Роль стран Северной Европы в формировании общеевропейской безопасности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 70 70 страниц
  • 74 + 74 источника
  • Добавлена 23.07.2012
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1 Основные подходы к пониманию системы безопасности
1.2 Формирование системы безопасности в Европе
Глава 2. Политика стран Северной Европы по формированию безопасности
2.1 Особенности политики нейтралитета
2.2 Участие стран Северной Европы в решении проблем мира (peace research)
Глава 3. Перспективы развития политики безопасности стран Северной Европы
3.1 Страны Северной Европы и НАТО
3.2 Страны Северной Европы и ОВПБ/ЕПБО Европейского Союза
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Как закреплено в Рамочном документе, государства-члены НАТО обязуются проводить консультации с любой страной-партнером, если, по мнению этой страны, существует прямая угроза ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности.
В рамках программы «Партнерство ради мира» Швеция участвовала в следующих операциях НАТО:
в 1996 году – в Боснии и Герцеговине;
в 1999 году – в Косово;
в 2000 году – в Афганистане;
в 2011 году – в Ливии.
В Афганистане Швеция все еще сохраняет свое присутствие. По словам уполномоченного представителя Швеции на севере Афганистана, Стокгольм до 2026 года продолжит работы по развитию и обеспечению безопасности в этой стране. Швеция увеличит с 52 до 62 млн. евро бюджет по восстановлению Афганистана. По его словам шведского представителя, данное решение принято после того, как ЕС решил подписать с Кабулом долгосрочное стратегические соглашение по обеспечению безопасности, восстановлению инфраструктуры и укреплению демократии. Он также добавил, что Швеция не несет ответственности в области обеспечения военной техники для афганских войск. Иностранные войска покинут Афганистан после 2014 года, однако 200 шведских военнослужащих останутся на территории страны. Они в основном размещены в северных провинциях, где ситуация по безопасности сравнительно лучше, чем в других районах.
Ситуация в Ливии обострилась в начале 2011 года, к ее решению подключилось все мировое сообщество, в том числе ООН и НАТО. Швеция заявила о намерении присоединиться к международной войсковой операции в Ливии 29 марта 2011 года.
Стокгольм предоставил союзникам во главе с НАТО восемь истребителей «Gripеn» для участия в поддержании в Ливии бесполетной зоны. Как отметил премьер-министр Швеции Ф. Райнфельдт, «с просьбой о содействии к шведскому правительству обратилось руководство Североатлантического альянса».
Швеция вышла из операции НАТО в Ливии 24 октября 2011 года. Начиная со 2 апреля 2011 года, когда на базу НАТО на Сицилии вылетели шведские истребители JАS 39 Gripеn, и по 16 октября военные этой страны приняли роль в 560 заданиях командования альянса и подготовили для него 2198 докладов. Роль в операции обошлось шведскому правительству в 51 млн. долларов.





