Полномочия Счетной палаты РФ по осуществлению контроля за банковской системой РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовое право
  • 30 30 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 28.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТО И РОЛЬ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ
3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Эффективный контроль возможен только при взаимодействии всех видов финансового контроля - парламентского, административного и независимого (аудиторского). Регулирующим нормативным правовым актом в этом случае может стать специальный указ, устанавливающий порядок взаимодействия органов государственного и негосударственного контроля.
Необходимо упорядочить систему органов государственного финансового контроля исполнительной власти, разграничить функции между ними и даже отдельными их подразделениями. Сегодня этот вопрос особенно актуален во взаимоотношениях между подразделениями Министерства финансов России, налоговых и других органов, которые непосредственно осуществляют государственный финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Решение проблемы разграничения компетенций контрольных органов предлагает В.В. Бурцев. Так, в соответствии с их компетенцией он разделяет органы, на которые возложены функции контроля в сфере финансовой деятельности, следующим образом:
1. "Органы финансового контроля общей компетенции. Они осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга объектов и вопросов согласно сферам своей деятельности. Такими органами, в частности, являются: Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов России, территориальные контрольно-ревизионные управления Министерства финансов России, Главное контрольное управление Президента РФ (а также региональные отделения указанных органов, созданные при администрациях (правительствах) субъектов РФ, органы государственного финансового контроля, осуществляющие отдельные функции финансового контроля, подразделения парламента РФ и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (например, бюджетно-финансовые комиссии, комитеты, рабочие группы, созданные для проработки тех или иных вопросов, связанных с государственными финансами) и др.
2. Органы финансового контроля отраслевой компетенции. Они осуществляют контроль в конкретных отраслях (в некотором смысле термин "отраслевой контроль" синонимичен термину "ведомственный контроль"). В большинстве своем это органы финансового контроля в составе федеральных и республиканских министерств, ведомств и иных органов государственной власти и управления, осуществляющие финансовый контроль в определенных отраслях или видах деятельности (например, Департамент страхового надзора Минфина России, Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России и др.).
3. Органы финансового контроля межотраслевой компетенции. Они контролируют определенные сферы финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля вне зависимости от их отраслевой принадлежности (например, Федеральная налоговая служба России, органы Федерального казначейства России, Федеральная таможенная служба России, иные органы государственной власти).
4. Органы финансового контроля специальной компетенции. В принципе они также осуществляют контроль вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов контроля, но их контроль ограничен достаточно узкими вопросами, т.е. их контроль носит достаточно узконаправленный характер (например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству и др.)".
Представляется, что органы муниципального финансового контроля по-прежнему могут находиться вне системы органов государственного финансового контроля. Однако деятельность органов муниципального финансового контроля должна оставаться под надзором государства. Степень этого надзора и должна быть определена законом о финансовом контроле. Таким образом, федеральный закон о финансовом контроле должен урегулировать контроль над федеральными финансовыми средствами и финансовыми средствами субъектов РФ.
Становится почти необходимостью создание специального совета, основной функцией которого будет координация работы органов финансового контроля. В состав данного совета войдут представители законодательной и исполнительной власти федерального уровня, представители судебно-правовой системы, руководители контролирующих органов и их подразделений, представители налоговых и правоохранительных органов, а также представители Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека, ученые и практики. Совет сможет объединить усилия субъектов финансового контроля, согласовать их разрозненные на данный момент действия.
Все вышесказанное позволяет определить основную задачу по совершенствованию правовых и организационных основ финансового контроля: создать на территории РФ единую систему финансового контроля, регулируемую соответствующей единой системой законодательных актов.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
Основными проблемами организации финансового контроля в Российской Федерации являются: отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы и собственно самого определения финансового контроля в законодательстве, отсутствие единого федерального закона о системе финансового контроля; организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации; законодательно не определены статус органов финансового контроля РФ и ее регионов, место и роль каждого субъекта финансового контроля в его целостности; отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности; органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов; отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.
Система финансового контроля является составным элементом всей системы финансовой деятельности государства, поэтому подход к поиску путей решения проблем организации финансовой деятельности государства должен быть единым и для решения проблем организации финансового контроля.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" // Российская газета, N 245, 23.12.1997.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Федеральный закон от 21.07.2007 N 190-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" // Парламентская газета, N 98, 02.08.2007.
Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011) // Российская газета, N 9 - 10, 14.01.1995.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2561.
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 (ред. от 29.08.2011) "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // Российская газета, N 76, 13.04.2004.
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Литература
Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления российской государственности // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 2.
Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Издательская компания ИВЦ "Маркетинг", 2000.
Головин К.Л. Счетная палата РФ. Правовые основы деятельности как федерального органа бюджетного контроля и инструмента внутренней экономической политики государства // Закон и право. 2006. N 8.
Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2006. N 3.
Дмитриев Ю.А., Борисов А.Н., Мельников С.И., Спектор А.А. Комментарий к Федеральному закону от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009.
Бурмистров А.С. Контрольная власть в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10.
Пономарева К.А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия (сравнительно-правовое исследование) // Финансовое право. 2010. N 11.
Степашин С.В. Качество контроля намного важнее его количества (выступление на совещании в Кремле по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации) // Вестник АКСОР. 2008. N 4.
Степашин С.В. Конституционный аудит. М., 2006.
Тютина Ю.В. Актуальные вопросы правового регулирования и проведения бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2010. N 1.
Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010.
Ялбулганов А.А., Коробкина Л.М., Косолапов С.В. Научно-практический комментарий "Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации" / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова. ООО "Новая правовая культура", 2007.
Интернет-ресурс
Управление высшими органами финансового контроля (Тезисы выступления заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации на семинаре Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) Берлин, 9 - 11 апреля 2008 г.) // http:// www.ach.gov.ru/ ru/ bulletin.

