Конфликт как социально-психологический феномен общественной жизни

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конфликтология
  • 26 26 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.12.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Структурно-содержательные характеристики конфликта как социально-психологического феномена
1.1. Подходы к определению понятия конфликта
1.2. Причины и последствия социального конфликта
1.2. Динамика конфликта, его функциональные механизмы
1.3. Психологические особенности конфликта
1.4. Классификация конфликтов
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Роль посредника – это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы;
Социальная среда (макро среда и микро среда) – то, на чем возникает, развивается и протекает конфликтная ситуация.
Микро среда – условия, которые влияют на взаимодействие людей в малой социальной группе;
Макро среда – условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами.
Существует также три вида основных составляющих компонентов среды:
Физическая;
Общественно-психологическая;
Социальная;
Субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы. К таким субъективным условиям восприятия конфликта можно отнести:
Представления участников о самих себе;
Восприятие других участников конфликта;
Образы микро и макро среды[4,5,9].
К психологическим особенностям конфликта также можно отнести стили или стратегии выхода из конфликтной ситуации.
Рис. 1. Стили поведения в конфликтной ситуации


Приспособление (плюшевый мишка)
+ большой личностный резерв индивида;
- потеря себя как личности;
Избегание (черепаха)
+ снятие напряженной ситуации, ненавязчивость, отсутствие претензий к сопернику;
- конфликтная ситуация в данном случае не решается;
Нападение (акула)
+ Активное влияние на результат и разрешение конфликтной ситуации;
- Большая вероятность наличия негативных эмоций у участников конфликта, увеличение психологической дистанции;
Сотрудничество (мудрая сова)
+ учет интересов соперника, сопоставление и анализ фактов, высокая степень объективности;
- преобладание интересов группы над личными интересами;
Компромисс (лиса)
+ снятие напряжения, появление возможности для поиска оптимального решения;
- частичное достижение цели и частичное сохранение отношений.
Данная схема и ее расшифровка наглядно показывает все возможные стили поведения личности в конфликтной ситуации. Также на схеме видно, на сохранение межличностных отношений ориентированы в большей степени люди со стилем сотрудничества и приспособления. Наоборот, на достижение инструментальной цели ориентированы люди со стилем избегание и нападение. Как утверждает автор данной классификации, чтобы повысить уровень социальной эффективности необходимо быть ситуативным, т.е. личности необходимо осваивать все репертуары выхода из конфликтной ситуации
Таблица 4.
Конструктивные и деструктивные характеристики стратегий поведения в конфликте
№ Стратегия поведения Конструктивные характеристики Деструктивные характеристики 1 Соперничество защита интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности Игнорирование интересов окружающих, использование власти, силы, закона, авторитета 2 Игнорирование Последующая неконфликтность Отсутствие решения проблемы, преобладание интересов соперника 3 Сотрудничество Баланс интересов обоих сторон, признание ценности межличностных отношений - 4 Приспособление Временное перемирие Направленность на собственные интересы низкая, жертвование личными потребностями, ценностями и интересами 5 Компромисс Положительное развитие взаимоотношений Каждая сторона конфликта жертвует своими интересами
















1.4. Классификация конфликтов

В отечественной и зарубежной литературе представлены многочисленные классификации конфликтов, которые мы постарались представить в виде единой, обобщенной таблицы.
Таблица 5.
Примеры конфликтов в ряде типологий
№ Основание дифференциации Типы конфликтов Пример 1 По направленности - Горизонтальные - в конфликте участвуют люди, не находящиеся друг у друга в подчинении,
- Вертикальные – участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого,
- Смешанные – здесь представлены и горизонтальные и вертикальные составляющие. Конфликты среди коллег


Конфликты на производстве (начальник – подчиненный)
Конфликты между подчиненными в сочетании с конфликтом с руководством 2 По значению для группы - Конструктивные – функциональные, положительные последствия
- Деструктивные – отрицательные, разрушительные последствия Любой конфликт




Как итог политического деструктивного конфликта – война. 3 По критерию истинности - ложности Подлинный – конфликт, как средство достижения конкретной цели,
Случайный – не осознается участниками,
Смещенный – за конкретным конфликтом скрывается что-то другое,
Латентный – скрытый, основывается на неосознаваемом противоречии,
Ложный – существует лишь на основе восприятия, без объективных причин Различного рода конфликтные ситуации 4 По типу социальной формализации Формальные - возникают при нарушении или игнорировании общепринятых норм поведения.
Неформальные - связана с ценностями и убеждениями конкретных людей или организационной культурой компании. Игнорирование общепринятых норм


Конфликты, связанные с организационной структурой 5 По объему социального взаимодействия Межгрупповые, внутригрупповые, межличностные, внутриличностные Конфликты между социальными группами или внутри самой личности 6 По сферам жизнедеятельности человека - бытовые
- семейные
- трудовые
- учебно-педагогические Конфликты между супругами, конфликты между учителем и учеником[6,9,3,2,7] Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения.
















