Теории личности в отечественной психологии.
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 26.09.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие личности в психологии
2. Теории личности в отечественной психологии
3. Формирование и развитие личности
Заключение
Список литературы
Содержание кризиса - это распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновения новой.
Основные характеристики кризисных периодов, по Л.С. Выготскому: наличие резких изменений в короткие отрезки времени и разрушения в развитии, когда «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей стадии».
Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни. Нормативные кризисы развития неизбежно возникают на жизненном пути большинства людей.
Л.С. Выготский рассматривал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращает внимание на переходные, или критические, периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим.
По мнению Выготского, кризис, или критический период. — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития.
А.Н. Леонтьев разводит понятия «критический период» и «кризис». Если критический период - неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то кризисов может не быть при адекватном управлении извне процессом развития
Огромное место в психологии возрастных кризисов занимают работы Л.И.Божович. В целом позиция Божович продолжает линию Выготского в разработке вопросов, связанных с понятием «переживание».
В работах Божович в исследование переживания было введено представление о внутренней позиции. Это понятие особенно подробно исследовалось в ситуации перехода ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному
Таким образом, в целом в отечественной психологии основное место занимает взгляд на кризисы как на поведенческий синдром возрастного перехода, включающий болезненную реакцию ребенка на неадекватные педагогические воздействия со стороны взрослого.
Э. Эриксон подчеркивает, что разрешение очередного кризиса может идти в двух направлениях – как позитивном, так и негативном, то есть индивид может приобрести как «ресурсное» новообразование (или качество), так и «нересурсное». В этом «приобретении» и заключается процесс развития личности.
Таким образом, личностное развитие может идти в позитивном направлении, когда психологические новообразования способствуют формированию социальной адаптации и индивидуальности человека, а может пойти и по нежелательному пути, когда «приобретения» тормозят процесс личностного развития
Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения.
В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст.
Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович было показано, что возрастные этапы развития ребенка как личности определяется последовательным формированием личностных новообразований, которые можно рассматривать как «достижения», приобретаемые в результате прохождения возрастных кризисов.
Л.И. Божович проводит их анализ внутри пяти возрастных периодов личностного развития ребенка
Так, центральным, т.е. личностным, новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды. Л.И. Божович называет эти представления «мотивирующими». Их действие освобождает ребенка от «диктата внешних воздействий«. Хотя он сам этого еще не осознает, но начинает становиться субъектом.
К третьему году жизни, т. е. к концу раннего детства, «центральным новообразованием является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому, что выражается в формуле «Я сам». «Потребность в реализации и утверждении своего Я является доминирующей». В этот период развития сталкиваются две силы — «хочу« и «надо». Происходит формирование самосознания.
Период до 7—8 лет соотносится Л.И. Божович со становлением ребенка как «социального индивида»: «У него возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию»
К 12 - 14 годам формируется способность к целеполаганию, т.е. к определению и постановке сознательных целей, а к 15 - 16 годам - «жизненная перспектива».
Таким образом, в рамках теорий личности отечественных психологов показан путь формирования и развития личности, основанный на возрастной периодизации и концепции деятельностного подхода
Заключение
Мы изучили проблему сущность понятия «личность» в отечественной психологии, рассмотрели сущность и специфику процесса развития личности, постарались систематизировать и обобщить существующие в отечественной литературе научные подходы к данной проблеме. Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Понятие личности – очень сложное и многогранное, а различные школы отечественной психологии трактуют этот феномен по-своему: объясняют закономерности развития личности, ее структуру и т.д.
Развитие личности - это очень сложный процесс, который продолжается всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологически обусловленные факторы развития), другие формируются в процессе жизни человека. Данные факторы обусловлены социальной ситуацией развития.
Вследствие многих подходов и взглядов, связанных с проблемой личности в психологии, исследователи подходят к изучению феномена личности с разных точек зрения, выделяет различные ведущие факторы и детерминанты развития, подчеркивают важность того или иного возрастного этапа в данном процессе.
Однако все исследования, раскрывают ли они какие-либо частные факты, касающиеся природы и сущности личности, или демонстрируют более широкий подход к данному вопросу, имеют огромное теоретическое и практическое значение для психологии.
Все они способствуют более детальному и глубокому пониманию проблемы личности в целом, процесса ее формирования и развития, подтверждению систематизации имеющихся знаний, а также открытию новых. Что позволяет выстраивать эффективную работу по оптимизации психологической помощи человеку.
