Психологическая оценка готовности детей к обучению в школе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 12.11.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Общее понятие готовности к школьному обучению
Глава 2. Проблема психологической оценки готовности детей к обучению в школе
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива».
Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.
По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.
Во время оценки психологической готовности с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.
Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.
Основная цель оценки психологической готовности ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.
Заключение
Итак, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Следует отметить, что диагностика дошкольников имеет большое значение в оценке психологической готовности к обучению в школе. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.
Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.
Еще раз отметим, что основная цель оценки психологической готовности ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей.
Таким образом, мы выполнили цель нашей работы - изучили психологическую оценку готовности детей к обучению в школе.
И решили все задачи работы:
1. Проанализировали общее определение «готовность к школьному обучению».
2. Проанализировали проблему психологической оценки готовности к обучению в школе.
Список литературы
Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1983. – 189 с.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. – С. 45-49
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 213 с.
Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – 675 с.
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., – 379 с.

Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1983. – с. 32.

Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1983. – с. 38

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. – С. 45-49

Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1983. – с. 42
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., – с. 114

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., – с. 116
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – с. 78

Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – с. 145

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – с. 78

Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1983. – с. 43
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – с. 96

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – с. 102













15

Список литературы
1.Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М., 1983. – 189 с.
2.Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. – С. 45-49
3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 213 с.
4.Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – 675 с.
5.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., – 379 с.

Вопрос-ответ:

Что такое готовность к школьному обучению?

Готовность к школьному обучению - это комплекс психологических, физических и социально-педагогических показателей, определяющих готовность ребенка к успешной адаптации и обучению в школьной среде.

Какие методики используются для психологической оценки готовности детей к школьному обучению?

Для психологической оценки готовности детей к школьному обучению применяются различные методики, включая коллективные и индивидуальные тесты. Например, методика «Домик» проводится коллективно в группах по 5 человек, а также проводятся индивидуальные методики, такие как «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника», «Да и Нет», «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового стиля поведения».

Какие показатели определяют готовность ребенка к школьному обучению?

Готовность ребенка к школьному обучению определяется комплексом показателей, включающих физическое развитие, общую умственную активность, самостоятельность, познавательные интересы, эмоционально-волевую сферу и социально-коммуникативные навыки.

Имеет ли готовность ребенка к школьному обучению влияние на его успех в будущем обучении?

Да, готовность ребенка к школьному обучению оказывает существенное влияние на его успех в будущем обучении. Ребенок, который хорошо подготовлен к школе, обладает необходимыми навыками и умениями, легче адаптируется к новым условиям и успешно справляется с учебной программой.

Каковы основные проблемы психологической оценки готовности детей к школьному обучению?

Одной из основных проблем психологической оценки готовности детей к школьному обучению является отсутствие единой и всесторонней методики, позволяющей объективно оценить готовность ребенка. Кроме того, возникают сложности с определением критериев готовности и соответствующих показателей, которые могут отличаться в зависимости от конкретного региона или образовательной программы.

Что такое психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школьному обучению – это комплекс психических характеристик ребенка, которые определяют его готовность к успешной адаптации и обучению в школе.

Какие методики используются для психологической оценки готовности детей к обучению в школе?

Для психологической оценки готовности детей к обучению в школе применяются различные методики, такие как "Домик", "Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»", "Да и Нет", "Звуковые прятки" и "Определение доминирования познавательного или игрового стиля общения".

Какие этапы включает собеседование для оценки готовности детей к обучению в школе?

Собеседование для оценки готовности детей к обучению в школе включает первый этап, на котором проводится методика "Домик" коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводятся методики: "Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»", "Да и Нет", "Звуковые прятки" и "Определение доминирования познавательного или игрового стиля общения".

Что такое методика "Домик" при оценке готовности детей к обучению в школе?

Методика "Домик" при оценке готовности детей к обучению в школе представляет собой коллективное проведение активной игры, где детям предлагается строить домики из различных элементов. Цель игры - оценить уровень развития логического мышления, воображения, внимания, координации движений и сооружательной активности у детей.

Какие характеристики определяют готовность ребенка к школьному обучению?

Готовность ребенка к школьному обучению определяется такими характеристиками, как развитие мышления, речи, внимания, воображения, памяти, эмоциональной сферы, мелкой и крупной моторики. Также важным фактором является возрастная зрелость ребенка и его способность к самостоятельной деятельности.