Бюджетная реформа в России: первые шаги и возможные перспективы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Макроэкономика
  • 33 33 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 09.06.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1Федеральный бюджет как основной инструмент реализации государственной политики
1.1Понятие, экономическая сущность, назначение государственного бюджета
1.2Функции и значение Федерального бюджета
1.3Механизм осуществления государственной политики РФ
2Анализ эффективной реализации государственной политики (из Федерального бюджета за период 2004-2008)
2.1 Оценка приоритетов государственной финансово-бюджетной политики
2.2 Анализ Федерального бюджета за период 2004-2008 год
3Бюджетная реформа Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б

Фрагмент для ознакомления

В 2008-2010 годах непроцентныерасходы составят в среднем 18,0% ВВП против 16,0% в 20052007 годах.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году предусматривается направить:
в специальный фонд для эффективной работы по реформированию ЖКХ средства в объеме 250 миллиардов рублей;
300 миллиардов рублей на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других;
100 миллиардов рублей на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов;
130 миллиардов рублей в управление специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий.
Непроцентные расходы федерального бюджета возрастут в 2008 году на 1075,7 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом (закон). Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.
Расходы на национальную экономику в 2008 году по сравнению с текущим годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону – 137,6 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 108,3 млрд. рублей, на социальную политику – на 57,4 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность – на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ – на 22%.
В 2008-2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека. Изменение методологии МРОТ приводит к необходимости, начиная с конца 2007 года, поэтапного перехода на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня Единой тарифной сетке1.
В 2008-2010 годах продолжится реализация приоритетного национального проекта «Образование».
В среднесрочной перспективе продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2008-2010 годы будет являться повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составят в 2008 году 85,9 млрд. руб., в 2009 году – 91,5 млрд. рублей.
В 2007 году высокотехнологичная медицинская помощь будет оказана 170 тыс. человек, в 2008 году - 195 тыс. человек и в 2009 году – 220 тыс. человек. Расходы на эти цели за 3 года увеличатся в 1,5 раза.
Продолжится реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".
Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза в 2008 году и в 1,4 раза – к 2010 году.
Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры.
Расходы федерального бюджета на дорожное хозяйство по оценке составят в 2008 г. более 249,0 млрд. рублей, а в 2009 г. - более 260 млрд. рублей.
В соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.)" в 2008-2009 гг. будет построено 9,3 тыс. км. автодорог, проведена реконструкция и ремонт 45,5 тыс. км. автодорог.
Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составляет: в 2008 году – 671,4 млрд. рублей, в 2009 году - 724,0 млрд. рублей, в 2010 году – 499,1 млрд. рублей.
Предусмотрены средства для повышения устойчивости обеспечения населения и экономики электроэнергией. В 2008-2009 гг. из федерального бюджета в уставные капиталы системообразующих организаций электроэнергетики ("Федеральная сетевая компании Единой энергетической системы", "Федеральная гидрогенерирующая компания", "Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы") будет направлено 30,0 млрд. рублей в 2008 году и 60,0 млрд. рублей в 2009 году.
Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения. В целом на поддержку авиационной сферы в 2008-2010 годах будет направлено 21,3 28,4 и 34,1 млрд. руб. соответственно. На поддержку судостроения в 2008-2010 годах будет направлено 2,1 2,9 и 4,4 млрд. руб. соответственно.
В полном объеме будет финансироваться демографическая программа. Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, составят: 43,9 млрд. рублей - в 2008 году; 47,6 млрд. рублей - в 2009 году; более 90 млрд. рублей - в 2010 году (с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала)1.
Трансферты внебюджетным фондам возрастут с 3,5% ВВП в 2007 году до 4,1% ВВП в 2010 году, расходы на общегосударственные вопросы сократятся с 2,1% до 1,8%, на национальную экономику – с 1,6% до 1,2%.



Заключение


Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта [9].
Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально – экономическую роль в стабилизации переходного периода.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.


