Культура речи и эффективность общения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 09.04.2007
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Молодежь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы, вульгаризмы, диалектизмы и в какой-то мере жаргонизмы. Употребляются они как некий признак принадлежности к определенному «клану» возрастной группе. Применяются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего. Вряд ли кто-нибудь, употребляя модное в свое время словечко «клёво», подозревал, что оно давно известно в рязанских, владимирских, тамбовских говорах, обозначая в них «хорошо».
Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие.
Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы, как правило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь только с определенной целью, например в качестве выразительных средств, подчеркивающих отношение говорящего, но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конкретном случае.
Особого внимания требует использование еще одной значительной группы слов ограниченной сферы употребления терминологической лексики.
Термины это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п. Напомним, что понятие это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Как форма мышления понятие неразрывно связано с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в слове или словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научного знания.
Роль терминов в науке велика. Установлено, например, что представление об инерции уже было известно предшественникам Галилея. Но только с того момента, когда Галилей дал этому явлению название инерция, было уточнено само представление об инерции и понятие вошло в научный оборот. В целом ряде случаев переход от предположений и догадок к точному знанию совершается при помощи утверждения соответствующего термина. Вот почему все великие ученые уделяли особое внимание созданию и развитию научной терминологии.
Немалый вклад в становление российской терминологии внес М. В. Ломоносов. Ему принадлежат названия: северное сияние, земная ось, воздушный насос, удельный вес и др. Фиксируя время рождения того или иного термина, можно судить о развитии науки, ее проблематике, объектах исследования, о появлении новых научных направлений.
Вполне естественно, что термины довольно часто встречаются в речи людей разной специальности: инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда умело используют их, не задумываются над тем, понятны ли термины слушателям, не учитывают особенности восприятия семантики слова в звучащей речи. Различие в понимании содержания слов у отправителя и получателя снижает эффективность восприятия.
В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как следует понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения слов. Их используют лексикографы, составляя словари; преподаватели, обучая школьников, студентов; политики, дипломаты, юристы толкуя смысл документов, законов. Приемами объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своим выступлениям, к своей речи, заинтересован в повышении ее культуры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При рассмотрении вопроса культуры русского языка в разговорной и письменной речи, мы охватили большой спектр вопросов, непосредственно касающихся данной темы.
Само понятие «культура речи» не однороден и предполагает наличие многих признаков, отличительных черт и особенностей. В это понятие входит и литературный разговорный жанр, и устная разговорная речь, которая, в свою очередь, подразделяется на профессиональную, бытовую, публичную.
Сама лексика во всем ее многообразии по сути своей, по функциям призвана обогащать и украшать речь, поскольку она несет разнообразный эмоциональный и смысловой оттенок.
Однако, настоящее время преподносит большое количество примеров, когда междометия, заменяют не только второстепенные, но порой и главные члены предложения. При этом речь становится безликой, бессмысленной, непонятной.
Таким образом, происходящие перемены в речевом стиле приводят к возрастанию использования междометий, частиц, сленговых слов и выражений, особенно в молодежной среде.
Хочется верить, что это – детская болезнь, которая со временем уступает место более правильному, понятному и красивому языку.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградов С. И., Платонова О. В. и др. «Культура русской речи» М /Современник/1999- 322с.
Виноградов В.В. Очерки по истории литературного языка XVII-XIXвв. - М./Наука/1982.-261с.
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.- М./Высшая школа/ 1955- 258с.
Калинин А.В. Лексика русского языка. - М./Высшая школа/ 1978-392с.
Князькова Г.П. Лексика народно-разговорного источника в травестированной поэме XVIIIвека. // Язык русских писателей XVIIIвека. - Л./Лениздат/1981-278с.
Фомина М.И.Сложности разговорно-бытового общения. М/Просвещение/ 1998 -274с.
Шанский М.Н. Лексика русского языка М/МГУ/1995-189с.