Список литературы
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001
Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988
Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. – 1985. - № 5
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2002
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006
Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 2000
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000
психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002
Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998
Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 201
Петровский А.В. Теория личности с позиции категориального анализа психологии // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 76
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю, Головин. – Минск: Харвест, 1998. – С. 471
С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – С. 637
Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 121
Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 166
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – С. 62
С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – С. 643
Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 49
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 151
Леонтьев А.Н. Формирование личности Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 166
Петровский А.В. Теория личности с позиции категориального анализа психологии // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 79
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – С. 255
Лазурский А.Ф. О составе личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 17
Лазурский А.Ф. О составе личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 20
Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 96
Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 99
Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 102
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – С.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – С.
Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 121
Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 121
С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – С. 639
Леонтьев А.Н. Формирование личности Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 169
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – С. 233
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 481
С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – С. 639
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – С. 236
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 61
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 62
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 64
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 66
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 66
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 66
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 64
Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 166
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 64
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК. – С. 91
3
1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001
2.Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988
3.Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. – 1985. - № 5
4.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2002
5.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006
6.Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 2000
7.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000
8.психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002
9.Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999
10.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000
11.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998
Вопрос-ответ:
Что такое понятие личности в психологии?
Понятие личности в психологии описывает уникальные индивидуальные характеристики человека, включая его поведение, мышление, чувства и мотивацию. Личность является результатом взаимодействия внутренних и внешних факторов и формируется на протяжении жизни.
Какие теории личности существуют в отечественной психологии?
В отечественной психологии существует несколько теорий личности, включая теорию Л.С. Выготского об общении и развитии, теорию Л.И. Божович о возрастной психологии и теорию А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к изучению личности.
Каковы основные характеристики кризисных периодов в развитии личности?
Основные характеристики кризисных периодов в развитии личности, по Л.С. Выготскому, включают резкие изменения в короткие отрезки времени и разрушения в развитии, когда «на первый план выдвигаются процессы отмирания». В такие периоды происходит нарушение привычных способов восприятия и понимания мира, что может привести к появлению новых качеств и возможностей в личностном развитии.
Как происходит формирование и развитие личности?
Формирование и развитие личности являются сложным и многогранным процессом, который происходит на протяжении всей жизни человека. Оно включает в себя взаимодействие между наследственными предпосылками и внешней средой, в том числе семьей, образованием и социальными факторами. В процессе формирования и развития личности человек переживает различные кризисные периоды и осваивает новые навыки и знания, что позволяет ему стать уникальным индивидуумом.
Какие существуют теории развития личности в отечественной психологии?
В отечественной психологии существует несколько теорий развития личности, таких как теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и социокультурном развитии, теория Л.И. Божович о возрастных кризисах и теория А.Н. Леонтьева о роли деятельности в формировании личности. Эти теории позволяют лучше понять процессы формирования и развития личности в контексте российской психологии.
Что такое личность в психологии?
Личность - это сложная психологическая формация, которая включает в себя набор индивидуальных особенностей, поведенческих и психологических характеристик человека.
Какие теории личности существуют в отечественной психологии?
В отечественной психологии существуют различные теории личности, такие как теория Л.С. Выготского, теория А.Н. Леонтьева, теория П.Я. Гальперина и другие.
Как формируется и развивается личность?
Формирование и развитие личности являются сложными процессами, которые включают в себя взаимодействие между внутренними (врожденными) и внешними (воспитательными) факторами. Они происходят на протяжении всей жизни человека и включают в себя формирование индивидуальности, самосознания, системы ценностей и других аспектов личности.
Что такое кризис период в развитии личности?
Кризис период в развитии личности - это временный период, характеризующийся резкими изменениями, разрушениями и неопределенностью. В такие периоды выдвигаются процессы отмирания и возникновения нового, что приводит к кризису и дальнейшему развитию личности.
Какие основные характеристики кризисных периодов, по Л.С. Выготскому?
Согласно Л.С. Выготскому, кризисные периоды характеризуются наличием резких изменений в короткие отрезки времени, а также разрушением в развитии. В эти моменты происходит активное проявление процессов отмирания и возникновения нового.
1. Что такое понятие личности в психологии?
Понятие личности в психологии описывает уникальные характеристики и свойства индивида, которые определяют его поведение, мышление и эмоции. Личность включает в себя комплексные психологические особенности, такие как ценности, верования, убеждения, мотивации и темперамент.
2. Какие теории личности существуют в отечественной психологии?
В отечественной психологии существуют различные теории личности, такие как ситуационно-деятельностная теория Леонтьева, концепция психологической саморегуляции Зайцевой, теория актуализации Крылова, динамическая теория личности Леонтьева и другие. Каждая из этих теорий предлагает свой взгляд на формирование и развитие личности.