Гуманизм и гуманисты (образ жизни и формы общения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История культуры
  • 27 27 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 27.09.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ГЛАВА 2. КАРТИНА МИРА ГУМАНИЗМА
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ГУМАНИСТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Основными темами, которые обсуждались гуманистами в их диалогах выступали:
- общественно – политические;
- и общечеловеческие ценности.
В творчестве флорентийских гуманистов очень ярко находит себе выражение описанная в предшествующей главе тенденция абсолютизации человека. Так один из самых главных представителей Флорентийской школы Марсилио Фичино в своей работе: «Платоновское богословие и бессмертие души» писал следующие строки:
«Кто станет отрицать, что он обладает гением, так сказать, почти таким же, как и сам создатель небес, и некоторым образом мог бы даже создать небеса, если бы получил в свое распоряжение орудия и небесную материю, коль скоро теперь он их воспроизвел, хотя и из иной материи, но в подобном порядке?» (16. С. 31).
В дальнейшем, диалоговая форма общения проявилась практически у всех итальянских интеллигентов.
Также в эпоху Возрождения появляется очень важный и знаковый для этого периода литературный жанр – автобиография. Как утверждает М.Л. Андреев:
«Рассказ о себе для Средних веков — редкость, автобиографических текстов крайне мало, и совершенно невозможны случаи, когда такие тексты создает человек, ничем не выдающийся» (23. С. 123).
Для Средневековья любой рассказ и сюжет неразрывно связан с внеличным, он как бы служит и наказанием и наставлением, это хорошо видно в произведении Пьера Абеляра: «История моих страданий» а также в работах Ратхера Веронского, Отлоха Санкт-Эммерамского, Гвиберта Ножанского. Итальянский Гуманизм готов написать о человеке ради человека:
«итальянские мемуаристы ХIII-ХIV вв. уже готовы припоминать курьез исключительно ради его курьезности», и далее «Если для средневековой индивидуальности характерны зыбкость и смазанность границ, отделяющих ее от надличных целостностей, если индивидуальность, условно говоря, предвозрожденческая ищет себя во впервые обретенной непубличности, т.е. хотя бы частично обрывает связи с всеобщим и родовым, то ренессансная индивидуальность уже осознает и утверждает себя в качестве несомненной, хотя и не безотносительной ценности. Ценность эта состоит не в своеобразии и уникальности духовного мира и душевных свойств, как у личности новоевропейской, а в способности на особых условиях включиться в культурный универсум. Особые условия — это высокая роль собственного выбора и высокий градус напряжения в отношениях с культурной традицией» (17.С.84).       
Еще одним моментом, который на наш взгляд можно отнести к проблеме гуманистического общения, выступает проблема лирики или поэзии используемой гуманистами.
Дурную службу поэзии сослужил Платон, который был очень популярен в среде гуманистов, и который был полностью убежден в том, что поэзия затемняет истину. Гуманисты попытались переосмыслить данное убеждение Платона и средневековой схоластике.
Алан Лилльский, говоря с читателем своего произведения «Плач Природы», обещал, что истина, скрытая под покровом поэтического вымысла, покажется читателю еще более прекрасной. Приблизительно тоже самое обещал и Петрарка в своей капитолийской речи, в своих эпистолах и трактатах, вслед за ним Боккаччо в «Генеалогии языческих богов», а вслед за ними все гуманисты. Поэзия, утверждали гуманисты, не является забавой праздных умов, как полагалось ранее, она, наоборот — это дело серьезное, столь же серьезное, как и дело философа или богослова; более того, это, в сущности, одно и то же дело, ибо поэт и философ заняты одним и тем же предметом — истиной, которая всегда остается сама собой, как бы ее ни являли миру, явно или тайно.
Правда, Философия, говорил Петрарка перед римским Сенатом:
« это ясное небо, поэзия — небо, покрытое облаками; ленивый взглянет и отведет взор, пытливый пробьется через тучи и перед ним предстанет то же сияние, как и перед идущими путем философии. Поэзия тем сладостнее, чем шаг за шагом увлекательней становится с трудом отыскиваемая истина» (24.С. 67).
Теперь, на наш взгляд, можно перейти к описанию образа жизни, которого придерживались гуманисты. Для подобного описания мы также будем прибегать к сравнительным образам.
Ярким отличием образов жизни средневекового поэта, и поэта гуманиста заключалось, по нашему мнению, в том, что средневековый поэт не мог заниматься только делом поэзии, он был вынужден постоянно совмещать поэзию с прочими ремеслами, или если говорить более точно поэзия была его хобби, свободным времяпрепровождением.
«Служба и дело у него были другие — в университете, в монастыре, в канцелярии. Ярче всего это разделение сфер представлено в каролингском Возрождении: дело — это обслуживание широкого реформаторства первых Каролингов (включавшего и государственную, и богослужебную, и образовательную реформу), поэзия находится вне дела и имеет собственные, внеслужебные статусы и разряды (деятелей каролингского ренессанса объединяло членство в «палатинской» академии, куда Алкуин и Ангильберт входили наравне с Карлом Великим и где каждому присваивался торжественный псевдоним и соответствующая культурная роль). Но и на всем протяжении Средних веков латинский поэт остается в большинстве своем любителем» (17. С. 76).
Другое отношение, как к поэзии, так и к ремеслу поэта мы находим у некоторых гуманистов, самыми знаменитыми из которых являются, Бакаччо и Петрарка.
Петрарка всю жизнь отказывался от всех предлагаемых ему должностей и лишь за два года до своей смерти получил что-то напоминающее постоянное место работы— поручение флорентийской коммуны прочесть годичный курс лекций о Данте.
«Главным и всепоглощающим делом для них стала поэзия, и они смогли настоять на своем, смогли убедить в своей правоте не только себя, но и других, не только потомков, но и современников» (17. С. 78).
Вероятно данный жизненный опыт неким образом может быть согласован с теми условиями, которые перечисляет Лоренцо Валла для того чтобы стать гуманистом:
«Общение с образованными людьми» (litteratorum consuetudo)
«Изобилие книг»
«Удобное место»
«Свободное время» (temporis otium)
«Душевный покой» (animi vacuitas), особая «пустота, незаполненность, высвобожденность души», делающая её готовой к наполнению ученостью и мудростью (5.С.14).
Кроме этого вышеназванные гуманисты нарушали еще одну сложившуюся в обществе традицию, а именно традицию повиновения родителю, в нашем случае отцу. И Петрарка, и Бокаччо нарушили волю своих отцов, чтобы продолжить заниматься своим любимым делом.
Таким образом, подводя итог третьей главе работы, можно сделать вывод, что:
- Флорентийская академия, благодаря удачному союзу власти и интеллектуалов стала первым центром гуманизма;
- основной формой общения во Флорентийской академии явился диалог;
- во время диалога отдельное внимание уделялось красоте слога, цель подобного диалога интеллектуальное самоутверждение говорящего;
- в период Возрождения появился несвойственный Средневековой Европе жанр – автобиография;
- образ жизни многих гуманистов отличался от образа жизни средневекового человека большей свободой и возможностью критической оценки традиции.









