Философские проблемы биоэтики (евгеника, эвтаназия, клонирование)

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 14 14 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.05.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1. БИОЭТИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВАНИЮ
2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Он мог идти как от государства, так и от иных общественных институтов. При этом архаизмы человеческого мышления наслаивались на законодательные установления. Отчасти евгеническими правилами можно назвать объяснение социального разделения тем, что профессиональные способности передаются по наследству.
Основополагающий принцип всех евгенических утопий — исключить индивидуальное самоопределение с тем доводом, что если пустить репродуктивность на самотек, то люди, вступая в брак, будут руководствоваться не интересами общества, а собственными страстями, чистой сексуальностью. Поэтому с самого начала евгеника выступила пуританской доктриной, последовательным противопоставлением сексуальности браку как инструменту сохранения обществом наследственного здоровья. А поскольку евгенические утописты ничего не знали о теории наследственности, то единственным образцом для их упражнений в рациональной, “научной” организации общества была модель природного, животного размножения.
Вот почему в евгенических утопиях впервые начинает просматриваться тенденция, с одной стороны, к биологизации социума, а с другой – к превращению медицины из целительной, направленной на лечение индивидов, в профилактическую, социальную, озабоченную общественным здоровьем в целом. Тем самим уже тогда закладывались будущие этические конфликты, которые сегодня вызвали к жизни такую дисциплину, как биомедицинская этика. И важно, что эта древняя идея социальной медицины явилась в начале XX столетия моделью современной евгенической политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема духовного в философии связана в биоэтике с проблемой автономии человека и уважения его достоинства. Основной принцип биоэтики — принцип автономии, как принцип уважения прав и достоинства человека, является конкретизацией проблем духовного в человеке. В частности, в западноевропейской модели медицины под автономией пациента понимается его право на выбор лечения, информацию, полный контроль над любым медицинским вмешательством, возможность отказа от последнего. Учитывая автономию пациента, врач должен опираться на представление пациента о том, что является для него благом, а не рассматривать свое собственное мнение как единственно правильное. Одной из задач развития биоэтики в демократической России является формирование нравственно-духовного мира человека, в частности, включение пациента в процесс принятия решения, связанного с медицинским вмешательством и восстановления понимания ценности каждой человеческой личности. Для этого необходимо осмысление богатого зарубежного опыта, а так же этическое и правовое воспитание населения.
Очевидно, что затрагиваемые вопросы составляют суть философско-гуманитарной проблематики. Этические проблемы требуют взвешенного подхода при лечении наследственных заболеваний с помощью генной терапии. Появление новых технологий называют «молекулярным протезированием». Уже сейчас на уровне знаний о геноме человека теоретически возможны его модификации с целью улучшения некоторых физических, психических и интеллектуальных параметров. Таким образом, современная наука о человеке на своем новом витке развития вернулась к идее улучшения человеческой природы, поданной с легкой руки когда-то английским ученым Ф. Гальтоном. Дальнейший ход истории дискредитировал саму идею улучшения человеческой природы. Однако грядущее всевластие человека над собственным геном заставляет вновь и вновь возвращаться к этой теме, делает ее предметом оживленных дискуссий в научной печати.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Биомедицинская этика; Под ред. В. И. Покровского; Рос. акад. мед. наук. – М.: Медицина, 1997. – 222 с.
Гаджимурадова З.М. Проблемы биоэтики в моральном сознании представителей разных культур // Мир психологии. – 2007. – № 3. – С. 187–191
Ковалев В.М., Тхакушинов А.К. Врачебная этика и медицинская деонтология (исторические, социологические, психологические и правовые аспекты). – СПб.: Инфо-Да, 2005. – 419 с.
Коновалова Л. В. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А. А. Гусейнов и др. – М., 1990. – С. 200–204.
Лихтерман Л. Размышления о правде и лжи: что лучше для больного // Мед. газета. – 2001. – № 36. – С. 6–12.
Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: Учебник для вузов по спец. “Фармация”. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 240 с.
Судо Ж. Вызов биоэтики сегодня // Семья и биоэтика: Матер. Междунар. симп., Санкт-Петербург, 20-23 мая 1998 г. – СПб., 1998. – С. 157–175.
Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика): / под ред. А. М. Сточика. – М.: Медицина, 2006. – 446 с.
Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика): / под ред. А. М. Сточика. – М.: Медицина, 2006. – С. 32.
Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: Учебник для вузов по спец. “Фармация”. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 28.
Гаджимурадова З.М. Проблемы биоэтики в моральном сознании представителей разных культур // Мир психологии. – 2007. – № 3. – С. 187.
Судо Ж. Вызов биоэтики сегодня // Семья и биоэтика: Матер. Междунар. симп., Санкт-Петербург, 20-23 мая 1998 г. – СПб., 1998. – С. 158.
Биомедицинская этика / Под ред. В. И. Покровского; Рос. акад. мед. наук. – М.: Медицина, 1997. – С. 55.
Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: Учебник для вузов по спец. “Фармация”. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 63.
Коновалова Л. В. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А. А. Гусейнов и др. – М., 1990. – С. 200.
Лихтерман Л. Размышления о правде и лжи: что лучше для больного // Мед. газета. – 2001. – № 36. – С. 7.
Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика): / под ред. А. М. Сточика. – М.: Медицина, 2006. – С. 119.
Ковалев В.М., Тхакушинов А.К. Врачебная этика и медицинская деонтология (исторические, социологические, психологические и правовые аспекты). – СПб.: Инфо-Да, 2005. – С. 119.
Биомедицинская этика / Под ред. В. И. Покровского; Рос. акад. мед. наук. – М.: Медицина, 1997. – С. 81.
Коновалова Л. В. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А. А. Гусейнов и др. – М., 1990. – С. 202.
Лихтерман Л. Размышления о правде и лжи: что лучше для больного // Мед. газета. – 2001. – № 36. – С. 9.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Биомедицинская этика; Под ред. В. И. Покровского; Рос. акад. мед. наук. – М.: Медицина, 1997. – 222 с.
2.Гаджимурадова З.М. Проблемы биоэтики в моральном сознании представителей разных культур // Мир психологии. – 2007. – № 3. – С. 187–191
3.Ковалев В.М., Тхакушинов А.К. Врачебная этика и медицинская деонтология (исторические, социологические, психологические и правовые аспекты). – СПб.: Инфо-Да, 2005. – 419 с.
4.Коновалова Л. В. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А. А. Гусейнов и др. – М., 1990. – С. 200–204.
5.Лихтерман Л. Размышления о правде и лжи: что лучше для больного // Мед. газета. – 2001. – № 36. – С. 6–12.
6.Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: Учебник для вузов по спец. “Фармация”. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 240 с.
7.Судо Ж. Вызов биоэтики сегодня // Семья и биоэтика: Матер. Междунар. симп., Санкт-Петербург, 20-23 мая 1998 г. – СПб., 1998. – С. 157–175.
8.Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика): / под ред. А. М. Сточика. – М.: Медицина, 2006. – 446 с.

