Деловая игра как средство достижения поставленных задач
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 31.03.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие, сущность и виды деловых игр
2. Проведение, контроль и оценка деловых игр
Заключение
Список литературы
Статус человека в группе при организации социально психологического обучения будет зависеть от его реально роли, как мы отмечали выше, участие в нем лиц с высоким социальным статусом создает более благоприятные условия для социально-психологического обучения.
Динамика изменений в группе в результате социально-психологического обучения – деловой игры – будет состоять в том, что предмет будет вызывать изменения у каждого участника игры и в то же время (за счет его специфики) создаст условия для перестройки внутригрупповых отношений, т.к. качественно изменятся особенности индивидуального сознания каждого участника игры.
Различие ролевых целей при выработке решений – важный характеристический признак деловой игры. Однако различие ролевых целей, заложенных в сценарий, еще не означает, что в игре будет проявляться конфликтная ситуация. Различие ролевых целей выявляется только при решении общей задачи (проблемы), поставленной в игре и требующей взаимодействия ролей.
Конфликтная ситуация в деловых играх может создаваться и за счет несоответствия личных интересов участников которые могут идти вразрез (или совпадать) с ролевыми целями. Но в отличие от ролевых целей, которые специально задаются, вопрос о личных интересах участников игры остается всегда открытым.
Несовпадение игровых ролевых целей участников может быть достигнуто за счет реализации следующих условий:
различие материальных и временных ресурсов у игроков
неодинаковая ответственность участников игры за принимаемые решения;
неодинаковые критерии оценивания деятельности участников, принадлежащих к разным уровням иерархической структуры игрового комплекта;
соревновательный характер деятельности игровых групп;
процедуры взаимного оценивания принимаемых решений (поощрение одних ведет к наказанию других);
система внутригрупповых поощрений, независимых от общего руководства игрой.
Общей целью деловой игры является создание нового состояния всех ее участников. Цели игры не будут достигнуты без эмоционального напряжения участников деловых игр и управления им. Необходимо создать условия, чтобы участники по настоящему оказались вовлеченными в игру.
Для реализации управляемого эмоционального напряжения при организации деловой игры и ее проведении должны специально предусматриваться соответствующие условия и средства.
К таким условиям можно отнести:
создание конфликта за счет несовпадения функциональных (социальных) и игровых ролей всех участников игры;
обеспечение личной заинтересованности участников в определенном исходе игры;
выполнение психологических требований по подбору игровых групп, распределению ролей с ориентацией на индивидуально-личностные особенности участников;
наличие структуры деловой игры, позволяющей организовывать этапы обсуждения через создание меняющегося отношения к предмету игры;
подготовка преподавателя, его готовность к освоению нового для него содержания – управления деловой игрой.
Обычно в решении задач во время деловой игры мог быть три метода принятия решений:
варианты решения явно не заданы, их надо найти произвести выбор между ними;
альтернативы для решения даны – надо только произвести выбор между ними;
альтернатив для принятия решения нет, их надо продумать, а затем произвести выбор.
Обычно в учебных деловых играх оптимальное (правильное) решение известно руководству игры заранее, а задача участников игры так организовать процесс своей деятельности, чтобы достичь оптимального решения или приблизиться к нему.
Опыт проведения деловых игр показывает, что в них присутствует многоальтернативность самих решений. Она обусловлена сложностью заданий, прорабатываемых в игре, неполнотой справочной информации и пробелами в знаниях учащихся.
Заключение
Современные руководители, в какой бы сфере деятельности они ни работали, должны не только реализовывать профессиональные цели через коммуникативный потенциал персонала, но и обучать работников эффективному взаимодействию, коллективному принятию решений, генерированию идей, моделированию профессиональной деятельности для поиска наиболее конструктивных ее моделей.
Мир меняется так быстро, информация устаревает с такой скоростью, что даже специалисты не успевают приспосабливаться к переменам, которые сами же и вызывают своей инновационной деятельностью. Появляются новые опасности и угрозы не только для профессиональной карьеры, но и для благополучия людей в целом, возрастает суммарный риск. Чтобы его уменьшить, надо знать и уметь учитывать всю совокупность факторов риска на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу.
Современная система образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов открывает перед администраторами, возглавляющими коммерческие или государственные структуры, а также перед менеджерами по управлению персоналом широкий выбор, как философии обучения своих работников, так и способов развития критического и творческого мышления, анализа практических задач, методов разработки нововведений.
В новых экономических условиях целесообразнее не преподносить персоналу готовые факты из реальной жизни, а создавать условия, где каждый имеет возможность анализа этих «фактов» на основе диагностики ситуации, прогноза появляющихся тенденций, генерирования идей для решения проблем, разработки индивидуальных и коллективных проектов реализации новаций.
С этой целью и нужно использовать активные методы обучения и развития, такие как разнообразные деловые игры, анализ ситуаций, тренинги, позволяющие погрузить специалистов в активное контролируемое общение, где они могут проявить свою сущность (личностную и профессиональную) и взаимодействовать с другими специалистами, используя конструктивные модели и стратегии.
Проблема заключается, однако, в том, что многие руководители предприятий и их менеджеры по персоналу сами не владеют такого рода компетентностью, то есть спецификой инновационных методов обучения персонала и их преимуществами перед традиционными – чтением лекций и проведением семинаров. Отсюда – боязнь использования активных методов обучения, непонимание их значимости для развития персонала, отсутствие сведений по нормированию и оплате труда таких специалистов, невозможность контроля за результатами обучения.
