Состав и структура цены
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 29.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНЫ
1.1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ
1.2.ФУНКЦИИ ЦЕНЫ
1.3.ВИДЫ ЦЕН
2.СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНЫ
2.1.СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЦЕНЫ
2.2.СОСТАВ ОПТОВЫХ И РОЗНИЧНЫХ ЦЕН
2.3.ВЗАИМОСВЯЗЬ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ЦЕН
3.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
Заключение
Список использованной литературы
При этом прямые материальные затраты и прямая заработная плата представляют собой основные расходы.
Зарубежная практика учета затрат и себестоимости в значительной степени базируется на теории разграничения затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Объясняется это тем, что на предприятиях, работающих в рыночных условиях, часто возникают ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей. Подобные колебания влекут за собой изменения в объемах продаж. Это в свою очередь существенно влияет на уровень себестоимости продукции и, соответственно, на финансовые результаты.
К переменным затратам относят такие, величина которых меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают затраты на сырье, полуфабрикаты и основные материалы, комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату основных производственных рабочих и др.
К постоянным затратам относят такие, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают оплату труда административно-управленческого персонала, амортизацию, арендную плату, проценты по кредитам и др. Следует отметить важнейшую особенность постоянных затрат— с ростом объема производства они уменьшаются в расчете на единицу продукции. Именно поэтому при увеличении загрузки производственных мощностей и росте объемов продаж себестоимость отдельного изделия снижается, что в итоге приводит к росту массы прибыли предприятия.
Входящая в состав оптовых (отпускных) цен и тарифов прибыль предприятия (фирмы, организации) от реализации продукции определяется как разность между чистой выручкой от реализации продукции по оптовым ценам и тарифам, т.е. без учета налогов, платежей, отчислений и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.
При формировании цен прибыль должна определяться на единицу продукции. Общая сумма прибыли на предприятии образуется от реализации товаров и услуг. Прибыль бывает абсолютной (в стоимостном измерении) и относительной (в процентах к себестоимости продукции, товарообороту, основным фондам). Относительная прибыль более точно отражает финансовое положение предприятия. Уровень прибыли зависит от уровня цен, себестоимости, эффективности хозяйствования.
Для расширенного воспроизводства уровень рентабельности в промышленности должен достигать 25—30%, в сельском хозяйстве — 30-—40%, в розничной торговле и общественном питании — 5—10% товарооборота.
После уплаты налогов предприятия (фирмы) получают чистую прибыль, которая направляется в фонд накопления (для осуществления инвестиционных проектов, подготовки кадров) и фонд потребления (для социальных выплат и проведения мероприятий по социальному развитию).
Включенный в оптовые (отпускные) цены налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным и представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процессов производства продукции (товаров, услуг) и вносится в бюджет по мере их реализации.
Входящий в оптовые (отпускные) цены акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара и взимаемым с потребителя. Акциз устанавливается в первую очередь на деликатесные и ювелирные изделия, предметы роскоши, спирт этиловый, спиртосодержащую и алкогольную продукцию (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино натуральное и специальное, пиво), табачные изделия, нефть, газовый конденсат, автомобильный бензин, легковые автомобили, а также на отдельные виды минерального сырья. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной величине на каждую единицу названной продукции (товара).
Закупочные (оптовые) цены — это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроизводителями: совхозами, госхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных подсобных хозяйств) государственным и коммерческим организациям для потребления и переработки.
В состав закупочной (оптовой) цены входят издержки производства (себестоимость продукции), прибыль сельскохозяйственной организации, надбавки (скидки) к цене. В свободные закупочные отпускные цены посреднической организации дополнительно включаются издержки снабженческо-сбытовой (заготовительной, торгово-закупочной, оптово-посреднической) организации и ее прибыль.
При закупке зерна, картофеля, овощей, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов у сельских товаропроизводителей заготовительные, перерабатывающие, торговые и другие предприятия рассчитываются по закупочным ценам.
На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической продажи, в которых учитываются цены и количество продукции, реализованной по различным направлениям (заготовительным и торгово-закупочным организациям, по прямым связям с торговлей, на сельскохозяйственном оптовом рынке (ярмарке)). По закупочным ценам государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров у производителей для государственных нужд и для поддержания сельскохозяйственного производства. Реализация сельскохозяйственной продукции негосударственным (коммерческим, хозрасчетным) структурам, как правило, осуществляется по договорным закупочным ценам, устанавливаемым на основе соглашения сторон в зависимости от конъюнктуры рынка. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включаются налог на добавленную стоимость и акциз. Уровень закупочных цен зависит от уровня оптовых (отпускных) цен промышленной продукции, поставляемой сельскому хозяйству, тарифов на услуги, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения.