Заключение

Поставленная вначале работы цель была нами в полной мере достигнута, а именно теоретическое рассмотрение проблемы конфликта как социально-психологического феномена в отечественной и зарубежной психологии и конфликтологии. Также в полной мере нами были реализованы все задачи.
Для достижения поставленной цели мы, прежде всего, провели теоретический анализ определения понятия «конфликт», представленный в отечественной и зарубежной психологии. В итоге мы пришли к следующим выводам:
Понятие конфликта имеет множество значений и определений в зависимости от той области, в которой рассматривается данная дефиниция;
Конфликты являются неотъемлемой частью социальной жизни общества;
В основе конфликта всегда лежат значимые для этого причины.
Также в рамках данной работы мы выяснили, что в настоящее время не существует единого подхода к типологии конфликтов, что, несомненно, с одной стороны является положительным моментом. Также в современной психологии и конфликтологии не существует единого подхода к определению структурно-содержательных характеристик феномена конфликта. Объясняется это еще и тем, что исследование конфликта в отечественной психологии началось сравнительно недавно, что определенным образом способствует появлению многочисленных теоретических и эмпирических исследований.
В перспективах работы проведение углубленного теоретического анализа конфликта, как социально-психологического феномена.


Список литературы

Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. – 2-е изд. – М.-Воронеж, 2002. – 320 с.
Большой психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского., Ярошевского М. Г. 2-е изд., - М.: Логос, 1990. – 494 с.
Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: 2002. – 312 с.
Громова Ο.Η. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. - 320с.
Конфликты в коллективе и пути их преодоления. - Л.: ВИПК. 2001. - 390 с.
Конфликты и согласие в современной России. - М.: ИФРАН. 2008. – 110 с.
Психологическая энциклопедия / под ред. А. А. Реана. Психология подростка. Полное руководство. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К0. ЛТД 2003. - 300 с.
Социальный конфликт: современные исследования. - М.: ИНИОН.2001. - 187 с.




















10





24

Список литературы

1.Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. – 2-е изд. – М.-Воронеж, 2002. – 320 с.
2.Большой психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского., Ярошевского М. Г. 2-е изд., - М.: Логос, 1990. – 494 с.
3.Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: 2002. – 312 с.
4.Громова ?.?. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. - 320с.
5.Конфликты в коллективе и пути их преодоления. - Л.: ВИПК. 2001. - 390 с.
6.Конфликты и согласие в современной России. - М.: ИФРАН. 2008. – 110 с.
7.Психологическая энциклопедия / под ред. А. А. Реана. Психология подростка. Полное руководство. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
8.Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К0. ЛТД 2003. - 300 с.
9.Социальный конфликт: современные исследования. - М.: ИНИОН.2001. - 187 с.

Вопрос-ответ:

Что такое конфликт?

Конфликт - это социально-психологический феномен общественной жизни, возникающий при столкновении интересов, ценностей и потребностей различных сторон.

Какие подходы существуют к определению понятия конфликта?

Существует несколько подходов к определению понятия конфликта. Некоторые исследователи рассматривают конфликт как негативное столкновение интересов, в то время как другие подходы используют более широкое определение, включающее также позитивные аспекты конфликта, такие как конструктивные споры и обмен идеями.

Какие могут быть причины и последствия социального конфликта?

Причинами социального конфликта могут быть такие факторы, как различия в восприятии и оценке ситуации, несовпадение интересов и потребностей, непонимание и недостаток коммуникации между сторонами. Последствиями конфликта могут быть разрушение отношений, нарушение работы коллектива или общественного порядка, эмоциональное напряжение и стресс.

Какова динамика конфликта и какие у него функциональные механизмы?

Конфликт имеет свою динамику, проходящую через несколько стадий - от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения. Функциональные механизмы конфликта включают возможность выражения сторонами своих интересов и потребностей, их самоопределение и поиск компромиссов.

Как классифицируются конфликты?

Конфликты могут классифицироваться по различным критериям, таким как степень интенсивности конфликта (открытый или скрытый), его направление (вертикальный или горизонтальный), уровень общности (индивидуальный или групповой) и другие.

Что такое конфликт?

Конфликт - это социально-психологический феномен общественной жизни, характеризующийся противоречием интересов, целей или ценностей между двумя или более сторонами.

Какие подходы существуют к определению понятия "конфликт"?

Существует несколько подходов к определению понятия "конфликт". Одни авторы считают, что конфликт возникает в результате неудовлетворения потребностей, другие видят его в противоречии интересов или ценностей.

Какие причины и последствия может иметь социальный конфликт?

Причины социального конфликта могут быть разные: неравномерное распределение ресурсов, неприятие различий, межгрупповые противостояния и т.д. В результате конфликта могут возникать напряженность, враждебность, нарушение установившегося порядка и т.д.

Какова динамика конфликта и его функциональные механизмы?

Конфликт может проходить несколько стадий: начальный конфликт, эскалация, пик, разрешение. Каждая стадия имеет свои механизмы, такие как усиление конфликта, поиск компромисса, уступки и т.д.

Какие особенности имеет психология конфликта?

Психология конфликта изучает мотивы, эмоции и поведение людей во время конфликта. Важными особенностями являются страх, агрессия, стремление к победе или установление справедливости.