Список использованной литературы



Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.- 412 с.
Доклад всемирного банка об экономике России (июнь 2007)//обществоИЭ.-2007.-№5-6.-с.74-103
Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9
Портнов А. На развалинах- бюджет России [о проблемах российской экономики] /А.Портнов//Молодая гвардия.-2006.-№11/12.-с.198-199
Алиев А.Б. Финансы. Книга 2. Москва: «Ади-ЛАТ».-2005.- 399 с
Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Б. Малинина.- М.: «Эксмо-Пресс».- 2006.- 639 с.
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.М.-2003.- с. 325
Деточкина Д.И. Государственный бюджет. М.: Финансы и статистика, 2006. 239 с.
Носков А.И. Государственный бюджет. Переработанной издание. Москва: «Прогресс».- 2007. -259 с.
Расчеты доходов и расходов // под редакцией Морозовой Т.А.-Москва.-Эксмо Пресс.-2004.- 508 с.
Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сборник/ Росстат.-М.,2006,-806 с.
Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 426 с.



Приложение А

(справочное)

Распределение доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы в 2005 году

Таблица 3 – Распределение доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы в 2005 году
Федеральный бюджет (млрд.руб.) Консолидированные буджеты субъектов РФ (млрд.руб.) Доходы- всего
из них: 5127,2 2999,9 Налог на прибыль организаций 377,6 955,3 Налог на доходы физических лиц 0,0 707,0 Единый социальный налог 267,5 0,4 Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1025,7 0,1 на товары, ввозимые на территорию РФ 446,5 - Акцизы по продакцизным товарам (продукции): производимым на территории РФ 89,5 146,6 ввозимым на территорию РФ 17,6 - Налоги на совокупный доход - 71,7 Налоги на имущество 0,0 253,1 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 872,3 56,3 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 9,8 33,2 Доходы от внешнеэкономической деятельности 1680,9 - Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 80,3 154,9 Платежи при пользовании природными ресурсами 57,9 15,1 Безвозмездные поступления 86,6 442,3 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 56,2

Приложение Б

(справочное)

Доходы Федерального бюджета Российской Федерации за 2002 год

Таблица 4 – Доходы Федерального бюджета Российской Федерации за 2002 год

сумма Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, % Налоговые доходы, всего 1 726 310 100,0 81,21% Налог на прибыль 207 443 700,0 9,76% Налог на игорный бизнес 1 009 200,0 0,05% Налог на добавленную стоимость 773 508 000,0 36,39% Акцизы 224 815 000,0 10,58% Лицензионные и регистрационные сборы 804 100,0 0,04% Налог на покупку иностранных денежных знаков 1 849 400,0 0,09% Налоги на совокупный доход 5 677 600,0 0,27% Налоги на имущество 920 000,0 0,04% Платежи за использование природными ресурсами 183 715 700,0 8,64% Таможенные пошлины 324 108 900,0 15,25% Прочие налоги, пошлины и сборы 2 458 500,0 0,12% Неналоговые доходы, всего 104 284 200,0 4,91% Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций 50 472 500,0 2,37% Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства 2 779 400,0 0,13% Перечисление прибыли Банка России 4 000 000,0 0,19% Платежи от государственных организаций 13 972 400,0 0,66% Плата за пользование водными биологическими ресурсами 7 000 000,0 0,33% Доходы от использования лесного фонда 1 950 000,0 0,09% Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций 4 822 300,0 0,23% Доходы от продажи земли и нематериальных активов 290 000,0 0,01% Административные платежи и сборы 804 100,0 0,04% Доходы от внешнеэкономической деятельности 47 911 900,0 2,25% Прочие неналоговые доходы 3 114 300,0 0,15% Доходы целевых бюджетных фондов, всего 13 893 900,0 0,65% Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет 281 230 000,0 13,23% Всего доходов 2 125 718 200,0 100%

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.- 412 с.

1 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Б. Малинина.- М.: «Эксмо-Пресс».- 2006.- 639 с., с. 137

1 Расчеты доходов и расходов // под редакцией Морозовой Т.А.-Москва.-Эксмо Пресс.-2004.- 508 с., с. 267-271

2 Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 426 с., с. 28-31

1 Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.М.-2003.- с. 325, с. 148-156

2 Носков А.И. Государственный бюджет. Переработанной издание. Москва: «Прогресс».- 2007. -259 с., с. 213

1 Деточкина Д.И. Государственный бюджет. М.: Финансы и статистика, 2006. 239 с., с. 159

1 Доклад всемирного банка об экономике России (июнь 2007)//обществоИЭ.-2007.-№5-6.-с.74-103

1 Портнов А. На развалинах- бюджет России [о проблемах российской экономики] /А.Портнов//Молодая гвардия.-2006.-№11/12.-с.198-199

1 Алиев А.Б. Финансы. Книга 2. Москва: «Ади-ЛАТ».-2005.- 399 с., с. 52
1 Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9

1 Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сборник/ Росстат.-М.,2006,-806 с.

