Эволюция и основные этапы развития экспортного контроля
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 01.02.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Развитие мировой системы экспортного контроля
2. Развитие российской системы экспортного контроля
Заключение
Список использованных источников
Весь этот комплекс мер стал результатом развития системы экспортного контроля и применяется он к объектам экспортного контроля, которыми, как правило, являются товары двойного назначения.
Анализируя этапы развития системы экспортного контроля в России, можно особо отметить период с 1999 по 2004 г. Этот период прошел под знаком общего укрепления и совершенствования всех составляющих элементов системы, включая механизмы принятия решений на основе сформировавшейся нормативно-правовой базы.
К 2004 г. в России была сформирована достаточно логичная исполнительная инфраструктура системы экспортного контроля. Она позволила упростить процесс лицензирования для экспорта, оставив в силе механизм межведомственного согласования заявки на лицензию, а также наладить соответствующий контроль за импортом контролируемых товаров.
Россия, являясь участником международных режимов экспортного контроля, привнесла в свою законодательно базу все элементы таких режимов, соответствующие современным мировым тенденциям развития экспортного контроля (гарантии конечного использования, ответственность, всеобъемлющий контроль, контроль над передачей технологий, формирование внутрифирменных программ).
Стоит отметить, что к настоящему времени сформированы контрольные списки товаров, оборудования и технологий, контроль за перемещением которых составляет саму суть экспортного контроля. Так, сегодня составлены списки и установлен порядок перемещения следующих групп объектов экспортного контроля:
ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии;
химикаты, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия;
микроорганизмы, токсины, оборудование и технологии;
оборудование, материалы и технологии, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия;
оборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии, применяемые в ядерных целях;
товары и технологии двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружении и военной техники.
В целом созданная система подтвердила свою эффективность в первую очередь в части обеспечения международных обязательств Российской Федерации. Накопленный опыт практической работы дал необходимый материал и посылки для совершенствования системы экспортного контроля.
Потенциал для развития системы экспортного контроля в наши дни не исчерпан. На международном уровне это касается дополнения контрольных списков и сохранение их актуальности с учетом дальнейшего прогресса в различных областях знаний (прежде всего, в молекулярной физике, химии, генной инженерии). Также совершенствование системы должно отвечать современным угрозам мирового масштаба. Борьба с терроризмом, экстремизмом, пресечение контрабанды оружия и военных технологий, ограничение распространения оружия массового уничтожения – это те вопросы, которые видоизменяют существующие режимы экспортного контроля в сторону их ужесточения за экспортом контролируемых объектов и применения избирательного подхода к тем политическим режимам, которые проявляют агрессию, направленную во вне и порождают вооруженные конфликты регионального и мирового масштаба.
Мировое сообщество должно неизменно при совершенствовании систем экспортного контроля следовать главным принципам – сведение к минимуму угрозу распространения оружия массового уничтожения и при этом недопустимость установления дополнительных барьеров на пути развития международного сотрудничества в области экспорта и импорта высокотехнологичных товаров и технологий двойного применения.
Для России в ближайшие годы развитие системы экспортного контроля, как видится, должно сопровождаться упрощением и ускорением процедур согласования перемещения контролируемых товаров с повышением качества работы контролируемых органов. Также, применительно к таможенным органам необходимо выработать методические рекомендации по повышению эффективности таможенного контроля в отношении контролируемых товаров.
Залогом успеха развития системы экспортного контроля в России также должны стать прозрачность, прогнозируемость в регулировании государством соответствующих вопросов и заинтересованность государства в непредвзятом осуществлении всех разрешительных процедур.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – 80 с.
Федеральный Закон Российской Федерации от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // СЗ РФ, 26.07.1999, № 30, ст. 3774, «Российская газета», № 146, 29.07.1999.
Указ Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2008 № 1464) // СЗ РФ, 19.02.1996, № 8, ст. 742.
Указ Президента Российской Федерации от 29.01.2001 № 96 «О комиссии по экспортному контролю в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2005 № 468) // «Российская газета», № 24, 03.02.2001, СЗ РФ, 05.02.2001, № 6, ст. 550.
Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2007 № 1030) // «Российская газета», № 155-156, 11.08.2001, СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть II), ст. 3441.
Указ Президента Российской Федерации от 28.08.2001 № 1082 «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 31.01.2007 № 115) // «Российская газета», № 170, 01.09.2001, СЗ РФ, 03.09.2001, № 36, ст. 3542.
Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2003 № 36 «Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2008 № 1464) // СЗ РФ, 20.01.2003, № 3, ст. 208, «Российская газета», № 11, 22.01.2003.
Указ Президента Российской Федерации от 05.05.2004 № 580 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 06.03.2008 № 326) // СЗ РФ, 10.05.2004, № 19 (часть 2), ст. 1881, «Российская газета», № 99, 14.05.2004.
Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (в ред. Указ Президента Российской Федерации от 17.11.2008 № 1625) // СЗ РФ, 23.08.2004, № 34, ст. 3541.
Указ Президента Российской Федерации от 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий подлежащих экспортному контролю» // «Российская газета», № 186, 24.08.2007, СЗ РФ, 27.08.2007, № 35, ст. 4288.
Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2008 № 1883) // «Российская газета», № 100, 13.05.2008, СЗ РФ, 19.05.2008, № 20, ст. 2290.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1030 «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях».
Кириченко Э., Фролов А. Трансформация системы экспортного контроля в России. – 2005. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.armscontrol.ru. (электронные ресурсы Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ).
Кулешов А.В., Гайфутдинов В.А. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности: Курс лекций. – СПб: РИО СПб филиала РТА, 2008. – 400 с.
Федеральный Закон Российской Федерации от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // СЗ РФ, 26.07.1999, № 30, ст. 3774, «Российская газета», № 146, 29.07.1999, ст. 1
Кулешов А.В., Гайфутдинов В.А. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности. – СПб, 2008. – С. 75.
Там же, С. 76.
Кулешов А.В., Гайфутдинов В.А. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности. – СПб, 2008. – С. 78.
Кириченко Э., Фролов А. Трансформация системы экспортного контроля в России. – www.armscontrol.ru. (электронные ресурсы Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ).
Положение о Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 29.01.2001 № 96) п. 1.
Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1085), пп. 56, 60,61.
Конституция Российской Федерации, ст. 80
Федеральный Закон Российской Федерации от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // СЗ РФ, 26.07.1999, № 30, ст. 3774, «Российская газета», № 146, 29.07.1999, ст. 18
Кириченко Э., Фролов А. Трансформация системы экспортного контроля в России. – www.armscontrol.ru. (электронные ресурсы Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ).
Указ Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль».
Указ Президента Российской Федерации от 28.08.2001 № 1082 «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль».
Указ Президента Российской Федерации от 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий подлежащих экспортному контролю».
Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль».
Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2003 № 36 «Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
Указ Президента Российской Федерации от 05.05.2004 № 580 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
3
1.Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – 80 с.
2.Федеральный Закон Российской Федерации от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // СЗ РФ, 26.07.1999, № 30, ст. 3774, «Россий-ская газета», № 146, 29.07.1999.
3.Указ Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных не-ядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2008 № 1464) // СЗ РФ, 19.02.1996, № 8, ст. 742.
4.Указ Президента Российской Федерации от 29.01.2001 № 96 «О ко-миссии по экспортному контролю в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2005 № 468) // «Российская га-зета», № 24, 03.02.2001, СЗ РФ, 05.02.2001, № 6, ст. 550.
5.Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые мо-гут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении ко-торых установлен экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Россий-ской Федерации от 06.08.2007 № 1030) // «Российская газета», № 155-156, 11.08.2001, СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть II), ст. 3441.
6.Указ Президента Российской Федерации от 28.08.2001 № 1082 «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые мо-гут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Рос-сийской Федерации от 31.01.2007 № 115) // «Российская газета», № 170, 01.09.2001, СЗ РФ, 03.09.2001, № 36, ст. 3542.
7.Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2003 № 36 «Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2008 № 1464) // СЗ РФ, 20.01.2003, № 3, ст. 208, «Российская газета», № 11, 22.01.2003.
8.Указ Президента Российской Федерации от 05.05.2004 № 580 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 06.03.2008 № 326) // СЗ РФ, 10.05.2004, № 19 (часть 2), ст. 1881, «Российская газета», № 99, 14.05.2004.
9.Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1085 «Во-просы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (в ред. Указ Президента Российской Федерации от 17.11.2008 № 1625) // СЗ РФ, 23.08.2004, № 34, ст. 3541.
10.Указ Президента Российской Федерации от 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и тех-нологий подлежащих экспортному контролю» // «Российская газета», № 186, 24.08.2007, СЗ РФ, 27.08.2007, № 35, ст. 4288.
11.Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2008 № 1883) // «Российская газета», № 100, 13.05.2008, СЗ РФ, 19.05.2008, № 20, ст. 2290.
12.Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1030 «О контроле за выполнением обязательств по гаранти-ям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях».