Розничные цены — это цены продажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сети индивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам, организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкими упаковками (партиями).
В состав розничной цены входят оптовая (отпускная) цена промышленности, торговые надбавки (наценки и скидки), представляющие собой издержки обращения торговых, заготовительно-сбытовых организаций и их прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.
Торговые надбавки (наценки) и скидки предназначены для покрытия расходов (возмещения издержек обращения торговых организаций) и образования необходимой прибыли.
Торговые надбавки (наценки) дифференцированы по отдельным товарным группам, географическим районам и устанавливаются (от 20 до 50% и более) самостоятельно торговыми предприятиями с учетом спроса и предложения, но не выше предельных величин, утверждаемых правительством республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанные торговые надбавки и скидки одновременно являются источником получения валового дохода в торговле. Ее прибыль равна разности между валовым доходом и издержками обращения.
Входящий в состав розничной цены акциз (по подакцизным товарам) представляет собой косвенный налог на потребителя. В перечень товаров, облагаемых акцизным налогом, включены в первую очередь престижные товары и предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили), спирт и винно-водочные напитки, пиво, табачная продукция, нефть, включая газовый конденсат, бензин (автомобильный).
Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе производства, обмена и продажи товаров (услуг), которая вносится в бюджет.
Взаимосвязь оптовой и розничной цен
Любая цена складывается из определенных элементов. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может изменяться. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Составы оптовой (отпускной) цены предприятия, оптовой (отпускной) цены промышленности и розничной цены приведены на рис. 3. Из представленной схемы следует, что в составах указанных цен имеется большое количество однотипных элементов — издержки и прибыль, косвенные налоги, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки (наценки) и скидки, в результате чего структура цены любого товара усложняется. Анализируя структуру цены выпускаемой предприятием продукции, можно определить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. Это позволит выявить резервы снижения себестоимости продукции, выработать ценовую стратегию, выбрать метод ценообразования, соответствующий цели предприятия.
Издержки производства (себестоимость продукции) Прибыль предприятия (фирмы) Надбавки (наценки) и скидки к цене Акциз Налог на добавленную стоимость (НДС) Издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации Прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации Налог на добавленную стоимость (НДС) Акциз Налог на добавленную стоимость (НДС) Издержки обращения торговых организаций Прибыль торговых организаций Снабженческо-сбытовая (оптовая) надбавка или оптово-сбытовая наценка (скидка) Торговые надбавки (наценки) и скидки Оптово-отпускная цена предприятия - цена изготовителя продукции Оптовая (отпускная) цена промышленности - цена закупки продукции с НДС посредников Розничная цена Рисунок 3. Формирование цен
Решение задачи
Условия задачи:
Себестоимость единицы продукции составляет 150 руб.
Рентабельность продукции составляет 40%;
Акциз на единицу продукции составляет 20 руб.;
Продукция облагается НДС по ставке 18%;
Оптовая надбавка посреднической организации составляет 15%;
Торговая надбавка составляет 30%.
Во-первых определим структуру цены предприятия изготовителя, которая включает в себя себестоимость, заложенную прибыль, акциз и НДС.
Исходя из рентабельности продукции рассчитаем прибыль на единицу продукции, которая определяется по формуле:
П = R*Сс/100,
где Сс – себестоимость продукции
П = 40%*150 / 100 = 60 рублей
НДС продукции взимается со всей стоимости продукции, включая себестоимость, прибыль и акциз:
НДС = (Сс+П+А)*18%
НДС = (150+60+20)*0,18 = 41,4 руб.
Таким образом цена производителя выглядит следующим образом:
Таблица 1. Структура цены для производителя
Показатель руб. структура Себестоимость 150 55,27% Прибыль 60 22,11% Акциз 20 7,37% НДС 41,4 15,25% Итого 271,4 100,00%
Следовательно, себестоимость продукции в цене производителя составляет 55%, прибыль – чуть более 22%, акциз – около 7,5%, а НДС – 15,25%.
Таким образом, оптово-отпускная цена производителя складывается из себестоимости в 150 руб., прибыли в 60 руб., акциза в 20 руб. и НДС в 41,4 рубля и равна 271,4 руб. за единицу продукции.
