Особенности психического развития детей с нарушениями слуха младшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 106 106 страниц
- 64 + 64 источника
- Добавлена 06.03.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО СЛУХА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.1Общее понимание психического развития
1.2Подходы к пониманию нарушения слуха: понятие, причины, категории
1.3Влияние слуха на психическое развитие лиц с нарушениями слуха
1.4Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2Анализ результатов исследования
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
3.1Организация коррекционной работы по развитию психических процессов у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
3.2Анализ результатов коррекционной работы
3.3Рекомендации воспитателям и родителям при работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
В дальнейшем для развития распределения и переключения внимания задание меняли. Например, так: "В каждой строке зачеркни букву о, а букву а - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву у, если перед ней стоит буква с, и подчеркни букву и, если перед ней стоит буква м". Такое задание можно проводить в небольших группах по 2-4 дошкольника с целью выявления победителя. В тоже время надо учитывать знание букв ребенком. Или, например, на занятиях по обучению грамоте для закрепления зрительного образа той или иной буквы.Игра «Шерлок Холмс» предназначена для тренировки наблюдательности. Играли с несколькими детьми. Дошкольники становились в одну шеренгу, вбирали ведущего – Шерлока Холмса. После этого ведущий отворачивался или входил в другую комнату. Оставшиеся дошкольники меняли что-то в одежде, прическе, менялись местами и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Если нет возможности собрать большее количество детей, можно видоизменить эту игру: разложить на столе перед ребенком 7-10 предметов. Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает и запоминает предметы. Потом он отворачивается. В этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.Игра «Найди отличия». Все дошкольники любят рассматривать картинки. В свободной деятельности предлагали дошкольникам рассматривать картинки и находить отличие.Игра «Раскрась вторую половинку» направлена на развитие концентрации внимания. На занятиях по изо-деятельности дошкольникам предлагали несколько наполовину раскрашенных картинок. Дошкольники должны раскрасить вторую половину. Это задание постепенно было усложнено. Дошкольникам предлагали вначале дорисовать вторую половину картинки (дом, елка, бабочка, заяц), а потом ее раскрашивали. Игра «Маленький жук» направлена на развитие внимания, пространственное ориентирование. Перед дошкольникамилежит квадрат, поделенный на клеточки. По этому квадрату ползает жук, который двигается по команде. Он может двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Взрослыйдиктует ходы, а дети передвигают по полю жука в нужном направлении. Делать это надо мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя.Первоначально, Если дошкольники затруднялись выполнять задание мысленно, поэтому сначала они показывали пальчиком каждое движение жука. Задания для жука придумывали самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняли задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д. Упражнение «Полет самолета». Представьте: летит самолет, из него выпрыгивает человек, раскрывается парашют и опускается на землю. Детям предлагается показать четыре момента:летит самолет;отделился человек;раскрылся парашют;человек на земле.Упражнение «Цветы». Детям раздают цветы, вырезанные из цветной бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть их и рассказать, что они чувствуют, выбрать наиболее привлекательный цветок.Упражнение «Зеркало». Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.Упражнение «Кляксы». Рисование руками, используя краски с целью эмоциональной разрядки.Развитие анализа и синтеза. Упражнение «Найди похожее»Перед ребенком лежит карточка с изображением. Ему необходимо ее запомнить. Затем эту карточку убирают и предоставляют 9 других карточек, которые схожи с предыдущей и 1 которую он запоминал. Задача малыша найти ту карточку, которую он запоминал в начале. Усложнить игру просто, увеличивая количество карточек в каждом предъявлении. Тренировка слуховой памяти и способностей к ассоциациям.Взрослый говорит, что будет называть различные слова. Ребенок должен мысленно представлять их и описывать словами внешний вид, свойства или действия с этими предметами. Например, мыло – душистое, скользкое, может щипать глазки, когда купаемся.Тренировка двигательной памяти.