Методы дрессировки и методы воспитания. Сравнительный анализ.
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.04.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Метод дрессировки
Глава 2. Метод воспитания
Глава 3. Сравнение метода дрессировки и метода воспитания
Список литературы
Находясь в значительной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача - развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.
Дрессировка же, как мы отметили ранее, подразумевает выработку устойчивого целевого поведения, исключая обдумывание, осознанность. Результат: поведение, доведенное до автоматизма. При этом нет необходимости признавать наличие "разумности", "умственных способностей", "понимания", главных составляющих метода воспитания, необязательно даже предполагать, что "мотивация" представляет собой какую-то внутреннюю силу.
"Воспитание - это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать... Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность".
Основное внимание в воспитании уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий человека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать моральный выбор, обосновать его - одна из центральных задач научной методологии воспитания.
Нравственность – главное отличие воспитания от дрессировки, основанной на бездумном автоматизме. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. "Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни". Три фундаментальные добродетели - доверие, надежда, благодарность, - заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам.
В методе дрессировки таится угроза манипулирования человеком, воспитания человека-функционера.
Как сказала И.Кант, человека можно либо дрессировать, либо просвещать. Главная цель воспитания - научить думать. Воспитывать
надо личность, то есть свободно действующее существо, обладающее чувством собственного достоинства и сознательно налагающее на себя обязанности члена общества.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: М. 1994
4. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991
5. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт – Петербург, 2005
6. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. – М.: Прометей, 1992
7. Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание, поощрение. – М., 1985
8. Пидкасистый П.И. Педагогика: М.1996
9. Подласый И.П. Педагогика: М.2000
10. Прайор К. О дрессировке животных и людей
11. Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства
12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990
13. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М.1997
14. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998
15. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – М., 1994
16. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1994
17. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000
18. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2004
19. Кант И. Сочинения в шести томах— М., 1963
20. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.1986
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: М. 1994
4. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991
5. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт – Петербург, 2005
6. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. – М.: Прометей, 1992
7. Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание, поощрение. – М., 1985
8. Пидкасистый П.И. Педагогика: М.1996
9. Подласый И.П. Педагогика: М.2000
10. Прайор К. О дрессировке животных и людей
11. Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства
12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990
13. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М.1997
14. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998
15. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – М., 1994
16. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1994
17. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000
18. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2004
19. Кант И. Сочинения в шести томах— М., 1963
20. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.1986
Вопрос-ответ:
Какие методы используются при дрессировке?
В статье рассматриваются различные методы дрессировки, включая положительное и отрицательное подкрепление, штрафы и наказания, механическую стимуляцию и использование команд и сигналов.
Какие методы применяются в воспитании?
В методе воспитания акцент делается на развитие сознательной организационной структуры личности и способности анализировать, объяснять и принимать решения по моральным и социальным вопросам.
Какой метод эффективнее: дрессировка или воспитание?
Не существует однозначного ответа на этот вопрос, так как эффективность зависит от конкретных обстоятельств и целей. Однако, метод воспитания, нацеленный на развитие сознательности и самостоятельности личности, часто считается более продуктивным в долгосрочной перспективе.
Есть ли пересечения между методами дрессировки и воспитания?
Да, в некоторых случаях методы дрессировки и воспитания могут пересекаться, особенно в контексте использования подкрепления и наказания. Однако, основное различие заключается в том, что дрессировка фокусируется на формировании желаемого поведения, в то время как воспитание направлено на развитие личности в целом.
Какие источники использовались при написании статьи?
В статье были использованы идеи Дьюи, Пиаже и Кольберга, а также различные источники литературы по психологии и методам обучения и воспитания.
Какие методы дрессировки используются?
В статье описывается один метод дрессировки, который основывается на использовании наград и наказаний для формирования желаемого поведения у животных.
Какие методы воспитания предлагает статья?
В статье представлен метод воспитания, основанный на развитии сознательной организационной структуры личности, которая позволяет анализировать, объяснять и принимать решения по моральным и социальным проблемам.
В чём разница между методом дрессировки и методом воспитания?
Метод дрессировки основывается на использовании наград и наказаний, чтобы формировать желаемое поведение, в то время как метод воспитания направлен на развитие сознательной организационной структуры личности и способности анализировать и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам.
Какие авторы оказали влияние на концепцию воспитания, описанную в статье?
Авторы Дьюи и Пиаже значительно повлияли на концепцию воспитания, представленную в статье. Они считали, что воспитание должно направляться на развитие сознательной организационной структуры личности.
Какая цель ставится перед системой воспитания?
Цель системы воспитания, предложенной в статье, заключается в развитии у личности способности анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам.
Какие методы дрессировки существуют?
Существуют различные методы дрессировки, включая классическую кондиционированную рефлексную дрессировку, метод положительного подкрепления, метод негативного подкрепления и метод принудительного воздействия. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретной ситуации и требуемого результата.
Какие методы воспитания существуют?
Существует множество различных методов воспитания, включая авторитарный метод, пермиссивный метод, авторитетно-демократический метод и трансакционный метод. Каждый из этих методов имеет свои особенности и подходит для определенного типа личности и целей воспитания.