Виноградов В.В. Очерки по истории литературного языка XVII-XIXвеков. - М./Современник/1982. С.47
Там же.
См:   Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.-М./Высшая школа/1955. С.114
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.-М./Высшая школа/1955. С.103
Калинин А.В. Лексика русского языка. - М./Высшая школа/ 1978. С.256
Фомина М.И.Сложности разговорно-бытового общения. М/Просвещение/ 1998 С.41
Калинин А.В. Лексика русского языка. - М./Высшая школа/1978. С.256
Князькова Г.П. Лексика народно-разговорного источника в травестированной поэме XVIIIвека. // Язык русских писателей XVIIIвека. - Л.,/Лениздат/1981 С.57
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.-М./Высшая школа/1955. С.69
Там же. С.88
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.-М.,Высшая школа/1955. С.85
Там же. С.96
Шанский Н.М. Лексика русского языка. М/МГУ/ 1995 С.70
Шанский М.Н. Лексика русского языка М./МГУ/1995. С.64
Виноградов С. И., Платонова О. В. и др. «Культура русской речи» М /Современник/1999 С.108













16

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Виноградов С. И., Платонова О. В. и др. «Культура русской речи» М /Современник/1999- 322с.
2.Виноградов В.В. Очерки по истории литературного языка XVII-XIXвв. - М./Наука/1982.-261с.
3.Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.- М./Высшая школа/ 1955- 258с.
4.Калинин А.В. Лексика русского языка. - М./Высшая школа/ 1978-392с.
5.Князькова Г.П. Лексика народно-разговорного источника в травестированной поэме XVIIIвека. // Язык русских писателей XVIIIвека. - Л./Лениздат/1981-278с.
6.Фомина М.И.Сложности разговорно-бытового общения. М/Просвещение/ 1998 -274с.
7.Шанский М.Н. Лексика русского языка М/МГУ/1995-189с

Вопрос-ответ:

Что такое культура речи?

Культура речи - это совокупность норм и правил, которые определяют языковое поведение человека в общении. Она включает в себя правильное использование слов, грамматики, интонации, жестов и других элементов коммуникации.

Почему молодежь начинает использовать слова, отличающиеся от общепринятой речевой нормы?

Молодежь, особенно подростки, в процессе поиска своего места в обществе и самоутверждения, часто применяют слова и словечки, которые отличаются от общепринятой речевой нормы. Они пытаются выделиться, показать свою принадлежность к определенной возрастной группе или сообществу.

Какие элементы разноплановой лексики могут использовать подростки в своей речи?

Подростки могут использовать различные элементы разноплановой лексики, такие как иностранные слова, профессионализмы, вульгаризмы, диалектизмы и жаргонизмы. Эти слова могут служить неким признаком принадлежности к определенной "клану" или группе сверстников.

В чем разница между вульгаризмами, диалектизмами и жаргонизмами?

Вульгаризмы - это слова или выражения, которые считаются грубыми или непристойными. Диалектизмы - это слова или выражения, характерные для определенного диалекта или наречия. Жаргонизмы - это специфические слова или фразы, используемые в определенной группе людей или профессиональной среде.

Как влияет культура речи на эффективность общения?

Культура речи играет важную роль в эффективности общения. Правильное использование слов, грамматики и интонации помогает передать свои мысли и идеи более точно и понятно. Кроме того, культура речи способствует формированию положительного впечатления о говорящем и улучшает взаимодействие с собеседниками.

Что такое культура речи?

Культура речи – это совокупность правил и норм, определяющих правильное и эффективное использование языка в общении. Включает в себя грамматическую правильность, логическую последовательность высказываний, умение адекватно и точно выразить свои мысли, уважение к собеседнику и прочие аспекты, влияющие на качество общения.

Как связана культура речи и эффективность общения?

Культура речи является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность общения. Корректное использование языковых средств, ясное и точное выражение мыслей позволяют легче и понятнее передать свои идеи и замысли. Кроме того, культура речи включает в себя элементы невербального общения (жесты, мимика, интонация), которые также влияют на эффективность общения.

Почему молодежь начинает использовать слова отличные от общепринятой речевой нормы?

Молодежь, особенно подростки, используют слова и выражения, отличающиеся от общепринятой речевой нормы, в целях самоутверждения и принадлежности к определенной группе сверстников. Употребление таких слов рассматривается как своеобразный признак принадлежности к определенному "клану" или возрастной группе.

Какие элементы речевой нормы используются молодежью?

Молодежь использует различные элементы речевой нормы, чтобы отличиться и выделиться среди сверстников. Среди таких элементов можно выделить использование иностранных слов, профессионализмов, вульгаризмов, диалектизмов и жаргонизмов. Они придают речи молодежи некий статус и обозначают принадлежность к определенной группе.