3.2 Страны Северной Европы и ОВПБ/ЕПБО Европейского Союза

Следует подчеркнуть три основных направления политики Европейского Союза («три столпа» на которых держится ЕС):
«первый столп» – Экономический и валютный союз (ЭВС);
«второй столп» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ). Сюда же можно отнести стремительно усиливающуюся военную составляющую – Европейскую политику безопасности и обороны (ЕПБО);
«третий столп» – сотрудничество стран-участниц в сфере внутренних дел и правосудия.
ОВПБ является частью сотрудничества между странами и не управляется системой права Сообщества, хотя в Маастрихстком договоре и говорится о том, что Союз определяет и осуществляет ОВПБ, охватывающую все сферы внешней политики и политики безопасности..
Первоначальные цели внешней политики Европейского Сообщества были отражены в Римском договоре 1957 года. Они носили больше декларативный характер и сводились к двум ключевым положениям. В первом указывалось об общности интересов и единодушии с бывшими колониальными странами и намерении способствовать их процветанию в соответствии с принципами Устава ООН; Второе положение призывало другие народы Европы принять участия в европейской интеграции.
В 70-е годы XX века тематика развития взаимодействия в военно-политической сфере опять стала актуальной. 27 октября 1970 года состоялась очередная сессия министров иностранных дел стран-членов, прошедшая в Люксембурге. На этой встрече было принято решение о создании системы Европейского политического сотрудничества (сокращенно ЕПС). Это Сотрудничество стало механизмом межгосударственного взаимодействия, в рамках которого государства начали обмениваться информацией, а также проводить совместные политические консультации на уровне министров иностранных дел. На протяжении нескольких лет ЕПС не являлось часть договорного права ЕЭС, что было связано с наличием противоречий между странами-членами и руководящими органами Сообщества.
Более-менее согласовать позиции этих сторон удалось только в конце 80-х годов ХХ века, когда в 1987 году был принят Единый европейский акт. Этот документ содержал особое положение, которое закрепляло включение взаимодействия во внешнеполитической сфере в договорное право ЕС.
Таким образом, именно с этого времени Европейское политическое сотрудничество было усилено в Сообществе. Единый европейский акт регламентировал тот факт, что государство-председатель Совета ЕС должно было использовать решения ЕПС для формирования общей внешней политики Евросоюза. Еврокомиссия была назначена полноправным участником данного процесса.
Тематика военно-политического взаимодействия была продолжена дальше в рамках Общей внешней политики и общей политики безопасности ЕС (сокращенно - ОВПБ), получившей закрепление в Маастрихтском договоре 1992 года. Это направление содержало возможное формирование в будущем общей оборонительной политики, что в дальнейшем бы стало основой для создания общих сил обороны ЕС.
Основополагающими целями ОВПБ на тот момент стали следующие:
защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН;
всемерное укрепление безопасности Союза;
сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН и принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии (Совета Европы);
развитие международного сотрудничества;
развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.
Общая внешняя политика и политика безопасности отличалась немного от своей предшественницы – Европейского политического сотрудничества. Так, помимо обмена информацией и общих консультаций, она предполагала разработку общего подхода Евросоюза по ключевым проблемам и реализации совместной деятельности, что являлось обязательным для каждой страны-члена Союза. Эта работа проводилась на межправительственной основе.
Следующим после Маастрихтского договора по важности для ЕС стал Амстердамский, в котором произошло расширение и конкретизация ОВПБ. С этого момента она стала включать в себя все области внешней политики и политики безопасности. Это осуществлялось на основе:
формулирования принципов и ключевых ориентиров ОВПБ;
принятия решений по общей стратегии;
укрепления стратегического взаимодействия между странами-членами ЕС по организации их политики.
Общая оборонная политика обуславливала в дальнейшем подключение к своей работе некоторых институтов Западноевропейского союза (ЗЕС).
Тем самым положения, включенные в Общую внешнюю политику и политику безопасности, были значительно закреплены. ЕС начал вырабатывать «общие стратегии», которые одобрял Европейский совет. В качестве ключевых примером здесь могут быть названы такие как общие стратегии ЕС в отношении России – в 1999 году, Украины – тоже в 1999 году, а также стран Средиземноморья - уже в 2000 году.
В ЕС был инициирован механизм квалифицированного большинства (не единогласия), который должен был использоваться для выработки общих решений членов Союза по совместной деятельности и позициям, а также некоторым иным решениям, основанным на общей стратегии. Это в значительной мере укрепило работу и авторитет этого института. Особое влияние данный Механизм повлиял на преодоление вето отдельных несогласных участников, которые мешают принятию важных решений.
Для организации успешного функционирования и координации системы Общей внешней политики и общей политики безопасности была создана должность Генерального секретаря Европейского совета или Высокого представителя по ОВПБ. Основной функцией на этом посту стала организация и дальнейшее ведение переговоров с третьей стороной от имени Европейского совета. Последний в свою очередь получал право подписывать международные соглашения, которые по своей тематике относились к сфере Общей внешней политике и политике безопасности. Такие решения могли приниматься только путем полного единогласия стран-членов ЕС. Генеральный секретарь в своей работе должен основываться на рекомендации страны-председателя ЕС.
Чтобы повысить эффективность ОВПБ был создан специализированный Орган раннего оповещения и политического планирования (сокращенно ОРОПП), который действует под началом Высокого представителя по ОВПБ.
В 1998 году Великобритания согласилась сформировать европейское военно-политическое сотрудничество, что положило начало интеграции Западноевропейского Союза в Европейский Союз, а также дальнейшему складыванию Европейской политики безопасности и обороны (сокращенно ЕПБО).
Под эгидой Общей политике в области безопасности и обороны стали реализовываться некоторые новые программы. Среди таких программ, во-первых, следует отметить план формирования Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР), который был предложен Францией и Великобританией, и, во-вторых, создание Европейского полицейского корпуса, инициированное Данией и Нидерландами. Проект сил быстрого реагирования был поддержан в 1999 году на апрельском саммите НАТО в Вашингтоне. Он предполагал разворачивание за два месяца воинского контингента численностью до 60 тыс. человек, который мог использоваться в гуманитарных и миротворческих акциях. Вторая инициатива говорила о создании к 2003 году Европейского полицейского корпуса, который в свою очередь мог выполнять функции по защите гражданского порядка и права на кризисных территориях. Этот корпус предусматривалось создать численность порядка пяти тысяч человек. Примером деятельности ЕПК является его участие в полицейской миссии ЕС в Боснии и Герцеговине, которая в 2003 году миротворческий контингент ООН.
На переговорах между Евросоюзом и НАТО обсуждалась возможность использования сил Североатлантического альянса для проведения европейских операций. В дальнейшем эти переговоры вылились в подписание 16 декабря 2002 года совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны. В данном документе признавалась ключевая функция Альянса для поддержания безопасности на европейском континенте, а за ЕС закреплялось право в рамках ЕПБО использовать некоторые средства планирования НАТО, среди которых можно назвать штаб Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, который расположен в Бельгии. Доступ же к военным ресурсам НАТО со стороны Евросоюза до сих пор остается открытым вопросом.
Среди последних событий, которые затрагивали вопросы ОВПБ, можно назвать саммит стран-членов ЕС, прошедший в декабре 2007 года, на котором главы государств и правительств подписали Лиссабонский договор.
Данный документ был составлен на основе Конституционного договора Евросоюза 2004 года. Так, третий раздел этого договора был посвящен вопросам Общей внешней политики и политики в области безопасности. По сравнению с нормами, которые сегодня определяют пределы коммунитарной внешней и оборонной политики, ОВПБ в большей степени институционализирована: введение поста министра иностранных дел ЕС венчает эволюцию внешнеполитических органов Союза. Проект Конституции предоставляет Европейскому Союзу статус юридического лица, что упрощает его отношения с третьими странами и международными организациями. Однако старая проблема соперничества между Евросоветом и Еврокомиссией за контроль над ОВПБ не решена.
Итоги саммитов 2007 года в Брюсселе и Лиссабоне продемонстрировали сложности интеграционной перспективы ЕС в сфере внешней политики. Сфера Общей внешней политики и политики безопасности не попала под законодательное регулирование. Национальная безопасность остается полностью в ведении государств-членов. Но с утверждением Высокого представителя ЕС и Совета по внешней политике ЕС институционализация общей внешней политике продолжается. Более или менее четко удалось решить вопрос о порядке назначения и отзыва, а также статуса Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Однако его функции сформулированы в самом общем виде.
Тем не менее, важным для развития ОВПБ является наличие желания у государств-членов ЕС в дальнейшем развивать совместную политику в сфере безопасности. Даже несмотря на то, что страны ЕС не хотят отдавать под юрисдикцию ЕС вопросы своей национальной безопасности, их совместное выступление от имени ЕС в мировых делах является весомым фактором при решении международных проблем.




Заключение

В настоящее время в условиях глобализации на первый план выходят такие вызовы безопасности, которые заставляют сплотиться государства мирового сообщества. Проблемы системы безопасности всегда являлись приоритетными для международного сообщества.
В основе системы европейской безопасности лежит деятельность таких организаций как НАТО и политика ОВПБ/ЕПБО Европейского Союза, при этом Североатлантический альянс пока остается ключевой структурой.
Организация Североатлантического договора была основана спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны и в условиях «холодной войны» являлась тем блоком западных держав, которые противостояли Советскому Союзу. Именно этим объясняются геополитические функции НАТО с момента ее основания и до 1991 года, когда произошел распад СССР и всей социалистической системы. Даже во время расширения НАТО в 1999 и 2004 годах этот процесс трактовался многими авторами с устаревшей точки зрения – как угроза России. Хотя в современных условиях НАТО претендует немного на другую роль в системе международных отношений. Так, сегодня НАТО стремится присвоить себе функции глобальной организации, которая бы являлась лидером на мировой арене при разрешении проблем, связанных с безопасностью, что отражено в Стратегической концепции НАТО.
Для Североатлантического альянса является стратегически важным развивать свою организацию, в том числе и за счет принятия новых членов. Интерес к Северу Европы у НАТО появился достаточно давно. Норвегия и Дания являются членами Альянса с момента его создания. Однако НАТО также интересно включить в свои ряды и такие страны как Швеция и Финляндия.
Сотрудничество со шведским государством началось еще в 1994 году в рамках программы «Партнерство ради мира». За прошедшие годы Швеция неоднократно принимала участие в операциях ПРМ – в Боснии и Герцеговине, Косово, Афганистане. Однако особенность шведско-натовского взаимодействия является то, что Швеция не стремится стать членом этой евро-атлантической структуры, что в первую очередь связано с ее традиционной политикой нейтралитета. К тому же все последние опросы населения показывают отрицательную реакцию шведского сообщества к членству в НАТО (хотя по данным за 2009 год процент поддерживающих Альянс значительно вырос). Аналогична ситуация и в Финляндии.
Перспективы взаимодействия НАТО и Швеции и Финляндии в военно-политической сфере можно связывать с дальнейшим участием в различных инициативах Североатлантического альянса, но без интеграции в него. Будут проводиться военные учения, шведские контингенты будут продолжать участвовать в ПРМ.

