Нравственная сфера старших дошкольников (6-7 лет) с отклонениями в развитии ОНР-3 уровня, ЗПР и норма.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 115 115 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 28.05.2012
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


Введение
Глава 1. К проблеме изучения нравственного развития детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
1.1 Формирование нравственной сферы в онтогенезе
1.2 Психическое развитие детей в норме и с нарушениями речи
1.3 Особенности формирования личности дошкольников с ЗПР
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование нравственной сферы старших дошкольников с отклонениями в развитии
2.1 Организация исследования
2.2 Объекты исследования
2.3 Методы и методики исследования
Глава 3. Сравнительное изучение представлений о нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня), ЗПР и детей в норме
3.1 Сравнительное изучение нравственных ориентаций дошкольников с ОНР (III уровня), ЗПР и детей в норме
3.2 Сравнительное изучение нравственной направленности личности дошкольников с ОНР (III уровня), ЗПР и детей в норме
3.3 Сравнительное изучение эмоционального отношения к нравственным нормам дошкольников с ОНР (III уровня), ЗПР и у детей в норме
3.4 Результаты корреляционного анализа
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

В группе детей с ЗПР эмоциональные отношения носят неустойчивый характер и зависят от отрицательной нравственной направленности и неумения работать сообща.

Выводы по третьей главе
Таким образом, исследование особенностей нравственной сферы дошкольников с ОНР, с ЗПР и детей в норме показало:
1. Во всех группах имеются дети с различными уровнями развития нравственной сферы, а именно представлений о нравственных качествах, осознания нравственных норм, эмоционального отношения к ним, нравственной направленности личности, поведения в ситуации морального выбора, морального поведения. В основном, дети старшего дошкольного возраста имеют представление о нравственных качествах, осознают нравственные нормы и имеют к ним не ярко выраженное эмоциональное отношение, их поведение согласуется с рамками морали.
2. Сравнительные данные результатов детей показывают, что большинство детей старшего дошкольного возраста без отклонений в развитии имеют высокий уровень развития нравственной сферы, они четко осознают нравственные ценности и качества, имеют к ним яркое эмоциональное отношение, поступают в соответствии с моральными законами, у них сформирована иерархия мотивов.
3. У детей с ОНР 3-го уровня в большинстве своей средний или высокий уровень развития нравственной сферы, у них более ровное эмоциональное отношение к нравственным качествам, хуже развита нравственная направленность, осознанность моральных ценностей, и в основном не развита иерархия мотивов. Это может быть следствием нарушений речи, когда обобщенные понятия, новые смысловые конструкции усваиваются у детей с трудом. Это отражается на включенности нравственных понятий в структуру мышления ребенка.
4. Большинство детей с ЗПР имеют средний или низкий уровень развития нравственной сферы. Такие результаты могут объясняться тем, что задержка развития в какой – либо области отражается на всем развитии личности ребенка, в результате чего к старшему дошкольному возрасту личность ребенка остается социально незрелой, отмечается недостаточность таких высших функций как система интересов, нравственных установок. Дети же с ОНР 3-го уровня, занимаясь в коллективе сверстников, логопедов, педагогов, научаются преодолевать застенчивость из-за дефектов речи и их отставание в развитии основных сфер личности либо не проявляется, либо сглаживается.
5. Корреляционный анализ проводился раздельно в группе дошкольников с ОНР 3 уровне, в группе детей с ЗПР и в группе детей в норме. Корреляционный анализ определил, что величина интегрального показателя «эмоциональное отношение личности к нравственным нормам» у дошкольников зависит от адекватности эмоционального отношения к нравственным нормам, от сформированных навыков правильно делать моральный выбор в жизненных ситуациях, от осознанности нравственных норм.


Заключение

Настоящее исследование было посвящено изучению представлений детей с отклонениями в развитии о нравственных качествах. Объектами исследования выступали старшие дошкольники с ОНР, старшие дошкольники с ЗПР и старшие дошкольники в норме. В результате теоретического исследования было определено, что нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности и проблемы, которые связаны с длительным формированием нравственных качеств личности и длительностью проявления этих качеств в практических ситуациях. Основными критериями нравственности дошкольников служат их убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, поступки к близким людям и окружающим (незнакомым).
Для диагностики особенностей нравственной сферы детей с ними была проведена беседа, направленная на изучение представлений детей о нравственных качествах, методика «Закончи историю» с целью изучения осознания детьми нравственных норм и графическая методика «Сюжетные картинки» и Цветовой тест отношений с целью изучения эмоционального отношения детей к нравственным нормам, методика «Сделаем вместе» с целью выявления уровня развития нравственной направленности, методики «Подели игрушки» и «Проигрышная лотерея» с целью оценки морального поведения детей.
В результате диагностики выяснилось, что все дети с отклонениями в развитии, в основном, имеют представления о нравственных качествах, могут привести примеры, но затрудняются дать обобщенную характеристику качеству. Дети могут называть нравственную норму, правильно оценить поведение детей в рассказе, некоторые дети мотивируют свою оценку. Дошкольники правильно раскладывают картинки, могут обосновывать свои действия, эмоциональные реакции на нравственные нормы у детей, в основном, адекватны, но выражены слабо, дети могут работать вместе, но часто конфликтуют и делают выбор в свою пользу. У детей с отклонениями в развитии, в отличие от детей без отклонений, еще не сформирована иерархия мотивов.
Сравнительные данные результатов детей с ОНР, с ЗПР и детей без отклонений в развитии показывают, что большинство детей без отклонений в развитии имеют высокий уровень развития нравственной сферы, большинство детей с ОНР имеют средний или высокий уровень, большинство детей с ЗПР имеют средний или низкий уровень развития нравственной сферы. Дети с ЗПР менее эмоциональны, чаще ошибаются в оценке нравственных качеств, углубляются в описание несущественных деталей, делают выбор в свою пользу, и делают неправильный моральный выбор с целью получить вознаграждение. То есть, детям с задержкой психического развития, поскольку у них страдает вся личность, труднее усвоить нравственные нормы, оценить и понять их, чем детям с нарушением речи. Детям с ОНР 3-го уровня также труднее освоить нравственные нормы, чем детям без нарушений в развитии, так как речь непосредственно связана с мышлением и усвоением обобщенных понятий и нравственных категорий. Кроме того дети с нарушением речи часто обособляются, стесняясь своего дефекта, от других детей в коллективе.
Нравственное воспитание дошкольников в комплексе с другими видами воспитания представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной деятельности.
Список литературы

