Творческое и репродуктивное мышление. Условия формирования творческого мышления

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 17 17 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.01.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Виды мышления
Глава 2. Условия формирования творческого мышления
Заключение
Список используемой литературы


Фрагмент для ознакомления

Речевой материал требует развития причинно-следственного мышления, формирования «чувства языка», умения композиционно выстраивать текст. В этом случае задания представлены в форме сказок, историй, стихов.
Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.
1. Конформизм – желание быть похожим на другого. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.
2. Цензура – внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать действия ребенка по любому поводу.
3. Ригидность – трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.
4. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек стремится решить проблему сразу, во что бы то ни стало, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.
Еще в 1620-х гг. французский философ Рене Декарт писал: «Для разыскания истины необходим метод». Он впервые разработал правила, которые помогали бы человеку разрешать научные проблемы. В XX в. разработка методов разрешения проблемных ситуаций продолжилась. Были описаны методы и приемы решения технических проблем, приемы литературного творчества. Среди них особую популярность завоевали метод «мозгового штурма», предложенный А. Осборном в 1937 г.; метод «синектики» У. Гордона (1950-е гг.).
В основе метода «мозгового штурма» лежала следующая мысль: процесс выдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни наши оценки часто сдерживают полет нашей фантазии и воображения, не дают смелым и новаторским идеям «прорваться» в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики в «мозговом штурме» помогает найти оригинальные решения. Обычно в методе «мозгового штурма» различают три фазы: разминки (около 5 мин), генерации идей (10 – 15 мин) и оценки идей. Во время разминки людям предлагают несложные, часто шуточные задания типа «Стоя на двух ногах, курица весит 2 кг; сколько она будет весить, стоя на одной ноге?», «Как перенести воду в решете?». Во время фазы «генерации идей» людям предлагается проблемная ситуация, нуждающаяся в разрешении. Всячески поощряются любые идеи, даже шуточные. Все идеи фиксируются. Обычно наиболее эффективно действует группа из 6 – 8 человек. На третьем этапе группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей и отбирает перспективные.
Метод «синектики» разрабатывался как модификация метода «мозгового штурма», но в процессе практического использования выяснилось, что он подходит не только для группового процесса решения, но и для индивидуального. В «синектике» используется основное свойство аналогий – сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложного объекта. Различают прямую, личную, символическую и фантастическую аналогии.
Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого объекта с хорошо знакомыми нам объектами и процессами. Особую ценность аналогия имеет тогда, когда предметы берутся совершенно из других областей знания или практической деятельности. Например, школьную перемену можно сравнить с водопадом, горной речкой, солнцем, тучкой. Если в первых двух случаях общие признаки лежат «на поверхности» (шум, грохот, суета, быстрое движение), в двух других случаях при поиске общего необходимо проявить изобретательность. К примеру, перемена похожа на солнце, так как она заряжает учеников энергией. Солнце тоже заряжает энергией все живые организмы на земле.
Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на место изучаемого объекта. Так, конструктор машины может себя представить в виде втулки или шестерни, архитектор моста – в виде несущей конструкции этого моста. При этом лучше осознаются силы, которые действуют на данный объект и отчетливо проявляются его сильные и слабые стороны.
Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать такие символы (знаки), которые лучше выражают его основные закономерности. Примером могут служить задания на нахождение предметов, символизирующих профессии: учитель, врач, водитель; исторические периоды развития страны.
Фантастическая аналогия предполагает сравнение исследуемых объектов со сказочными, фантастическими персонажами. Она позволяет сконцентрироваться на пока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках. Вполне вероятно, что мысль о самолете родилась на основе сказочного прототипа ковра-самолета (3, С. 93 – 98).
Заключение
Мышление – предмет комплексных, междисциплинарных исследований. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности.
Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.
Творческое мышление – мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.
Новая идея – всегда новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. (Так, А. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал имевшуюся информацию, заново систематизировал ее.)
Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью исследователя к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.
Список используемой литературы
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.: ил.
Немов Р.С. Психология. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
Психология, под ред. А.А. Ковалёва. – М.: Просвещение, 1966. – 452 с.
Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.