Степашин С.В. Качество контроля намного важнее его количества (выступление на совещании в Кремле по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации) // Вестник АКСОР. 2008. N 4. С. 7.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" // Российская газета, N 245, 23.12.1997.
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 (ред. от 29.08.2011) "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // Российская газета, N 76, 13.04.2004.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2561.
Бурмистров А.С. Контрольная власть в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10. С. 7 - 10.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011) // Российская газета, N 9 - 10, 14.01.1995.
Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 572 - 595.
Степашин С.В. Конституционный аудит. М., 2006. С. 194 - 199.
Ялбулганов А.А., Коробкина Л.М., Косолапов С.В. Научно-практический комментарий "Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации" / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова. ООО "Новая правовая культура", 2007.
Дмитриев Ю.А., Борисов А.Н., Мельников С.И., Спектор А.А. Комментарий к Федеральному закону от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009.
Федеральный закон от 21.07.2007 N 190-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" // Парламентская газета, N 98, 02.08.2007.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
Головин К.Л. Счетная палата РФ. Правовые основы деятельности как федерального органа бюджетного контроля и инструмента внутренней экономической политики государства // Закон и право. 2006. N 8.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Управление высшими органами финансового контроля (Тезисы выступления заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации на семинаре Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) Берлин, 9 - 11 апреля 2008 г.) // http:// www.ach.gov.ru/ ru/ bulletin.
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления российской государственности // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 2.
Тютина Ю.В. Актуальные вопросы правового регулирования и проведения бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2010. N 1. С. 3 - 8.
Пономарева К.А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия (сравнительно-правовое исследование) // Финансовое право. 2010. N 11. С. 8 - 11.
Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Издательская компания ИВЦ "Маркетинг", 2000.
Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2006. N 3.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
2.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" // Российская газета, N 245, 23.12.1997.
3.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
5.Федеральный закон от 21.07.2007 N 190-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" // Парламентская газета, N 98, 02.08.2007.
6.Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011) // Российская газета, N 9 - 10, 14.01.1995.
7.Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2561.
8.Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 (ред. от 29.08.2011) "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // Российская газета, N 76, 13.04.2004.
9.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Литература
10.Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления российской государственности // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 2.
11.Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Издательская компания ИВЦ "Маркетинг", 2000.
12.Головин К.Л. Счетная палата РФ. Правовые основы деятельности как федерального органа бюджетного контроля и инструмента внутренней экономической политики государства // Закон и право. 2006. N 8.
13.Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2006. N 3.
14.Дмитриев Ю.А., Борисов А.Н., Мельников С.И., Спектор А.А. Комментарий к Федеральному закону от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009.
15.Бурмистров А.С. Контрольная власть в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10.
16.Пономарева К.А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия (сравнительно-правовое исследование) // Финансовое право. 2010. N 11.
17.Степашин С.В. Качество контроля намного важнее его количества (выступление на совещании в Кремле по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации) // Вестник АКСОР. 2008. N 4.
18.Степашин С.В. Конституционный аудит. М., 2006.
19.Тютина Ю.В. Актуальные вопросы правового регулирования и проведения бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2010. N 1.
20.Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010.
21.Ялбулганов А.А., Коробкина Л.М., Косолапов С.В. Научно-практический комментарий "Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации" / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова. ООО "Новая правовая культура", 2007.
Интернет-ресурс
22.Управление высшими органами финансового контроля (Тезисы выступления заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации на семинаре Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) Берлин, 9 - 11 апреля 2008 г.) // http:// www.ach.gov.ru/ ru/ bulletin.

