Певец-легенда Ф.И.Шаляпин.
Заказать уникальный реферат- 35 35 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 28.12.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.БИОГРАФИЯ
2. ШАЛЯПИН И ХУДОЖНИКИ
3.ШАЛЯПИН И ЕГО РОЛИ
4.ШАЛЯПИН И РУССКО-НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
5.ШАЛЯРИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мировая слава Шаляпина с годами становилась все большей. Несмотря на высокую цену билетов его выступления всегда проходили при полном зале. Число даваемых им каждый год концертов было огромно.
В начале двадцатого века кино становится равноправным искусством, наряду с театром и оперой. Настоящие талантливые артисты понимают, что кинематограф сможет охватить большее количество зрителей, особенно удалённых от столичной бурной жизни, постоянно создающей новые направления в искусстве. Известные театральные режиссёры понимали, что на смену традиционной театральной школе придёт киношкола, формирующая у актёров и зрителей новые ориентиры. Как и все люди искусства, кто стремился к восприятию нового, Фёдор Иванович Шаляпин, принимает от режиссёра Иванова-Гая приглашение на участие в киноверсии оперы царь «Иоанн Грозный». Первую роль в кино певец исполнил в 1915 году.
Шаляпин в роли Ивана Грозного.
Выбор, павший на историческую драму Льва Мея «Псковитянка» не случаен. В начале века повышение интереса к истории России даёт необычайную популярность постановки. А исполнительский талант Шаляпина приносит постановке небывалый успех. Постановкой фильма-оперы выступает знаменитый Всеволод Мейерхольд.
Поначалу Мейерхольд очень переживает, зная, насколько сложно было во время театральной постановки на сцене «Бориса Годунова» в 1911 году.
Характер Шаляпина для него знаком и он опасается в кино его прямых заявлений о новомодном жанре. Кроме того, певец постоянно даёт советы сократить количество оформления, говоря, что оно мешает зрителю воспринимать образ, создаваемый артистом-певцом.
Шаляпин спустя годы нелестно отзывался о своей работе с режиссёрами кино. А вот Мейерхольд отмечал в беседах со своими учениками множество отличительных черт, которые характеризовали, по его мнению, певца, как истинного артиста, который не требовал только режиссёрского восприятия создаваемого в кино образа.
Сюжет фильма снимался недалеко от Москвы, для натуральности погружения в сюжет и оживления действия в одной из сцен Шаляпин в образе Грозного въезжает на коне. Фильм-опера дополняется сценами о молодости Ивана Грозного. Увидев, как это происходит на экране, рецензенты пишут о исполнительском таланте Шаляпина, что тот не применяя признанных выражений лица на крупных планах «въехал на коне в историю кино». Но главным недостатком первого фильма с Шаляпиным было отсутствие звука, кино ещё не могло говорить, а тем более петь.
В кино герой Шаляпина запоёт во время экранизации его вершины исполнительского искусства роли Дон Кихота. Об этой роли сам певец скажет: «И улыбка, и слеза, и судорога страдания».
Ф.И. Шаляпин в роли Дон Кихота в одноименном кинофильме.
4.ШАЛЯПИН И РУССКО-НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
В июле 1937 года Ф.И. Шаляпин из Парижа посылает приветствие 1-му всегосударственному слету русских хоров в Эстонии (г.Нарва): «Из всех песен мира — кажется мне — русская песня, как светская, так и духовная, наиболее крепко теснится с человеческой душой. Она отвечает и грусти, и радости в полной мере. Душа человеческая — свободна и бессмертна. Пойте же ей о любви безграничной. Бог Вам на помощь!!!».
Одной из таких любимых Шаляпиным русских песен была песня «Эх, ты, Ванька».
«Эх ты, Ванька» была одной из самых любимых русских песен Шаляпина. Посмотрим повнимательнее на источники, в которых пишется об этом народном произведении. В третьем томе «Ф.И. Шаляпин. Статьи и высказывания. Приложения.» В. Гармаш отмечает в материале «Концертный репертуар Ф.И. Шаляпина», что песня «Эх ты, Ванька» исполнялась певцом с напева Е. Прозоровой.