Заключение
Решив поставленные в начале данной работы задачи, а именно:
- выявив отличительные особенности мировосприятия людей Средневековья;
- сравнив Средневековое мировосприятие с картиной мира людей Гуманизма;
- рассмотрев основные формы общения гуманистов и их образ жизни.
Можно сказать, что:
- согласно представлениям людей Средневековья мир творится из ничего всемогущим богом;
- время принадлежит к мирскому измерению, вечность божественному, и только приобщившись к богу можно приобщиться к вечности;
- общества периода Средневековья представляет собой чрезвычайно иерархичное образование, каждый член которого помещен в строго культурно и географически локализованное пространство. Исключением из этого правила выступают: рыцарь, монах и студент;
- в период Средневековья была попытка реализовать католический «проект» по объединению различных земель под эгидой христианства, но уже к концу XIII века, стало ясно, что данный «проект» потерпел фиаско, и Европу начинает сотрясать желание наций обособиться;
- в период Средних веков сложился специфический стиль мышления и запоминания. Основными атрибутами такого мышления являлись: догматизм, отсылка к авторитетам, глубина логических доказательств, основанность на дедукции.
«Догматизм средневековой культуры и средневекового мышления не вызывает сомнения. Ни один средневековый философ или проповедник не ставил перед собой задачи пересмотреть основные догматы христианства. Философия являлась добровольной и добросовестной служанкой теологии и претендовала самое большее на разъяснение истины христианского учения»;
- главной отличительной чертой эпохи Возрождения или ренессансного гуманизма выступает именно развитие новой европейской не христианской индивидуальности, а не интерес к античному миру, который можно обозначить, как не знаковую черту эпохи Возрождения;
- предпосылкой для эпохи Возрождения послужили многочисленные войны и рост городского капитала;
- в период Возрождения произошел, на наш взгляд, коренной цивилизационный перелом, когда человек некоторым образом занял место, которое ранее принадлежало богу, и встал в центре универсума;
- гуманисты поставили в человеке на первое место разум, что также расходится с бытовавшими до этого средневековыми представлениями о том, что разум занимает подчиненное положение по отношению к вере;
- в период ренессансного гуманизма старые общественные деления, подверглись некоторой ревизии, главным образом из-за экономических изменений, которые произошли в период позднего Средневековья;
- Флорентийская академия, благодаря удачному союзу власти и интеллектуалов стала первым центром гуманизма;
- основной формой общения во Флорентийской академии явился диалог;
- во время диалога отдельное внимание уделялось красоте слога, цель подобного диалога интеллектуальное самоутверждение говорящего;
- в период Возрождения появился несвойственный Средневековой Европе жанр – автобиография;
- образ жизни многих гуманистов отличался от образа жизни средневекового человека большей свободой и возможностью критической оценки традиции.