Вопрос-ответ:

Каково место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России?

Контрольно-счетные органы, включая Счетную палату РФ, занимают важное место в системе государственного финансового контроля России. Их роль состоит в осуществлении независимого контроля финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственной власти, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также органов, осуществляющих операционные расчеты в системе банковской системы РФ.

Что было сделано для совершенствования правовой основы деятельности Счетной палаты РФ?

Для совершенствования правовой основы деятельности Счетной палаты РФ были приняты ряд законодательных актов, включая Закон "О Счетной палате Российской Федерации", регламентирующий ее функции, полномочия и порядок работы. Были также усовершенствованы процедуры работы Счетной палаты, включая проведение проверок и составление отчетов о результатах контроля.

Какие проблемы возникают при организации государственного финансового контроля в Российской Федерации?

В организации государственного финансового контроля в Российской Федерации возникают различные проблемы. Одна из них - недостаток финансирования контрольно-счетных органов, что ограничивает их возможности в осуществлении эффективного контроля. Также возникают проблемы с взаимодействием субъектов контроля, отсутствием единой информационной базы и технического обеспечения для проведения проверок.

Какие полномочия имеет Счетная палата РФ в контроле за банковской системой РФ?

Счетная палата РФ имеет полномочия по осуществлению контроля за банковской системой РФ, включая проверку финансово-хозяйственной деятельности банков, анализ и оценку эффективности использования банковских ресурсов, контроль над соблюдением законодательства о банковской деятельности.

В какой системе государственного финансового контроля России занимает положение Счетная палата?

Счетная палата РФ занимает важное место в системе государственного финансового контроля России. Она является основным контрольно-счетным органом, который осуществляет независимый финансовый контроль и аудит бюджетных средств, а также публикует результаты своей деятельности и доклады об использовании бюджетных средств.

Как совершенствуется правовая основа деятельности Счетной палаты РФ?

Правовая основа деятельности Счетной палаты РФ совершенствуется путем принятия и изменения соответствующих законодательных актов. В последние годы были приняты ряд законов, направленных на расширение полномочий и укрепление независимости Счетной палаты РФ.

Какие проблемы существуют в организации государственного финансового контроля в Российской Федерации?

Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации сталкивается с рядом проблем, таких как неэффективность использования бюджетных средств, коррупция, недостаточное сотрудничество между контрольно-счетными органами и другими структурами, недостаток квалифицированных специалистов и технических средств для проведения контроля.

Какое значение имеет взаимодействие всех видов финансового контроля для обеспечения эффективного контроля?

Взаимодействие всех видов финансового контроля, включая парламентский и административный, имеет огромное значение для обеспечения эффективного контроля. Только при совместных усилиях всех контролирующих органов можно достичь максимальной прозрачности и эффективности использования бюджетных средств и предотвратить нарушения законодательства в финансовой сфере.

Какое место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России?

Контрольно-счетные органы занимают важное место в системе государственного финансового контроля России. Главным органом является Счетная палата РФ, которая осуществляет контроль за исполнением бюджетов всех уровней и деятельностью государственных органов, а также за ведением бухгалтерии и отчетности. Она имеет право проверять любые организации, включая банковскую систему.