Интересное свидетельство оставил Лев Никулин в своей книге «Федор Шаляпин». Он довольно подробно описал концерт Шаляпина в Париже в июне 1937 года. Артист пел много и где-то уже в конце «... объявил на французском языке «Jean le consent» — это была грустная русская песня «Ваня-рекрут», записанная им самим с голоса своей матери. (Об этом довела до сведения зрителей программа.) С какой глубиной чувства, с какой выразительностью должен был исполнять эту песню Шаляпин, чтобы она доходила до сердца иностранцев или тех русских слушателей, которые давно перестали быть русскими».
Вот текст этой песни, записанный с граммофонной пластинки:
Эх ты, Ванька, разудала голова.
Да разудалая головушка, Ванька, твоя.
Коль далече отъезжаешь от меня.
На кого же ты покидаешь, милый друг, меня, эх.
Ни на брата, ни на друга своего, да.
Ах, на свекра, на злодея, да, Ванька, моево.
С кем-то стану я ту зиму зимовать-то,
С кем я буду темны ночи, Ванька, коротать.
Музыковед Лев Николаевич Лебединский в своей работе «Певец и композитор» дает йотированную расшифровку ряда произведений из репертуара Шаляпина, в том числе песни «Эх, ты, Ванька». Исследователь называет эту песню в исполнении Шаляпина яркой представительницей русской народной музыкально-поэтической классики. Напев песни, распространенный в России повсеместно, устойчив, «однако многими своими чертами шаляпинский вариант отличается от других — несомненны его оригинальность и выдающаяся художественная цельность»...
В проникновенном исполнении великого артиста впечатляюще звучат интонации женских крестьянских плачей-причитаний «проводных» при прощании с рекрутами, при отъезде мужчин на длительное время в «отказничество», а также похоронных».
Эти суждения и выводы музыковеда совершенно точно подтверждают не только оригинальность песни, но и факт талантливости певуньи — вятской крестьянки Евдокии Михайловны Шаляпиной, исполнительницы песни «Эх ты, Ванька».
Живя в Америке и отдавая дань любви русской песне, С.В. Рахманинов написал произведение для хора и оркестра — «Три русские народные песни» (ор. 41). Шаляпин много раз пел С.В. Рахманинову песню «Эх ты, Ванька». Другую песню — «Через речку, речку быструю» — Сергей Васильевич заимствовал из какого-то сборника. А третья песня — «Белолицы, румяницы вы мои» — была услышана композитором в исполнении Н. Плевицкой, концертировавшей в Нью-Йорке.
5.ШАЛЯРИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Шаляпинский фестиваль - один из немногих праздников в стране, знакомящих меломанов с восходящими и уже сияющими звездами оперного небосклона. Он подтверждает существование «феномена онеры» в Казани, о котором еще в 1874 году организатор первой оперной антрепризы П. Медведев говорил: «В Казани на драму - пуль внимания. Оперетта - скандал. А на оперу кассу сломали - так рвались за билетами». На Шаляпинский фестиваль билеты раскупаются в течение нескольких часов...
Международный оперный фестиваль им.Ф.Шаляпина – один из культурных брендов Республики Татарстан, крупнейшее событие музыкальной и театральной жизни России.
Шаляпинский фестиваль - поистине уникальное явление в мировой музыкальной практике. Фестиваль был основан в 1982 г. по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова. За небольшое время фестиваль приобрел статус всероссийского(1985) и международного (1991).
Несмотря на политические и экономические катаклизмы, смену государственного строя и финансовые коллапсы последних десятилетий, фестиваль не только «выжил», но и приобрел огромную популярность, став настоящим культурным брендом Республики Татарстан. Сегодня принять участие в форуме считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные певцы и дирижеры.
В разное время в спектаклях и концертах фестиваля участвовали практически все звезды российской оперы: И. Архипова, Б. Минжилкиев, Д. Хворостовский, А. Ведерников, М. Биешу, И. Богачева, Л. Казарновская, А. Кочерга, О.Бородина, С. Лейферкус, П. Бурчуладзе, О. Гурякова, Х. Герзмава, Н. Путилин, известные зарубежные исполнители и дирижеры. Благодаря фестивалю в Казани в 1999 г. был открыт памятник Ф.И. Шаляпину.