Список литературы
Источники
Августин. О граде Божьем. М., 1998.
Боккаччо. Декамерон. М., 1965.
Боккаччо. О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях. М., 1965.
Боккаччо. О несчастиях знаменитых людей. М., 1965.
Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. М., 1967.
Валла Лоренцо. О подложности Константинова дара. М., 1967.
Валла Лоренцо. О монашеском обете. М., 1967.
Валла Лоренцо. История деяний Фердинанда. М., 1967.
Лилльский Алан. Плач Природы. М., 1978.
Манетти. О достоинствах и превосходстве человека. М., 1956.
Мирандолла. Речь о достоинстве человека. М., 1967.
Петрарка. Книга песен. М., 1967.
12 Петрарка. Книга о знаменитых мужах. М., 1967.
Петрарка. Письмо к потомкам. М., 1967.
Петрарка. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. М., 1967.
Письма темных людей. М., 1998.
Роттердамский Эразм. Похвала Глупости. М., 2007.
Фичино М. Платоновское богословие и бессмертие души. М., 1682.

Литература:
Андреев М.Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения. М., 2005.
Баткин Л. М.. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1990.
Баткин Л. М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. М., 1995.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1998.
Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения, М., 1977.
Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1991.
Ивин А.А. Философия истории. М., 2002.
Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
Мишле Ж. Истории Франции. М., 1997.
Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв. Иваново, 1993.
Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново., 2000.
Хейзинга. И. Осень средневековья. М., 2006.









19

Список литературы
Источники
1.Августин. О граде Божьем. М., 1998.
2.Боккаччо. Декамерон. М., 1965.
3.Боккаччо. О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях. М., 1965.
4.Боккаччо. О несчастиях знаменитых людей. М., 1965.
5.Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. М., 1967.
6.Валла Лоренцо. О подложности Константинова дара. М., 1967.
7.Валла Лоренцо. О монашеском обете. М., 1967.
8.Валла Лоренцо. История деяний Фердинанда. М., 1967.
9.Лилльский Алан. Плач Природы. М., 1978.
10.Манетти. О достоинствах и превосходстве человека. М., 1956.
11.Мирандолла. Речь о достоинстве человека. М., 1967.
12.Петрарка. Книга песен. М., 1967.
12 Петрарка. Книга о знаменитых мужах. М., 1967.
13.Петрарка. Письмо к потомкам. М., 1967.
14.Петрарка. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. М., 1967.
15.Письма темных людей. М., 1998.
16.Роттердамский Эразм. Похвала Глупости. М., 2007.
17.Фичино М. Платоновское богословие и бессмертие души. М., 1682.