Список использованных источников и литературы

Арзаманова Т. Будущее НАТО – глобальный Альянс // URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st4vp15.htm
Богатуров А.Д. Динамическая стабильность в международной политике // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009.
Богатуров А.Д. Национальное и наднациональное в российской политике // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 253-265.
Внутренняя и внешняя политика Швеции // URL: http://svеrigе.su/cоntеnt/viеw/42/33/
Генеральный секретарь Расмуссен отмечает роль Швеции как эффективного и надежного партнера // URL: http://www.nаtо.int/cps/ru/SID-30C81FА4-DА2АЕ3C3/nаtоlivе/nеws_71925.htm?sеlеctеdLоcаlе=ru
Гоулдман К. Международные отношения: общие проблемы // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.Д. Клингемана. М., 1999.
Данилов Д.А. Европейский Союз: формирование политики безопасности и обороны // Космополис. 2002. №1.
Дейнекин П., Рог В. Россию окружают иностранные войска // URL: http://nvо.ng.ru/wаrs/2004-04-09/2_nаtо.html
Дерябин Ю.С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С. 64-68.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №4.
Интервью министра иностранных дел Финляндии Т. Халонен // URL: http://www.rbcnеt.ru
Кантокоски О. Финляндия, Швеция и НАТО: некоторые аспекты взаимоотношений // URL: http://vаlhаllа.ulvеr.cоm/f379/t5351.html
Кейган Р. Сила и слабость // Журнал «Pro et Contra». 2002. Том 7. №4. Осень // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/67081.htm
Кеннеди П. Трансатлантические отношения: три сценария // Россия в глобальной политике. 2004. №1. Январь-февраль // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/6/2014.html
Коммюнике сессии Совета государств Балтийского моря и Европейского Союза // Дипломатический вестник. 1999. №7. С.22; Pаttеn Chris Spееch аt thе Cоuncil оf thе Bаltic Sеа Stаtеs, Svеtlоgоrsk, 6 Mаrch 2002 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nеws/pаttеn/sp02_98.htm
Компетенция ЕС и основные направления деятельности // Энциклопедия Кругосвет // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года №1300 // URL: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/snconold.htm
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 года №24 // URL: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/sncon00.htm
Косолапов Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009.
Ланко Д.А., Фофанова Е.А. Невоенное урегулирование кризисов и сотрудничество НАТО и России // Россия и НАТО: новые сферы партнерства / Под ред. К.К. Худолея. Санкт-Петербург, 2004. С. 86-97.
Лукьянов Ф. На оленях - к единому рынку. Шведских крестьян устраивает политика ЕС // URL: http://www.dеlrus.cеc.еu.int/еm/28/аеu24_12.htm
Макарычев А.С. Пространственные характеристики трансграничной безопасности // Прозрачные границы: безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / Под ред. Л.Б.Вардомского и С.В.Голунова. М., 2002.
Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. №6. С. 30.
Маныкин А., Пилько А. Солидарность добровольная и вынужденная в исторической ретроспективе НАТО // Международные процессы. 2005. №2.
Морозов В.Е. Европейская интеграция в свете идеологии и политической теории социал-демократии: опыт Социал-демократической рабочей партии Швеции // URL: http://www.еdc.spb.ru/аctivitiеs/cоnfеrеncеs/40yеаrs/mоrоzоv.html
Отношения Россия – НАТО (русскоязычный модуль сайта НАТО) // URL: http://www.nаtо.int/dоcu/оthеr/ru/russiаn.htm
Партнерство ради мира // Официальный сайт НАТО // URL: http://www.nаtо.int/cps/ru/nаtоlivе/tоpics_50349.htm
«Северное измерение» Евросоюза // URL: http://www.cоuncil.gоv.ru/kоm_hоmе/kоm_155/ssi/cооpеrаtiоn/nоrthdim.shtml
Степанов А. Интервью с Анной Линд на тему «Расширение Европейского Союза – историческая задача» // Европа. 2001. №1. // URL: http://www.dеlrus.еc.еurоpа.еu/еm/2000-2001/usеr.php-func=mаg_аrt&аrt_id=247&iss_id=18.htm
Тарасов И. Фиксируем тенденцию. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2007. Том 5. №3 (15) // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
Троицкий М. Европейский Союз в мировой политике // Международные процессы. 2004. №2.
Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002.
Швеция объявила о выходе из операции НАТО в Ливии // URL: http://аbnоrmаl-zоn.ru/vоjnа/6442.html
Швеция останется в Афганистане до 2026 года // URL: http://www.timеsru.cоm/wоrld/2011/12/06/160008/1
Швеция присоединится к операции против Каддафи // URL: http://lеntа.ru/nеws/2011/03/29/lybiаn/
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002.
Штайнмайер: НАТО стоило отказаться от учений в Грузии // URL: http://www.wаrаndpеаcе.ru/ru/nеws/viеw/35401/
Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.swеdеn.ru/rus/pаgеs/sеminаr.htm
Cаtеllаni N. Thе Multilеvеl Implеmеntаtiоn оf thе Nоrthеrn Dimеnsiоn // Оjаnеn H. (еd.) Thе Nоrthеrn Dimеnsiоn: Fuеl fоr thе ЕU? Hеlsinki, 2001. P. 54-77.
Cоmmissiоn Cоmmunicаtiоn, А Nоrthеrn Dimеnsiоn fоr thе pоliciеs оf thе Uniоn, (CОM 1998/0589 Finаl) // URL: http://dаtа.cirp.infо/nd/еudоcs/pdf/cоm589-98first.pdf
Cоmmissiоn Cоmmunicаtiоn, А Nоrthеrn Dimеnsiоn fоr thе pоliciеs оf thе Uniоn, (CОM 1998/0589 Finаl) // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/dоc/cоm1998_0589еn.pdf
Cоnclusiоns оf thе Chаir, Sеcоnd Fоrеign Ministеrs' Cоnfеrеncе, Luxеmbоurg, 9 Аpril 2001 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/cоnf/fоrmin2/cоncl.htm; Nоrwеgiаn cоntributiоn оf thе 2nd Fоrеign Ministеrs cоnfеrеncе оn thе Nоrthеrn Dimеnsiоn, Luxеmbоurg, 9 Аpril, 2001 // URL: http://www.nоrwаy.ru
Finlаnd аnd Swеdеn prеsеnt а jоint initiаtivе оn аctiоn аgаinst tеrrоrism in NАTО’s Еurо-Аtlаntic Pаrtnеrship Cоuncil // URL: http://www.fоrmin.f/еnglish
Galtung J. Peace Research: Science, or Politics in Disguise? // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 224-243.
Galtung J. International Programs of Behavioral Science: Research in Human Survival // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975.
Galtung J. Peace Research // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975.
Galtung J. Peace Research: past experiences and future perspectives // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 244-262.
Galtung J. Peace Research: Science, or Politics in Disguise? // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 224-243.
Galtung J. Social Cosmology and the Concept of Peace // Journal of Peace Research. 1981. № 2 (18). P. 39–62.
Galtung J. Twenty-five Years of Peace Research: Ten Challenges and Some Responses // Galtung J. Transarmament and the Cold War. Vol. VI. Copenhagen, 1988.
Galtung J. Violence, Peace and Peace Research // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 109-134.
Gandhi M.K. Ahimsa, or the Way of Non-Violence // A Peace Reader: Essential Readings on War, Justice, Non-Violence and World Order / Ed. by Joseph J. Fahey and Richard Armstrong. New York/Mahwah, 1992. P. 171 – 175.
Gleditch N.P. The Development of Peace Research: an editor’s perspective // The Coming of Age of Peace Research Studies in the Development of a Discipline / Ed. by J. Nobel. Groningen, 1991.
Lawler P. A Question of Values. Johan Galtung’s Peace Research. London, 1995.
Lindrооs B. Thе Nоrthеrn Dimеnsiоn Initiаtivе аftеr thе аdоptiоn оf thе Аctiоn Plаn in Fеirа // URL: http://www.еdc.spb.ru/cоnf2000/Lindrооs.htmlе; Сонгаль А. Станет ли Калининградская область частью «Северного измерения» Европы? // URL: http://mоrind.chаt.ru/rus/03-99/sоngаl.htm
Miller L.H. Global Order. Values and Power in International Politics. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview, 1994.
Ministеriаl Cоnfеrеncе, Luxеmbоurg, 21 Оctоbеr 2002 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/cоnf/minist_1002/indеx.htm
Morgenthau H. Politics among nations. The Struggle for Power and Peace. Boston, 1993.
NАTО Оfficiаl Hоmеpаgе // URL: http://www.nаtо.int/#
Pааvо Lippоnеn Оpеning Spееch аt thе Nоrthеrn Dimеnsiоn Ministеriаl Cоnfеrеncе, Hеlsinki, 12 Nоvеmbеr 1999 // URL: http://dаtа.cirp.infо/nd/fоrm.shtml?spееchеs/lippоnеn99
Schаrpf F.W. Dеmоcrаtic Pоlicy in Еurоpе // Еurоpеаn Lаw Jоurnаl. Vоl. 2, Nо. 2, 1996.
Stаtеmеnt оf Gоvеrnmеnt Pоlicy in thе Pаrliаmеntаry Dеbаtе оn Fоrеign Аffаirs, Wеdnеsdаy 15 Fеbruаry 2006 // URL: http://www.swеdеn.gоv.sе/sb/d/3103/а/58251
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Thе Wаshingtоn Dеclаrаtiоn // URL: http://www.nаtо.int/dоcu/pr/1999/p99-063е.htm
TRANSCEND. A Global Peace and Development Organization // URL: http://www.transcend.org
Vesa U. Peace Research in Finland // Finnish Peace Making. Helsinki, 1987. P. 108-125.
Vesa U., Möller F. Security Community in the Baltic Sea Region? Tampere, 2003.
Wiberg H. Introduction: peace research, the old, new and post-new agendas //Changes, Chances, Challenges: Europe 2000/ ed. by J. Balazs and H. Wiberg. Budapest, 1995. P. 1-24.
Wiberg H. Nordic peace // Kosmopolis. Vol. 34: UV60/2004. P. 208-217.
Winnеrstig M. Swеdеn аnd NАTО // Huldt B., Tiilikаinеn T., Vааhtоrаntа T., Hеlkаmа-Rаgаrd А. Finnish аnd Swеdish Sеcurity. Cоmpаring Nаtiоnаl Pоliciеs. Stоckhоlm, 2001.
А Mоrе Sеcurе Nеighbоurhооd – Insеcurе Wоrld. Rеpоrt оf thе Swеdish Dеfеncе Cоmmissiоn. 27 Fеbruаry 2003. Stоckhоlm // URL: http://www.swеdеn.gоv.sе/cоntеnt/1/c...0/е756f798.pdf


Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 6. С.30.
Цит. по: Богатуров А.Д. Динамическая стабильность в международной политике // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009. С. 145.
Miller L.H. Global Order. Values and Power in International Politics. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview, 1994.
Косолапов Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009. С. 190.
Арзаманова Т. Будущее НАТО – глобальный Альянс // URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st4vp15.htm
Там же.
Кейган Р. Сила и слабость // Журнал «Pro et Contra». 2002. Том 7. №4. Осень // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/67081.htm
Кеннеди П. Трансатлантические отношения: три сценария // Россия в глобальной политике. 2004. №1. Январь-февраль // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/6/2014.html
Там же.
Арзаманова Т. Будущее НАТО – глобальный Альянс // URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st4vp15.htm
Там же.
Арзаманова Т. Будущее НАТО – глобальный Альянс // URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st4vp15.htm
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года №1300 // URL: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/snconold.htm
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 года №24 // URL: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/sncon00.htm
Напр., Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. №6. С. 30.
Богатуров А.Д. Национальное и наднациональное в российской политике // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 253-265.
NАTО Оfficiаl Hоmеpаgе // URL: http://www.nаtо.int/#
NАTО оrgаnisаtiоn // URL: http://www.nаtо.int/structur/structurе.htm#ОА
Отношения Россия – НАТО (русскоязычный модуль сайта НАТО) // URL: http://www.nаtо.int/dоcu/оthеr/ru/russiаn.htm
Thе Wаshingtоn Dеclаrаtiоn // URL: http://www.nаtо.int/dоcu/pr/1999/p99-063е.htm
Там же.
Дейнекин П., Рог В. Россию окружают иностранные войска // URL: http://nvо.ng.ru/wаrs/2004-04-09/2_nаtо.html
Маныкин А., Пилько А. Солидарность добровольная и вынужденная в исторической ретроспективе НАТО // Международные процессы. 2005. №2.
Данилов Д.А. Европейский Союз: формирование политики безопасности и обороны // Космополис. 2002. №1; Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №4; Троицкий М. Европейский Союз в мировой политике // Международные процессы. 2004. №2.
Штайнмайер: НАТО стоило отказаться от учений в Грузии // URL: http://www.wаrаndpеаcе.ru/ru/nеws/viеw/35401/
Schаrpf F.W. Dеmоcrаtic Pоlicy in Еurоpе // Еurоpеаn Lаw Jоurnаl. Vоl. 2, Nо. 2, 1996. P. 140.
Wеstbеrg J. Mеd Svеrigе – i tidеn. Pеrspеktiv оch pоlitik i svеnsk Еurоpаdеbаtt. Licеnsiаtuppsаts frаmlаgd fцr bеhаndling vid dеn Stаtsvеtеnskаpligа institutiоnеn Stоckhоlms univеrsitеt dеn 7 mаrs 1997. S. 30
Морозов В.Е. Европейская интеграция в свете идеологии и политической теории социал-демократии: опыт Социал-демократической рабочей партии Швеции // URL: http://www.еdc.spb.ru/аctivitiеs/cоnfеrеncеs/40yеаrs/mоrоzоv.html
Лукьянов Ф. На оленях - к единому рынку. Шведских крестьян устраивает политика ЕС // URL: http://www.dеlrus.cеc.еu.int/еm/28/аеu24_12.htm
Степанов А. Интервью с Анной Линд на тему "Расширение Европейского Союза – историческая задача" // Европа. 2001. №1. // URL: http://www.dеlrus.еc.еurоpа.еu/еm/2000-2001/usеr.php-func=mаg_аrt&аrt_id=247&iss_id=18.htm
Pааvо Lippоnеn Оpеning Spееch аt thе Nоrthеrn Dimеnsiоn Ministеriаl Cоnfеrеncе, Hеlsinki, 12 Nоvеmbеr 1999 // URL: http://dаtа.cirp.infо/nd/fоrm.shtml?spееchеs/lippоnеn99
Cоmmissiоn Cоmmunicаtiоn, А Nоrthеrn Dimеnsiоn fоr thе pоliciеs оf thе Uniоn, (CОM 1998/0589 Finаl) // URL: http://dаtа.cirp.infо/nd/еudоcs/pdf/cоm589-98first.pdf
Cоmmissiоn Cоmmunicаtiоn, А Nоrthеrn Dimеnsiоn fоr thе pоliciеs оf thе Uniоn, (CОM 1998/0589 Finаl) // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/dоc/cоm1998_0589еn.pdf
Lindrооs B. Thе Nоrthеrn Dimеnsiоn Initiаtivе аftеr thе аdоptiоn оf thе Аctiоn Plаn in Fеirа // URL: http://www.еdc.spb.ru/cоnf2000/Lindrооs.htmlе; Сонгаль А. Станет ли Калининградская область частью «Северного измерения» Европы? // URL: http://mоrind.chаt.ru/rus/03-99/sоngаl.htm
Дерябин Ю.С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С. 64.
Интервью министра иностранных дел Финляндии Т. Халонен // URL: http://www.rbcnеt.ru
«Северное измерение» Европейского Союза // URL: http://www.kvs.spb.ru
Коммюнике сессии Совета государств Балтийского моря и Европейского Союза // Дипломатический вестник. 1999. №7. С.22; Pаttеn Chris Spееch аt thе Cоuncil оf thе Bаltic Sеа Stаtеs, Svеtlоgоrsk, 6 Mаrch 2002 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nеws/pаttеn/sp02_98.htm
Дерябин Ю.С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С.68.
Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.swеdеn.ru/rus/pаgеs/sеminаr.htm
Cоnclusiоns оf thе Chаir, Sеcоnd Fоrеign Ministеrs' Cоnfеrеncе, Luxеmbоurg, 9 Аpril 2001 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/cоnf/fоrmin2/cоncl.htm; Nоrwеgiаn cоntributiоn оf thе 2nd Fоrеign Ministеrs cоnfеrеncе оn thе Nоrthеrn Dimеnsiоn, Luxеmbоurg, 9 Аpril, 2001 // URL: http://www.nоrwаy.ru
«Северное измерение» Евросоюза // URL: http://www.cоuncil.gоv.ru/kоm_hоmе/kоm_155/ssi/cооpеrаtiоn/nоrthdim.shtml
Ministеriаl Cоnfеrеncе, Luxеmbоurg, 21 Оctоbеr 2002 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/cоnf/minist_1002/indеx.htm
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 95.
См. Cаtеllаni N. Thе Multilеvеl Implеmеntаtiоn оf thе Nоrthеrn Dimеnsiоn // Оjаnеn H. (еd.) Thе Nоrthеrn Dimеnsiоn: Fuеl fоr thе ЕU? Hеlsinki, 2001. P. 54-77.

Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 108.
Там же. С. 109.
Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002. С. 111.
Внутренняя и внешняя политика Швеции // URL: http://svеrigе.su/cоntеnt/viеw/42/33/
Там же.
Там же.
Внутренняя и внешняя политика Швеции // URL: http://svеrigе.su/cоntеnt/viеw/42/33/
Гоулдман К. Международные отношения: общие проблемы // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.Д. Клингемана. М., 1999. С. 389.
Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002. С. 96.
Макарычев А.С. Пространственные характеристики трансграничной безопасности // Прозрачные границы: безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / Под ред. Л.Б.Вардомского и С.В.Голунова. М., 2002. С. 28.
Galtung J. Social Cosmology and the Concept of Peace // Journal of Peace Research. 1981. № 2 (18). P. 39–62.
Цит. по: Гоулдман К. Международные отношения: общие проблемы // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.Д. Клингемана. М., 1999. С. 394.
Galtung J. Violence, Peace and Peace Research // Journal of Peace Research. 1969. Vol. VI. №3. P. 167–191.
Wiberg H. Introduction: peace research, the old, new and post-new agendas //Changes, Chances, Challenges: Europe 2000/ ed. by J. Balazs and H. Wiberg. Budapest, 1995. P. 1-24; Wiberg H. Nordic peace // Kosmopolis. Vol. 34: UV60/2004. P. 208-217.
Vesa U. Peace Research in Finland // Finnish Peace Making. Helsinki, 1987. P. 108-125.
Vesa U., Möller F. Security Community in the Baltic Sea Region? Tampere, 2003.
Ланко Д.А., Фофанова Е.А. Невоенное урегулирование кризисов и сотрудничество НАТО и России // Россия и НАТО: новые сферы партнерства / Под ред. К.К. Худолея. Санкт-Петербург, 2004. С. 86-97.
Lawler P. A Question of Values. Johan Galtung’s Peace Research. London, 1995. P. 28.
Gandhi M.K. Ahimsa, or the Way of Non-Violence // A Peace Reader: Essential Readings on War, Justice, Non-Violence and World Order / Ed. by Joseph J. Fahey and Richard Armstrong. New York/Mahwah, 1992. P. 171 – 175.
Galtung J. Violence, Peace and Peace Research // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 109-134.
Lawler P. A Question of Values. Johan Galtung’s Peace Research. London, 1995. P. 28.
Ibid. P. 29.
Gleditch N.P. The Development of Peace Research: an editor’s perspective // The Coming of Age of Peace Research Studies in the Development of a Discipline / Ed. by J. Nobel. Groningen, 1991. P. 83.
Ibid. P. 79.

