Планирование товарооборота торгового предприятия
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 10.06.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность товарооборота и его роль в развитии розничного предприятия
1.1 Понятие и виды товарооборота
1.2 Факторы, определяющие товарооборот и резервы его роста
2. Анализ товарооборота торгового предприятия
2.1 Краткая характеристика магазина
2.2 Анализ общего объема
2.3 Анализ структуры товароборота
3 Повышение эффективности торгового предприятия за счет улучшения товарооборота
Заключение
Список использованных источников
Динамика товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по торговому предприятию характеризуются данными таблицы 2.2Таблица 2.2.Анализ товарных запасов магазина «Продукты» за 2010-2011г.г. по товарным группамТоварные группы 2010 годСумма, руб.2011 годСумма, руб.отклонениеТемп отклонения1 Гастрономия182,2230,548,3126,50933крупы12215836129,5082консервы31236553116,98722 Напитки15917314108,805алкоголь21424935116,3551газированные257280,523,5109,144соки и воды9911213113,1313итого1345,21568222,8116,5626Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли запасы круп (29,5082%) и гастрономии – на 26,50933%. Запасы консервов увеличились на 53 тыс. руб., что составляет 16,9872% и алкоголя (с 214 тыс. руб. до 249тыс. руб., что составляет 16,3551%). Увеличилась доля запасов напитков, газированных напитков и соков (на 8,805%, 9,144% и 13,1313% соответственно).По всем группам товаров фактические товарные запасы в сумме за отчетный год значительно выросли на 116,5626%. На данное явление незначительно повлияло улучшение работы предприятия, это увеличение связано в основном с повышением розничных цен на товары.Итак, рост розничного товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам. Увеличение средних запасов привело к замедлению товарооборачиваемости. В магазине «Продукты» произошло замедление товарооборачиваемости, что потребовало дополнительного вовлечения оборотных средств.Таблица 2.3Анализ товарных запасов магазина «Продукты» за 2010 – 2011г.Показатель2010 год2011 годОтклонение(-), (+)Темп отклонения (%)Товарооборот, руб.8172810103219304123,1298121Средние запасы, руб.1345,21568222,8116,5626Товарооборачиваемостьв днях оборота5,9254115,587141-0,3382794,29119в числе оборотов60,7552864,433673,678395106,0544Запасоотдача60,7552864,433673,678395106,0544Запасоемкость0,0164590,01552-0,0009494,29119Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:илиГде Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота;ТЗ - товарный запас (тыс. руб.);Тодн - однодневный товарооборот (тыс. руб.);Т - объем товарооборота (тыс. руб.);Д - количество дней.Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующей формуле: Где Обр - товарооборачиваемость в числе оборотов;Т - товарооборот за определенный период (руб.);ТЗ - средний товарный запас за тот же период (руб.)Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров.Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы. Сущность статистического метода планирования и нормирования товарных запасов - анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов. Статистический метод планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд лет тенденции переносятся в будущее со всеми присущими им недостатками. Наиболее часто в торговле применяют метод технико-экономических расчетов, также этот метод применяется и на предприятии. Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов. Данные таблицы свидетельствуют о преимущественном росте товарооборота над ростом объема товарных запасов (123,1298121% и 116,5626% соответственно). В результате правильного соотношения ресурсов и результатов произошло повышение скорости реализации. Товарооборачиваемость в числе оборотов увеличилась с 60,75528 тыс. руб.до 64,43367 тыс. руб., то есть на 3,678395 тыс. руб.оборота. Запасоотдача показывает величину товарооборота на средние запасы. Абсолютное увеличение этого показателя составило 3,678395 тыс. руб. Это означает, что товарооборот на каждый рубль запаса повысился на 3,678395 тыс. руб. Запасоемкость обратная величина запасоотдаче, и она показывает, сколько приходится запаса на рубль товарооборота. Запасоемкость уменьшилась на -0,00094%.Таким образом, увеличение запасоотдачи и сокращение запасоемкости свидетельствует об эффективном формировании запасов.3 Повышение эффективности торгового предприятия за счет улучшения товарооборотаСтратегии и тактики управления запасами требуют постоянных усовершенствований, которые связаны с изменениями происходящими во внешней среде.