Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 20.11.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1Современные научные представления о фонематической системе и ее развитие в онтогенезе
1.2Основные этапы развития слуховой функции ребенка
1.3Фонематическое восприятие как функция фонематической системы
1.4Психолого-педагогическое изучение детей с общим недоразвитием речи
1.5Особенности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.6Цели, задачи, содержание и организация исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
»Речевой материал: слова-квазиомонимы: Марина-малина; коза-коса; каска – кашка; цветик – Светик; парные картинки с изображением слов-квазиомонимов (Приложение 2). Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.В) Повторение слогов с оппозиционными звуками.Процедура: Логопед называет цепочка слогов с оппозиционными звуками, а испытуемый должен повторить их. Инструкция: «Слушай, пожалуйста, внимательно и повторяй за мной слоги!»Речевой материл: цепочки слогов - да-та; ла-ра-ла; ба-бя; са-ша-са.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания;Г) Дифференциация слогов по заданным условиям.Процедура: Логопед произносит цепочки слогов, ребенок должен поднять флажок, когда услышит лишний слог.Инструкция: «Слушай внимательно слоги, и подними флажок, когда слышишь лишний слог».Речевой материал: флажок, цепочки слогов: ба-ба-та; ту-ду-ту; на-на- ла-ра-ла.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Д) Различение слов, близких по звуковому составу.Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.Процедура: Логопед показывает картинку и называет, что на ней изображено, затем произносит ряд искаженных вариантов данного слова. Ребенок, ориентируясь на изображение, должен поднять руку в том случае, когда услышит в цепочке слов неправильно названное слово.Инструкция: «Я тебе буду показывать картинки с предметами, и называть их, а ты должен поднять руку в том случае, если я неправильно назову картинку!» Речевой материал: картинки с изображением: батона, сумки, куклы и самолета; цепочки слов: 1 картинка: катон – батон – падон – батон; 2 картина: шумка – чумка – сумка – хумка; 3 картинка – гукла – кукла – рукла - кукла; 4 картинка – самолет – самолет – замолет – шамолет (Приложение 3).Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.Исследование фонематического анализаА) Определение наличия заданного звука ([с] [з’], [в], [ф]) среди других звуков.Процедура: Логопед произносит ряд звуков, ребенок должен поднять руку, когда услышит заданный звук, сначала звук [с], затем аналогично со звуками [з’], [в], [ф]Инструкция: «Сейчас я буду называть звук [с] ([з’], [в], [ф]), твоя задача, услышав его поднять руку!». Экспериментатор произносит звуки в следующей последовательности:[с]: [т, з, с, с’, ж, ц, с, ч, ф, с]; [з’]: [ш, с’, т, ц, з, с, з, д’, з’, в]; [в]: [б, д, в, з, ф, в, ж, н, б, в]; [ф]; [в’, з, с, т, л, ф, ц, ф, ф, в]. Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Б) Определение наличия заданного звука в словах. Процедура: Логопед произносит серии слов с заданным звуком [м] (затем со звуками [н], [д], [т]) и слова без него, ребенок должен поднять руку, когда услышит необходимый звук.Инструкция: «Я назову тебе слова, а ты подними руку, когда услышь звук [м] ([н], [д], [т])».Речевой материал:[м]: сом, платок, конфета, мак, голова, морковка, лампа.[н]: утка, кнопка, стол, окно, дача, ноты, батон.[д]: аист, вагон, дача, шкаф, дырка, капуста, задача.[т]: танк, люстра, стакан, стул, ноты, петух, машина.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.В) Выделение ударного гласного в начале, середине, конце слова.Процедура: Логопед называет слова, а испытуемый должен определить, какой звук является первым, находится в середине и в конце слова.Инструкция: «Скажи, пожалуйста, какой звук первый в слове: Игорь (утка, окна, астра)!»Речевой материал: слова – Игорь, утка, окна, астра едет, пишет, красный, синий; стирает, самолет, стучит, оранжевый, прекрасный; густой, часы, рука, летит, принесла.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Г) Определение первого согласного звука в слове.Процедура: Логопед называет слова, а испытуемый должен определить, какой звук первый.Инструкция: «Послушай, пожалуйста, слова и скажи какой первый звук в словах: суп, птица, кепка, шапка!»Речевой материал: слова – суп, птица, кепка, шапка, треугольный, лисий, памятный, рычать, розовый. Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Д) Определение последнего звука в словах.Процедура: Логопед называет слова, а испытуемый должен назвать последний звук в слове.Инструкция: «Скажи, пожалуйста, какой звук последний в словах - домик, дятел, ведро, барак!»Речевой материал: слова – домик, дятел, ведро, баран, шкаф, гребешок, пылесос, карандаш, тракторист.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Е)Определение местоположения звука в слове.Процедура: Логопед произносит слова, а ребенок должен определить, где находится заданный звук [м] (затем аналогично со звуками [к], [в], [а]) в начале, конце или середине слова.Инструкция: «Я назову тебе слова, а ты скажи, где стоит звук [м] ([к], [в], [а]) – в начале, середине или конце слова?».Речевой материал: мопед, сок, кровать, аист, молоко, прекрасный, ужасный, важный, московский, календарный, катит, умный.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Ж) Определение количества звуков. Процедура: Логопед дает испытуемому квадратики, затем называет цепочки звуков, ребенок должен положить столько квадратиков, сколько звуков он услышал.Инструкция: «Положи столько квадратиков на стол, сколько звуков [о] я назову (затем [уо]; [оаоуо]; [иоуоа])».Речевой материал: цепочки звуков – [О; УО; ОАОУО; ИОУОА]; квадратики.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.З) Определение последовательности звуков в слове.Процедура: Логопед называет ребенку слова, а испытуемый должен определить последовательность звуков в слове.Инструкция: «Сейчас я назову тебе слова, а ты назови, какие звуки в словах: сон, рот, мак, каша!»Речевой материал: сон, рот, мак, каша, шапка, сахар, корзина, колосок.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.И) Определение места звука по отношению к другим звукам в слове.Процедура: Логопед называет слова, и просит испытуемого назвать местоположение заданного звука в этих словах.Инструкция: «Скажи, пожалуйста, какой по счету звук [к] в словах – кот, окно, ток, кит?»Речевой материал: слова – кот, окно, ток, кит, утка, бинокль, парковый, кормит.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Исследование фонематического синтезаА) Составление слова из последовательно данных звуков.Процедура; Логопед произносит последовательно звуки, а испытуемый должен составить из них слово.Инструкция: «Слушай, меня внимательно, я тебе назову звуки, а должен составить из них слово, и назвать его!»Речевой материал: [с] - [т] - [о] - [л]; [к] - [р] - [о] - [т]; [л] - [а] - [к]; [п] [л]-[о]-[в].Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Б) Составление слова из звуков, данных в разбивку.Процедура: Логопед произносит звуки в неправильном порядке, а испытуемый должен поставить звуки в нужной последовательности и назвать получившееся слово.Инструкция: «Я буду называть тебе звуки, а тебе надо их поставить в нужной последовательности, чтобы получилось слово и назвать его!»Речевой материал: [т] - [о] - [р] - рот; [д] - [м] - [о]- дом; [с] - [к] - [о] - к; [ж] - [к] - [у] – жук.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.В) Договаривание словаПроцедура: Логопед показывает ребенку картинки и называет их, не договаривая последний звук, испытуемый должен подобрать нужный звук и назвать слово. Инструкция: «Я буду показывать, и называть картинку не целиком, а должен подобрать нужный звук и закончить слово, и произнести это слово целиком».Речевой материал: предметные картинки: паук, стакан, заяц, забор; она; пау_; стакан_; зая_; забо_ (Приложение 4).Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Исследование фонематического представления.А) Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.Процедура: Логопед показывает ребенку картинки, испытуемый должен отобрать те картинки, в названии которых есть заданный звук.Инструкция: «Посмотри на эти картинки, отбери, пожалуйста, те, которые начинаются на звук [л]!»Речевой материал: картинки с изображением – лука, лопаты, попугая, лужи, попугая, робота, ракеты, лампы, лисьей (шубы), столовой (Приложение 5).Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Б) Называние слов с заданным звуком.Процедура: Логопед просит ребенка назвать слова, в которых есть данный звук. Инструкция: «Назови мне, пожалуйста, четыре слова, в которых есть звук [п] ([р], [л], [с])!»Речевой материал: звуки [п], [р], [л], [с].Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.