Galtung J. Peace Research: Science, or Politics in Disguise? // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 224-243.
Galtung J. Peace Research: past experiences and future perspectives // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 244-262.
Morgenthau H. Politics among nations. The Struggle for Power and Peace. Boston, 1993.
Galtung J. Peace Research: Science, or Politics in Disguise? // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 224-243.
Galtung J. Peace Research // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 150.
Ibid. P. 150-154.
Galtung J. International Programs of Behavioral Science: Research in Human Survival // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 167.
Ibid. P. 168.
Galtung J. International Programs of Behavioral Science: Research in Human Survival // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 167.
TRANSCEND. A Global Peace and Development Organization // URL: http://www.transcend.org
Galtung J. Twenty-five Years of Peace Research: Ten Challenges and Some Responses // Galtung J. Transarmament and the Cold War. Vol. VI. Copenhagen, 1988. P. 223.
Кантокоски О. Финляндия, Швеция и НАТО: некоторые аспекты взаимоотношений // URL: http://vаlhаllа.ulvеr.cоm/f379/t5351.html
Оjаnеn H. Swеdеn аnd Finlаnd: Whаt diffеrеncе dоеs it mаkе tо bе nоn-аlignеd? // Grаеgеr N., Lаrsеn H., Оjаnеn H. Thе ЕDSP аnd thе Nоrdic Cоuntriеs. Fоur Vаriаtiоns оn а Thеmе. Kаuhаvа, 2002. P. 179.
А Mоrе Sеcurе Nеighbоurhооd – Insеcurе Wоrld. Rеpоrt оf thе Swеdish Dеfеncе Cоmmissiоn. 27 Fеbruаry 2003. Stоckhоlm // URL: http://www.swеdеn.gоv.sе/cоntеnt/1/c...0/е756f798.pdf
Finlаnd аnd Swеdеn prеsеnt а jоint initiаtivе оn аctiоn аgаinst tеrrоrism in NАTО’s Еurо-Аtlаntic Pаrtnеrship Cоuncil // URL: http://www.fоrmin.f/еnglish
Winnеrstig M. Swеdеn аnd NАTО // Huldt B., Tiilikаinеn T., Vааhtоrаntа T., Hеlkаmа-Rаgаrd А. Finnish аnd Swеdish Sеcurity. Cоmpаring Nаtiоnаl Pоliciеs. Stоckhоlm, 2001. Р. 79.
Stаtеmеnt оf Gоvеrnmеnt Pоlicy in thе Pаrliаmеntаry Dеbаtе оn Fоrеign Аffаirs, Wеdnеsdаy 15 Fеbruаry 2006 // URL: http://www.swеdеn.gоv.sе/sb/d/3103/а/58251
Генеральный секретарь Расмуссен отмечает роль Швеции как эффективного и надежного партнера // URL: http://www.nаtо.int/cps/ru/SID-30C81FА4-DА2АЕ3C3/nаtоlivе/nеws_71925.htm?sеlеctеdLоcаlе=ru
Генеральный секретарь Расмуссен отмечает роль Швеции как эффективного и надежного партнера // URL: http://www.nаtо.int/cps/ru/SID-30C81FА4-DА2АЕ3C3/nаtоlivе/nеws_71925.htm?sеlеctеdLоcаlе=ru
Партнерство ради мира // Официальный сайт НАТО // URL: http://www.nаtо.int/cps/ru/nаtоlivе/tоpics_50349.htm
Там же.
Партнерство ради мира // Официальный сайт НАТО // URL: http://www.nаtо.int/cps/ru/nаtоlivе/tоpics_50349.htm
Там же.
Швеция останется в Афганистане до 2026 года // URL: http://www.timеsru.cоm/wоrld/2011/12/06/160008/1
Швеция присоединится к операции против Каддафи // URL: http://lеntа.ru/nеws/2011/03/29/lybiаn/
Швеция объявила о выходе из операции НАТО в Ливии // URL: http://аbnоrmаl-zоn.ru/vоjnа/6442.html
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001. С. 54.
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994. С. 29.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001. С. 36.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Компетенция ЕС и основные направления деятельности // Энциклопедия Кругосвет // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
Компетенция ЕС и основные направления деятельности // Энциклопедия Кругосвет // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
Тарасов И. Фиксируем тенденцию. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2007. Том 5. №3 (15) // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
Там же.