Розничная цена изделия включает в себя отпускную цену производителя, оптовую надбавку посреднической организации и торговую надбавку.
Определим размер оптовой надбавки, которая рассчитывается как:
ОН = ООЦ*Стон,
где ОН – оптовая надбавка
ООЦ – оптово-отпускная цена производителя
Стон – ставка оптовой надбавки посреднической организации
ОН = 271,4*0,15 = 40,71 руб.
Определим торговую надбавку, которая рассчитывается как надбавка к оптово-отпускной цене и оптовой надбавке:
ТН = (ООЦ+ОН)*Сттн,
где ТН – торговая надбавка
Сттн – ставка торговой надбавки
ТН = (271,4+40,71)*0,3 = 93,6 руб.
Таким образом розничная цена изделия рассчитывается как:
РЦ = ООЦ+ОН+ТН
РЦ = 271,4+40,71+93,6 = 405,74
Определим структуру розничной цены:
Таблица 2. Структура розничной цены
Показатель руб. структура Себестоимость 150 36,97% Прибыль 60 14,79% Акциз 20 4,93% НДС 41,4 10,20% Оптовая надбавка 40,71 10,03% Торговая надбавка 93,63 23,08% Розничная цена 405,74 100,00%
Следовательно, для розничного продавца себестоимость продукции уже составляет лишь 37%, прибыль сократилась до 15%, акциз – 5%. НДС – 10,2%. С другой стороны оптовая надбавка составляет 10%, а торговая надбавка – 23% от розничной цены.
Заключение
В работе было проведено изучение цены, ее структуры и составляющих, на основании которого можно сделать следующие выводы:
Цена является рыночной характеристикой товара; в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.
Цена в экономике выполняет ряд различных функций, начиная от учетно-измерительной функции и заканчивая социальной.
Существует множество видов цен, наиболее значимыми из которых являются оптовая цена, розничная цена, твердая, свободная цена.
Оптовая цена производителя включает в себя себестоимость продукции, прибыль, акциз (если товар подакцизный) и НДС.
Розничная цена состоит из оптовой цены производителя, оптовой и торговой надбавки.
Таким образом, изучение структуры цены позволяет управлять ее, т.е. большой удельный вес себестоимости продукции в цене говорит о ресурсоемкости продукции и при снижении цены конкурентами, у такокго предприятия конкурентные возможности снижаются, т.к. оно не имеет резервов снижения цены. Для предприятий, в структуре цены которых себестоимость занимает относительно небольшую долю, конкурентоспособность является наибольшей. Такие предприятия имеют возможность расширения своих позиций за счет снижения цены и завоевания большей доли рынка.
Следовательно, цена продукции является одним из эффективных инструментов политики предприятия.
Список использованной литературы
Баздникин А.С. Цены и ценообразование.: Учеб.пособ. - М.: Юрайт-Издат, 2006. – 332с.
Беляева И.Ю. Ценообразование: Учеб.пособ. 2-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 176с.
Беседина В.Н., Волкова Е.Е. Ценообразование: Учеб.пособ. – М.: Экономистъ, 2006. – 141с.
Бороздин Ю.В. Производство, предложение, затраты и цены в рыночной экономике. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2006. - №4. – с.26;
Губанов С. Закон стоимости и цены производства // Экономист. – 2007. - №9. – с.42;
Ивчиков Н.Н. Трансфертные цены в рыночной экономике // Финансовый менеджмент. – 2004. - №2. – с.109;
Литвинцева Г.П. Цены и рентабельность производства в отраслях российской экономики // Вопосы статистики. – 2005. – 36. – с.7;
Маренков Н.Л. Ценообразование. – М.: Национальный институт бизнеса, 2005 – 128с.
Матвеева А., Сумленный С. Ценовая фигура – замри. // Эксперт. – 2007. - №39. – с.30;
Понятие цены и ценообразования // Бюджетные организации. Экономика и учет. – 2005. - №11. – с.53;
Саламжанова И.К. Ценообразование: Учеб. – М.: КНОРУС, 2007. – 304с.
Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование.: Учеб.пособ. М.: ИНФРА-М, 2004. – 240с.
Сотников А.Н. Моделирование динамики и прогнозирования цены отдельного вида продукции // Вопросы статистики. – 2005. - №6. – с.76;
Фасхиев Х.А., Крахмалев А.В., Сыч С.А., Сафарова М.А. Методика назначения конкурентной цены изделия по его потребительским свойствам // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №1. – с.19
Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 560с.