13.Кириченко Э., Фролов А. Трансформация системы экспортного контроля в России. – 2005. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.armscontrol.ru. (электронные ресурсы Центра по изучению про-блем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ).
14.Кулешов А.В., Гайфутдинов В.А. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности: Курс лекций. – СПб: РИО СПб филиала РТА, 2008. – 400 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные этапы развития экспортного контроля?
Основными этапами развития экспортного контроля являются период с 1999 по 2004 год в России, а также развитие мировой системы экспортного контроля.
Какие меры входят в комплекс системы экспортного контроля?
К комплексу мер системы экспортного контроля относятся меры, применяемые к объектам экспортного контроля, таким как товары двойного назначения.
Что такое объекты экспортного контроля?
Объекты экспортного контроля - это товары двойного назначения, которые подлежат контролю и регулированию при их экспорте.
Каковы источники развития российской системы экспортного контроля?
Развитие российской системы экспортного контроля осуществлялось в период с 1999 по 2004 год и было результатом анализа предыдущих этапов развития системы.
Какие изменения произошли в развитии мировой системы экспортного контроля?
Развитие мировой системы экспортного контроля прошло через ряд изменений и совершенствований, в результате которых был разработан комплекс мер, применяемых к объектам экспортного контроля.
Какими этапами прошло развитие мировой системы экспортного контроля?
Мировая система экспортного контроля прошла несколько этапов развития. Вначале введение контроля над экспортом осуществлялось на уровне отдельных государств. Затем возникли международные режимы контроля, такие как режимы мультисторонних соглашений и двусторонних соглашений. На последующих этапах развития стали формироваться различные организации, которые координировали контроль над экспортом между различными странами. Особенно важным этапом стало создание Международной организации по контролю экспорта и конверсии, которая занимается содействием сотрудничества в области экспортного контроля.
Как развивалась система экспортного контроля в России?
Система экспортного контроля в России также прошла несколько этапов развития. Одним из периодов, на который следует обратить особое внимание, является период с 1999 по 2004 годы. В этот период были введены новые механизмы контроля, внедрены электронные системы и созданы специализированные органы по контролю экспорта. В результате этих изменений было существенно улучшено качество контроля и предотвращено несанкционированное использование товаров двойного назначения.
Какие меры входят в систему экспортного контроля?
В систему экспортного контроля входят различные меры, направленные на регулирование экспорта товаров двойного назначения. К таким мерам относятся лицензирование экспорта, проведение проверок и инспекций, установление списка контролируемых товаров, а также разработка специальных правил и процедур для экспорта этих товаров. Эти меры позволяют государству контролировать и ограничивать экспорт товаров, которые могут быть использованы для военных или других негативных целей.
Какой орган осуществляет контроль экспорта товаров двойного назначения в России?
В России контроль экспорта товаров двойного назначения осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Это специализированный орган, который отвечает за разработку и реализацию политики в области экспортного контроля. ФСТЭК осуществляет лицензирование экспорта, проводит проверки и инспекции, а также осуществляет координацию с другими органами и международными организациями в этой сфере.
Как развивалась мировая система экспортного контроля?
Мировая система экспортного контроля развивалась постепенно и прошла несколько этапов. В начале XX века возникла необходимость в контроле экспорта товаров, способных применяться в военных целях. Во время Первой и Второй мировых войн система экспортного контроля была ужесточена. После окончания Второй мировой войны создались международные организации, которые стали надзирать за экспортным контролем, такие как Комитет по экспортному контролю стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группа по экспортному контролю стран, участников Группы семи. В последние десятилетия система экспортного контроля становится все более сложной и требует содействия со стороны множества организаций и государств.
Как развивалась система экспортного контроля в России?
Система экспортного контроля в России прошла несколько этапов развития. Один из ключевых периодов в истории российского экспортного контроля - это 1999-2004 гг. В это время было создано множество законодательных и нормативных актов, которые регулировали экспортные операции и контроль за вывозом товаров двойного назначения. Российская система экспортного контроля стала более эффективной и востребованной на международном уровне.
Какие объекты экспортного контроля подлежат регулированию?
Объектами экспортного контроля являются товары двойного назначения, то есть товары, которые могут использоваться как для гражданских, так и для военных целей. Эти товары могут быть как материалами и оборудованием для производства оружия, так и для различных отраслей промышленности, науки и техники. Контроль за экспортом таких товаров включает в себя различные меры, направленные на предотвращение их неправильного использования или попадания в руки нежелательных субъектов.