Понятие отрасли прокурорского надзора.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 20.02.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ГЛАВА 2. ОТРАСЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В юридической литературе высказано мнение, что формулировка «надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» как бы ориентирует на деятельность в общенадзорном плане. Однако фактически речь идет не о надзоре за исполнением законов этими органами к целом (например, за исполнением в этих органах трудового законодательства), а только о надзоре за исполнением законов в определенной деятельности (например, в оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной). В связи с этим учеными-правоведами было предложено выделять отдельно прокурорский за исполнением законов в оперативно - розыскной деятельности и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждении, исполняющих наказание и примечающих назначаемые судоммеры принудительного характера, администрациями мест содержаниязадержанных и заключенных под стражу.
Данная отрасль надзора также выделяется в отдельную в силу важности соблюдения законов, регулирующих права задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступлении, заключенных под стражу или отбывающих наказание.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлении как осужденными, так и иными лицами, основывается на принципах законности, гуманизма, механизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Исправление осужденных предполагает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Все это возможно, только если сами органы, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, не допускают нарушений законодательства, и прокуратура призвана обеспечить надзор в этой сфере [3, С.152].
Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законом и иными федеральными. Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного отношения к религии, убеждений, принадлежности к объединениям, а также по иным обстоятельствам. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления содержатся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний России; следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности; изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов и войск ФСБ России. Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Законодательно закреплены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденные приказом Минюста РФ от 12 мая 2000 г. № 148; Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД России от 26 января 1996 г. №41. Прокуратура призвана осуществлять надзор за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, которые временно изолированы от общества.
Статьей 2 Закона о прокуратуре в качестве отдельной отрасли надзора выделен надзор за исполнением законов судебными приставами.
Данное обстоятельство связано с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». В литературе эту отрасль надзора рассматривают как часть прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и решения судов.
Однако эта подотрасль прокурорского надзора обладает своей спецификой. Прежде всего прокурорский надзор осуществляется за строго определенными в законе субъектами — судебными приставами. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. При осуществлении своей деятельности судебные приставы имеют право на совершение ряда действий, в частности на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, при этом требования судебных приставов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Тесное соприкосновение полномочий судебных приставов с правами и свободами граждан обязывает приставов использовать предоставленные им права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функции осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации.
Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти. Кроме того, эта компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Федеральным законом на прокуратуру также возложен надзор за:
• исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
• исполнением законов судебными приставами. Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, а также координацию деятельности правоохранительных органов [15, С.126].
Правоохранительные органы при осуществлении ими расследования уголовных дел в соответствии с установленной подследственностью обязаны выполнять согласно закону указания прокурора; оконченные ими расследованием уголовные дела, завершившиеся составлением обвинительного заключения, представляются в суд прокурором, осуществлявшим надзор по этому делу, или вышестоящим прокурором.
Прокуратура обязана информировать контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным материалам, при необходимости вносить предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Басков В.И. / Курс прокурорского надзора – М.: Зерцало, 2002 – 105с.;
Беркович Е.Ф. / Прокурорский надзор за исполнением законов – М.: 2005 – 367с.;
Винокуров Ю.Е. / Надзор. Курс лекций – М.: 2003 – 518с.;
Дранников В.Н./ Курс лекций по дисциплине прокурорский надзор – Таганрог, 2004 – 117с.;
Дьяченко М.С. / Прокуратура в РФ – М.: 2004 – 305с.;
Закон РФ « О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1;
Комментарий к ФЗ «О прокуратуре РФ» - М.: Норма, 2001.;
Козлов А.Ф. / Прокурорский надзор в РФ – Екатеринбург: 2003 – 247с.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;
Петрухин И.Л. / Прокурорский надзор и судебная власть – М.: Проспект – 2004 – 100с.;
Рехлин В.И. / Прокурорский надзор в РФ. Проблемы и перспективы. Правоведение –2000г. №5 – с.154 – 163.;
Смирнов А.Ф. / Прокуратура и проблема управления – М.: 2006 – 405с.;
Сухарев А.Я. / Российский прокурорский надзор – М.: Норма, 2004 – 384с.;
Чувилев А.А. / Прокурорский надзор в РФ – М.: Юрист, 2004 – 385с.;
Чирков В.П. / Прокурорский надзор – М.: 2002 – 305с.
2
2)Беркович Е.Ф. / Прокурорский надзор за исполнением законов – М.: 2005 – 367с.;
3)Винокуров Ю.Е. / Надзор. Курс лекций – М.: 2003 – 518с.;
4)Дранников В.Н./ Курс лекций по дисциплине прокурорский надзор – Таганрог, 2004 – 117с.;
5)Дьяченко М.С. / Прокуратура в РФ – М.: 2004 – 305с.;
6)Закон РФ « О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1;
7)Комментарий к ФЗ «О прокуратуре РФ» - М.: Норма, 2001.;
8)Козлов А.Ф. / Прокурорский надзор в РФ – Екатеринбург: 2003 – 247с.
9)Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;
10)Петрухин И.Л. / Прокурорский надзор и судебная власть – М.: Проспект – 2004 – 100с.;
11)Рехлин В.И. / Прокурорский надзор в РФ. Проблемы и перспективы. Правоведение –2000г. №5 – с.154 – 163.;
12)Смирнов А.Ф. / Прокуратура и проблема управления – М.: 2006 – 405с.;
13)Сухарев А.Я. / Российский прокурорский надзор – М.: Норма, 2004 – 384с.;
14)Чувилев А.А. / Прокурорский надзор в РФ – М.: Юрист, 2004 – 385с.;
15)Чирков В.П. / Прокурорский надзор – М.: 2002 – 305с.
Вопрос-ответ:
Что такое отрасль прокурорского надзора?
Отрасль прокурорского надзора – это сфера деятельности прокуратуры, связанная с контролем за соблюдением законности, защитой прав и свобод граждан, а также обеспечением законности в деятельности органов оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.
Какие отрасли прокурорского надзора существуют?
Существуют следующие отрасли прокурорского надзора: надзор над исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности, надзор над дознанием, надзор над предварительным следствием.
Какие характеристики имеют отрасли прокурорского надзора?
Отрасли прокурорского надзора отличаются своими специфическими особенностями. Надзор над оперативно-розыскной деятельностью сосредоточен на контроле за соблюдением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Надзор над дознанием направлен на проверку законности и обоснованности действий следователя при предварительном расследовании. Надзор над предварительным следствием осуществляется с целью контроля за соблюдением прокурором законности и обоснованности действий следователя.
Какова роль отраслей прокурорского надзора?
Роль отраслей прокурорского надзора заключается в контроле за соблюдением законности и защите прав и свобод граждан. Они направлены на предотвращение и пресечение нарушений законов в сфере оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.
Какие источники литературы можно использовать по данной теме?
При изучении данной темы можно использовать следующие источники литературы: научные статьи, учебники по уголовно-процессуальному праву, монографии, законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность прокуратуры и прокурорский надзор.