К этому упражнению лучше привлечь группу ребятишек. Взрослый (или один из детей) выполняет роль «кукловода». Желающего поучаствовать ребенка с завязанными глазами нужно провести по несложному маршруту – или в одной комнате, или по всему дому, или на детской площадке. При этом ведущий должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. «Кукла» делает, например, 2 шага вперед, приседает, 3 шага назад, подпрыгивает, стает на одной ножке. Вариантов и последовательностей действий множество. После этого малышу развязывают глаза и просят повторить весь проделанный путь со всеми движениями.Игра с картами или фишками лото для тренировки зрительной памяти. Ряд карт кладется на стол картинкой вниз. Игроки по очереди переворачивают любые две карты. Если карты совпадают, игрок забирает их себе. В эту игру могут играть дети практически любого возраста.Игры, направленные на развитие мыслительных операций и мышления.Игра «Назови всех одним словом»Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.Описание. Ребенок должен рассмотреть картин- . ки и назвать ряд предметов одним словом.Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь - это овощи; стул, стол, шкаф, диван - сюда положили мебель и т. д.Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 6-7 лет на 6 части (картинка из 6 кубиков), для 7 лет - на 7 частей (картинка из 7 кубиков).Описание. Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке. Игра «Расставим картинки по порядку»Задача: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.Описание. Взрослый дает задание ребенку:1 вариант. Разложить времена года друг за другом по порядку.2 вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.3 вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце (без составления рассказа).Игра «Разложи по размеру»Задача: закрепить у детей понятие о размере предметов.Оборудование. Картинки с изображением предметов крупного, среднего и маленького размера.Описание. Взрослый показывает ребенку картинки, называет их и начинает формировать из них кучки по размеру, а ребенок должен разложить по образцу взрослого все предметы.Игра «Угадай по контуру»Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертаниям.Оборудование: карточки с вырезанными предметами посередине.Описание. Перед ребенком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.Игра «Четвертый лишний»Задача: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых относятся к одной группе, а один - отличается от них каким-либо признаком.Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.В отличие от игры «Что не подходит» для детей 3-5 лет, задания подбираются более сложные, требующие знания более редких обобщений (приборы, инструменты, различные виды транспорта, зимующие и перелетные птицы, времена года, животные жарких и холодных стран и т. д.). Например, даны предметы: конь, овечка, коза и собака - лишней является собака, так как у нее есть лапы, а у остальных - копыта.Игра «Сравнение картинок»Задача: научить детей анализировать предметы по какому-либо признаку (форма, цвет, размер, длина, правильность, скорость, количество предметов и др.), рассуждать и сопоставлять найденные сходства и различия, определять наибольшее (наименьшее) значение сравниваемых признаков, развить связную речь детей.Оборудование: карточки с предметами для сравнения.Описание. Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой, самый маленький)? В какой группе больше (меньше) всего предметов? Кто самый быстрый? Подбери такую же фигуру» и т.д.Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос, выбрав соответствующий предмет.Игра «Времена года»Задача: уточнить представления детей о временах года, их последовательности и основных признаках, развить их связную речь.Оборудование: сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета, осени (желательно одного и того же места в разное время года), сюжетные картинки с изображением признаков каждого из времен года (листопад, вьюга, птицы улетают, люди надели летнюю одежду, день становится короче, сбор урожая, жаркое солнце, тает снег и т. д.).Описание. Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, а ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно назвать найденные для каждого времени года признаки.Игра «Что к чему подходит?»Задача: развить логичность мышления, умение правильно ассоциировать друг с другом подходящие по смыслу или назначению предметы.Оборудование: общая картина, на которой смешаны предметные картинки из разных пар, или отдельные карточки с изображением 3-4 предметов, из которых два подходят друг к другу.Описание. Взрослый показывает ребенку общую картину или карточку с 3-4 предметами, а ребенок должен выбрать из них и назвать пару подходящих друг к другу.Например, ключ и замок, альбом и карандаш (краски), молоток и гвозди, стол и стул и т. д. При необходимости взрослый может помочь ребенку, называя один из пары подходящих предметов, а ребенок находит и называет другой.Игра «Угадай предмет по его части» Задача: развить пространственные представления, логическое мышление детей.