Современные проблемы и перспективы подготовки библиотечно-информационных кадров
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 14.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Место библиотек на рынке информационных продуктов и услуг России
2.Подготовка библиотечных кадров
3.Реформирование системы библиотечного образования в России в соответствии с ФГОС ВПО
Заключение
Список литературы
Главной целью реформирования образовательной системы явилось повышение качества подготовки библиотечных специалистов с учетом максимально возможного приближения ее к потребностям практики и ориентации на европейские модели профессионального образования.[4]Стратегия реформ закреплена в новом Государственном стандарте высшего библиотечно-информационного образования (2008 г.), который пронизан идеями и духом Болонской декларации и направлен на поэтапное проведение их в жизнь. Стандарт призван обеспечить переход на двухуровневую подготовку библиотечных кадров высшей квалификации: бакалавриат и магистратуру, что в корне меняет российскую образовательную систему, ранее ориентированную только на специалитет.Концептуальными основаниями реформирования высшего библиотечно-информационного образования послужила профессиональная модель библиотекаря новой формации многопрофильный специалист, владеющий не только информационными, но и социокультурными технологиями.Новый стандарт предусматривает значительное увеличение образовательных программ, предлагаемых университетами. Их содержательный диапазон позволит значительно расширить области профессиональной деятельности выпускников. На уровне бакалавриата это: формирование и организация использования документных ресурсов общества;удовлетворение общественных информационных потребностей;оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем;использование современных ИКТ в библиотечно-информационной деятельности;применение психолого-педагогических методик развития личности и формирования информационной грамотности.На уровне магистратуры: научный анализ организации и развития библиотечно-информационных систем и информационных коммуникационных технологий;управление, социально-экономическое обоснование и проектирование библиотечно-информационной деятельности; обучение библиотечно-информационных кадров.Важное достоинство Стандарта нового поколения – реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы. Благодаря этому подходу будут созданы условия для перехода обучающегося в категорию активного участника образовательного процесса. Под компетенциями в данном случае понимается мобильный комплекс знаний, умений, навыков и личностных характеристик, необходимых для профессиональной и социальной деятельности выпускника.В процессе обучения студентами будут осваиваться универсальные и профессиональные (специальные) компетенции.[2]Мобильность образовательной системы на начальном этапе ее реформирования будет реализовываться через предусмотренную Стандартом вариативность содержания подготовки будущего библиотекаря и использование модульных образовательных технологий. При этом сочетание компетентностного и личностно-ориентированного подходов к образованию является весьма позитивным фактором. Важной составляющей выступает и ориентация на тесную связь с профессиональной практикой.Таким образом, в настоящее время создана основа для постепенного перехода российской системы библиотечно-информационного образования на новую модель подготовки кадров.ЗаключениеПодготовка современных высококвалифицированных библиотечно-информационных кадров невозможна без учёта тенденций, требований и потребностей мировой и отечественной библиотечной практики.Произошедшие в последние годы перемены свидетельствуют о воздействии на практику деятельности библиотек глобальной информатизации общества, внедрении новых информационных технологий, Интернета ,расширении многоаспектных связей с зарубежными библиотечно-информационными и профессиональными организациями, об изменении менталитета потребителей информационных продуктов услуг и специалистов-работников библиотек.Сегодня от руководителей и работников библиотек требуется высокий профессионализм, умение управлять, владеть технологическими процессами, знания в различных областях человеческой деятельности, ранее не входивших в компетенцию библиотечно-информационных кадров.Рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.Основными целями библиотечной деятельности по предоставлению информации являются: обеспечение доступа к наиболее полной информации, продвижение информации об определенной группе.Для библиотек, являющихся информационными центрами определенных территорий (субъектов РФ, муниципальных образований) целесообразно в качестве таких групп рассматривать, осуществляющих свою деятельность на данной территории. Таким образом, библиотеки являются местом сбора, хранения и предоставления в пользование региональной информации. Поскольку публичная библиотека, со своей стороны, также является производителем услуг, одной из важнейших задач структурного подразделения, специализирующегося на деловой информации, является продвижение услуг библиотеки на рынке товаров и услуг.Список литературыВалиуллина Н.Р. Библиотека: найм персонала : науч.-практ. пособие / Н.Р. Валиуллина. – М. : Либерея-Бибинформ, 2010. – 127 с. Головко С.И. Специалист: образование, компетентность, новаторство : науч.-практ. пособие / С.И. Головко. – М. : Либерея-Бибинформ, 2005. – 144 с. Гришина С.М. Непрерывное профессиональное образование в условиях ЦБС : практ. пособие / С. М. Гришина. – М. : Литера, 2010. – 154 с. Кильпякова И.С. Библиотечный кадровый менеджмент как основа развития кадрового потенциала современной библиотеки : на примере областных универсальных научных библиотек Центрального Федерального Округа Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Кильпякова Ирина Сергеевна ; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. – Белгород, 2009. – 150 с. Кузнецова Т.Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 3. – С. 7-12 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2009&num=3&art=8Некоторые аспекты формирования информационных ресурсов в России. Информационные ресурсы России. 2001, №1, с.7-11.Подготовка информационно-библиотечных кадров XXI века: освоение новых технологий : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 18-19 дек. 2002 г.). – Челябинск, 2002. – 140 с.Стрелкова И.Б. Модель системы формирования кадровых ресурсов вузовских библиотек и педагогические условия ее реализации // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 11. – С. 32-43. – Библиогр.: с. 43 (6 назв.) ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2008&num=11&art=4 Стрелкова И.Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие / И.Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. – 223 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://wnk.biz/index.php?option=com_docman&gid=59&am... Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент : избр. ст. / Э.Р. Сукиасян. – СПб. : Профессия, 2011. – 430 с.Электронная экономика: от информационных ресурсов до электронного бизнеса // Информационные ресурсы России. 2000, №6,с. 15-18.