1. Аскевис-Леерпе Ф. Психология: краткий курс / Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А. Картрон. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155с.
2. Анохин П.К. Эмоции: Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского универс., 1994. 288с.
3. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
4. Белопольская Н.Л. Патопсихология: Хрестоматия / Н.Л. Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 224с.
5. Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. - № 1. - с.68-72.
6. Векслер Л.М. Психологические процессы / Л.М. Векслер. – М.: Педагогика, 1985. – 128с.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5 //Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 346с., 420с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. –Спб., Союз, 2008. 458 с.
9. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях / Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 1984. – 288с.
10. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр Академия, 2007. – 240с.
11. Джемс У. Что такое эмоция / Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 1984. – 288с.
12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамская. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 234с.
13. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей / Дефектология. М.,1998. - с. 28-33.
14. Занков Л.В. Дидактическая система: Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608с.
15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. М.: Просвещение, 2002. - 170с.
16. Кикиян Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР. – Издательство КАРО, 2008. – 288с.
17. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания / Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 1998. – 288с.
18. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М., 1992. 178с.
19. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций / Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 2004. – 288с.
20. Мамайчук И.И. Психическое развитие аномального ребенка / И.И. Мамайчук. - СПб., 1995. - 137с.
21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2008. - 224с.
22. Матасов Ю.Т. Диагностические особенности детей с умственной отсталостью и ЗПР и проблемы психического развития / Ю.Т. Матасов. - М., 1996. - 298с.
23. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 128с.
24. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.- 480 с.
25. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2002. – 380с.
26. Практикум по возрастной психологии / под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008. - 694 с.
27. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М., 2009.
28. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2000. – 498с.
30. Сикорский И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления / И.А. Сикорский. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 153с. (Библиотека логопеда).
31. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП / И.А. Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160с.
32. Смирнова И.А. Полный справочник логопеда / И.А. Смирнова. – Минск: Харвест, 2011. – 384с.
33. Специальная психология / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.
Приложение 1
Таблица 1
Результаты беседы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня
№ Имя ребенка Характер объяснений ребенка Ошибки Общий уровень представлений о нравственных качествах 1. Алина Д. Обобщенная оценка - Высокий 2. Анна Л. Через самого себя - Средний 3. Антон В. Через конкретное действие - Средний 4. Борис Т. Через сказочных героев + (другое качество) Низкий 5. Владимир О. Оценка качества - Высокий 6. Дарья Р. Через конкретное действие - Средний 7. Евгений С. Через самого себя - Высокий 8. Игорь М. Через конкретное действие - Высокий 9. Кирилл К. Через конкретных людей - Средний 10. Константин Ф. Через конкретных людей - Высокий 11. Людмила К. Обобщенная оценка - Высокий 12. Мария П. Оценка качества - Высокий 13. Михаил К. Через конкретное действие - Средний 14. Нина Т. Через самого себя - Средний 15. Олег Б. Через конкретных людей - Высокий 16. Олеся Ж. Через самого себя + (другое качество) Низкий 17. Павел Л. Через конкретное действие - Средний 18. Римма О. Через конкретное действие - Средний 19. Руслан А. Оценка качества - Высокий 20. Сергей В. Обобщенная оценка - Высокий 21. Эдуард Р. Через конкретное действие + (другое качество) Низкий 22. Юлия Н. Оценка качества - Высокий 23. Юрий А. Через самого себя - Средний 24. Яна И. Обобщенная оценка - Высокий 25. Ярослав П. Через самого себя - Средний
Таблица 2
Результаты беседы с дошкольниками с ЗПР
№ Имя ребенка Характер объяснений ребенка Ошибки Общий уровень представлений о нравственных качествах 1. Анастасия Ч. Через конкретное действие + (другое качество) Низкий 2. Андрей С. Через самого себя + (не связанные действия) Низкий 3. Виктор Н. Через конкретное действие - Средний 4. Дмитрий Г. Через самого себя + (другое качество) Низкий 5. Елена К. Через конкретное действие + (неправильная оценка) Низкий 6. Захар П. Через конкретное действие - Средний 7. Ирина Ж. Через самого себя - Средний 8. Леонид Л. Через конкретное действие + (другое качество) Низкий 9. Надежда Н. Не дифференцированно - Средний 10. Николай Д. Обобщенная оценка - Высокий 11. Ольга Л. Оценка качества - Средний 12. Светлана Б. Не дифференцированно + (не связанные действия) Низкий 13. Станислав И. Через конкретное действие - Средний 14. Таисия Т. Через самого себя + (не связанные действия) Низкий 15. Тимур К. Через конкретных людей - Средний 16. Ульяна К. Через самого себя + (другое качество) Низкий 17. Шушаник П. Через конкретное действие - Средний 18. Элеонора А. Через конкретное действие - Средний 19. Эльвира В. Не дифференцированно + (не связанные действия) Низкий 20. Юлиан Р. Не дифференцированно + (не связанные действия) Низкий 21. Юлия Ш. Через конкретное действие - Средний 22. Юрий Л. Обобщенная оценка - Высокий 23. Ядвига О. Через самого себя - Средний 24. Ялик Д. Не дифференцированно + (не связанные действия) Низкий 25. Ярослав В. Через конкретное действие - Высокий
Таблица 3
Результаты беседы с дошкольниками без отклонений в развитии
№ Имя ребенка Характер объяснений ребенка Ошибки Общий уровень представлений о нравственных качествах 1. Алена Т. Обобщенная оценка - Высокий 2. Андрей Ж. Обобщенная оценка - Высокий 3. Борис В. Через конкретное действие - Средний 4. Владимир А. Обобщенная оценка - Высокий 5. Дарья М. Оценка качества - Средний 6. Елена И. Через конкретное действие - Средний 7. Зоя Ф. Обобщенная оценка - Высокий 8. Игорь Л. Обобщенная оценка - Высокий 9. Кирилл М. Обобщенная оценка - Высокий 10. Леонид Б. Через конкретных людей - Средний 11. Любовь П. Обобщенная оценка - Высокий 12. Людмила Н. Обобщенная оценка - Высокий 13. Мария Ч. Обобщенная оценка - Высокий 14. Михаил Г. Через самого себя - Средний 15. Николай У. Обобщенная оценка - Высокий 16. Олег В. Через самого себя - Средний 17. Ольга Е. Обобщенная оценка - Высокий 18. Римма А. Через конкретное действие - Средний 19. Руслана П. Оценка качества - Средний 20. Сергей Ж. Обобщенная оценка - Высокий 21. Тамара О. Через конкретное действие - Средний 22. Филипп Т. Обобщенная оценка - Высокий 23. Эдуард Л. Через самого себя - Средний 24. Элеонора Р. Обобщенная оценка - Высокий 25. Ян Г. Обобщенная оценка - Высокий
Приложение 2
Таблица 4
Результаты по методике «Закончи историю» с дошкольниками с ОНР 3-го уровня
№ Имя ребенка 1-я история 2-я история 3-я история 4-я история Средний балл Уровень 1. Алина Д. 3 2 3 3 2,75 Высокий 2. Анна Л. 2 1 1 2 1,5 Средний 3. Антон В. 1 2 2 3 2 Высокий 4. Борис Т. 1 0 1 1 0,75 Низкий 5. Владимир О. 2 3 2 2 2,25 Высокий 6. Дарья Р. 2 1 2 2 1,75 Средний 7. Евгений С. 2 3 2 3 2,5 Высокий 8. Игорь М. 3 3 2 2 2,5 Высокий 9. Кирилл К. 2 2 3 3 2,5 Высокий 10. Константин Ф. 3 3 2 2 2,5 Высокий 11. Людмила К. 2 3 3 2 2,5 Высокий 12. Мария П. 3 3 3 3 3 Высокий 13. Михаил К. 1 2 2 2 1,75 Средний 14. Нина Т. 2 1 2 2 1,75 Средний 15. Олег Б. 2 2 2 3 2,25 Высокий 16. Олеся Ж. 0 0 1 2 0,75 Низкий 17. Павел Л. 2 2 3 2 2,25 Высокий 18. Римма О. 1 2 2 2 1,75 Средний 19. Руслан А. 3 3 2 3 2,75 Высокий 20. Сергей В. 2 2 2 3 2,25 Высокий 21. Эдуард Р. 1 2 1 1 1,25 Средний 22. Юлия Н. 3 2 2 3 2,5 Высокий 23. Юрий А. 2 2 2 2 2 Высокий 24. Яна И. 3 2 3 3 2,75 Высокий 25. Ярослав П. 2 1 2 2 1,75 Средний
Таблица 5
Результаты по методике «Закончи историю» с дошкольниками с ЗПР
№ Имя ребенка 1-я история 2-я история 3-я история 4-я история Средний балл Уровень 1. Анастасия Ч. 1 0 0 1 0,5 Низкий 2. Андрей С. 1 0 1 1 0,75 Низкий 3. Виктор Н. 2 2 3 2 2,25 Высокий 4. Дмитрий Г. 0 1 0 0 0,25 Низкий 5. Елена К. 1 1 0 1 0,75 Низкий 6. Захар П. 3 2 2 2 2,25 Высокий 7. Ирина Ж. 2 1 2 1 1,5 Средний 8. Леонид Л. 1 0 1 1 0,75 Низкий 9. Надежда Н. 2 1 2 2 1,75 Средний 10. Николай Д. 2 3 2 3 2,5 Высокий 11. Ольга Л. 2 1 1 1 1,25 Средний 12. Светлана Б. 1 0 1 0 0,5 Низкий 13. Станислав И. 1 2 1 2 1,5 Средний 14. Таисия Т. 0 1 0 0 0,25 Низкий 15. Тимур К. 1 1 2 2 1,5 Средний 16. Ульяна К. 1 1 1 0 0,75 Низкий 17. Шушаник П. 2 1 2 2 1,75 Средний 18. Элеонора А. 1 0 0 0 0,25 Низкий 19. Эльвира В. 2 3 3 2 2,5 Высокий 20. Юлиан Р. 0 1 1 0 0,5 Низкий 21. Юлия Ш. 2 1 1 2 1,5 Средний 22. Юрий Л. 2 2 2 3 2,25 Высокий 23. Ядвига О. 1 1 0 1 0,75 Низкий 24. Ялик Д. 1 1 0 0 0,5 Низкий 25. Ярослав В. 3 2 2 3 2,5 Высокий
Таблица 6
Результаты по методике «Закончи историю» с дошкольниками без отклонений в развитии
№ Имя ребенка 1-я история 2-я история 3-я история 4-я история Средний балл Уровень 1. Алена Т. 3 3 3 3 3 Высокий 2. Андрей Ж. 3 2 3 3 2,75 Высокий 3. Борис В. 3 3 2 1 2,25 Средний 4. Владимир А. 3 3 3 3 3 Высокий 5. Дарья М. 3 2 2 1 2 Средний 6. Елена И. 2 2 2 2 2 Средний 7. Зоя Ф. 3 3 3 3 3 Высокий 8. Игорь Л. 3 3 2 3 2,75 Высокий 9. Кирилл М. 3 3 3 3 3 Высокий 10. Леонид Б. 2 2 2 1 1,75 Средний 11. Любовь П. 3 2 3 3 2,75 Высокий 12. Людмила Н. 3 3 2 2 2,5 Высокий 13. Мария Ч. 3 3 3 3 3 Высокий 14. Михаил Г. 3 2 3 2 2,5 Высокий 15. Николай У. 3 3 3 2 2,75 Высокий 16. Олег В. 3 2 2 2 2,25 Средний 17. Ольга Е. 3 3 3 3 3 Высокий 18. Римма А. 3 2 2 2 2,25 Средний 19. Руслана П. 3 2 2 2 2,25 Средний 20. Сергей Ж. 3 2 2 3 2,5 Высокий 21. Тамара О. 2 2 2 1 1,75 Средний 22. Филипп Т. 3 3 2 3 2,75 Высокий 23. Эдуард Л. 3 2 2 2 2,25 Средний 24. Элеонора Р. 3 3 3 3 3 Высокий 25. Ян Г. 3 3 2 2 2,5 Высокий
Приложение 3
Таблица 7
Результаты по методике «Сюжетные картинки» с дошкольниками с ОНР 3-го уровня
№ Имя ребенка Балл Уровень 1. Алина Д. 3 Высокий 2. Анна Л. 2 Средний 3. Антон В. 2 Средний 4. Борис Т. 1 Низкий 5. Владимир О. 3 Высокий 6. Дарья Р. 2 Средний 7. Евгений С. 3 Высокий 8. Игорь М. 3 Высокий 9. Кирилл К. 2 Средний 10. Константин Ф. 3 Высокий 11. Людмила К. 3 Высокий 12. Мария П. 2 Средний 13. Михаил К. 3 Высокий 14. Нина Т. 2 Средний 15. Олег Б. 3 Высокий 16. Олеся Ж. 1 Низкий 17. Павел Л. 2 Средний 18. Римма О. 2 Средний 19. Руслан А. 3 Высокий 20. Сергей В. 3 Высокий 21. Эдуард Р. 0 Очень низкий 22. Юлия Н. 3 Высокий 23. Юрий А. 2 Средний 24. Яна И. 3 Высокий 25. Ярослав П. 2 Средний
Таблица 8
Результаты по методике «Сюжетные картинки» с дошкольниками с ЗПР
№ Имя ребенка Балл Уровень 1. Анастасия Ч. 1 Низкий 2. Андрей С. 1 Низкий 3. Виктор Н. 2 Средний 4. Дмитрий Г. 0 Очень низкий 5. Елена К. 1 Низкий 6. Захар П. 3 Высокий 7. Ирина Ж. 2 Средний 8. Леонид Л. 1 Низкий 9. Надежда Н. 2 Средний 10. Николай Д. 3 Высокий 11. Ольга Л. 1 Низкий 12. Светлана Б. 0 Очень низкий 13. Станислав И. 2 Средний 14. Таисия Т. 1 Низкий 15. Тимур К. 2 Средний 16. Ульяна К. 1 Низкий 17. Шушаник П. 2 Средний 18. Элеонора А. 1 Низкий 19. Эльвира В. 3 Высокий 20. Юлиан Р. 0 Очень низкий 21. Юлия Ш. 2 Средний 22. Юрий Л. 3 Высокий 23. Ядвига О. 2 Средний 24. Ялик Д. 1 Низкий 25. Ярослав В. 3 Высокий
Таблица 9
Результаты по методике «Сюжетные картинки» с дошкольниками без отклонений в развитии
№ Имя ребенка Балл Уровень 1. Алена Т. 3 Высокий 2. Андрей Ж. 2 Средний 3. Борис В. 1 Низкий 4. Владимир А. 3 Высокий 5. Дарья М. 2 Средний 6. Елена И. 2 Средний 7. Зоя Ф. 3 Высокий 8. Игорь Л. 2 Средний 9. Кирилл М. 3 Высокий 10. Леонид Б. 2 Средний 11. Любовь П. 3 Высокий 12. Людмила Н. 3 Высокий 13. Мария Ч. 3 Высокий 14. Михаил Г. 2 Средний 15. Николай У. 3 Высокий 16. Олег В. 2 Средний 17. Ольга Е. 3 Высокий 18. Римма А. 2 Средний 19. Руслана П. 2 Средний 20. Сергей Ж. 3 Высокий 21. Тамара О. 2 Средний 22. Филипп Т. 3 Высокий 23. Эдуард Л. 1 Низкий 24. Элеонора Р. 3 Высокий 25. Ян Г. 3 Высокий
Приложение 4
Таблица 10
Результаты по методике «Цветовой тест отношений» с дошкольниками с ОНР 3-го уровня
№ Имя ребенка Добрый Злой Честный Лживый Щедрый Жадный Трудолюбивый Ленивый Всего 1. Алина Д. + + + + + + + 7 2. Анна Л. + + + + + + 6 3. Антон В. + + + + + + + 7 4. Борис Т. + + + + + 5 5. Владимир О. + + + + + + + + 8 6. Дарья Р. + + + + + + + 7 7. Евгений С. + + + + + + + 7 8. Игорь М. + + + + + + + + 8 9. Кирилл К. + + + + + 5 10. Константин Ф. + + + + + + 6 11. Людмила К. + + + + + 5 12. Мария П. + + + + + + + 7 13. Михаил К. + + + + + + + 7 14. Нина Т. + + + + + + + + 8 15. Олег Б. + + + + + + + + 8 16. Олеся Ж. + + + 3 17. Павел Л. + + + + + + 6 18. Римма О. + + + + + 5 19. Руслан А. + + + + + + + 7 20. Сергей В. + + + + + + 6 21. Эдуард Р. + + + 3 22. Юлия Н. + + + + + 5 23. Юрий А. + + + + + + + + 8 24. Яна И. + + + + + + + 7 25. Ярослав П. + + + + + + + 7 Кол-во детей 25 25 23 18 14 18 17 18 6,32
Таблица 11
Результаты по методике «Цветовой тест отношений» с дошкольниками с ЗПР
№ Имя ребенка Добрый Злой Честный Лживый Щедрый Жадный Трудолюбивый Ленивый Всего 1. Анастасия Ч. + + + + + 5 2. Андрей С. + + + + + 5 3. Виктор Н. + + + 3 4. Дмитрий Г. + + 2 5. Елена К. + + + + + + 6 6. Захар П. + + 2 7. Ирина Ж. + + + + 4 8. Леонид Л. + + + + + + 6 9. Надежда Н. + 1 10. Николай Д. + + + + 4 11. Ольга Л. + + + + + 5 12. Светлана Б. + + + 3 13. Станислав И. + + + 3 14. Таисия Т. + + + 3 15. Тимур К. + + + + + 5 16. Ульяна К. + + 2 17. Шушаник П. + + + + 4 18. Элеонора А. + + 2 19. Эльвира В. + + + + + + 6 20. Юлиан Р. + + 2 21. Юлия Ш. + + + + 4 22. Юрий Л. + + + + + 5 23. Ядвига О. + + + + 4 24. Ялик Д. + + + + + 5 25. Ярослав В. + + + + 4 Кол-во детей 19 15 10 5 5 13 14 14 3,8
Таблица 12
Результаты по методике «Цветовой тест отношений» с дошкольниками без отклонений в развитии
№ Имя ребенка Добрый Злой Честный Лживый Щедрый Жадный Трудолюбивый Ленивый Всего 1. Алена Т. + + + + + + + - 7 2. Андрей Ж. + + + + + + - + 7 3. Борис В. + + + + - + + + 7 4. Владимир А. + + + + + + + + 8 5. Дарья М. + + + + + + + + 8 6. Елена И. + + + + - - - + 5 7. Зоя Ф. + + + + + + + + 8 8. Игорь Л. + + + + + + + + 8 9. Кирилл М. + + + + + + + - 7 10. Леонид Б. + + + + - + + + 7 11. Любовь П. + + + + + + + - 7 12. Людмила Н. + + + + + + + + 8 13. Мария Ч. + + + + + + + + 8 14. Михаил Г. + + + + + + + + 8 15. Николай У. + + + + + + + + 8 16. Олег В. + + + + + + - + 7 17. Ольга Е. + + + + + + + + 8 18. Римма А. + + + + + + + + 8 19. Руслана П. + + + + - - + + 6 20. Сергей Ж. + + + + + + + + 8 21. Тамара О. + + + + + + + + 8 22. Филипп Т. + + + + + + + + 8 23. Эдуард Л. + + + + - - + + 6 24. Элеонора Р. + + + + + + + + 8 25. Ян Г. + + + + + + + + 8 Кол-во детей 25 25 25 20 20 22 22 22 7,44

