Основы теории управления. Основные институты управления менеджмента.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория управления
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 29.06.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1.Основы теории управления
2.Основные институты управления менеджмента
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Ее главный постулат: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
Школа науки управления, или количественный метод, базируется на использовании в управлении данных точных наук – математики, статистики, инженерных наук – и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций. Однако до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Вероятно, сильным толчком к применению этих методов в управлении явилось развитие компьютеров. Они позволили конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Ситуационный подход. Главным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Поскольку существует множество таких факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то отсутствует единый «лучший» способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. М. Фоллетт еще в 20-е гг. говорила о «законе ситуации». Однако должным образом этот подход был разработан лишь в конце 60-х гг. При ситуационном подходе внимание сосредоточивается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. В связи с этим следует определять значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации.
Системный подход. Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления и, в частности, американского ученого Дж. Пола Гетти. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Этот подход применяется сравнительно недавно, тем не менее уже сейчас его влияние велико и в дальнейшем будет расти. На системной основе, вероятно, можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться в будущем. Руководители должны знать переменные организации как системы, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом системного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.[6]
Процессный подход. Этот подход широко применяется в настоящее время. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.
Из краткого обзора подходов видно, что управленческая мысль постоянно развивалась. Представители каждого подхода или школы полагали, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако более поздние исследования и практика управления показали, что эти исследования касались лишь отдельных сторон процесса управления, а полученные результаты были верны лишь для определенных ситуаций. Кроме того, практика управления всегда оказывалась сложнее, чем соответствующая теоретическая мысль. Тем не менее, данные исследователи внесли неоценимый вклад в развитие науки управления.
В нашей стране наука управления также получила определенное развитие, особенно в первые годы советской власти. Так, в 1917-1921 г.г. были сформированы основы управления социалистической экономикой, при этом основным теоретиком выступал В.И. Ленин. В последующие, 20-е годы, наблюдалось интенсивное развитие отечественной теории и практики управления. Идеи научного управления развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда. Одна из важнейших разработок того периода – обоснование принципов управления, учитывающих особенности социалистической системы хозяйствования.[1]
К сожалению, в последующие десятилетия внимание к вопросам управления существенно ослабло, хотя и в 1965-1985 г.г. существовало несколько управленческих школ, в том числе Московского института управления им. С. Орджоникидзе под управлением О.В. Козловой. При этом вплоть до 90-х годов у нас имела место недооценка как теории, так и практики управления. Это проявилось в следующем: в игнорировании сложившегося хозяйственного механизма, в том числе системы управления, в их по существу разрушении, а не реформировании; в формальном подходе к использованию зарубежных моделей управления; в отсутствии целей, стратегии и тактики государственного управления.
Лишь в последние годы несколько улучшилось отношение к менеджменту. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка современных управляющих-менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Менеджмент (англ. management - управление, организация) - термин, трактуемый как особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов управления.
Управление — сознательное целенаправленное воздействие, направленное на изменение объекта управления, переход из одного состояния в другое, получение нужных результатов.[7]
Понятие «менеджмент» используется в трех основных значениях:
1. Область знания: Менеджмент - наука, технология и искусство управления.
2. Процесс/ деятельность: Менеджмент –практическая деятельность в сфере управления, динамический процесс, поддерживающий жизнеспособность организации.
3. Должностной статус: Менеджмент – люди, профессионально занимающиеся управлением в организациях, в т.ч.: формированием организаций, постановкой целей, разработкой и применением способов их достижения, управлением персоналом и т.д.
Области знаний, связанные с менеджментом:
– Психология.
– Экономика – знания о хозяйственной деятельности человека.
- Экономику и менеджмент объединяет понятие эффективность.
– Право.
– Профессиональные знания – знания по основной профессиональной (отраслевой) специализации.
– Общий кругозор и эрудиция.
Менеджмент как социальное явление, возникшее в странах Запада в индустриальную эпоху, это прежде всего особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами, а не просто совокупность технических процедур и методов управления. Например, известный японский стиль управления технически ничего нового из себя не представляет, его загадка в культурном коде, новом типе поведения и отношений между людьми.
Менеджмент как социальное явление включает в себя:[5]
Мировоззрение, систему взглядов и ценностей постхристианской Западной цивилизации.
Теории, принципы и подходы к управлению.
Практические методы, техники, приемы и инструменты управления.




