло изменение законодательства, и статуса ФТС России, которая подчинена теперь высшему органу исполнительной власти – Правительству, вернулась нормативная функция таможенных органов.
Дальнейшее преобразование таможенных органов видится через усиление системы контроля, создание полнофункциональной «электронной» ФТС, повышение профессионализма среди сотрудников таможенных органов.
Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты
Конституция РФ 1993 г. – М., 2010
Конституция Российской Федерации – М., 2009
Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // «Российская газета» 2003. - № 106
Федеральный закон РФ от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС Консультант Плюс 2010
Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003, № 50. Ст. 4850. С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. 2003, № 50. Ст. 4851 // С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // СЗ РФ 2004. - № 31. Ст. 3215 // С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
Федеральных закон РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» // СЗ РФ 1997. - № 30. Ст. 3586 // С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2007. № 40. Ст. 47; С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СЗ РФ 2006. - № 20. Ст. 2162
Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 //СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3569
Положение об Управлении правового обеспечения законно – проектной деятельности, утвержденное приказом ФТС России от 20 июня 2007 г. № 743 // СПС Консультант плюс 2010
Научная литература
Административные реформы в России: история и современность / под ред. Р.Н. Байгузина. – М., 2006
Лукьянчикова Л.В. Конституционно – правовое регулирование государственной гражданской службы РФ. // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007.
Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. М., 2008.
Научные статьи
Бакаева О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти и принципы их деятельности // Экономика. Социология. Право: Альманах. Саратов 2006. № 1.С. 102.
Жильцова О.Н. Административная реформа в России: некоторые аспекты целеполагания // Вестник Поволжской академии государственной службы 2008. - № 4 С. 11-15
Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. // Государство и право 2001. - № 3. С. 97
Медушевский А. Административная реформа в России. // Сравнительное конституционное обозрение 2004. - № 4. С. 156-161
Новиков, А. Б. Актуальные вопросы административного процесса в таможенном деле Российской Федерации //Правоведение. -2005. - № 1. - С. 169
Новиков А. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов РФ. // Таможенное дело 2007 - № 2. С. 3
Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: законодательный контекст // Труды Института государства и права РАН, № 2. 2006. С. 19
Павленко А. Применение программно – целевых методов в управлении развитием таможенных органов // Современные наукоемкие технологии 2007. - № 7 С.52-54
Шахмаметьев А.А. Роль судебной практики и доктрины в правовом механизме таможенного регулирования (на примере России и Франции) // Таможенное дело 2006. - № 1. С. 36-37
Учебная литература
Бекяшев И.А. Таможенное право. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 703с.
Косаренко Н. Н. Таможенное право: Курс лекций. М., 2006. – 315с.
Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. М., 2008. – 480с.
Таможенное право // Под ред. проф. О.Ю.Бакаева. – М.: Норма, 2008. – 560с.
Таможенный контроль. Учебник // Под общ. Ред. В.А. Шамахова. – М., 2006. – 429с.
Халипов С.В. Таможенное право.- М., 2008. – 450с.
Конституция РФ – М., 2010
Российская газета 2003. – 3 июня - № 106
СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945
СЗ РФ 2004. - № 31. Ст. 3215
СЗ РФ 1997. - № 30. Ст. 3586
См.: Медушевский А. Административная реформа в России. // Сравнительное конституционное обозрение 2004. - № 4. С. 156
Конституционное право. // Под ред. Лазарева В.В. – М., 1998. С..320
Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. // Государство и право 2001. - № 3. С. 97
Жильцова О.Н. Административная реформа в России: некоторые аспекты целеполагания // Вестник Поволжской академии государственной службы 2008. - № 4 С. 12
Лукьянчикова Л.В. Конституционно – правовое регулирование государственной гражданской службы РФ. // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007. С. 17
Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: законодательный контекст // Труды Института государства и права РАН, № 2, 2006. С. 19
Административные реформы в России: история и современность / под ред. Р.Н. Байгузина. – М., 2006. С.. 549.