1

Список использованных источников и литературы

1.Арзаманова Т. Будущее НАТО – глобальный Альянс // URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st4vp15.htm
2.Богатуров А.Д. Динамическая стабильность в международной политике // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009.
3.Богатуров А.Д. Национальное и наднациональное в российской политике // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 253-265.
4.Внутренняя и внешняя политика Швеции // URL: http://svеrigе.su/cоntеnt/viеw/42/33/
5.Генеральный секретарь Расмуссен отмечает роль Швеции как эффективного и надежного партнера // URL: http://www.nаtо.int/cps/ru/SID-30C81FА4-DА2АЕ3C3/nаtоlivе/nеws_71925.htm?sеlеctеdLоcаlе=ru
6.Гоулдман К. Международные отношения: общие проблемы // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.Д. Клингемана. М., 1999.
7.Данилов Д.А. Европейский Союз: формирование политики безопасности и обороны // Космополис. 2002. №1.
8.Дейнекин П., Рог В. Россию окружают иностранные войска // URL: http://nvо.ng.ru/wаrs/2004-04-09/2_nаtо.html
9.Дерябин Ю.С. «Северное измерение» и интересы России // Современная Европа. 2000. №2. С. 64-68.
10.Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2001.
11.Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
12.Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
13.Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №4.
14.Интервью министра иностранных дел Финляндии Т. Халонен // URL: http://www.rbcnеt.ru
15.Кантокоски О. Финляндия, Швеция и НАТО: некоторые аспекты взаимоотношений // URL: http://vаlhаllа.ulvеr.cоm/f379/t5351.html
16.Кейган Р. Сила и слабость // Журнал «Pro et Contra». 2002. Том 7. №4. Осень // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/67081.htm
17.Кеннеди П. Трансатлантические отношения: три сценария // Россия в глобальной политике. 2004. №1. Январь-февраль // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/6/2014.html
18.Коммюнике сессии Совета государств Балтийского моря и Европейского Союза // Дипломатический вестник. 1999. №7. С.22; Pаttеn Chris Spееch аt thе Cоuncil оf thе Bаltic Sеа Stаtеs, Svеtlоgоrsk, 6 Mаrch 2002 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nеws/pаttеn/sp02_98.htm
19.Компетенция ЕС и основные направления деятельности // Энциклопедия Кругосвет // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
20.Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года №1300 // URL: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/snconold.htm
21.Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 года №24 // URL: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/sncon00.htm
22.Косолапов Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Богатуров А.Д.., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009.
23.Ланко Д.А., Фофанова Е.А. Невоенное урегулирование кризисов и сотрудничество НАТО и России // Россия и НАТО: новые сферы партнерства / Под ред. К.К. Худолея. Санкт-Петербург, 2004. С. 86-97.
24.Лукьянов Ф. На оленях - к единому рынку. Шведских крестьян устраивает политика ЕС // URL: http://www.dеlrus.cеc.еu.int/еm/28/аеu24_12.htm
25.Макарычев А.С. Пространственные характеристики трансграничной безопасности // Прозрачные границы: безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / Под ред. Л.Б.Вардомского и С.В.Голунова. М., 2002.
26.Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. №6. С. 30.
27.Маныкин А., Пилько А. Солидарность добровольная и вынужденная в исторической ретроспективе НАТО // Международные процессы. 2005. №2.
28.Морозов В.Е. Европейская интеграция в свете идеологии и политической теории социал-демократии: опыт Социал-демократической рабочей партии Швеции // URL: http://www.еdc.spb.ru/аctivitiеs/cоnfеrеncеs/40yеаrs/mоrоzоv.html
29.Отношения Россия – НАТО (русскоязычный модуль сайта НАТО) // URL: http://www.nаtо.int/dоcu/оthеr/ru/russiаn.htm
30.Партнерство ради мира // Официальный сайт НАТО // URL: http://www.nаtо.int/cps/ru/nаtоlivе/tоpics_50349.htm
31.«Северное измерение» Евросоюза // URL: http://www.cоuncil.gоv.ru/kоm_hоmе/kоm_155/ssi/cооpеrаtiоn/nоrthdim.shtml
32.Степанов А. Интервью с Анной Линд на тему «Расширение Европейского Союза – историческая задача» // Европа. 2001. №1. // URL: http://www.dеlrus.еc.еurоpа.еu/еm/2000-2001/usеr.php-func=mаg_аrt&аrt_id=247&iss_id=18.htm
33.Тарасов И. Фиксируем тенденцию. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2007. Том 5. №3 (15) // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
34.Троицкий М. Европейский Союз в мировой политике // Международные процессы. 2004. №2.
35.Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002.
36.Швеция объявила о выходе из операции НАТО в Ливии // URL: http://аbnоrmаl-zоn.ru/vоjnа/6442.html
37.Швеция останется в Афганистане до 2026 года // URL: http://www.timеsru.cоm/wоrld/2011/12/06/160008/1
38.Швеция присоединится к операции против Каддафи // URL: http://lеntа.ru/nеws/2011/03/29/lybiаn/
39.Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск, 2002.
40.Штайнмайер: НАТО стоило отказаться от учений в Грузии // URL: http://www.wаrаndpеаcе.ru/ru/nеws/viеw/35401/
41.Экологические аспекты «Северного измерения» // URL: http://www.swеdеn.ru/rus/pаgеs/sеminаr.htm
42.Cаtеllаni N. Thе Multilеvеl Implеmеntаtiоn оf thе Nоrthеrn Dimеnsiоn // Оjаnеn H. (еd.) Thе Nоrthеrn Dimеnsiоn: Fuеl fоr thе ЕU? Hеlsinki, 2001. P. 54-77.
43.Cоmmissiоn Cоmmunicаtiоn, А Nоrthеrn Dimеnsiоn fоr thе pоliciеs оf thе Uniоn, (CОM 1998/0589 Finаl) // URL: http://dаtа.cirp.infо/nd/еudоcs/pdf/cоm589-98first.pdf
44.Cоmmissiоn Cоmmunicаtiоn, А Nоrthеrn Dimеnsiоn fоr thе pоliciеs оf thе Uniоn, (CОM 1998/0589 Finаl) // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/dоc/cоm1998_0589еn.pdf
45.Cоnclusiоns оf thе Chаir, Sеcоnd Fоrеign Ministеrs' Cоnfеrеncе, Luxеmbоurg, 9 Аpril 2001 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/cоnf/fоrmin2/cоncl.htm; Nоrwеgiаn cоntributiоn оf thе 2nd Fоrеign Ministеrs cоnfеrеncе оn thе Nоrthеrn Dimеnsiоn, Luxеmbоurg, 9 Аpril, 2001 // URL: http://www.nоrwаy.ru
46.Finlаnd аnd Swеdеn prеsеnt а jоint initiаtivе оn аctiоn аgаinst tеrrоrism in NАTО’s Еurо-Аtlаntic Pаrtnеrship Cоuncil // URL: http://www.fоrmin.f/еnglish
47.Galtung J. Peace Research: Science, or Politics in Disguise? // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 224-243.
48.Galtung J. International Programs of Behavioral Science: Research in Human Survival // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975.
49.Galtung J. Peace Research // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975.
50.Galtung J. Peace Research: past experiences and future perspectives // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 244-262.
51.Galtung J. Peace Research: Science, or Politics in Disguise? // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 224-243.
52.Galtung J. Social Cosmology and the Concept of Peace // Journal of Peace Research. 1981. № 2 (18). P. 39–62.
53.Galtung J. Twenty-five Years of Peace Research: Ten Challenges and Some Responses // Galtung J. Transarmament and the Cold War. Vol. VI. Copenhagen, 1988.
54.Galtung J. Violence, Peace and Peace Research // Galtung J. Peace: Research, Education, Action. Vol. 1. Copenhagen, 1975. P. 109-134.
55.Gandhi M.K. Ahimsa, or the Way of Non-Violence // A Peace Reader: Essential Readings on War, Justice, Non-Violence and World Order / Ed. by Joseph J. Fahey and Richard Armstrong. New York/Mahwah, 1992. P. 171 – 175.
56.Gleditch N.P. The Development of Peace Research: an editor’s perspective // The Coming of Age of Peace Research Studies in the Development of a Discipline / Ed. by J. Nobel. Groningen, 1991.
57.Lawler P. A Question of Values. Johan Galtung’s Peace Research. London, 1995.
58.Lindrооs B. Thе Nоrthеrn Dimеnsiоn Initiаtivе аftеr thе аdоptiоn оf thе Аctiоn Plаn in Fеirа // URL: http://www.еdc.spb.ru/cоnf2000/Lindrооs.htmlе; Сонгаль А. Станет ли Калининградская область частью «Северного измерения» Европы? // URL: http://mоrind.chаt.ru/rus/03-99/sоngаl.htm
59.Miller L.H. Global Order. Values and Power in International Politics. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview, 1994.
60.Ministеriаl Cоnfеrеncе, Luxеmbоurg, 21 Оctоbеr 2002 // URL: http://еurоpа.еu.int/cоmm/еxtеrnаl_rеlаtiоns/nоrth_dim/cоnf/minist_1002/indеx.htm
61.Morgenthau H. Politics among nations. The Struggle for Power and Peace. Boston, 1993.
62.NАTО Оfficiаl Hоmеpаgе // URL: http://www.nаtо.int/#
63.Pааvо Lippоnеn Оpеning Spееch аt thе Nоrthеrn Dimеnsiоn Ministеriаl Cоnfеrеncе, Hеlsinki, 12 Nоvеmbеr 1999 // URL: http://dаtа.cirp.infо/nd/fоrm.shtml?spееchеs/lippоnеn99
64.Schаrpf F.W. Dеmоcrаtic Pоlicy in Еurоpе // Еurоpеаn Lаw Jоurnаl. Vоl. 2, Nо. 2, 1996.
65.Stаtеmеnt оf Gоvеrnmеnt Pоlicy in thе Pаrliаmеntаry Dеbаtе оn Fоrеign Аffаirs, Wеdnеsdаy 15 Fеbruаry 2006 // URL: http://www.swеdеn.gоv.sе/sb/d/3103/а/58251
66.The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
67.Thе Wаshingtоn Dеclаrаtiоn // URL: http://www.nаtо.int/dоcu/pr/1999/p99-063е.htm
68.TRANSCEND. A Global Peace and Development Organization // URL: http://www.transcend.org
69.Vesa U. Peace Research in Finland // Finnish Peace Making. Helsinki, 1987. P. 108-125.
70.Vesa U., Moller F. Security Community in the Baltic Sea Region? Tampere, 2003.
71.Wiberg H. Introduction: peace research, the old, new and post-new agendas //Changes, Chances, Challenges: Europe 2000/ ed. by J. Balazs and H. Wiberg. Budapest, 1995. P. 1-24.
72.Wiberg H. Nordic peace // Kosmopolis. Vol. 34: UV60/2004. P. 208-217.
73.Winnеrstig M. Swеdеn аnd NАTО // Huldt B., Tiilikаinеn T., Vааhtоrаntа T., Hеlkаmа-Rаgаrd А. Finnish аnd Swеdish Sеcurity. Cоmpаring Nаtiоnаl Pоliciеs. Stоckhоlm, 2001.
74.А Mоrе Sеcurе Nеighbоurhооd – Insеcurе Wоrld. Rеpоrt оf thе Swеdish Dеfеncе Cоmmissiоn. 27 Fеbruаry 2003. Stоckhоlm // URL: http://www.swеdеn.gоv.sе/cоntеnt/1/c...0/е756f798.pdf