Маренков Н.Л. Ценообразование, с.21
Маренков Н.Л. Ценообразование, с.23
Маренков Н.Л. Ценообразование, с.24
Беляева И.Ю. Ценообразование, с.25
Там же, с.25
Маренков Н.Л. Ценообразование, с.29
Баздникин А.С. Цены и ценообразование, с.65
Баздникин А.С. Цены и ценообразование, с.69
35
Закупочные цены
Цены на строительную продукцию
Тарифы на услуги, оказываемые населению
Тарифы на услуги транспорта
Розничные цены
Оптовые цены
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Оптовая цена предприятия без НДС
Торговая надбавка
Снабженческо-сбытовая надбавка
НДС
Акциз по подакцизным товарам
Себестоимость продукции
Прибыль предприятия
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС
Продажная цена оптового посредника
Розничная цена
1.Баздникин А.С. Цены и ценообразование.: Учеб.пособ. - М.: Юрайт-Издат, 2006. – 332с.
2.Беляева И.Ю. Ценообразование: Учеб.пособ. 2-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 176с.
3.Беседина В.Н., Волкова Е.Е. Ценообразование: Учеб.пособ. – М.: Экономистъ, 2006. – 141с.
4.Бороздин Ю.В. Производство, предложение, затраты и цены в рыночной экономике. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2006. - №4. – с.26;
5.Губанов С. Закон стоимости и цены производства // Экономист. – 2007. - №9. – с.42;
6.Ивчиков Н.Н. Трансфертные цены в рыночной экономике // Финансовый менеджмент. – 2004. - №2. – с.109;
7.Литвинцева Г.П. Цены и рентабельность производства в отраслях российской экономики // Вопосы статистики. – 2005. – 36. – с.7;
8.Маренков Н.Л. Ценообразование. – М.: Национальный институт бизнеса, 2005 – 128с.
9.Матвеева А., Сумленный С. Ценовая фигура – замри. // Эксперт. – 2007. - №39. – с.30;
10.Понятие цены и ценообразования // Бюджетные организации. Экономика и учет. – 2005. - №11. – с.53;
11.Саламжанова И.К. Ценообразование: Учеб. – М.: КНОРУС, 2007. – 304с.
12.Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование.: Учеб.пособ. М.: ИНФРА-М, 2004. – 240с.
13.Сотников А.Н. Моделирование динамики и прогнозирования цены отдельного вида продукции // Вопросы статистики. – 2005. - №6. – с.76;
14.Фасхиев Х.А., Крахмалев А.В., Сыч С.А., Сафарова М.А. Методика назначения конкурентной цены изделия по его потребительским свойствам // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №1. – с.19
15.Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 560с.
Вопрос-ответ:
Что такое цена?
Цена – это денежная сумма, которую потребитель или покупатель должен заплатить за товар или услугу.
Какова функция цены?
Основная функция цены заключается в регулировании спроса и предложения на рынке. Цена выступает в качестве сигнала для производителей о необходимости изменения объема производства, а также для покупателей о целесообразности покупки товара или услуги.
Какие виды цен существуют?
Существуют оптовые цены – устанавливаются для продажи товара оптовым покупателям, розничные цены – для конечных потребителей, а также специальные цены, как, например, акционные или сезонные скидки.
Каковы составные элементы цены?
Составными элементами цены являются прямые материальные затраты, прямая заработная плата, накладные расходы и прибыль.
Как связаны оптовая и розничная цены?
Оптовая цена является базисом для расчета розничной цены. Розничная цена формируется путем добавления наценки к оптовой цене, чтобы покрыть дополнительные расходы и получить прибыль.
Что такое цена и какова ее сущность?
Цена представляет собой денежную сумму, которую покупатель готов заплатить за товар или услугу. Сущность цены заключается в том, что она выражает стоимость товара или услуги и является основным фактором взаимодействия между продавцом и покупателем.
Какие функции выполняет цена?
Цена выполняет несколько функций. Во-первых, она служит сигналом рынку, отражая спрос и предложение. Во-вторых, цена определяет величину дохода продавца. В-третьих, цена регулирует распределение ресурсов между различными отраслями экономики.
Какие виды цен существуют?
Существуют разные виды цен в зависимости от характеристик товаров или услуг. Например, существуют оптовые и розничные цены, а также фиксированные и переменные цены. Кроме того, можно выделить такие виды цен, как рыночная цена, конкурентная цена, справедливая цена и другие, которые определяются конкретными условиями рынка.