В) Нахождение картинок, в названии которых три звука.Процедура: Логопед показывает ребенку картинки, и просит отобрать те, в названии которых три звука.Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки, и отбери те из них, в названии которых три звука!»Речевой материал: картинки с изображением – кота, вазы, жука, лука, волка, дома, банана (Приложение 6).Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Г) Подбор слов с заданным количеством звуков.Процедура: Логопед просит ребенка назвать четыре слова, состоящие и трех звуков.Инструкция: «Назови мне, пожалуйста, четыре слова, состоящие из тех звуков!»Речевой материал: сон, рот, рак, пар.Критерии оценки: 5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.ЗаключениеСовременное общество характеризуется не только высокими достижениями в области науки и техники, но и неуклонным ростом рождения детей с различными речевыми нарушениями. Одним из распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Несмотря на достаточно большое количество исследований и работ, связанных с изучением этого речевого нарушения, вопросы исследования фонематических функций остаются актуальными и до конца неисследованными.В нашей работе были рассмотрены особенности фонематических функций дошкольников ОНР.В ходе теоретического изучения темы пришли к следующим выводам.Фонематические функции начинают формироваться практически с рождения ребенка и в течение всего дошкольного детства совершенствуются.На современном этапе развития логопедической науки и практики существуют несколько понятий, обозначающих фонематические функции: фонематический слух, фонематическое представление, фонематическое восприятия. В связи с тем, что у педагогов недостаточно филологических и логопедических знаний, происходит смешение понятий фонетический и фонематический слух. Но данные понятия являются разным. Если фонематический слух позволяет различать звуки в речевом потоке, то фонематическое восприятие направлено на умение анализировать позицию звука в слове и его место по отношению к другим звукам. В основе фонематического восприятия лежат процессы анализа и синтеза. Следовательно, необходимо различать понятия звук и фонема. Звук конкретное выражение фонемы, тогда как фонема представляет собой абстрактное его выражение. Развитый навык фонематического восприятия позволяет детям успешно овладевать навыками чтения и письма. Формирование и развитие фонематических функций в своем развитии проходит определенные этапы, начиная с рождения и заканчивая концом дошкольного детства. Основополагающим моментом в развитии фонематических функций является тесное общение с окружающими близкими в сензитивный период развития речи. В основе фонематического восприятия лежат мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация), формируемые в процессе специального обучения.У дошкольников вызывает затруднения дифференциация звуков, слов, близких по звучанию. Из-за того, что у дошкольников с ОНР нарушены фонематические функции, ребенок не слышит собственные ошибки в произношении. К тому же наличие неврологической симптоматики обуславливает артикуляционные нарушения звукопроизношения. Следовательно, процессы фонематического восприятия и артикуляция являются взаимообусловленными. По степени выраженности нарушение фонематических процессов может предшествовать нарушению артикуляторной моторики, а может быть вторично по отношению к ней.Вместе с тем, фонематические процессы (фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ и синтез) являются важными в процессе овладения ребенком письмом и чтением. Поэтому выявление и логопедическая коррекция нарушений фонематической стороны является важной работой уже в дошкольный период у детей с ОНР.Список литературыВинарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23сЖинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. – 160 c.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.1969.Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.ПриложениеПриложение 1Дифференциация звуков, не смешиваемых в произношенииПриложение 2Дифференциация звуков, смешиваемых в произношенииПриложение 3Различение слов, близких по звуковому составуПриложение 4Договаривание словПриложение 5Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звукПриложение 6Нахождение картинок, в названии которых три звука
2.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005
3.Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи.