Приложение 5
Таблица13
Результаты по методике «Сделаем вместе» у дошкольников с ОНР 3-го уровня
№ Имя ребенка Отрицательная направленность Положительная направленность Общительность Заинтересованность в деятельности Ср.балл 1. Алина Д. 2 7 5 6 5 2. Анна Л. 2 4 11 4 5,25 3. Антон В. 1 5 6 5 4,25 4. Борис Т. 8 1 8 1 4,5 5. Владимир О. 3 6 4 6 4,75 6. Дарья Р. 6 8 7 4 6,25 7. Евгений С. 6 5 2 6 4,75 8. Игорь М. 4 3 6 6 4,75 9. Кирилл К. 1 6 8 6 5,25 10. Константин Ф. 5 6 4 6 5,25 11. Людмила К. 1 4 9 5 4,75 12. Мария П. 3 6 3 6 4,5 13. Михаил К. 2 7 6 4 4,75 14. Нина Т. 4 4 12 2 5,5 15. Олег Б. 2 6 4 4 4 16. Олеся Ж. 9 0 6 2 4,25 17. Павел Л. 5 5 3 3 4 18. Римма О. 6 6 11 6 7,25 19. Руслан А. 2 6 5 2 3,75 20. Сергей В. 6 7 7 3 5,75 21. Эдуард Р. 7 1 4 0 3 22. Юлия Н. 3 6 8 4 5,25 23. Юрий А. 4 4 10 6 6 24. Яна И. 3 5 5 6 4,75 25. Ярослав П. 4 5 3 4 4 Хср. 3,96 4,92 6,28 4,28
Таблица 14
Результаты по методике «Сделаем вместе» у дошкольников с ЗПР
№ Имя ребенка Отрицательная направленность Положительная направленность Общительность Заинтересованность в деятельности Ср.балл 1. Анастасия Ч. 9 3 3 0 3,75 2. Андрей С. 8 2 5 2 4,25 3. Виктор Н. 6 2 8 5 5,25 4. Дмитрий Г. 7 3 5 3 4,5 5. Елена К. 8 2 2 2 3,5 6. Захар П. 4 6 1 5 4 7. Ирина Ж. 6 5 6 1 4,5 8. Леонид Л. 7 4 5 3 4,75 9. Надежда Н. 4 3 4 4 3,75 10. Николай Д. 5 6 7 5 5,75 11. Ольга Л. 7 2 3 2 3,5 12. Светлана Б. 9 2 5 1 4,25 13. Станислав И. 4 4 2 3 3,25 14. Таисия Т. 8 1 6 3 4,5 15. Тимур К. 4 5 4 2 3,75 16. Ульяна К. 6 3 3 1 3,25 17. Шушаник П. 7 4 5 4 5 18. Элеонора А. 6 5 7 0 4,5 19. Эльвира В. 9 4 3 2 4,5 20. Юлиан Р. 9 3 2 1 3,75 21. Юлия Ш. 6 4 3 0 3,25 22. Юрий Л. 4 6 5 6 5,25 23. Ядвига О. 6 4 4 3 4,25 24. Ялик Д. 7 3 6 2 4,5 25. Ярослав В. 6 2 1 0 2,25 Хср. 6,48 3,52 4,2 2,4
Таблица 15
Результаты по методике «Сделаем вместе» у дошкольников без отклонений в развитии
№ Имя ребенка Отрицательная направленность Положительная направленность Общительность Заинтересованность в деятельности Ср.балл 1. Алена Т. 2 8 11 6 6,75 2. Андрей Ж. 0 8 9 5 5,5 3. Борис В. 7 3 5 4 4,75 4. Владимир А. 1 7 10 6 6 5. Дарья М. 5 3 7 4 4,75 6. Елена И. 5 5 9 2 5,25 7. Зоя Ф. 0 8 6 6 5 8. Игорь Л. 3 7 8 5 5,75 9. Кирилл М. 2 6 5 6 4,75 10. Леонид Б. 6 2 10 3 5,25 11. Любовь П. 1 6 5 6 4,5 12. Людмила Н. 0 8 2 6 4 13. Мария Ч. 2 5 7 6 5 14. Михаил Г. 6 3 8 3 5 15. Николай У. 1 6 9 6 5,5 16. Олег В. 7 2 3 2 3,5 17. Ольга Е. 4 6 7 6 5,75 18. Римма А. 2 4 4 4 3,5 19. Руслана П. 0 7 8 3 4,5 20. Сергей Ж. 2 3 5 6 4 21. Тамара О. 5 5 2 3 3,75 22. Филипп Т. 1 4 9 5 4,75 23. Эдуард Л. 6 6 10 6 7 24. Элеонора Р. 4 7 5 6 5,5 25. Ян Г. 4 3 4 6 4,25 Хср. 3,04 5,28 6,72 4,84