Все сказанное свидетельствует о том, что, прежде чем требовать от персонала адекватности поведения и участия в разнообразных коммуникативных жанрах, необходимо самим организаторам производства овладеть знаниями о специфике новых методов обучения, их эффективности и направленности.
Вывод. Деловые игры и тренинги разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам прожить десятки условных лет в сжатой по времени и событиям профессиональной реальности. Именно в игровом проектировании и взаимодействии специалисты обретают навыки делового общения (участия в дискуссиях и переговорах, принятия коллективных решений в различных ситуациях с меняющейся системой, частью которой они являются, осуществления конструктивной критики и прогнозирования последствий, говорения и слушания, задавания вопросов и формулирования ответов, самопрезентации), развивают уверенность в себе, способность к гибким взаимоотношениям с деловыми партнерами.
Учебная цель занятия – развитие навыков конструктивной деловой коммуникации, адекватного ситуации поведения, выработка необходимого имиджа (через коррекцию используемых вербальных и невербальных средств), формирование необходимой психологической установки.
Психологическая установка – это устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования. Такая предрасположенность побуждает делового человека ориентировать свою деятельность и поведение в соответствии с вполне определенными формами ответной реакции на поступки других людей, что снижает степень неопределенности и повышает продуктивную профессиональную деятельность.
Список литературы
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.
Абчук В.А. Правила успеха. Уроки предпринимательства и менеджмента. СПб.: Речь, 2004. – 112 с.
Ньюстром Д.У.,Сканнел Э.Е. Деловые игры и современный бизнес. М.: Бизнес-школа, 2004. – 412 с.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПБ.: Знание, 2005. – 432 с.
Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и развития персонала. СПБ.: Знание, 2004. – 326 с.
Панфилова А.П. Психология переговоров, или как общаться и добиться успехов. Улан-Удэ, 2000. – 356 с.
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 2004 – 5 с.
Абчук В.А. Правила успеха. Уроки предпринимательства и менеджмента. СПб.: Речь, 2004 – 112 с.
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 2004 – 9 с.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПБ.: Знание, 2005. – 432 с.
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 2004 – 12 с.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПБ.: Знание, 2005. – 436 с.
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 2004 – 16 с.
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 2004 – 19 с.
22
2.Абчук В.А. Правила успеха. Уроки предпринимательства и менеджмента. СПб.: Речь, 2004. – 112 с.
3.Ньюстром Д.У.,Сканнел Э.Е. Деловые игры и современный бизнес. М.: Бизнес-школа, 2004. – 412 с.
4.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПБ.: Знание, 2005. – 432 с.
5.Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и развития персонала. СПБ.: Знание, 2004. – 326 с.
6.Панфилова А.П. Психология переговоров, или как общаться и добиться успехов. Улан-Удэ, 2000. – 356 с.
Вопрос-ответ:
Что такое деловая игра?
Деловая игра - это специально организованная ситуация, моделирующая реальные деловые процессы, в которой участники выполняют определенные роли и решают задачи в рамках определенных правил.
Какова сущность деловых игр?
Сущность деловых игр заключается в том, что они позволяют участникам на практике применять знания, навыки и умения, полученные в рамках обучения, а также развивают коммуникационные, лидерские и другие важные навыки.
Какие виды деловых игр существуют?
Существует несколько видов деловых игр: компьютерные деловые игры, ролевые деловые игры, интеллектуальные деловые игры и т.д. Каждый вид игр имеет свои особенности и применяется в определенных ситуациях.
Как проводится деловая игра?
Деловая игра проводится путем создания специальной ситуации, в которой участники разыгрывают роли и решают задачи. Организаторы игры предоставляют правила, определяют цели и задачи игры, а также осуществляют контроль и оценку результатов.
Как осуществляется контроль и оценка деловых игр?
Контроль и оценка деловых игр проводятся путем анализа результатов участников, определения соответствия их действий поставленным целям и задачам игры. Оценка может быть как количественной (по баллам), так и качественной (по достижению определенных результатов).
Какие задачи можно решить с помощью деловых игр?
Деловые игры могут помочь в достижении различных задач, таких как развитие коммуникационных навыков, решение проблем, развитие лидерских качеств, повышение уровня мотивации, обучение новым навыкам и т.д.
Какие виды деловых игр существуют?
Существует несколько видов деловых игр, включая симуляции, ролевые игры, стратегические игры, обучающие игры и т.д. Каждый вид игры имеет свои особенности и используется для достижения определенных целей.
Как проводятся деловые игры?
Проведение деловых игр зависит от их типа и целей. Обычно они проводятся в группе, где участники выполняют определенные роли или задания. Организаторы могут использовать различные материалы, модели или компьютерные программы для участия в игре.
Как контролируют и оценивают деловые игры?
Контроль и оценка деловых игр могут осуществляться путем наблюдения за участниками, анализа их решений и действий, а также обратной связи от организаторов и других участников. Оценка может быть основана на достижении поставленных задач, эффективности работы в группе и результативности принятых решений.
Какой статус человека в группе влияет на организацию социально-психологического обучения?
Статус человека в группе может оказывать влияние на организацию социально-психологического обучения. Участие лиц с высоким социальным статусом может создавать более благоприятные условия для обучения, поскольку их мнение и действия оказывают большее влияние на остальных участников.
Что такое деловая игра?
Деловая игра - это специально созданная ситуация, которая имитирует реальные деловые условия и предназначена для достижения определенных задач и целей. В ходе деловых игр участники развивают свои бизнес-навыки, принимают стратегические решения и учатся работать в команде.