Список литературы
1.Валиуллина Н.Р. Библиотека: найм персонала : науч.-практ. пособие / Н.Р. Валиуллина. – М. : Либерея-Бибинформ, 2010. – 127 с.
2. Головко С.И. Специалист: образование, компетентность, новаторство : науч.-практ. пособие / С.И. Головко. – М. : Либерея-Бибинформ, 2005. – 144 с.
3. Гришина С.М. Непрерывное профессиональное образование в условиях ЦБС : практ. пособие / С. М. Гришина. – М. : Литера, 2010. – 154 с.
4. Кильпякова И.С. Библиотечный кадровый менеджмент как основа развития кадрового потенциала современной библиотеки : на примере областных универсальных научных библиотек Центрального Федерального Округа Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Кильпякова Ирина Сергеевна ; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. – Белгород, 2009. – 150 с.
5. Кузнецова Т.Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 3. – С. 7-12 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2009&num=3&art=8
6.Некоторые аспекты формирования информационных ресурсов в России. Информационные ресурсы России. 2001, №1, с.7-11.
7.Подготовка информационно-библиотечных кадров XXI века: освоение новых технологий : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 18-19 дек. 2002 г.). – Челябинск, 2002. – 140 с.
8.Стрелкова И.Б. Модель системы формирования кадровых ресурсов вузовских библиотек и педагогические условия ее реализации // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 11. – С. 32-43. – Библиогр.: с. 43 (6 назв.) ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2008&num=11&art=4
9. Стрелкова И.Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие / И.Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. – 223 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://wnk.biz/index.php?option=com_docman&gid=59&am...
10. Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент : избр. ст. / Э.Р. Сукиасян. – СПб. : Профессия, 2011. – 430 с.
11.Электронная экономика: от информационных ресурсов до электронного бизнеса // Информационные ресурсы России. 2000, №6,с. 15-18.
Вопрос-ответ:
Какое место занимают библиотеки на рынке информационных продуктов и услуг в России?
Библиотеки занимают достаточно значимое место на рынке информационных продуктов и услуг в России. Они предлагают доступ к разнообразной информации, электронным ресурсам, книгам, журналам, аудио- и видеоматериалам. Библиотеки также предоставляют услуги по консультированию и помощи в поиске информации. Однако с появлением интернета и цифровых технологий, роль библиотек изменилась, и им пришлось адаптироваться к новым требованиям пользователей.
Как подготавливаются библиотечные кадры?
Подготовка библиотечных кадров осуществляется в высших учебных заведениях, например, в университетах, институтах и академиях. Студенты изучают различные аспекты библиотечного дела, включая организацию и управление библиотекой, каталогизацию и классификацию информационных ресурсов, работу с читателями и информационными системами. В процессе обучения студенты также проходят практику в реальных библиотечных учреждениях, чтобы получить практические навыки и опыт работы.
Как реформируется система библиотечного образования в России?
Реформирование системы библиотечного образования в России осуществляется в соответствии с ФГОС ВПО (Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования). Главной целью реформирования является повышение качества подготовки библиотечных специалистов и приближение ее к потребностям практики и ориентации на европейские стандарты. В рамках реформы происходят изменения в учебных планах и программах, вводятся новые дисциплины и направления подготовки. Также совершенствуется система оценки знаний и квалификации выпускников.
Какое место занимают библиотеки на рынке информационных продуктов и услуг России?
Библиотеки занимают важное место на рынке информационных продуктов и услуг России. Они являются одним из основных источников доступа к знаниям и информации для населения. Библиотеки предлагают широкий спектр информационных услуг, включая доступ к книгам, журналам, электронным ресурсам, а также услуги по поиску и обработке информации.
Как происходит подготовка библиотечных кадров?
Подготовка библиотечных кадров происходит в специализированных высших учебных заведениях, где студенты получают теоретические и практические навыки, необходимые для работы в библиотечной сфере. Обучение включает изучение основных принципов библиотечного дела, организации и классификации информации, а также использование современных информационных технологий.
Какие проблемы существуют в системе библиотечного образования в России?
В системе библиотечного образования в России существует ряд проблем. Одной из них является отсутствие достаточного количества образовательных учреждений, где можно получить специализированное образование в области библиотечно-информационной деятельности. Также недостаточно актуальными являются программы обучения, которые не всегда отвечают современным требованиям и потребностям библиотечной практики.
Какие перспективы открываются после реформирования системы библиотечного образования в России?
После реформирования системы библиотечного образования в России открываются перспективы повышения качества подготовки библиотечных специалистов. Это позволит улучшить профессиональные навыки работников библиотек, а также обеспечить более эффективное использование современных информационных технологий в библиотечной деятельности. Реформирование также способствует привлечению молодых специалистов в данную сферу и обновлению кадрового потенциала.
Какое место занимают библиотеки на рынке информационных продуктов и услуг России?
Библиотеки занимают важное место на рынке информационных продуктов и услуг в России. Они предоставляют доступ к различным источникам информации, включая книги, журналы, электронные ресурсы и другие документы. Библиотеки также играют роль в культурной жизни общества, организуя мероприятия, выставки и другие формы общения с публикой.