Из проведённых расчётов можно сделать вывод, что магазин медленно, но уверенно преодолевает последствия кризиса, происходит постепенный возврат к объёмам 2008 г., запасы увеличиваются. Хотя с другой стороны минимизируя свои запасы, фирма «не омертвляет» денежные средства, а вовлекает их в обращение, что в данных условиях очень даже положительный фактор, так как денежных средств и так не всегда хватает, вследствие чего приходится прибегать к банковским кредитам. Но это довольно рискованно, не создавая резервные запасы деятельность фирмы подвержена рискам простоя, так как поставщики не всегда во время поставляют товары. Для наиболее эффективной деятельности предприятия необходимо рассчитать текущий, минимальный и максимальный уровни запасов. Расчёты проведём для отчетного периода, то есть для 2012 г. Для начала определим уровень запасов, при котором делается заказ очередной партии товаров, по формуле 1.5:Далее найдём наиболее вероятный минимальный уровень запасов, по формуле 1.6:Так же нам необходимо знать такой показатель, как максимальный уровень запасов, его найдём по формуле 1.7:Из проведённых расчётов, можно сделать вывод, что при уровне запасов в 116,1 коробок необходимо делать новый заказ. При этом наиболее вероятный минимальный уровень запасов достигнет 20,1 коробок. Максимальный уровень запасов в нашем случае должен быть 186,3 коборок, при таком запасе затраты будут минимальны.Необходима организация контроля выполнения договорных отношений, она поможет оперативно управлять кредиторской задолженностью, что позволит более эффективно планировать финансовые ресурсы, повысить качество работы с поставщиками, обеспечить контроль выполнения (нарушений) условий договора. Необходимо провести автоматизацию процесса управления запасами, для этих целей существует множество прикладных систем. Для усовершенствования управления запасами можно порекомендовать фирме, обратить внимание на последние разработки в области управления запасами магазина. Такая система, это прикладное решение «1С-Магазин» предназначено для автоматизации деятельности предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей продуктами. Для повышения эффективности деятельности фирмы и минимизации затрат необходимо знать такой показатель, как оптимальный размер партии. Затраты по размещению заказа, доставке товара и его приёмке в расчёте на одну поставляемую партию определим исходя из того, что в среднем одна партия товара составляет 150,00 коробок, а данные затраты составляют 630,00 рублей на коробку. Годовой объём необходимого товара составляет 2100,00 коробок. Стоимость хранения единицы товара составляет 1% от объёма и в среднем равняется 1850,00 рублей в год за коробку. Для начала определим оптимальный размер партии поставки по формуле Уилсона.При заказе партии такого объема у нас суммарные затраты минимальны. Теперь можем рассчитать стоимость запасов, для полученного уровня оптимальной партии поставки:В этих условиях средний размер запасов будет равен:, а количество заказанных и полученных партий составит:Полученный оптимальный размер партии поставки очень сильно отличаются от средней заказываемой партии поставки фирмы, он больше неё в 3,09 раза. Следовательно, фирме для минимизации своих расходов необходимо увеличить размер партии поставки.В результате предложенного мероприятия произойдет:1) сокращение запасов до 50%; 2) сокращение издержек по заказу на 20%;3) рост доходов на 20%, благодаря сокращению дефицитов;4) рост оборачиваемости в 2 раза; 5) рост рентабельности инвестиций более чем на 50%. ЗаключениеЭффективное управление запасами позволяет уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы, которые максимизируют чистую прибыль.Основной задачей управления запасами является оптимизация их общего размера и структуры при минимизации затрат на приобретение и хранение, а также обеспечение эффективного контроля за их движением.Наличие на предприятии компьютерной системы учета материальных ресурсов позволяет получать полную картину наличия, использования и движения запасов в производственном процессе, что должно привести к минимизации издержек производства и оптимизации использования и управления материальными ресурсами предприятия.Эффективная система контроля состояния товарных запасов, обеспечивается применением современных разработок в области управленческого учета, и в частности, компьютеризации учета прихода и расхода запасов.В магазине отсутствует целевой подход к формированию и хранению запасов. Рационализация запасов не рассматривается как крупный резерв экономического роста. Предприятие недостаточно используют данный фактор повышения конкурентоспособности, ограничиваясь лишь констатацией нехватки или излишка запасов.