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2007. № 40. Ст. 47
Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 //СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3569
См.: Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СЗ РФ 2006. - № 20. Ст. 2162
Таможенное право // Под ред. проф. О.Ю.Бакаева. – М.: Норма, 2008. С. 82
Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. М., 2008. С. 154
. См.: Косарепко Н. Н. Таможенное право: Курс лекций. М., 2006.С. 57.
См.: Бакаева О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти и принципы их деятельности // Экономика. Социология. Право: Альманах. Саратов 2006. № 1.С. 102.
Бюллетень нормативных актов 2005. - № 14
Бюллетень нормативных актов 2007. - № 41
Положение об Управлении правового обеспечения законно – проектной деятельности, утвержденное приказом ФТС России от 20 июня 2007 г. № 743 // СПС Консультант плюс 2010
СПС Консультант плюс 2010
Общий и специальный менеджмент: Учебник/ О6щ.ред.А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухин.- М., 2009. С.33.
Российская газета 1993 – 25 декабря. С изм. и доп.Конституция РФ – М., 2009
СЗ РФ. 2003, № 50. Ст. 4850.
СЗ РФ. 2003, № 50. Ст. 4851
СЗ РФ 2004. - № 31. Ст. 3215
СЗ РФ 1997. - № 30. Ст. 3586
См. ст. 13, 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // С3 РФ. 1997. №51. Ст. 5712).
Шахмаметьев А.А. Роль судебной практики и доктрины в правовом механизме таможенного регулирования (на примере России и Франции) // Таможенное дело 2006. - № 1. С. 36-37
Павленко А. Применение программно – целевых методов в управлении развитием таможенных органов // Современные наукоемкие технологии 2007. - № 7 С.53
3
Законы и иные нормативные акты
1.Конституция РФ 1993 г. – М., 2010
2.Конституция Российской Федерации – М., 2009
3.Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // «Российская газета» 2003. - № 106
4.Федеральный закон РФ от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС Консультант Плюс 2010
5.Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003, № 50. Ст. 4850. С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
6.Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. 2003, № 50. Ст. 4851 // С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
7.Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // СЗ РФ 2004. - № 31. Ст. 3215 // С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
8.Федеральных закон РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» // СЗ РФ 1997. - № 30. Ст. 3586 // С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
9.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2007. № 40. Ст. 47; С изменениями и дополнениями – СПС Консультант плюс 2010
10.Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СЗ РФ 2006. - № 20. Ст. 2162
11.Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 //СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3569
12.Положение об Управлении правового обеспечения законно – проектной деятельности, утвержденное приказом ФТС России от 20 июня 2007 г. № 743 // СПС Консультант плюс 2010
Научная литература
13.Административные реформы в России: история и современность / под ред. Р.Н. Байгузина. – М., 2006
14.Лукьянчикова Л.В. Конституционно – правовое регулирование государственной гражданской службы РФ. // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007.
15.Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. М., 2008.
Научные статьи
16.Бакаева О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти и принципы их деятельности // Экономика. Социология. Право: Альманах. Саратов 2006. № 1.С. 102.
17.Жильцова О.Н. Административная реформа в России: некоторые аспекты целеполагания // Вестник Поволжской академии государственной службы 2008. - № 4 С. 11-15
18.Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. // Государство и право 2001. - № 3. С. 97
19.Медушевский А. Административная реформа в России. // Сравнительное конституционное обозрение 2004. - № 4. С. 156-161
20.Новиков, А. Б. Актуальные вопросы административного процесса в таможенном деле Российской Федерации //Правоведение. -2005. - № 1. - С. 169
21.Новиков А. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов РФ. // Таможенное дело 2007 - № 2. С. 3
22.Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: законодательный контекст // Труды Института государства и права РАН, № 2. 2006. С. 19
23.Павленко А. Применение программно – целевых методов в управлении развитием таможенных органов // Современные наукоемкие технологии 2007. - № 7 С.52-54
24.Шахмаметьев А.А. Роль судебной практики и доктрины в правовом механизме таможенного регулирования (на примере России и Франции) // Таможенное дело 2006. - № 1. С. 36-37
Учебная литература
25.Бекяшев И.А. Таможенное право. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 703с.
26.Косаренко Н. Н. Таможенное право: Курс лекций. М., 2006. – 315с.