Оборудование: отдельные элементы целой картинки, предметная картинка с пустым местом для этого элемента.Описание. Взрослый показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Поначалу можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.Игра «Почтовый ящик»Задача: научить детей соотносить геометрические фигуры с соответствующими им по форме отверстиями, развить мелкую моторику.Оборудование: кубик (коробка) с отверстиями разной формы, геометрические фигуры по количеству этих отверстий: овал, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, звезда, полумесяц, крест и т. д.Описание. Ребенок должен опустить фигуру в соответствующее ей отверстие.Поначалу взрослый может показать ему, как переворачивать кубик в поисках подходящего «домика», как легко, без усилий опускается фигура в свое отверстие. На этом этапе допускается нахождение соответствующего отверстия методом проб и ошибок.Игра «Найди два одинаковых предмета»Задача: научить детей сравнивать предметы, находить среди них одинаковые.Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди которых есть две полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.Описание. Ребенок должен рассмотреть картинку и найти два совершенно одинаковых по всем признакам предмета из ряда похожих.Для развития мелкой моторики можно использовать следующие игры , упражнения и приемы:Теневой, пальчиковый театр.Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.)Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).Массаж и самомассаж пальцев рук.Пальчиковые игры"Чьи следы?"Перед ребенком набор трафаретов (треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, звездочка – по 3, разных размеров) и набор листов, на которых прорисовал контур разных геометрических фигур. Задача ребенка: к каждому трафарету найти соответствующий контур (след) и заштриховать контур линиями (выбор линий по заданию педагога)."Солнышко"Перед ребенком трафареты (круг, полукруг) и чистый лист бумаги. Ребенок должен, пользуясь трафаретами, нарисовать восходящее солнышко, солнышко в зените и закат солнышка. Лучи у восходящего зигзагообразные, в зените обозначена круговыми штрихами крона, на закате лучи обозначены мелкими штрихами. Солнышко заштриховать: на восходе – линии прямые снизу вверх, в зените – линии прямые горизонтальные, на закате – линии прямые сверху вниз."Вяжем кофту"Перед ребенком на листе прорисован контур "кофты". Задача ребенка – прорисовать горизонтальные петлеобразные линии, начиная снизу и постепенно подвигаясь вверх – "связать кофту". Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.Работа с пластилином (лепка) по образцу и самостоятельно.Конструирование и работа с мелкой мозаикой. Выкладывание фигур из спичек (палочек).Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!Песочная терапия. Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты. Постановка знакомой ребенку сказки. Аппликации.Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. Лепка из пластилина, глины и соленого теста. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.Рисование, раскрашивание.Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.Такая систематическая комплексная работа поможет повысить уровень развития психических процессов у детей с нарушениями слуха, тем самым поможет им в дальнейшем более успешно социализироваться.ЗАКЛЮЧЕНИЕСреди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.Окружающий нас мир полон звуков, отличающихся огромным разнообразием. Слух имеет огромное значение для развития человека.Познание окружающей действительности крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха.Дети с нарушенным слухом могут овладевать словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка.Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.Причины нарушений слуха могут быть как врожденные, так и приобретенные.Выделяют различные степени нарушения слуха. В зависимости от восприятия силы /интенсивности звука выделяют следующие категории детей: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие).Роль слуха в физическом и познавательном развитии огромна. Слух помогает удерживать равновесие при прямохождении, помогает услышать чувство ритма и т.д. Ограничение слуха отрицательно сказывается на развитии слуховых дифференциаций, речевом развитии и т.д. При нарушениях слуха возникает компенсация дефекта, например, улучшается тактильно-кинестетические ощущения, зрительная функция.Нарушение слуха накладывает отпечаток на развитие всех когнитивных психических процессов. Психические процессы у детей с нарушениями слуха развиты в недостаточной степени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.Для выявления особенностей психического развития детей с нарушениями слуха по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками было организованное экспериментальное исследование.