Идея и модель существования Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина остаются неизменными на протяжение всего времени его существования. Закономерно, что форум, названный именем великого баса и проходящий ежегодно в феврале месяце (13 февраля – день рождения Федора Шаляпина), – был создан как фестиваль голосов.
В афише каждого фестиваля представлены, как правило, собственные постановки ТАГТОиБ им. М. Джалиля, но главные партии в них исполняют приглашенные солисты: звезды оперной сцены, певцы, выступающие на лучших площадках мира, вокалисты и дирижеры, представляющие страны ближнего и дальнего зарубежья, а также крупнейшие театры России. При этом главным критерием подбора имен было и остается обеспечение высочайшего качества исполнения спектаклей.
К традициям Шаляпинского фестиваля можно также отнести:
- участие в спектаклях мировых звезд, певцов, выступающих в лучших театрах мира, певцов, которых любят и ждут в Казани;
- включение в программу фестиваля последних премьер театра, а также опер шаляпинского репертуара; приглашение «новых имен», певцов, никогда не выступавших в Казани и др.
Каждый фестиваль по традиции завершается грандиозными Гала-концертами с участием звезд мировой оперной сцены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, оставшиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.
Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, его пение казалось громогласным, ошеломляющим, хотя судя по сохранившимся записям, физически голос Шаляпина не был чересчур большой громкости. Шаляпин выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.
Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом, рисовал и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.
Но как идеальный артист и талантливый художник, он вызывал неизменный интерес и у художников, которые стремились запечатлеть его в жизни и на сцене. Правда, не у всех это получалась, т.к. Шаляпин создавал такие художественные полотна на сцене, что не каждый художник мог их повторить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
БАГАУТДИНОВА А. Имени Шаляпина. Звезды оперного искусства на казанской сцене. [Электронный ресурс]: http://kazadmin.narod.ru/history/1000years/sha.html
Гозенпуд А. Русский оперный театр и Шаляпин: 1890—1904. — Л.: Музыка, 1974. – 435 с.
Дмитриевский В. Великий артист. — Л.: Музыка, 1973. – 456 с.
Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – 1991.
Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2-х книгах. – Л.: Музыка, 1984. – 303 с.
Лесс А.Л. Рассказы о Шаляпине. – М.: Советская Россия, 1973. – 412 с.
Лебедева В. Борис Кустодиев. [Жизнь и творчество]. – 1997.
Надеждин Н. Федор Шаляпин. «Дар». – М.: 2010. – 192с.
Петелин В. Восхождение: Документальное повествование о молодом Шаляпине.//Москва, 1983. - № 9. с. 3—112; № 10. с. 6—102.
Раскин А.Г. Шаляпин и русские художники. — Л.– М., Искусство, 1963. [Электронный ресурс]: URL/http://vestishki.ru
Садырин Б. В. Вятский Шаляпин. Киров.: 1998. – 256с.
Турков А.М. Борис Михайлович Кустодиев. – 1986. (Серия «Жизнь в искусстве»)
Филлипов В.А. Импрессионизм в русской живописи. – М., 2007.
Федор Иванович Шаляпин. В трех томах. Том 3. Статьи и высказывания. Приложения. – Искусство. 1979. - 392 стр.
Петелин В. Восхождение: Документальное повествование о молодом Шаляпине.//Москва, 1983. - № 9. с. 3—112; № 10. с. 6—102.
Надеждин Н. Федор Шаляпин. «Дар». – М.: 2010. – 192с.
Лесс А.Л. Рассказы о Шаляпине. – М.: Советская Россия, 1973. – 412 с.
Раскин А.Г. Шаляпин и русские художники. — Л.– М., Искусство, 1963. [Электронный ресурс]: URL/http://vestishki.ru
Там же
Раскин А.Г. Шаляпин и русские художники. — Л.– М., Искусство, 1963. [Электронный ресурс]: URL/http://vestishki.ru
Раскин А.Г. Шаляпин и русские художники. — Л.– М., Искусство, 1963. [Электронный ресурс]: URL/http://vestishki.ru
Филлипов В.А. Импрессионизм в русской живописи. – М., 2007.