27.Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. М., 2008. – 480с.
28.Таможенное право // Под ред. проф. О.Ю.Бакаева. – М.: Норма, 2008. – 560с.
29.Таможенный контроль. Учебник // Под общ. Ред. В.А. Шамахова. – М., 2006. – 429с.
30.Халипов С.В. Таможенное право.- М., 2008. – 450с.
Вопрос-ответ:
Что такое современная административная реформа и как она связана с преобразованием таможенных органов?
Современная административная реформа - это процесс изменения и совершенствования государственных органов и их функций с целью повышения их эффективности и прозрачности. В рамках этой реформы таможенные органы также подвергаются преобразованию, чтобы лучше соответствовать современным вызовам и потребностям.
Какие цели и задачи ставятся перед современной административной реформой?
Основной целью современной административной реформы является повышение эффективности работы государственных органов, включая таможенные, а также улучшение качества предоставляемых ими услуг. Кроме того, реформа направлена на упрощение процедур и сокращение бюрократии, повышение прозрачности и открытости в деятельности органов власти.
Каковы сроки и этапы реализации современной административной реформы?
Сроки реализации современной административной реформы могут варьироваться в зависимости от конкретных задач и объема изменений, которые требуется внести. Что касается этапов, то обычно реформа проходит через такие стадии, как формулирование целей и задач, разработка и принятие соответствующих законодательных актов, проведение необходимых организационных и структурных изменений, а также контроль и оценка результатов реформы.
Почему таможенные органы являются объектом преобразования в рамках административной реформы?
Таможенные органы являются одним из ключевых элементов государственной системы контроля и регулирования внешнеэкономической деятельности. В связи с изменением мирового экономического порядка и технологического прогресса, необходимо преобразовывать таможенные органы, чтобы они соответствовали новым вызовам и задачам, таким как борьба с контрабандой и незаконной торговлей, облегчение торговли и таможенных процедур, а также повышение эффективности взаимодействия между таможней и бизнесом.
Какова роль современной административной реформы в преобразовании таможенных органов?
Современная административная реформа является инструментом для преобразования таможенных органов. Она позволяет оптимизировать и совершенствовать работу данных органов, а также повышать их эффективность и прозрачность.
Какие цели и задачи стоят перед современной административной реформой, касающейся таможенных органов?
Целями современной административной реформы относительно таможенных органов являются повышение эффективности и профессионализма их работы, сокращение возможных коррупционных проявлений, а также улучшение взаимодействия с предприятиями и гражданами.
Какие сроки и этапы реализации современной административной реформы возможны?
В административной реформе, в том числе в контексте преобразования таможенных органов, обычно выделяют несколько этапов и сроков реализации. Конкретные сроки и этапы зависят от конкретной стратегии реформирования и могут быть разными в каждом отдельном случае.
Какие особенности государственных органов в контексте современной административной реформы?
Государственные органы, включая таможенные, в контексте современной административной реформы должны стать более эффективными, ответственными и прозрачными. Они также должны обладать высоким профессионализмом и мотивацией сотрудников, а также учитывать интересы предприятий и граждан.
Почему таможенные органы являются объектом преобразования в рамках административной реформы?
Таможенные органы являются важной составляющей государственной системы. Преобразование этих органов необходимо для совершенствования их работы, повышения эффективности и прозрачности контроля за перемещением товаров через таможенную границу, а также сокращения возможных коррупционных проявлений.
Что такое современная административная реформа?
Современная административная реформа - это процесс изменений и преобразований, направленный на повышение эффективности работы государственных органов. В рамках данной реформы проводятся различные мероприятия, такие как оптимизация структуры органов, внедрение новых информационных технологий, улучшение качества государственных услуг и т.д.
Какие цели и задачи ставятся перед современной административной реформой?
Основной целью современной административной реформы является повышение эффективности и прозрачности государственных органов. Задачами реформы могут быть оптимизация структуры органов, сокращение бюрократии, улучшение качества государственных услуг, повышение ответственности госслужащих и т.д. В случае таможенных органов, одной из задач может быть борьба с контрабандой и незаконным перемещением товаров через границу.