4.Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.
5.Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с.
6.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
7.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23с
8.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.
9.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990.
10.Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.
11.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. – 160 c.
12.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
13.Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.1969.
14.Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
15.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973
16.Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
17. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.
18.Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.
19.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
20.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
21.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976.
22.Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
23.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
24.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
25.Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
26.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
27.Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.
28.Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.
29.Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.
Вопрос-ответ:
Какие научные представления существуют о фонематической системе и ее развитии у детей?
Фонематическая система является основой языкового восприятия и речи. Согласно современным научным представлениям, фонемы - это минимальные звуковые единицы языка, восприятие и различение которых позволяет различать и употреблять звуки в речи. Развитие фонематической системы проходит через несколько этапов - от общего восприятия звуков до различения и употребления фонем в речи.
Как происходит развитие слуховой функции у ребенка?
Развитие слуховой функции проходит через несколько этапов. Сначала ребенок различает общий звуковой фон речи и осознает его присутствие. Затем постепенно происходит различение отдельных звуков и фонем. На последнем этапе развития слуховой функции ребенок может анализировать и употреблять звуки в речи.
Что является функцией фонематической системы?
Функция фонематической системы заключается в восприятии, различении и употреблении фонем в речи. Она позволяет ребенку понимать и производить различные звуки языка, а также строить и понимать речевые высказывания.
Какие особенности у детей с общим недоразвитием речи в фонематических функциях?
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в фонематических функциях. Они могут иметь затруднения в различении и употреблении отдельных звуков и фонем, а также воспринимать речевые высказывания с трудом. Это связано с общим недоразвитием речевых навыков и требует психолого-педагогического исследования и коррекции.
Какие цели, задачи и содержание исследования проводятся с детьми с общим недоразвитием речи?
Основными целями и задачами исследования детей с общим недоразвитием речи является определение уровня развития фонематических функций, выявление особенностей в их восприятии и различении звуков, а также разработка психолого-педагогических рекомендаций по коррекции этих особенностей. Содержание исследования включает различные методики, которые позволяют оценить уровень развития фонематических функций и выявить конкретные затруднения у ребенка.
Какие научные представления существуют о фонематической системе и ее развитии у детей?
Существуют различные научные представления о фонематической системе и ее развитии у детей, но общепринято считать, что фонематическая система является основой для формирования и развития речи. Она включает в себя все звуки языка и их сочетания, которые имеют смысловое значение. Развитие фонематической системы у детей происходит постепенно, начиная с раннего детства и достигая своего пика к возрасту дошкольного периода.
Какие этапы развития слуховой функции у ребенка существуют?
Развитие слуховой функции у ребенка проходит через несколько этапов. Первый этап - это прослушивание звуков и различение их по громкости и интенсивности. На втором этапе ребенок начинает различать звуки по высоте (низкие и высокие). На третьем этапе он осваивает различение звуков по длительности и ритму. На четвертом этапе ребенок начинает различать звуки по их тимбру и интонации. И, наконец, на последнем пятом этапе, ребенок формирует слуховой анализатор и полноценно воспринимает различные звуки и речь.
Каковы особенности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи?
У дошкольников с общим недоразвитием речи часто наблюдаются особенности в фонематических функциях - способности различать и воспринимать звуки языка. Они могут испытывать трудности в различении и правильной артикуляции отдельных звуков, а также восприятии ударения и интонации. Это может привести к сложностям в развитии речи и общении с другими людьми. Для таких детей требуется специальная коррекционная работа с использованием различных методов и упражнений.