Анализ
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 07.02.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Характеристик внутреннего российского геополитического пространства России…………………………………………………………
2. Укрупнение регионов как проблема государственного строительства и внутренней геополитики
3.Последствия укрупнения регионов России
4.Перспективы дальнейшего объединения регионов России
Заключение
Список используемой литературы
Ведь на региональное экономическое развитие влияет несколько категорий факторов. Среди них — системные трансформации, воздействие глобализации. А также унаследованные от прежних времен различия, и последствия от «продуманной» политики федеральных властей. Однако, «волевая» политика властей в развитии региона не является решающим фактором. Переломить влияние прочих неблагоприятных факторов достаточно сложно — это возможно сделать только в рамках общегосударственной региональной политики.Возникает дополнительное противоречие между экономическим равенством всех субъектов и обеспечением их экономической эффективности. Поскольку, искусственно выравнивая регионы по статусу и экономическому потенциалу, федеральные власти смогут «притушить» точки экономического роста. Сейчас в экономическом развитии регионов гораздо большую роль играет не то, что они сумели сделать — а то, что они имели. Федеральная власть, выбрав путь слияний , отдала приоритет равенству в ущерб эффективности. Экономический анализ подтверждает, что укрупнение регионов уменьшает число «сильных» территорий, размазывая «потенциал» роста.Помимо этого, вполне возможен ущерб для муниципальных образований и для всей системе межбюджетных отношений. Объединение регионов, уменьшая число административно — территориальных центров, сокращает число городов с более быстрыми темпами развития. Наряду с этим, возникает проблема бюджетного обеспечения. Ибо прежде дотируемые напрямую из Центра «слабые» регионы с 2005 г. станут получать дотации напрямую из бюджета областей и краев, в состав которых они входят. В силу этого они станут дополнительной проблемой для регионов — «доноров», которые не могут рассчитывть на дополнительную финансовую помощь.Неизбежно возникает и проблема финансового обеспечения процесса укрупнения субъектов. Так, под уже состоявшееся «укрупнение» Коми — Пермяцкому АО и Пермской области удалось полуить от федерального Центра 12 млрд. рублей.Наконец, при укрупнении субъектов неизбежно возникает проблема межнацональных противоречий. Например, на Северном Кавказе любая попытка создать укрупненные субъекты будет неизбежно осложнена влиянием национального и исторического самосознания проживающих народностей. Народов, негативно воспринимающих любые притязания «чужаков — соседей на их территорию». Это связано, в первую очередь, с тем, что главным консолидирующим фактором на Северном Кавказе является не экономика и даже не религия, а национальное самосознание.С учетом всех проблем, необходимо выработать объективные критерии реформирования (реструктурирования) российского внутреннего геополитического пространства. Такими критериям, на взгляд автора, должны являться:1) Установление масштаба новообразуемых регионов, соответствующего потребностям их эффективного жизнеобеспечения и управляемости. Не следует допускать ни чрезмерного дробления территориальных единиц (как в случае с предложением территориальной реформы разделить Якутию — Саха на три части, одна из которых вошла бы в Таймырский округ, другая — в Колымский, а третья — осталась бы собственно Республикой Саха), ни гигантомании (проект создания единого Северного округа от побережья Балтики до Колымы с центром… в Санкт — Петербурге);2) Сохранение исторически сложившихся связей и хозяйственных комплексов между регионами (так, у одних разработчиков реформы Саратовская область входит в Средневолжский укрупненный субъект РФ, а у других — оказывается в Южно — Уральском округе);3) Учет мнения и интересов жителей регионов, которые предполагается объединять (по принципу «Как вам, воронежским, под липецкими будет?»);4) Учет существующих противоречий и конфликтов интересов в исторически многонациональных регионах, поддержание и укрепление существующего «баланса интересов» (так, на Северном Кавказе черкесы, абазины в Карачаево — Черкесии, да и все русскоязычное население северокавказских республик в целом выступают за создание двух объединенных губерний, а все остальные народности — против ;5) Упрощение и повышение надежности и эффективности всей системы общегосударственной власти.Сегодня же, по признанию председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике А.Казакова, «реформа началась на ощупь, поскольку никакого концептуального взгляда на проблему не было». Тем актуальнее в подобной ситуации разработка комплексной стратегии реформирования территориального деления с учетом всех вышеназванных обстоятельств. Однако этот вопрос следует адресовать прямо федеральным властям.Заключение«Перекройка» системы административно — территориального деления России стала сегодня предметом интереса российских политиков и экспертов. Многие ученые и специалисты сделали далеко идущие выводы о новых перспективах административно — территориального деления современной России. При этом постоянно подчеркивается неадекватность внутренним и внешним геополитическим целям государства нынешнего состояния его территориально — политического устройства с делением на 89 регионов. Ибо управление «рыхлым конгломератом» из «лоскутных» и по большей части экономически несостоятельных территорий превращается во все более острую проблему.Само по себе укрупнение регионов (например, в федеральные земли), по мнению эксперта, является наименее безболезненным вариантом выравнивания прав и полномочий национальных республик и округов с правами краев и областей. Оно превращает президентов республик в руководителей достаточно небольших административных единиц, когда национально — территориальные автономии заменяются национально — культурными.Не смотря на все вышеизложенные проблемы и особенности модернизации структурного состава России реформирования субъектов Российской Федерации будет продолжаться и дальше.Список используемой литературыДоленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. Саранск,2000.Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М..2002.Кочетов Э.Г. Глобалистика. М., 2001.Туровский Р.Ф. Политическая география. М..2003.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.Арин О.А. Россия: Ни шагу назад. М.. 2004.Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М.. 2004.Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.. 2002.Панарин А.А. Стратегическая нестабильность в ХХI веке. М.. 2004.Панарин А.А. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХI веке. М.. 2005.Романченко Ю.Г. Охота на Россию. Наши враги и «друзья» в ХХI веке. М..2005.Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. М..2002.Форрестер Д. Мировая динамика. М.. 2003.Штепа В.В. Ruтопия. Екатеринбург, 2004. Стариков Е.Н. Схватка бульдогов под ковром. — Наш современник, 1996, № 9, С.102Корякин Ю.И. Энергетика и российская политика. — Независимая газета,1997, 18 апреля, С.5Бабурин В. Чем больше территория — тем лучше жизнь? // Век, 2002, № 12, С.4.