Приложение 6
Таблица 16
Результаты методик направленных на выяснение уровня сформированности нравственного поведения с дошкольниками с ОНР 3-го уровня
№ Имя ребенка Методика «Подели игрушки» Методика «Проигрышная лотерея» 1. Алина Д. + + 2. Анна Л. + - 3. Антон В. + - 4. Борис Т. - - 5. Владимир О. + + 6. Дарья Р. - - 7. Евгений С. + + 8. Игорь М. + + 9. Кирилл К. - - 10. Константин Ф. + + 11. Людмила К. + + 12. Мария П. - - 13. Михаил К. + + 14. Нина Т. + - 15. Олег Б. + + 16. Олеся Ж. - - 17. Павел Л. - - 18. Римма О. + - 19. Руслан А. + + 20. Сергей В. + - 21. Эдуард Р. - - 22. Юлия Н. + - 23. Юрий А. - - 24. Яна И. + + 25. Ярослав П. - -
Таблица 17
Результаты методик направленных на выяснение уровня сформированности нравственного поведения с дошкольниками с ЗПР
№ Имя ребенка Методика «Подели игрушки» Методика «Проигрышная лотерея» 1. Анастасия Ч. - - 2. Андрей С. - - 3. Виктор Н. + + 4. Дмитрий Г. - - 5. Елена К. - - 6. Захар П. + + 7. Ирина Ж. - - 8. Леонид Л. - - 9. Надежда Н. - - 10. Николай Д. + + 11. Ольга Л. - - 12. Светлана Б. - - 13. Станислав И. - - 14. Таисия Т. - - 15. Тимур К. + - 16. Ульяна К. - - 17. Шушаник П. - - 18. Элеонора А. - - 19. Эльвира В. - - 20. Юлиан Р. - - 21. Юлия Ш. + + 22. Юрий Л. + - 23. Ядвига О. - - 24. Ялик Д. - - 25. Ярослав В. + -
Таблица 18
Результаты методик направленных на выяснение уровня сформированности нравственного поведения с дошкольниками без отклонений в развитии
№ Имя ребенка Методика «Подели игрушки» Методика «Проигрышная лотерея» 1. Алена Т. + + 2. Андрей Ж. + + 3. Борис В. + - 4. Владимир А. + + 5. Дарья М. - + 6. Елена И. + - 7. Зоя Ф. + + 8. Игорь Л. + + 9. Кирилл М. + + 10. Леонид Б. - + 11. Любовь П. + + 12. Людмила Н. + + 13. Мария Ч. + + 14. Михаил Г. + - 15. Николай У. + + 16. Олег В. - - 17. Ольга Е. + + 18. Римма А. + + 19. Руслана П. + + 20. Сергей Ж. + + 21. Тамара О. + - 22. Филипп Т. + + 23. Эдуард Л. + + 24. Элеонора Р. + + 25. Ян Г. + +
Приложение 7
Таблица 19
Сводная таблица результатов исследования дошкольников с ОНР, ЗПР и в норме
№ (дети с ОНР) Беседа Закончи историю Сюжетные картинки Цветовой тест отношений Сделаем вместе Подели игрушки Проигрышная лотерея 1. 1 1 1 1 1 1 1 2. 2 2 2 2 1 1 3 3. 2 1 2 1 2 1 3 4. 3 3 3 2 3 3 3 5. 1 1 1 1 2 1 1 6. 2 2 2 1 1 3 3 7. 1 1 1 1 2 1 1 8. 1 1 1 1 2 1 1 9. 2 1 2 2 1 3 3 10. 1 1 1 2 2 1 1 11. 1 1 1 2 1 1 1 12. 1 1 2 1 2 3 3 13. 2 2 1 1 2 1 1 14. 2 2 2 1 1 1 3 15. 1 1 1 1 2 1 1 16. 3 3 3 3 3 3 3 17. 2 1 2 2 3 3 3 18. 2 2 2 2 1 1 3 19. 1 1 1 1 2 1 1 20. 1 1 1 2 2 1 3 21. 3 2 3 3 3 3 3 22. 1 1 1 2 1 1 3 23. 2 1 2 1 1 3 3 24. 1 1 1 1 2 1 1 25. 2 2 2 1 2 3 3 Хср. 1,64 1,44 1,64 1,52 1,8 1,72 2,2 № (дети с ЗПР) Беседа Закончи историю Сюжетные картинки Цветовой тест отношений Сделаем вместе Подели игрушки Проигрышная лотерея 1. 3 3 3 2 3 3 3 2. 3 3 3 2 3 3 3 3. 2 1 2 3 2 1 1 4. 3 3 3 3 3 3 3 5. 3 3 3 2 3 3 3 6. 2 1 1 3 3 1 1 7. 2 2 2 3 2 3 3 8. 3 3 3 2 2 3 3 9. 2 2 2 3 2 3 3 10. 1 1 1 3 1 1 1 11. 2 2 3 2 3 3 3 12. 3 3 3 3 3 3 3 13. 2 2 2 3 3 3 3 14. 3 3 3 3 3 3 3 15. 2 2 2 2 3 1 3 16. 3 3 3 3 3 3 3 17. 2 2 2 3 2 3 3 18. 2 3 3 3 2 3 3 19. 3 1 1 2 3 3 3 20. 3 3 3 3 3 3 3 21. 2 2 2 3 3 1 1 22. 1 1 1 2 2 1 3 23. 2 3 2 3 3 3 3 24. 3 3 3 2 3 3 3 25. 1 1 1 3 3 1 3 Хср. 2,32 2,24 2,28 2,64 2,64 2,44 2,68 № (дети без отклонений) Беседа Закончи историю Сюжетные картинки Цветовой тест отношений Сделаем вместе Подели игрушки Проигрышная лотерея 1. 1 1 1 1 1 1 1 2. 1 1 2 1 1 1 1 3. 2 2 3 1 2 1 3 4. 1 1 1 1 1 1 1 5. 2 2 2 1 2 3 1 6. 2 2 2 2 2 1 3 7. 1 1 1 1 1 1 1 8. 1 1 2 1 1 1 1 9. 1 1 1 1 2 1 1 10. 2 2 2 1 2 3 1 11. 1 1 1 1 2 1 1 12. 1 1 1 1 2 1 1 13. 1 1 1 1 2 1 1 14. 2 1 2 1 2 1 3 15. 1 1 1 1 1 1 1 16. 2 2 2 1 3 3 3 17. 1 1 1 1 1 1 1 18. 2 2 2 1 2 1 1 19. 2 2 2 2 1 1 1 20. 1 1 1 1 2 1 1 21. 2 2 2 1 3 1 3 22. 1 1 1 1 1 1 1 23. 2 2 3 2 1 1 1 24. 1 1 1 1 1 1 1 25. 1 1 1 1 2 1 1 Хср. 1,4 1,36 1,61 1,12 1,64 1,24 1,4