16

Список используемой литературы
1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.: ил.
2.Немов Р.С. Психология. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
3.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
4.Психология, под ред. А.А. Ковалёва. – М.: Просвещение, 1966. – 452 с.
5.Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.

Вопрос-ответ:

Что такое творческое мышление?

Творческое мышление - это способность генерировать новые и оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблем, видеть связи и взаимосвязи там, где другие их не замечают.

Какие виды мышления выделяются?

Выделяются два основных вида мышления - творческое и репродуктивное. Творческое мышление предполагает генерацию новых идей, решение нетипичных задач, а репродуктивное мышление - воспроизведение уже известных знаний и решение стандартных задач.

Какие условия формируют творческое мышление?

Формирование творческого мышления зависит от нескольких условий. Одним из них является развитие причинно-следственного мышления и формирование «чувства языка». Также важно развивать умение композиционно выстраивать тексты. В речевом материале можно использовать сказки, истории, стихи. Отрицательное влияние на творческое мышление оказывают внутренние преграды, такие как конформизм, фиксация на стандартных решениях, страх сделать ошибку и недостаток самоуверенности.

Какие барьеры мешают творчеству?

Психологи выделяют четыре внутренних барьера, которые могут мешать творческому мышлению. Первый из них - конформизм, то есть желание быть похожим на других и не выделяться. Второй барьер - фиксация на стандартных решениях, когда человек не ищет альтернативных вариантов. Третий барьер - страх сделать ошибку, который может парализовать усилия в поиске новых идей. И, наконец, четвертый барьер - недостаток самоуверенности, когда человек не верит в свои способности и не осмеливается выходить за рамки привычного.

Какие методы помогут развить творческое мышление?

Существует множество методов, которые помогают развить творческое мышление. Некоторые из них включают постановку нетипичных задач, обучение ассоциативным методам мышления, тренировку в генерации идей, развитие критического мышления и способности видеть связи между различными областями знаний.

Что такое творческое мышление?

Творческое мышление - это способность генерировать новые идеи, решать проблемы нетрадиционными способами, видеть скрытые связи и создавать новые концепции. Оно отличается от репродуктивного мышления, которое ориентировано на повторение уже известных знаний и решение стандартных задач.

Какие виды мышления существуют?

Существует несколько видов мышления: репродуктивное мышление, которое основано на повторении уже известных решений; продуктивное мышление, которое генерирует новые идеи и решения; абстрактное мышление, которое оперирует понятиями и абстрактными представлениями; логическое мышление, которое руководствуется формальными правилами вывода; интуитивное мышление, которое основано на неосознанных представлениях и ощущениях.

Какие условия необходимы для формирования творческого мышления?

Для формирования творческого мышления необходимы следующие условия: свободное пространство для экспериментирования и исследования; поддержка и одобрение окружающих; наличие интересных задач и вызовов; сильное мотивационное воздействие; наличие знаний и опыта; умение видеть связи между различными областями знаний; способность к риску и нестандартному мышлению.

Какие барьеры мешают творческому мышлению?

Существует несколько внутренних барьеров, которые могут мешать творческому мышлению: конформизм - желание быть похожим на других и соответствовать общественным нормам; страх сделать ошибку; ограниченное мышление, которое не видит альтернативных решений; отсутствие мотивации и интереса к проблеме; недостаток знаний и опыта в соответствующей области.

Как можно развивать творческое мышление?

Для развития творческого мышления можно использовать следующие методы: регулярное занятие творческими заданиями и упражнениями; чтение и изучение литературы по творческому мышлению; общение с интересными и креативными людьми; изучение различных областей знания и их взаимосвязей; проведение мозговых штурмов и дискussion'ов над проблемами; поиск нестандартных путей решения задач.

Что такое творческое и репродуктивное мышление?

Творческое мышление - это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения задач, развивать оригинальный подход к решению проблем. Репродуктивное мышление, в свою очередь, основано на воспроизведении и повторении уже известных идей и решений.

Какие виды мышления можно выделить?

В зависимости от способа работы с информацией можно выделить несколько видов мышления: аналитическое мышление, синтетическое мышление, рефлексивное мышление, логическое мышление, творческое мышление.