Турков А.М. Борис Михайлович Кустодиев. – 1986. (Серия «Жизнь в искусстве»)
Лебедева В. Борис Кустодиев. [Жизнь и творчество]. – 1997.
Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – 1991.
Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2-х книгах. – Л.: Музыка, 1984. – 303 с.
Гозенпуд А. Русский оперный театр и Шаляпин: 1890—1904. — Л.: Музыка, 1974. – 435 с.
Дмитриевский В. Великий артист. — Л.: Музыка, 1973. – 456 с.
Гозенпуд А. Русский Оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф.И. Шаляпин 1890-1904. – Л.: Музыка, 1974. - 263 с.
Гозенпуд А. Русский Оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф.И. Шаляпин 1890-1904. – Л.: Музыка, 1974. - 263 с.
Садырин Б. В. Вятский Шаляпин. Киров.: 1998. – 256с.
Федор Иванович Шаляпин. В трех томах. Том 3. Статьи и высказывания. Приложения. – Искусство. 1979. - 392 стр.
Садырин Б. В. Вятский Шаляпин. Киров.: 1998. – 256с.
БАГАУТДИНОВА А. Имени Шаляпина. Звезды оперного искусства на казанской сцене.[Электронный ресурс]: http://kazadmin.narod.ru/history/1000years/sha.html
3
1.БАГАУТДИНОВА А. Имени Шаляпина. Звезды оперного искусства на казанской сцене. [Электронный ресурс]: http://kazadmin.narod.ru/history/1000years/sha.html
2.Гозенпуд А. Русский оперный театр и Шаляпин: 1890—1904. — Л.: Музыка, 1974. – 435 с.
3.Дмитриевский В. Великий артист. — Л.: Музыка, 1973. – 456 с.
4.Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – 1991.
5.Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2-х книгах. – Л.: Музыка, 1984. – 303 с.
6. Лесс А.Л. Рассказы о Шаляпине. – М.: Советская Россия, 1973. – 412 с.
7.Лебедева В. Борис Кустодиев. [Жизнь и творчество]. – 1997.
8.Надеждин Н. Федор Шаляпин. «Дар». – М.: 2010. – 192с.
9.Петелин В. Восхождение: Документальное повествование о молодом Шаляпине.//Москва, 1983. - № 9. с. 3—112; № 10. с. 6—102.
10.Раскин А.Г. Шаляпин и русские художники. — Л.– М., Искусство, 1963. [Электронный ресурс]: URL/http://vestishki.ru
11.Садырин Б. В. Вятский Шаляпин. Киров.: 1998. – 256с.
12.Турков А.М. Борис Михайлович Кустодиев. – 1986. (Серия «Жизнь в искусстве»)
13.Филлипов В.А. Импрессионизм в русской живописи. – М., 2007.
14.Федор Иванович Шаляпин. В трех томах. Том 3. Статьи и высказывания. Приложения. – Искусство. 1979. - 392 стр.
Вопрос-ответ:
Какова биография Ф.И. Шаляпина?
Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в селе Силино, в семье крестьян. Он начал петь еще в детстве и показал свои вокальные способности уже в школе. В 1890 году он поступил в Московское училище драматических искусств и начал свою профессиональную карьеру. Шаляпин был известен своим глубоким и мощным басом, а его трагические роли в опере были особенно запоминающимися. Он получил мировую славу и стал одним из самых выдающихся певцов своего времени.
Какая связь была у Шаляпина с художниками?
Ф.И. Шаляпин часто сотрудничал с известными художниками, которые создавали для него костюмы и декорации для его выступлений. Он работал с такими художниками, как Александр Бенуа, Лев Бакст, Осип Браз, Валентин Серов и многими другими. Благодаря совместным проектам с художниками, Шаляпин создавал неповторимые образы на сцене и делал свои выступления еще более яркими и выразительными.
Какие роли были особенно популярны у Шаляпина?