Приложение 8
Таблица 20
Результаты экспериментальных данных показателей дошкольников ОНР 3-го уровня и дошкольников без отклонений по методике «Закончи историю» (с помощью критерия Стьюдента)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 2.75  3  0.66  0.46  0.4356  0.2116  2 1.5  2.75  -0.59  0.21  0.3481  0.0441  3 2  2.25  -0.09  -0.29  0.0081  0.0841  4 0.75  3  -1.34  0.46  1.7956  0.2116  5 2.25  2  0.16  -0.54  0.0256  0.2916  6 1.75  2  -0.34  -0.54  0.1156  0.2916  7 2.5  3  0.41  0.46  0.1681  0.2116  8 2.5  2.75  0.41  0.21  0.1681  0.0441  9 2.5  3  0.41  0.46  0.1681  0.2116  10 2.5  1.75  0.41  -0.79  0.1681  0.6241  11 2.5  2.75  0.41  0.21  0.1681  0.0441  12 3  2.5  0.91  -0.04  0.8281  0.0016  13 1.75  3  -0.34  0.46  0.1156  0.2116  14 1.75  2.5  -0.34  -0.04  0.1156  0.0016  15 2.25  2.75  0.16  0.21  0.0256  0.0441  16 0.75  2.25  -1.34  -0.29  1.7956  0.0841  17 2.25  3  0.16  0.46  0.0256  0.2116  18 1.75  2.25  -0.34  -0.29  0.1156  0.0841  19 2.75  2.25  0.66  -0.29  0.4356  0.0841  20 2.25  2.5  0.16  -0.04  0.0256  0.0016  21 1.25  1.75  -0.84  -0.79  0.7056  0.6241  22 2.5  2.75  0.41  0.21  0.1681  0.0441  23 2  2.25  -0.09  -0.29  0.0081  0.0841  24 2.75  3  0.66  0.46  0.4356  0.2116  25 1.75  2.5  -0.34  -0.04  0.1156  0.0016  Суммы: 52.25 63.5 0 -0 8.485 3.96 Среднее: 2.09 2.54         Результат: tЭмп = 3.2
Критические значения
tКр p≤0.05 p≤0.01 2.01 2.68 Ось значимости:
0,05 0,01
Зона Зона
незначимости значимости