Список использованной литературы

Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-изд. – М.: Гардарика, 1999. – 528 с.
Виханский О.С. Практикум по курсу менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 1999. – 288 с.
Гречикова И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник / И.Н. Гречикова - М.: Банки и биржи, 1997. –258 с.
Глухов В.В. Менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Глухов – С.Пб.: СпеЛит, 2000. – 700 с.: ил.
Драчева Е.П. Управление персоналом современной организации [Текст]: учебник / Е.П. Драчева, Л.И. Юликов - М.: Мастерство, 2002. – 326 с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 3-е изд. – Минск: «Новое знание», 2000. – 336 с.
Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие/З. П. Румянцева, Н. А . Саломатин, Р. З. Акбердин [и др.]; М.: ИНФРА – Мысль на заметку, 1997. – 432с. – Библиогр.: с. 19-38. – ISBN 5–86225–136-7.
Семёнова, И. И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов [Текст]/И. И. Семёнова; М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222с. – ISBN 5-238-00100-2.
Уткин, Э. А. История менеджмента [Текст]/Э. А. Уткин; М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд-во ЭКМОС, 1997. – 224с.












4

Список использованной литературы

1.Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-изд. – М.: Гардарика, 1999. – 528 с.
2.Виханский О.С. Практикум по курсу менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 1999. – 288 с.
3.Гречикова И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник / И.Н. Гречикова - М.: Банки и биржи, 1997. –258 с.
4.Глухов В.В. Менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Глухов – С.Пб.: СпеЛит, 2000. – 700 с.: ил.
5.Драчева Е.П. Управление персоналом современной организации [Текст]: учебник / Е.П. Драчева, Л.И. Юликов - М.: Мастерство, 2002. – 326 с.
6.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 3-е изд. – Минск: «Новое знание», 2000. – 336 с.
7.Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие/З. П. Румянцева, Н. А . Саломатин, Р. З. Акбердин [и др.]; М.: ИНФРА – Мысль на заметку, 1997. – 432с. – Библиогр.: с. 19-38. – ISBN 5–86225–136-7.
8.Семёнова, И. И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов [Текст]/И. И. Семёнова; М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222с. – ISBN 5-238-00100-2.
9.Уткин, Э. А. История менеджмента [Текст]/Э. А. Уткин; М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд-во ЭКМОС, 1997. – 224с.

Вопрос-ответ:

Какие основы содержит теория управления?

Теория управления включает в себя основные принципы, методы и инструменты, которые помогают руководителям организаций эффективно управлять персоналом, ресурсами и процессами.

Что представляют собой основные институты управления менеджмента?

Основные институты управления менеджмента включают в себя образовательные учреждения, профессиональные ассоциации, консалтинговые фирмы и организации, которые занимаются исследованиями и разработками в области управления.

Какова основная цель школы науки управления?

Основной целью школы науки управления было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Она стремилась к тому, чтобы правильное применение науки о поведении всегда способствовало повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

На чем базируется школа науки управления?

Школа науки управления, также известная как количественный метод, базируется на применении математических моделей, статистических методов и симуляционного моделирования для принятия управленческих решений. Она стремится к полному использованию научных и инженерных принципов в управлении организацией.

Какие принципы включает в себя теория управления?

Теория управления включает в себя такие принципы как единство руководства, централизация и децентрализация, иерархия, авторитет и ответственность, координация, мотивация и стимулирование, планирование, организация, коммуникация и контроль.

Какие основы теории управления можно назвать?

Основы теории управления включают в себя принципы, методы и подходы, которые используются для управления организацией, достижения поставленных целей и повышения ее эффективности. Одним из основных принципов является принцип единства руководства, когда управление организацией осуществляется одним руководителем или руководящим органом. Также важными основами теории управления являются принципы целевого управления, участия подчиненных в управленческом процессе, профессионализма руководителей и другие.

Какие институты управления менеджмента можно выделить?

Основные институты управления менеджмента включают в себя различные организационные структуры и методы управления в организации. Один из таких институтов - функциональная организационная структура, которая базируется на разделении функций и задач между различными подразделениями организации. Другим институтом является проектная организационная структура, при которой управление осуществляется на основе реализации конкретных проектов. Еще одним институтом управления является матричная организационная структура, объединяющая черты функциональной и проектной структур.

Какие принципы основывали основы теории управления?

Принципами, на которых базируются основы теории управления, являются: принцип единства руководства, когда организацией управляет один руководитель или руководящий орган; принцип целевого управления, когда управление направлено на достижение поставленных целей; принцип участия подчиненных в управленческом процессе, которое позволяет повысить мотивацию и эффективность работы персонала; принцип профессионализма руководителей, требующий наличия соответствующих знаний и навыков у руководящего персонала.

В чем заключается основная цель школы науки управления?

Основной целью школы науки управления было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Ключевым постулатом этой школы является то, что правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

Чем занимается школа науки управления?

Школа науки управления или количественный метод занимается разработкой и применением моделей, методов и инструментов управления, основанных на математических и статистических подходах. Она стремится к количественному измерению и анализу процессов управления, чтобы повысить эффективность и прогнозируемость организации.