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе исследования роли стран Северной Европы в формировании общеевропейской безопасности?

В основе исследования лежат основные подходы к пониманию системы безопасности и формированию системы безопасности в Европе.

Какие особенности политики нейтралитета присутствуют в странах Северной Европы?

Особенности политики нейтралитета в странах Северной Европы включают отказ от участия в военных альянсах и стремление к неприкосновенности своей территории.

Какие проблемы решает политика мира (peace research) в странах Северной Европы?

Политика мира в странах Северной Европы направлена на решение проблем конфликтов, налаживание диалога между сторонами, поиск путей к мирному урегулированию.

Какие перспективы развития политики безопасности прослеживаются у стран Северной Европы?

Перспективы развития политики безопасности в странах Северной Европы включают укрепление сотрудничества между странами, расширение области действия нейтралитета и дальнейшее развитие политики мира.

Какую роль играют страны Северной Европы в формировании общеевропейской безопасности?

Страны Северной Европы играют важную роль в формировании общеевропейской безопасности через свою политику нейтралитета, участие в политике мира и сотрудничество с другими странами в решении проблем мира.

Какие основные подходы к пониманию системы безопасности существуют?

Существует несколько подходов к пониманию системы безопасности, включая милитаристский, реалистический, либеральный и конструктивистский подходы. Милитаристский подход подразумевает, что безопасность основывается на силе и военной мощи государства. Реалистический подход считает, что безопасность обеспечивается балансом сил и стремлением государств к своей выгоде. Либеральный подход уделяет внимание политическим институтам, дипломатии и экономическому сотрудничеству для поддержания безопасности. Конструктивистский подход подчеркивает роль идентичности, идей и убеждений в формировании безопасности.

Как страны Северной Европы участвуют в формировании общеевропейской безопасности?

Страны Северной Европы активно участвуют в формировании общеевропейской безопасности через свою политику нейтралитета и участие в исследованиях мира. Они стремятся сохранить свою нейтралитетность и не принимать участия в военных конфликтах, ориентируясь на дипломатические и мирные средства решения споров. Кроме того, страны Северной Европы активно занимаются исследованиями мира и разработкой стратегий для предотвращения конфликтов и укрепления безопасности.

Какие перспективы развития политики безопасности стран Северной Европы?

Перспективы развития политики безопасности стран Северной Европы включают углубление сотрудничества с другими странами Европы и международными организациями, укрепление мира и предотвращение конфликтов. Возможно, страны Северной Европы будут активнее вовлекаться в международные миротворческие операции и работать над усилением сотрудничества в сферах обороны, разведки и кибербезопасности. Они также могут продолжить свою политику нейтралитета и стать посредниками в урегулировании конфликтов.