Вопрос-ответ:

Что такое биоэтика?

Биоэтика - это область знаний, которая изучает этические проблемы и дилеммы, связанные с биологией, медициной и другими науками о жизни. Она исследует вопросы, касающиеся достоинства и права на жизнь, моральных обязательств в отношении живых существ, вопросы справедливости при распределении ресурсов и многое другое.

Каковы основные подходы к трактованию биоэтики?

Существует несколько основных подходов к биоэтике. Одним из них является принципиальный подход, который опирается на универсальные нормы и принципы, такие как недосягаемость, справедливость, неущемляемость и др. Другой подход - касастический, ориентированный на решение конкретных ситуаций и основанный на личных ценностях и взглядах. Третий подход, контекстуальный, учитывает социокультурный и исторический контекст, в котором возникают эти проблемы.

Каковы ключевые проблемы биоэтики в современном мире?

В современном мире биоэтика сталкивается с множеством сложных вопросов. Одной из них является эвгеника - практика «усовершенствования» человеческой расы путем контроля за наследственностью. Это вызывает вопросы о справедливости и равенстве перед законом. Еще одной проблемой является эвтаназия - вопрос о том, имеет ли человек право на самораспоряжение своей жизнью. Клонирование также является значимой проблемой, вызывающей этические вопросы о праве на индивидуальность, оригинальность, достоинство и свободу.

Какие принципы лежат в основе эвгенических правил?

Принципы, лежащие в основе эвгенических правил, заключаются в объяснении социального разделения тем, что профессиональные способности передаются по наследству. Такое объяснение может быть основано на архаизмах человеческого мышления и на законодательных установлениях, которые пытаются контролировать и влиять на наследственность и эволюцию человека.

Что такое биоэтика?

Биоэтика – это область моральной философии, которая занимается этическими проблемами, возникающими в области биологии, медицины и технологий, связанных с живыми организмами. Она исследует вопросы, связанные с достоинством и правами человека, эвтаназией, клонированием, генной инженерией, эмбриональными исследованиями и другими биологическими и медицинскими вопросами. Биоэтика стремится найти баланс между научными и технологическими достижениями и защитой основных этических принципов и ценностей.

Какие основные подходы существуют в биоэтике?

Существуют различные подходы в биоэтике, но три основных подхода – принципиализм, консеквенциализм и деонтология. Принципиализм основан на определенных основополагающих принципах, таких как уважение к автономии пациента, не нанесение вреда, справедливость и благо. Консеквенциализм оценивает этическое правильность действия по его последствиям и результатам. Деонтология сосредоточена на соблюдении некоторых формальных обязательств и принципов, независимо от последствий.

Каковы ключевые проблемы, с которыми сталкивается биоэтика сегодня?

Сегодня биоэтика сталкивается с рядом ключевых проблем, таких как эвтаназия, клонирование и эвгеника. Эвтаназия – это вопрос о праве человека решать, когда и как завершить свою жизнь при тяжелой болезни или неизлечимых страданиях. Клонирование вызывает этические вопросы о достоинстве и уникальности человеческой жизни, о способности контролировать генетическое наследие и применять его для своих целей. Эвгеника, с другой стороны, связана с отбором наиболее желательных генетических черт и улучшением генетического наследия, что может привести к дискриминации и нарушению прав людей с неблагоприятными генетическими свойствами.

Что такое биоэтика?

Биоэтика - это область знаний, занимающаяся нравственными аспектами, проблемами и дилеммами, возникающими в области биологии, медицины и биомедицинских исследований.