1.Доленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. Саранск,2000.
2.Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М..2002.
3.Кочетов Э.Г. Глобалистика. М., 2001.
4.Туровский Р.Ф. Политическая география. М..2003.
5.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
6.Арин О.А. Россия: Ни шагу назад. М.. 2004.
7.Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М.. 2004.
8.Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.. 2002.
9.Панарин А.А. Стратегическая нестабильность в ХХI веке. М.. 2004.
10.Панарин А.А. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХI веке. М.. 2005.
11.Романченко Ю.Г. Охота на Россию. Наши враги и «друзья» в ХХI веке. М..2005.
12.Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. М..2002.
13.Форрестер Д. Мировая динамика. М.. 2003.
14.Штепа В.В. Ruтопия. Екатеринбург, 2004.
15. Стариков Е.Н. Схватка бульдогов под ковром. — Наш современник, 1996, № 9, С.102
16.Корякин Ю.И. Энергетика и российская политика. — Независимая газета,1997, 18 апреля, С.5
17.Бабурин В. Чем больше территория — тем лучше жизнь? // Век, 2002, № 12, С.4.
Вопрос-ответ:
Какие характеристики внутреннего российского геополитического пространства влияют на его развитие?
Внутреннее российское геополитическое пространство обладает рядом характеристик, которые оказывают влияние на его развитие. Среди них можно выделить такие факторы, как системные трансформации, воздействие глобализации, унаследованные от прежних времен традиции и культура, а также географическое положение и природные ресурсы. Все эти факторы взаимосвязаны и формируют особую геополитическую ситуацию внутри России, определяющую ее стратегические приоритеты и задачи.
Каким образом укрупнение регионов может повлиять на государственное строительство и внутреннюю геополитику России?
Проблема укрупнения регионов сталкивается с различными проблемами при государственном строительстве и внутренней геополитике России. Во-первых, укрупнение регионов может привести к утрате уникальности и самобытности каждого региона, что может негативно сказаться на их развитии и экономическом потенциале. Во-вторых, укрупнение может привести к сокращению политического, экономического и культурного разнообразия внутри страны. Это может усложнить реализацию региональных проектов и создание эффективных механизмов управления.
Какие последствия может иметь укрупнение регионов России?
Укрупнение регионов России может иметь различные последствия. Во-первых, это может привести к сокращению числа административных единиц и увеличению их территории, что может повлиять на качество предоставляемых государственных услуг и доступность для населения. Во-вторых, укрупнение может вызвать социальные и экономические проблемы, связанные с выплатой пособий, стимулированием развития малых и средних предприятий, соблюдением прав и интересов местного населения. В-третьих, укрупнение регионов может влиять на процессы принятия решений и эффективность государственного управления в целом.
Какие характеристики внутреннего геополитического пространства России рассматривает статья?
Статья анализирует характеристики внутреннего геополитического пространства России, такие как системные трансформации, воздействие глобализации и унаследованные от прежних периодов факторы, которые влияют на региональное экономическое развитие.
Почему укрупнение регионов является проблемой государственного строительства и внутренней геополитики?
Укрупнение регионов может оказывать негативное влияние на государственное строительство и внутреннюю геополитику, так как оно может привести к потере местной идентичности, усилению централизованного управления и уменьшению региональной автономии.
Какие последствия может иметь укрупнение регионов России?
Укрупнение регионов России может привести к сокращению местных рабочих мест, увеличению административной нагрузки на центральное правительство, ухудшению качества жизни в регионах, снижению уровня развития отдельных областей и возрастанию социально-экономического неравенства.
Какие перспективы дальнейшего объединения регионов России обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются перспективы дальнейшего объединения регионов России с целью повышения эффективности управления и экономического развития, а также укрепления геополитической позиции страны.
Какие факторы влияют на региональное экономическое развитие в России?
На региональное экономическое развитие в России влияют несколько категорий факторов, включая системные трансформации, воздействие глобализации и унаследованные от прежних периодов факторы. Эти факторы оказывают влияние на социально-экономическую ситуацию, инвестиции, инновации, транспортную и коммуникационную инфраструктуру, торговлю и другие аспекты регионального развития.
Какие характеристики внутреннего российского геополитического пространства?
Внутреннее российское геополитическое пространство характеризуется наличием различных регионов с различными экономическими, географическими и социальными особенностями. Большая территория страны и ее значительный населенный пункт делают внутреннее геополитическое пространство чрезвычайно разнообразным и сложным.