Запасы - это деньги, которыми нельзя пользоваться. Большинство предприятий, избегает больших запасов, как и магазин «Продукты». В среднем товарооборот» составляет 6768960,79, однодневный оборот – 250000,17 рублейПри адекватной оптимизации запасов, возможно, добиться значительного снижения издержек, освободить перегруженные склады и при этом сохранить необходимый уровень качества и оперативности поставок клиентам. Для улучшения эффективности деятельности предприятия, необходимо знать оптимальный размер партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов, в нашем случае размер такой партии равняется 463,19 коробок.Одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами. Список использованных источниковГосударственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст)Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. П. П. Табурчака и др. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 352 с.Баканов И.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: "Финансы и статистика", 2009. – 340 с.Баканов М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: – М: Экономика, 2009 – 352 с.Бланк И.А. Управление торговым предприятием. Киев: Ника-Центр, 2002. – 386 с.Брен И. П., Митрофанов Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания: - 2-е изд., перераб. и доп. – К. Высш. шк., 2005. – 231 с.Бухалков М. И. Планирование на предприятии : учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. спец-ям - М. : ИНФРА-М, 2009. - 416 с.Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия. – М.: КНОРУС, 2009. – 256 с.Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. — М.: Новое знание, 2005. — 512 с.Выварец А.Д. Экономика предприятия: учеб.пособие. М.: ЮНИТИ, 2009. - 543 с. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - СПб. : Андреевский издательский дом, 2006. – 447 с. Иванов Г.Г., Шилова С.С. Экономика торгового предприятия: Учеб пособие. М.: Изд-во Российской экономической академии, 2003. – 216 с. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. Минск: Новое знание; 2005. – 239 с. Маркетинг / под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1996. – 518 с.Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. – 319 с.Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб.: Питер, 2005. – 416 с. Статистика рынка товаров и услуг Учебник / П.К.Беляевский, Г.Д. Кулагина, А.В. Коротков и др.; Под ред. И.К. Беляевского. М., 1995. – 264 с. Экономика отрасли: торговля и общественное питание / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др.: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 224 с. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. М., 2000. – 560 с. Экономика предприятий торговли : учеб. Пособие / Н.В. Максименко [и др.] ; под общ. Ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – 2 изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 542 с.Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. пособие / Рук. авт. кол. Т.И. Николаева; науч. ред. Н.Р. Егорова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001. – 498 с. Экономика предприятия: Учеб. / науч. ред. Б.И. Чайкин, В.Ж. Дубровский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. – 505 с. Экономика предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 314 с. Экономический анализ в торговле / М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 400 с.
1.Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст)
2.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. П. П. Табурчака и др. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 352 с.
3.Баканов И.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: "Финансы и статистика", 2009. – 340 с.
4.Баканов М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: – М: Экономика, 2009 – 352 с.
5.Бланк И.А. Управление торговым предприятием. Киев: Ника-Центр, 2002. – 386 с.
6.Брен И. П., Митрофанов Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания: - 2-е изд., перераб. и доп. – К. Высш. шк., 2005. – 231 с.
7.Бухалков М. И. Планирование на предприятии : учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. спец-ям - М. : ИНФРА-М, 2009. - 416 с.
8.Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия. – М.: КНОРУС, 2009. – 256 с.
9.Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. — М.: Новое знание, 2005. — 512 с.
10.Выварец А.Д. Экономика предприятия: учеб.пособие. М.: ЮНИТИ, 2009. - 543 с.
11. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - СПб. : Андреевский издательский дом, 2006. – 447 с.
12. Иванов Г.Г., Шилова С.С. Экономика торгового предприятия: Учеб пособие. М.: Изд-во Российской экономической академии, 2003. – 216 с.
13. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. Минск: Новое знание; 2005. – 239 с.
14. Маркетинг / под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1996. – 518 с.
15. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. – 319 с.
16.Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб.: Питер, 2005. – 416 с.