1 Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9






3


1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.- 412 с.
2.Доклад всемирного банка об экономике России (июнь 2007)//обществоИЭ.-2007.-№5-6.-с.74-103
3.Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9
4.Портнов А. На развалинах- бюджет России [о проблемах российской экономики] /А.Портнов//Молодая гвардия.-2006.-№11/12.-с.198-199
5.Алиев А.Б. Финансы. Книга 2. Москва: «Ади-ЛАТ».-2005.- 399 с
6.Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Б. Малинина.- М.: «Эксмо-Пресс».- 2006.- 639 с.
7.Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.М.-2003.- с. 325
8.Деточкина Д.И. Государственный бюджет. М.: Финансы и статистика, 2006. 239 с.
9.Носков А.И. Государственный бюджет. Переработанной издание. Москва: «Прогресс».- 2007. -259 с.
10.Расчеты доходов и расходов // под редакцией Морозовой Т.А.-Москва.-Эксмо Пресс.-2004.- 508 с.
11.Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сборник/ Росстат.-М.,2006,-806 с.
12.Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 426 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль играет федеральный бюджет в России?

Федеральный бюджет в России играет роль основного инструмента реализации государственной политики. Он представляет собой план доходов и расходов государства на определенный период времени и финансирует такие сферы как оборона, здравоохранение, образование, социальное обеспечение и другие важные программы и проекты.

Каковы функции и значение федерального бюджета в России?

Федеральный бюджет в России выполняет ряд функций, включая обеспечение финансовой устойчивости государства, регулирование экономической сферы, реализацию социальных программ и поддержку регионального развития. Его значение заключается в возможности управления и распределения государственных ресурсов таким образом, чтобы обеспечить рост экономики, улучшение жизненного уровня населения и развитие страны в целом.

Как осуществляется государственная политика России через федеральный бюджет?

Государственная политика России осуществляется через федеральный бюджет путем выделения средств на различные проекты и программы. Например, средства могут быть направлены на модернизацию инфраструктуры, развитие науки и образования, поддержку малого и среднего бизнеса, социальное обеспечение и многое другое. Основным принципом распределения средств является обеспечение приоритетных направлений развития страны.

Какие были приоритеты государственной финансово-бюджетной политики России в период с 2004 по 2008 год?

В период с 2004 по 2008 год в России были определены следующие приоритеты государственной финансово-бюджетной политики: развитие экономики и привлечение инвестиций, снижение бедности и социальная поддержка, модернизация инфраструктуры и жилищного фонда, поддержка традиционных отраслей экономики, повышение качества образования и здравоохранения, улучшение условий жизни в регионах и другие.

Какой основной инструмент используется для реализации государственной политики в России?

Основным инструментом, используемым для реализации государственной политики в России, является Федеральный бюджет.

Какие функции выполняет Федеральный бюджет и какое значение он имеет?

Федеральный бюджет выполняет ряд функций, включая финансирование государственных программ, обеспечение социальной защиты населения, развитие экономики и инфраструктуры, поддержку науки и образования. Он имеет большое значение, так как обеспечивает финансирование основных потребностей страны и реализацию государственных целей.

Какие шаги были предприняты в рамках бюджетной реформы в России?

В рамках бюджетной реформы в России были предприняты различные шаги, включая пересмотр приоритетов государственной финансово-бюджетной политики, введение более эффективных механизмов контроля за расходами, оптимизацию бюджетного процесса и повышение прозрачности расходования бюджетных средств.

Какие перспективы открылись в результате бюджетной реформы в России?

Бюджетная реформа в России открыла перспективы, такие как более эффективное использование бюджетных средств, повышение качества государственных услуг, стимулирование экономического роста, укрепление финансовой устойчивости и повышение прозрачности и ответственности в бюджетном процессе.