tКр=2,01 tКр=2,68 tЭмп = 3,2
Полученное эмпирическое значение t (3.2) находится в зоне значимости.

Таблица 21
Результаты экспериментальных данных показателей дошкольников с ЗПР и дошкольников без отклонений по методике «Закончи историю» (с помощью критерия Стьюдента)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 0.5  3  -0.76  0.46  0.5776  0.2116  2 0.75  2.75  -0.51  0.21  0.2601  0.0441  3 2.25  2.25  0.99  -0.29  0.9801  0.0841  4 0.25  3  -1.01  0.46  1.0201  0.2116  5 0.75  2  -0.51  -0.54  0.2601  0.2916  6 2.25  2  0.99  -0.54  0.9801  0.2916  7 1.5  3  0.24  0.46  0.0576  0.2116  8 0.75  2.75  -0.51  0.21  0.2601  0.0441  9 1.75  3  0.49  0.46  0.2401  0.2116  10 2.5  1.75  1.24  -0.79  1.5376  0.6241  11 1.25  2.75  -0.01  0.21  0.0001  0.0441  12 0.5  2.5  -0.76  -0.04  0.5776  0.0016  13 1.5  3  0.24  0.46  0.0576  0.2116  14 0.25  2.5  -1.01  -0.04  1.0201  0.0016  15 1.5  2.75  0.24  0.21  0.0576  0.0441  16 0.75  2.25  -0.51  -0.29  0.2601  0.0841  17 1.75  3  0.49  0.46  0.2401  0.2116  18 0.25  2.25  -1.01  -0.29  1.0201  0.0841  19 2.5  2.25  1.24  -0.29  1.5376  0.0841  20 0.5  2.5  -0.76  -0.04  0.5776  0.0016  21 1.5  1.75  0.24  -0.79  0.0576  0.6241  22 2.25  2.75  0.99  0.21  0.9801  0.0441  23 0.75  2.25  -0.51  -0.29  0.2601  0.0841  24 0.5  3  -0.76  0.46  0.5776  0.2116  25 2.5  2.5  1.24  -0.04  1.5376  0.0016  Суммы: 31.5 63.5 -0 -0 14.935 3.96 Среднее: 1.26 2.54         Результат: tЭмп = 7.5
Критические значения
tКр p≤0.05 p≤0.01 2.01 2.68 Ось значимости:
0,05 0,01
Зона Зона
незначимости значимости

tКр=2,01 tКр=2,68 tЭмп = 7,5
Полученное эмпирическое значение t (7.5) находится в зоне значимости.

Приложение 9
Таблица 22
Результаты экспериментальных данных показателей дошкольников ОНР 3-го уровня и дошкольников без отклонений по методике «Сюжетные картинки» (с помощью критерия Стьюдента)
№ Выборка 1 (В.1) Выборка 2 (В.2) Отклонения (В.1 - В.2) Квадраты отклонений (В.1 - В.2)2 1  3  3  0  0  2  2  2  0  0  3  2  1  1  1  4  1  3  -2  4  5  3  2  1  1  6  2  2  0  0  7  3  3  0  0  8  3  2  1  1  9  2  3  -1  1  10  3  2  1  1  11  3  3  0  0  12  2  3  -1  1  13  3  3  0  0  14  2  2  0  0  15  3  3  0  0  16  1  2  -1  1  17  2  3  -1  1  18  2  2  0  0  19  3  2  1  1  20  3  3  0  0  21  0  2  -2  4  22  3  3  0  0  23  2  1  1  1  24  3  3  0  0  25  2  3  -1  1  Суммы: 58 61 -3 19 Результат: tЭмп = 0.7
Критические значения
tКр p≤0.05 p≤0.01 2.06 2.8 Ось значимости:
0,05 0,01
Зона Зона
незначимости значимости

tЭмп = 0,7 tКр=2,01 tКр=2,68
Полученное эмпирическое значение t (0.7) находится в зоне незначимости.

