Учение о цели в Эпикуризме и Стоицизме
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 18.09.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ О ЦЕЛИ В ЭПИКУРИЗМЕ
ГЛАВА 2. СТОИЦИЗМ И ЕГО УЧЕНИЕ О ЦЕЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Даже дружба, как считают стоики, не должна приводить к тому, что человек бы страдал из-за несчастья друга, ни что не должно нарушать его спокойствия. И в общественной жизни, участие в которой допускалось стоиками, как необходимость, при помощи которой, в свою очередь можно было совершать правосудие, разрабатывать законодательство и т.д., но при этом, человек не должен быть движим желанием создать пользу роду человеческому, так как те благодеяния, которые вы в силах оказать, будь то более справедливое распределение пищи или проведение внешней политики, которая благоприятствует состоянию мира, не имеют для вас значения. Только добродетель и ее достижение значимы, ничего более.
В философии стоиков можно найти сближение божественного начала или Зевса, с понятием судьбы. Как указывает Диоген Лаэртский, Зенон утверждал, что Общий Закон, который является Подлинным Разумом, наполняющим все, есть то же самое, что и Зевс, Верховный Глава управления Вселенной: Бог, Ум, Судьба, Зевс – одно. Судьба – это власть, двигающая материю; «Провидение» и «Природа» – лишь другие ее имена.
«Веди меня, о Зевс, и ты веди, Судьба!Веди меня вперед.На что бы ты меня не обрекла,Веди меня вперед.Бесстрашно я иду, – и пустьЯ отстаю, неверием и страхом омрачен —Все ж должен я идти».
Здесь имеется некое логическое противоречие, которое также пугало в свое время Эпикура, но которое он преодолевал при помощи отрицания роли судьбы – детерменизма. Возникает вопрос, как у стоиков могут в одном философском учении уживаться свободная воля и тотальная предопределенность, предзаданность векторов развития всего сущего. Подобное противоречие красной нитью проходит через всю философию стоицизма.
Если обращаться к стоицизму более позднего периода, то можно отметить, что, как уже говорилось, он переходит на философскую платформу субъективного идеализма – платонизма. Но также как и для раннего стоицизма, для стоицизма римского периода остается характерным философское учение о некоем божественном начале, которое предопределяет бытие людей, от которого у людей имеется лишь частичка. В частности Эпиктет писал следующим образом:
«Зевс не смог сделать тело свободным, но он дал нам частицу своей божественности».
Кроме учения о начале божественном, также остается учение о добродетели и неотрывной от этой добродетели воли, вот очень яркие слова Марка Аврелия:
«Покажите мне человека, созданного по мерке тех суждений, какие он изрекает, точно так же как мы называем фидиевой статую, которая высечена по правилам искусства Фидия. Покажите мне человека, пораженного болезнью – и все же счастливого, в опасности – и все же счастливого, умирающего – и все же счастливого, в изгнании – и счастливого, в немилости – и счастливого. Покажите мне его. Клянусь богами, я увижу стоика. Нет, вы не можете показать мне законченного стоика; но покажите тогда формирующегося, того, кто вступил на этот путь. Окажите мне эту милость, не лишайте меня, старика, зрелища, какого я доселе еще не видывал. Что! Вы думаете, что собираетесь показать мне Фидиева Зевса или его же Афину – эти статуи из слоновой кости и золота? Душу я хочу видеть; пусть кто-либо из вас покажет мне душу человека, жаждущего быть единым с Богом, жаждущего не обвинять более ни Бога, ни человека, ни в чем не терпящего неудачи, не испытывающего несчастья, свободного от гнева, зависти и ревности, – того, кто (зачем скрывать мою мысль?) жаждет изменить свою человечность в божественность и кто в этом жалком своем теле поставил себе целью воссоединиться с Богом. Покажите его мне! Нет, вы не можете».