17. Статистика рынка товаров и услуг Учебник / П.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, А.В. Коротков и др.; Под ред. И.К. Беляевского. М., 1995. – 264 с.
18. Экономика отрасли: торговля и общественное питание / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др.: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 224 с.
19. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. М., 2000. – 560 с.
20. Экономика предприятий торговли : учеб. Пособие / Н.В. Максименко [и др.] ; под общ. Ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – 2 изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 542 с.
21.Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. пособие / Рук. авт. кол. Т.И. Николаева; науч. ред. Н.Р. Егорова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001. – 498 с.
22. Экономика предприятия: Учеб. / науч. ред. Б.И. Чайкин, В.Ж. Дубровский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. – 505 с.
23. Экономика предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 314 с.
24. Экономический анализ в торговле / М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 400 с.
Вопрос-ответ:
Можете объяснить, что такое товарооборот и какая его роль в развитии розничного предприятия?
Товарооборот - это совокупный объем товаров или услуг, реализованных розничным предприятием за определенный период времени. Он играет важную роль в развитии предприятия, так как напрямую влияет на его финансовые показатели и прибыльность. Чем выше товарооборот, тем больше доход получает предприятие.
Какие виды товарооборота существуют?
Существуют два основных вида товарооборота: оборот товаров и услуг внутри предприятия и оборот товаров и услуг с внешними организациями. Внутренний товарооборот включает перемещение товаров или услуг от одного подразделения предприятия к другому. Внешний товарооборот отражает процесс покупки и продажи товаров или услуг между предприятием и его клиентами или поставщиками.
Какие факторы определяют товарооборот и его резервы роста?
Факторы, определяющие товарооборот и его резервы роста, могут быть различными. Основными факторами являются спрос на товары или услуги, уровень конкуренции в отрасли, эффективность маркетинговых и рекламных стратегий предприятия, качество товаров или услуг, доступность и удобство месторасположения предприятия, уровень цен и т. д. Все эти факторы могут оказывать влияние на объемы продаж и вовлеченность клиентов в процесс покупки.
Какие особенности магазина следует учитывать при анализе товарооборота?
При анализе товарооборота магазина следует учитывать такие особенности, как размер торговой площади, ассортимент товаров, ценовая политика, уровень обслуживания, конкурентная среда и другие факторы. Все эти параметры могут влиять на спрос и объемы продаж товаров. Например, магазин с большой торговой площадью и разнообразным ассортиментом товаров может иметь более высокий товарооборот по сравнению с маленьким магазином с ограниченным ассортиментом.
В чем заключается сущность товарооборота?
Товарооборот - это оборот товаров внутри торгового предприятия, включающий все процессы, связанные с закупкой, хранением, продажей и продвижением товаров. Он является основной составляющей деятельности розничных предприятий.
Какие виды товарооборота существуют?
Существуют следующие виды товарооборота: оптовый товарооборот, розничный товарооборот и онлайн-товарооборот.
Какие факторы влияют на товарооборот и его рост?
Факторы, определяющие товарооборот и его рост, включают изменение спроса на товары, конкурентную ситуацию на рынке, поведение потребителей, качество и ассортимент товаров, эффективность маркетинговых и рекламных активностей и другие.
Как провести анализ товарооборота торгового предприятия?
Для анализа товарооборота торгового предприятия необходимо провести краткую характеристику магазина, анализировать общий объем товарооборота и структуру товароборота.
Чем можно повысить эффективность торгового предприятия за счет улучшения товарооборота?
Эффективность торгового предприятия можно повысить путем улучшения товарооборота путем оптимизации процессов закупки, хранения и продажи товаров, улучшения ассортимента, разработки эффективной стратегии маркетинга и рекламы, а также установления партнерских отношений с поставщиками.
Что такое товарооборот и какая его роль в развитии розничного предприятия?
Товарооборот - это совокупность операций по покупке и продаже товаров на торговом предприятии за определенный период времени. Он играет важную роль в развитии розничного предприятия, поскольку от его объема зависит прибыльность и эффективность работы компании. Чем больше товарооборот, тем больше выручка, а следовательно, и прибыль предприятия.