Литература:
18.Андреев М.Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения. М., 2005.
19. Баткин Л. М.. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1990.
20.Баткин Л. М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.
21.Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002.
22.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. М., 1995.
23.Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1998.
24.Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения, М., 1977.
25. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1991.
26. Ивин А.А. Философия истории. М., 2002.
27.Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
28. Мишле Ж. Истории Франции. М., 1997.
29.Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв. Иваново, 1993.
30.Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново., 2000.
31.Хейзинга. И. Осень средневековья. М., 2006.

Вопрос-ответ:

Какие особенности мировосприятия людей Средневековья описаны в главе 1?

В главе 1 описываются отличительные особенности мировосприятия людей Средневековья. Это, в частности, верования и религиозная составляющая, иерархия в обществе, роль церкви и церковных деятелей в жизни людей, а также отношение к науке и образованию.

Какую картину мира описывает гуманизм?

Гуманизм описывает картину мира, основанную на абсолютизации роли и значимости человека. Гуманисты верят в силу разума и свободу личности, призывают к развитию образования и науки, а также выступают за общечеловеческие ценности и права человека.

Какие формы общения и образ жизни характерны для гуманистов?

Гуманисты часто выражают свои идеи и взгляды через литературу, философию и искусство. Они активно обсуждают общественно-политические и общечеловеческие ценности, проводят диалоги и дискуссии. В своей жизни они стремятся к саморазвитию, пропаганде знаний и духовному развитию.

Какие темы обсуждали гуманисты в своих диалогах?

Основными темами, которые обсуждались гуманистами в их диалогах, были общественно-политические и общечеловеческие ценности. Они рассуждали о справедливости, свободе, праве, морали и религии. Также важными темами было обсуждение образования, науки и роли человека в обществе.

Какая тенденция абсолютизации человека проявляется в творчестве флорентийских гуманистов?

В творчестве флорентийских гуманистов очень ярко проявляется тенденция абсолютизации человека. Они придавали большое значение разуму, свободе мысли и личностному развитию. Гуманисты высоко ценили интеллектуальные способности человека и призывали к образованию и саморазвитию.

Какие особенности мировосприятия людей Средневековья представлены в главе 1?

В главе 1 представлены особенности мировосприятия людей Средневековья, включая их религиозные убеждения, веру в сверхъестественное, иерархическую структуру общества и пренебрежение к материальным благам.

Какая картина мира гуманизма представлена в главе 2?

В главе 2 представлена картина мира гуманизма, основанная на идеях гуманистов о центральной роли человека, его свободе, разуме, достоинстве и потенциале для саморазвития.

Какие формы общения и образ жизни гуманистов обсуждаются в главе 3?

В главе 3 обсуждаются различные формы общения гуманистов, такие как диалоги, письма, обсуждения идеи общественных и политических ценностей, а также образ жизни гуманистов, включающий образование, чтение, исследования и сотрудничество с другими учеными.

Какие темы обсуждались гуманистами в их диалогах?

Основными темами, которые обсуждались гуманистами в их диалогах, были общественно-политические и общечеловеческие ценности. Они обсуждали идеи справедливости, свободы, права, этику, религию, образование и многое другое.

Какую тенденцию абсолютизации человека можно наблюдать в творчестве флорентийских гуманистов?

В творчестве флорентийских гуманистов очень ярко выражена тенденция абсолютизации человека. Они подчеркивали важность и уникальность каждого индивидуума, его способности к развитию, творчеству и самореализации.

Какие были особенности мировосприятия людей средневековья?

В средневековье люди воспринимали мир с точки зрения религиозности и иерархии. Святые и Бог занимали центральное место в их сознании, а вера определяла всю их жизнь. Они также принимали во внимание социальный иерархический строй, где каждый класс и группа имел свое место. Мир вокруг них был мистическим и непостижимым, и многие явления и события объяснялись влиянием высших сил.