Федор Шаляпин исполнял широкий спектр ролей, но особенно известными стали его трагические партии. Он выступал в ролях мрачных и страдающих героев, таких как Борис Годунов, Мефистофель, Дон Карлос и других. Шаляпин был мастером передачи эмоций и создания глубоких и многогранных образов, и его выступления всегда вызывали сильные эмоции у зрителей.
Каким образом Шаляпин связан с русско-народной песней?
Федор Шаляпин внес значительный вклад в популяризацию русско-народной песни. Он исполнял множество народных песен на своих концертах и записывал их на грампластинки. Шаляпин восхищался простотой и искренностью русской народной музыки и старался передать ее красоту и глубину своим исполнением. Благодаря ему, русская народная песня стала популярной не только в России, но и за ее пределами.
Какова биография Ф.И. Шаляпина?
Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) — российский певец, считающийся одним из крупнейших басов своего времени. Родился в семье крестьянина, начал солить в церковном хоре, где были обращены на его музыкальные способности. Закончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где получил классическое музыкальное образование. Дебютировал на сцене Мариинского театра в 1896 году и вскоре получил признание как один из величайших певцов своего времени.
Как связан Шаляпин с художниками?
Ф.И. Шаляпин был великим поклонником искусства и дружил с многими талантливыми художниками. Многие из них прекрасно запечатлели его образ на своих полотнах, создавая непревзойденные портреты. Один из таких художников был Валентин Серов, который неоднократно рисовал Шаляпина, запечатлев его выразительное лицо и мощный голос. Некоторые из этих произведений и даже портреты самого Шаляпина висят в музеях и галереях всего мира.
Какие роли исполнял Шаляпин на сцене?
Ф.И. Шаляпин исполнял множество ролей на сцене оперных театров. Он стал знаменитым благодаря своим интерпретациям таких ролей, как Борис Годунов, Мефистофель, Дон Карлос и др. Его голос и актерское мастерство делали его исполнение неповторимым и захватывающим. Шаляпин также часто выступал в концертах, где исполнял русские народные песни и романсы, чем удивлял и восхищал свою аудиторию.
Какую роль играла русско-народная песня в творчестве Шаляпина?
Русско-народная песня играла огромную роль в творчестве Ф.И. Шаляпина. Он не только исполнял ее с большим мастерством и самобытностью, но и даже записывал на них свои собственные версии. Шаляпин восхвалял русскую народную музыку, считая ее самой истинной и высокой формой искусства. Он часто выбирал русские народные песни для своих концертов и радовал публику своими потрясающими исполнениями.
Какая была биография Ф.И. Шаляпина?
Ф.И. Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в городе Казань. С детства он проявлял интерес к музыке, и его талант был замечен одним из учителей. Шаляпин начал выступать как оперный певец в Санкт-Петербургской опере. После этого он совершил успешные гастроли по разным странам мира, и его голос стал хорошо известен и узнаваем. Шаляпин также активно занимался актерской деятельностью и принимал участие в различных оперных постановках и спектаклях.
Какие художники работали с Ф.И. Шаляпиным?
Ф.И. Шаляпин работал с такими известными художниками, как И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.А. Серов и А.А. Куинджи. Вместе они создавали уникальные образы для оперных постановок, которые выделялись своей эмоциональностью и выразительностью.
Какие роли исполнял Ф.И. Шаляпин?
Ф.И. Шаляпин исполнял множество ролей на оперной сцене, наиболее известными из которых стали «Борис Годунов» в опере М.П. Мусоргского, «Мефистофель» в опере Ч. Гуно, «Эскамильо» в опере Ж. Бизе, «Каракатиц» в опере Н.А. Римского-Корсакова и многие другие. В каждой из ролей Шаляпин проявлял свое талантливое владение голосом и способность передавать эмоции.
Какую связь имел Ф.И. Шаляпин с русской-народной песней?
Ф.И. Шаляпин был известен своим владением русско-народной песней. Он активно исполнял народные песни на своих концертах, внося в них свою интерпретацию и часто сопровождая себя на балалайке. Шаляпин считал, что русская-народная песня является одним из самых великих национальных богатств и должна быть сохранена и передана потомкам.