Таблица 23
Результаты экспериментальных данных показателей дошкольников с ЗПР и дошкольников без отклонений по методике «Сюжетные картинки» (с помощью критерия Стьюдента)
№ Выборка 1 (В.1) Выборка 2 (В.2) Отклонения (В.1 - В.2) Квадраты отклонений (В.1 - В.2)2 1  1  3  -2  4  2  1  2  -1  1  3  2  1  1  1  4  0  3  -3  9  5  1  2  -1  1  6  3  2  1  1  7  2  3  -1  1  8  1  2  -1  1  9  2  3  -1  1  10  3  2  1  1  11  1  3  -2  4  12  0  3  -3  9  13  2  3  -1  1  14  1  2  -1  1  15  2  3  -1  1  16  1  2  -1  1  17  2  3  -1  1  18  1  2  -1  1  19  3  2  1  1  20  0  3  -3  9  21  2  2  0  0  22  3  3  0  0  23  2  1  1  1  24  1  3  -2  4  25  3  3  0  0  Суммы: 40 61 -21 55 Результат: tЭмп = 3.5
Критические значения
tКр p≤0.05 p≤0.01 2.06 2.8

Ось значимости:
0,05 0,01
Зона Зона
незначимости значимости

tКр=2,01 tКр=2,68 tЭмп = 3,5
Полученное эмпирическое значение t (3.5) находится в зоне значимости.


Приложение 10
Таблица 24
Результаты экспериментальных данных показателей дошкольников ОНР 3-го уровня и дошкольников без отклонений по методике «Цветовой тест отношений» (с помощью критерия Стьюдента)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 7  7  0.68  -0.44  0.4624  0.1936  2 6  7  -0.32  -0.44  0.1024  0.1936  3 7  7  0.68  -0.44  0.4624  0.1936  4 5  8  -1.32  0.56  1.7424  0.3136  5 8  8  1.68  0.56  2.8224  0.3136  6 7  5  0.68  -2.44  0.4624  5.9536  7 7  8  0.68  0.56  0.4624  0.3136  8 8  8  1.68  0.56  2.8224  0.3136  9 5  7  -1.32  -0.44  1.7424  0.1936  10 6  7  -0.32  -0.44  0.1024  0.1936  11 5  7  -1.32  -0.44  1.7424  0.1936  12 7  8  0.68  0.56  0.4624  0.3136  13 7  8  0.68  0.56  0.4624  0.3136  14 8  8  1.68  0.56  2.8224  0.3136  15 8  8  1.68  0.56  2.8224  0.3136  16 3  7  -3.32  -0.44  11.0224  0.1936  17 6  8  -0.32  0.56  0.1024  0.3136  18 5  8  -1.32  0.56  1.7424  0.3136  19 7  6  0.68  -1.44  0.4624  2.0736  20 6  8  -0.32  0.56  0.1024  0.3136  21 3  8  -3.32  0.56  11.0224  0.3136  22 5  8  -1.32  0.56  1.7424  0.3136  23 8  6  1.68  -1.44  2.8224  2.0736  24 7  8  0.68  0.56  0.4624  0.3136  25 7  8  0.68  0.56  0.4624  0.3136  Суммы: 158 186 -0 -0 49.44 16.16 Среднее: 6.32 7.44         Результат: tЭмп = 3.4
Критические значения
tКр p≤0.05 p≤0.01 2.01 2.68 Ось значимости:
0,05 0,01
Зона Зона
незначимости значимости

tКр=2,01 tКр=2,68 tЭмп = 3,4
Полученное эмпирическое значение t (3.4) находится в зоне значимости.

Таблица 25
Результаты экспериментальных данных показателей дошкольников с ЗПР и дошкольников без отклонений по методике «Цветовой тест отношений» (с помощью критерия Стьюдента)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 5  7  1.2  -0.44  1.44  0.1936  2 5  7  1.2  -0.44  1.44  0.1936  3 3  7  -0.8  -0.44  0.64  0.1936  4 2  8  -1.8  0.56  3.24  0.3136  5 6  8  2.2  0.56  4.84  0.3136  6 2  5  -1.8  -2.44  3.24  5.9536  7 4  8  0.2  0.56  0.04  0.3136  8 6  8  2.2  0.56  4.84  0.3136  9 1  7  -2.8  -0.44  7.84  0.1936  10 4  7  0.2  -0.44  0.04  0.1936  11 5  7  1.2  -0.44  1.44  0.1936  12 3  8  -0.8  0.56  0.64  0.3136  13 3  8  -0.8  0.56  0.64  0.3136  14 3  8  -0.8  0.56  0.64  0.3136  15 5  8  1.2  0.56  1.44  0.3136  16 2  7  -1.8  -0.44  3.24  0.1936  17 4  8  0.2  0.56  0.04  0.3136  18 2  8  -1.8  0.56  3.24  0.3136  19 6  6  2.2  -1.44  4.84  2.0736  20 2  8  -1.8  0.56  3.24  0.3136  21 4  8  0.2  0.56  0.04  0.3136  22 5  8  1.2  0.56  1.44  0.3136  23 4  6  0.2  -1.44  0.04  2.0736  24 5  8  1.2  0.56  1.44  0.3136  25 4  8  0.2  0.56  0.04  0.3136  Суммы: 95 186 0 -0 50 16.16 Среднее: 3.8 7.44         Результат: tЭмп = 11
Критические значения
tКр p≤0.05 p≤0.01 2.01 2.68 Ось значимости:
0,05 0,01
Зона Зона
незначимости значимости

tКр=2,01 tКр=2,68 tЭмп = 11
Полученное эмпирическое значение t (11) находится в зоне значимости.


Приложение 11
Таблица 26
Результаты экспериментальных данных показателей дошкольников ОНР 3-го уровня и дошкольников без отклонений по методике «Сделаем вместе» (с помощью критерия Стьюдента)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 5  6.75  0.14  1.78  0.0196  3.1684  2 5.25  5.5  0.39  0.53  0.1521  0.2809  3 4.25  4.75  -0.61  -0.22  0.3721  0.0484  4 4.5  6  -0.36  1.03  0.1296  1.0609  5 4.75  4.75  -0.11  -0.22  0.0121  0.0484  6 6.25  5.25  1.39  0.28  1.9321  0.0784  7 4.75  5  -0.11  0.03  0.0121  0.0009  8 4.75  5.75  -0.11  0.78  0.0121  0.6084  9 5.25  4.75  0.39  -0.22  0.1521  0.0484  10 5.25  5.25  0.39  0.28  0.1521  0.0784  11 4.75  4.5  -0.11  -0.47  0.0121  0.2209  12 4.5  4  -0.36  -0.97  0.1296  0.9409  13 4.75  5  -0.11  0.03  0.0121  0.0009  14 5.5  5  0.64  0.03  0.4096  0.0009  15 4  5.5  -0.86  0.53  0.7396  0.2809  16 4.25  3.5  -0.61  -1.47  0.3721  2.1609  17 4  5.75  -0.86  0.78  0.7396  0.6084  18 7.25  3.5  2.39  -1.47  5.7121  2.1609  19 3.75  4.5  -1.11  -0.47  1.2321  0.2209  20 5.75  4  0.89  -0.97  0.7921  0.9409  21 3  3.75  -1.86  -1.22  3.4596  1.4884  22 5.25  4.75  0.39  -0.22  0.1521  0.0484  23 6  7  1.14  2.03  1.2996  4.1209  24 4.75  5.5  -0.11  0.53  0.0121  0.2809  25 4  4.25  -0.86  -0.72  0.7396  0.5184  Суммы: 121.5 124.25 -0 0 18.76 19.415 Среднее: 4.86 4.97         Результат: tЭмп = 0.4
Критические значения
tКр p≤0.05 p≤0.01 2.01 2.68 Ось значимости:
0,05 0,01
Зона Зона
незначимости значимости

tЭмп = 0,4 tКр=2,01 tКр=2,68
Полученное эмпирическое значение t (0.4) находится в зоне незначимости.