Таким образом, рассмотрев учение о цели в философии стоицизма, можно сказать, что:
- философия стоицизма в отличие от эпикурейства, имела более длинную историю, начало свое оно берет в эллинистический период и завершается в Риме;
- высшей целью, как мы считаем, для стоиков выступало соединение, слияние с божественным, которое возможно, посредством добродетели и воли;
- препятствие на пути к достижению цели – это желания. Желания, по мысли стоиков, вредны в любом своем виде, будь-то, желания направленные на достижение добра или наоборот зла;
- философия стоицизма логически противоречива, в ней присутствуют две не согласующиеся друг с другом идеи, одна из их гласит о божественном детерминизме, другая о свободе воли индивидуума.
Заключение
Решив поставленные в начале работы задачи, а именно:
- описав телеологическую концепцию эпикуризма;
- выявив философские представления о цели в философской системе стоицизма.
Можно сделать вывод, что:
- философия эпикуризма имеет точно поставленную цель – это наслаждение;
- данная цель достигается благодаря контролю над своими желаниями, специально для этого Эпикуром разрабатывается типология желаний, сообразуясь с которой, человек, если он хочет достигнуть высшей цели, должен вести себя;
- эпикуризм, чтобы быть внутренне непротиворечивым, вынужден преодолевать три проблемы: 1. Проблема страха смерти, которая разрешается посредством лишения смерти онтологического статуса; 2. Проблема наличия религии, в данном случае язычества. Эта проблема неразрывно связана с первой и последовательно, согласно Эпикуру, вытекает из первой, следовательно, разрешение первой проблемы ведет за собой и разрешение второй; 3. Проблема судьбы или проблема детерминированности человеческого существования, которая приводит к исчезновению свободной воли, и, следовательно, к невозможности достижения высшего наслаждения, данная проблема преодолевается через разум – разумность человека;
- главным последователем философии Эпикура считается Лукреций, который изложил свои мысли в известной работе «О природе вещей». Однако, как полагают исследователи, Лукреций не принес ничего нового в философию эпикуреизма. И всего лишь перекодировал Эпикура в поэтический формат;
- философия стоицизма в отличие от эпикуризма имела более длинную историю, начало свое оно берет в эллинистический период и завершается в Риме;
- высшей целью, как мы считаем, для стоиков выступало соединение, слияние с божественным, которое возможно, посредствоам добродетели и воли;
- препятствие на пути к достижению цели – это желания. Желания, по мысли стоиков, вредны в любом своем виде, будь-то, желания направленные на достижение добра или наоборот зла;
- философия стоицизма логически противоречива, в ней присутствуют две не согласующиеся друг с другом идеи, одна из их гласит о божественном детерминизме, другая о свободе воли индивидуума.
Список источников и литературы:
Диоген Лаэртский. Жизнь, учение и изречения мужей, прославившихся в философии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_00.htm
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/diogenl/
Рассел Б. История западной философии. М., 2009.
Цицерон. О природе богов. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.proza.ru/2011/03/07/1470
Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Эпикур. Письмо к Геродоту. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ritz-btr.narod.ru/epikur.html
Греческое слово paradeigma дословно означает «то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления» (para- это «сверх», «над», «через», «около», а deigma - «проявление», «манифестация») В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру.
Модерн – культурно-философская парадигма, чьими неотъемлемыми атрибутами являются, рациональность, вера в прогресс и науку, уверенность в телеологичности исторического процесса и т.д.
Премодерн – культурно-философская парадигма, в которой пребывают или пребывали так называемые общества «традиционной культуры». Главной в таком обществе выступает некая сакральная или религиозная традиция, которая и является основным конституирующим фактором.
Рассел Б. История западной философии. М., 2009. С. 303.
Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Там же. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Там же. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Рассел Б. История западной философии. М., 2009. С. 304.
Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Там же. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Рассел Б. История западной философии. М., 2009. С. 304.
Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
Можно упомянуть, что философия самого Эпикура стала известна читателям с эпохи Возрождения главным образом через поэмы Лукреция. Что больше всего влияло на них — если то не были профессионалы-философы, — это контраст с христианской верой в таких вопросах, как материализм, отрицание провидения, отказ от бессмертия.
Рассел Б. История западной философии. М., 2009. С. 314.
Там же. С. 315.
Цицерон. О природе богов. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.proza.ru/2011/03/07/1470
Цицерон. О природе богов. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.proza.ru/2011/03/07/1470
Рассел Б. История западной философии. М., 2009. С. 317.
Цицерон. О природе богов. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.proza.ru/2011/03/07/1470
Диоген Лаэртский. Жизнь, учение и изречения мужей, прославившихся в философии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_00.htm
Цит. по: Рассел Б. История западной философии. М., 2009. С. 322.
Цицерон. О природе богов. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.proza.ru/2011/03/07/1470
Цицерон. О природе богов. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.proza.ru/2011/03/07/1470
22
1.Диоген Лаэртский. Жизнь, учение и изречения мужей, прославившихся в философии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_00.htm
2.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/diogenl/
3.Рассел Б. История западной философии. М., 2009.
4.Цицерон. О природе богов. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.proza.ru/2011/03/07/1470
5.Эпикур. Письмо к Менекею. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm
6.Эпикур. Письмо к Геродоту. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ritz-btr.narod.ru/epikur.html
Вопрос-ответ:
Чему посвящена первая глава статьи?
Первая глава статьи посвящена учению о цели в эпикуризме.
Какие основные идеи эпикуристов о цели жизни?
Основные идеи эпикуристов о цели жизни заключаются в поиске удовольствия и избегании страданий.
Как стоики относятся к дружбе?
Стоики считают, что дружба не должна приводить к страданиям и не должна нарушать спокойствия человека.
Какую роль играет участие в общественной жизни согласно стоицизму?
Участие в общественной жизни, согласно стоицизму, рассматривается как необходимость, которая позволяет совершать правосудие, разрабатывать законодательство и другие важные деятельности.
Какие источники и литературу использовались при написании статьи?
Список источников и литературы можно найти в конце статьи.
Какие основные принципы учения о цели в эпикуризме?
Основные принципы учения о цели в эпикуризме - это достижение счастья и наслаждение. Эпикурейцы считали, что основная цель жизни - это отсутствие боли и стремление к удовольствию.
Какие ценности ставили стоики в учении о цели?
Стoики полагали, что основной целью жизни является достижение добродетели и мудрости. Для них важными ценностями были внутренний покой, справедливость и гармония с природой.
Как стоики относились к страданиям и несчастьям других людей?
Стоики считали, что дружба не должна приводить к страданию из-за несчастья другого человека. Они учили, что важно сохранить свое спокойствие и непривязанность к внешним обстоятельствам, чтобы быть более сильным и помогать другим в трудных ситуациях.
Какую роль играла общественная жизнь в учении стоиков о цели?
Для стоиков общественная жизнь была необходимостью, поскольку через участие в ней они могли совершать правосудие, разрабатывать законодательство и т.д. Однако, при этом, они стремились сохранить свое спокойствие и гармонию, не позволяя внешним обстоятельствам нарушить их внутреннюю гармонию.
Какой подход к цели был характерен для эпикурейцев?
Эпикурейцы считали, что целью жизни является достижение счастья и наслаждения. Они учили, что главное - избегать боли и стремиться к удовольствию. Они признавали важность настоящего момента и отрицали необходимость преданности будущему или духовным ценностям.
Какое учение о цели проповедует Эпикуризм?
В Эпикуризме целью жизни является достижение наслаждения и избегание страдания. Эпикурейцы считали, что наилучшими удовольствиями являются простые и стабильные радости, такие как дружба, удовлетворение физических потребностей и отсутствие боли или страха. Они призывали отказаться от излишеств и наслаждаться простыми удовольствиями, чтобы достичь гармонии и спокойствия.