Таблица 27
Результаты экспериментальных данных показателей дошкольников с ЗПР и дошкольников без отклонений по методике «Сделаем вместе» (с помощью критерия Стьюдента)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 3.75  6.75  -0.4  1.78  0.16  3.1684  2 4.25  5.5  0.1  0.53  0.01  0.2809  3 5.25  4.75  1.1  -0.22  1.21  0.0484  4 4.5  6  0.35  1.03  0.1225  1.0609  5 3.5  4.75  -0.65  -0.22  0.4225  0.0484  6 4  5.25  -0.15  0.28  0.0225  0.0784  7 4.5  5  0.35  0.03  0.1225  0.0009  8 4.75  5.75  0.6  0.78  0.36  0.6084  9 3.75  4.75  -0.4  -0.22  0.16  0.0484  10 5.75  5.25  1.6  0.28  2.56  0.0784  11 3.5  4.5  -0.65  -0.47  0.4225  0.2209  12 4.25  4  0.1  -0.97  0.01  0.9409  13 3.25  5  -0.9  0.03  0.81  0.0009  14 4.5  5  0.35  0.03  0.1225  0.0009  15 3.75  5.5  -0.4  0.53  0.16  0.2809  16 3.25  3.5  -0.9  -1.47  0.81  2.1609  17 5  5.75  0.85  0.78  0.7225  0.6084  18 4.5  3.5  0.35  -1.47  0.1225  2.1609  19 4.5  4.5  0.35  -0.47  0.1225  0.2209  20 3.75  4  -0.4  -0.97  0.16  0.9409  21 3.25  3.75  -0.9  -1.22  0.81  1.4884  22 5.25  4.75  1.1  -0.22  1.21  0.0484  23 4.25  7  0.1  2.03  0.01  4.1209  24 4.5  5.5  0.35  0.53  0.1225  0.2809  25 2.25  4.25  -1.9  -0.72  3.61  0.5184  Суммы: 103.75 124.25 -0 0 14.375 19.415 Среднее: 4.15 4.97         Результат: tЭмп = 3.6
Критические значения
tКр p≤0.05 p≤0.01 2.01 2.68 Ось значимости:
0,05 0,01
Зона Зона
незначимости значимости

tКр=2,01 tКр=2,68 tЭмп = 3,6
Полученное эмпирическое значение t (3.6) находится в зоне значимости.













71


Дети с ОНР

эмоциональное отношение к нравств. нормам

Эмоционал. отношение ребенка к нравств. качествам

сформированное моральное поведение

Отрицательная нравственная направленность

Моральный выбор

заинтересованность в деятельности

Положительная нравств. направленность

Дети с ЗПР

эмоциональное отношение к нравств. нормам

моральный выбор

Отрицательная нравственная направленность

Положительная нравств. направленность

сформированное моральное поведение

Моральный выбор

Без отклонений

Эмоционал. отношение ребенка к нравств. качествам

заинтересованность в деятельности

Положительная нравств. направленность

Отрицательная нравственная направленность

эмоциональное отношение к нравств. нормам


1. Аскевис-Леерпе Ф. Психология: краткий курс / Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А. Картрон. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155с.
2. Анохин П.К. Эмоции: Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского универс., 1994. 288с.
3. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
4. Белопольская Н.Л. Патопсихология: Хрестоматия / Н.Л. Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 224с.
5. Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. - № 1. - с.68-72.
6. Векслер Л.М. Психологические процессы / Л.М. Векслер. – М.: Педагогика, 1985. – 128с.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5 //Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 346с., 420с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. –Спб., Союз, 2008. 458 с.
9. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях / Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 1984. – 288с.
10. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр Академия, 2007. – 240с.
11. Джемс У. Что такое эмоция / Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 1984. – 288с.
12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамская. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 234с.
13. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей / Дефектология. М.,1998. - с. 28-33.
14. Занков Л.В. Дидактическая система: Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608с.
15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. М.: Просвещение, 2002. - 170с.
16. Кикиян Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР. – Издательство КАРО, 2008. – 288с.
17. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания / Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 1998. – 288с.
18. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М., 1992. 178с.
19. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций / Психология эмоций // Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 2004. – 288с.
20. Мамайчук И.И. Психическое развитие аномального ребенка / И.И. Мамайчук. - СПб., 1995. - 137с.
21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2008. - 224с.
22. Матасов Ю.Т. Диагностические особенности детей с умственной отсталостью и ЗПР и проблемы психического развития / Ю.Т. Матасов. - М., 1996. - 298с.
23. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 128с.
24. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.- 480 с.
25. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2002. – 380с.
26. Практикум по возрастной психологии / под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008. - 694 с.
27. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М., 2009.
28. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2000. – 498с.
30. Сикорский И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления / И.А. Сикорский. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 153с. (Библиотека логопеда).
31. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП / И.А. Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160с.
32. Смирнова И.А. Полный справочник логопеда / И.А. Смирнова. – Минск: Харвест, 2011. – 384с.
33. Специальная психология / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.

Вопрос-ответ:

Какой возраст рассматривается в данной статье?

Данная статья рассматривает детей старшего дошкольного возраста, примерно 6-7 лет.

Что означает ОНР-3 уровень?

ОНР-3 уровень означает отклонения в развитии, которые считаются значительными и затрудняют адаптацию ребенка в обществе.

Какие проблемы связаны с нравственной сферой детей с отклонениями в развитии?

У детей с отклонениями в развитии могут возникать проблемы с формированием нравственной сферы, такие как отсутствие эмоционального реагирования на определенные ситуации, низкая эмпатия, агрессивное поведение и др.

Какие особенности формирования личности детей с ЗПР?

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) могут испытывать трудности в формировании своей личности, такие как затруднения в общении, низкая самооценка, ограниченность интересов и др.

Что показало эмпирическое исследование нравственной сферы старших дошкольников с отклонениями в развитии?

Эмпирическое исследование показало, что нравственная сфера старших дошкольников с отклонениями в развитии отличается от нормы и требует отдельного внимания и коррекции для достижения правильного и гармоничного нравственного развития.

Какие отклонения в развитии могут наблюдаться у старших дошкольников?

Одним из возможных отклонений в развитии у старших дошкольников может быть задержка психического развития третьего уровня (ОНР-3 уровня), которая влияет на формирование их нравственной сферы.

Какие особенности формирования нравственной сферы наблюдаются у детей с задержкой психического развития третьего уровня?

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой развития третьего уровня могут иметь определенные особенности в формировании своей нравственной сферы, такие как слабое понимание правил поведения, трудности в осознании моральных норм и ценностей, а также затруднения в эмоциональной сфере.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи о нравственной сфере старших дошкольников?

По первой главе статьи о нравственной сфере старших дошкольников можно сделать вывод, что формирование нравственной сферы у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является сложным процессом, который требует особого внимания и поддержки со стороны педагогов и родителей. Также были рассмотрены особенности психического развития детей в норме и с нарушениями речи, а также особенности формирования личности дошкольников с задержкой психического развития третьего уровня.