Были определены экспериментальная группа, в которую вошли 10 детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, и контрольная группа, в которую вошли 10 детей младшего дошкольного возраста с нормой развития. Обе группы дошкольников были обследованы с помощью методик, разработанную коллективом авторов и экспресс-диагностики УПР. По первой методике дошкольники были получены следующие результаты. 30 % дошкольников с нарушениями слуха не могут выполнить задание самостоятельно, с трудом вступают в контакт с взрослыми, с предметами действуют без учета их свойств. В то же время эти дошкольники стремятся достигнуть определенного результата, совершая порой хаотичные действия с предметами. Для самостоятельного выполнения задания требуется длительное систематическое обучение. 70% дошкольников с нарушениями слуха и 40% детей с нормой развития заинтересованы в сотрудничестве с взрослыми. Дошкольники данной группы задание понимают и принимают, стремятся его выполнить. Но в некоторых случаях не могут его выполнить самостоятельно, т.к. не могут найти адекватный способ выполнения. В этом случае дети обращаются за помощью ко взрослому. После дополнительного показа, обучающего эксперимента эти дошкольники могут самостоятельно выполнить задание, и в результате выполнения заинтересованы. Последнюю группу составляют 60% детей с нормой развития, для которых характерен интерес к познавательным задачам. При выполнении здания пользуются зрительным ориентированием. К результатам своей деятельности относятся критически, самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.Для получения независимых характеристик с воспитателями была проведена диагностика по выявлению УПР дошкольников. Были получены результаты: 20% дошкольников с нарушениями слуха, по мнению воспитателей, имеют низкий уровень психического развития, по 80% детей с нарушениями слуха и нормой развития - средний уровень и 20 % детей с нормой развития - высокий уровень развития. Следовательно, уровень психического развития дошкольников с нарушениями слуха снижен. Нарушены все психические процессы. Для их коррекции была организована коррекционная работа.В ходе коррекционной работы учитывалась степень проявления и время появления дефекта, опора на сохранный слух, использование аппаратуры. Коррекционная работа строилась по принципу комплексности, последовательности и системности. К коррекционной работе были привлечены педагоги и родители детей. Коррекция психических процессов проводилась не только на специальных занятиях психолога, дефектолога-логопеда, но учебных занятиях, проводимых воспитателями, в свободной деятельности, в режимные моменты.После проведения коррекционной работы дошкольники с нарушениями слуха были повторно продиагностированы. Были получены следующие результаты.Количество детей с нормой развития в психолого-педагогических группах не изменилось. Изменилось количество детей с нарушениями слуха в данных группах. Так, все дошкольники (9 человек -90%) из 2-ой группы перешли в следующую группу, соответственно, двое детей с нарушениями слуха (10%) смогли перейти в 4-ую группу, соответствующую норме развития. Таким образом, можно предположить, что у детей с нарушениями слуха есть потенциал в развитии психических процессов, характерных для нормативно развивающихся сверстников, или приближенных к ним. Но дальнейшее нормальное психическое развитие детей с нарушениями слуха, их социализация зависят от времени начала проведения коррекционной работы, ее длительности, систематичности, комплексности.Результаты по экспресс-диагностике УПР дошкольников контрольной групп остались неизменными. Количество детей с нарушениями слуха в каждом уровне изменилось. Если до коррекционной работы у 20% детей с нарушениями слуха уровень развития психических процессов был определен как низкий, то после коррекционной работы воспитатели никого из детей не определили. Следовательно, количество детей со средним уровнем изменилось 80%. К тому же воспитатели выделили 20% детей, у которых психические процессы развиты достаточно хорошо, поэтому этих детей определили в группу с высоким уровнем развития.Для подтверждения статистической достоверности полученных данных до и после коррекционной работы был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Было выяснено, что результаты статистически значимы и достоверны. Следовательно, организованная и проведенная коррекционная работа помогла в развитии психических процессов у детей с нарушениями слуха.Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М., 1991.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1987. - 367 с.Андреева Л. В. Сурдопедагогика — М.: Academia, 2005. — С. 576.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии, - М., 1994.Баланова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль, 1996.Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М.: Просвещение, 1985.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. – М., 1977.Богданова Т.Г. Сурдопсихология М., 2002Богданова Т.Г., Щурова Ю.Е. Особенности интеллектуального развития слабослышащих школьников // Коррекционная педагогика, 2008 № 2 (26)Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети М, Изд-во АПН РСФСР, 1963. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 1988 Боскис Р.М., Коровин К.Г., Сиияк В.А. Формирование грамматического строя языка тугоухих учащихся. М, Изд-во АПН РСФСР, 1955.Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1972.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г.Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.; Просвещение, 1988.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика — ВЛАДОС, 2001. — С. 304Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении.//Дефектология - N4-С.15-21 Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология 2002 № 1Димскис Л., Мелеховец В. Коммуникация Глухих: средства поддержкиДошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей: историко-педагогическое исследование. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957. — С. 348. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих детей.- М. «Педагогика» 1976 Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 360. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения \ под ред. проф. Боскис Р. М. - М., «Педагогика», 1972.Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М.: Знание, 1987. – 144 с.Красноперова Н.А. Зрительная работоспособность у детей с нарушениями слуха//Дефектология, 2001 № 1Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА, принт, 2002Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – М.; 1989Малофеев Н. Н. Устроители школы для глухонемых детей обретают новое дыхание // Дефектология. — 2004. — № 2. — С. 54Методы изучения аномальных детей. / Под ред. Дьячкова А.И., Розановой Т.В., Яшковой Н.В. М.: Просвещение, 1965.Нейман Л В, Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. В сб. “Расстройства речи у детей и подростков”, под ред. Проф. С.С. Ляпидевского. М, “Медицина”. 1989.Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 239. Никитина М.И. Дети с недостатками слуха как читатели. В книге: Никитина М.И., Пеннин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. – СПб., 1996.Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996.Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Методическое пособие/ Т.В. Николаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006Обухова Т.И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб-метод. пособие. - Минск : БГПУ, 2007Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология, 1989 № 6Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография/Под общей редакцией М.А. Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева — М.: Педагогика, 1971 Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1990. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих — М.: Педагогика, 1973. — С. 389. Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении / психотерапия в дефектологии.– М., 1992. – 128 с.Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика // Учебник для ВУЗов — М.: ВЛАДОС, 2004. — С. 304. Розанова Т.В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей // Дефектология, 1981 № 5Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.Салахова А.Д., Кочегарова Н.В. Спонтанный период доречевого и речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом // Дефектология, 2001 № 3Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя//Логопед. №2 2008. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 1966Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений/ под ред. Е. Г. Речицкой. – М., 2004.Тимохин В. П. Сурдопедагогика — М.: Просвещение, 1985. — С. 80. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б. Основы специальной педагогики и психологии — СПб.: Питер, 2006. — С. 304Труханова Ю.А. Исследование творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология, 2004 № 6Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.Хрестоматия по логопедии. В 2-х т./ Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И., М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Т. 2, 1997. 670 с.Цветкова Е.Е. Игнатова И.А. Актуальные проблемы в педагогическом просвещении родителей и пути их разрешения // Логопедии, 2004 № 2 (4)Чигинцева Е.Г. Психокоррекционная работа в Клубе матерей «Я – не одна» в условиях сенсорной комнаты// Практическая психология и логопедия 2005 № 5-6 (16,17)Эльконин Д. Б. Детская психология, – М.: Учпедгиз, 1960.– 462 с.Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Уче. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений – М.,2003ПриложениеПриложение 1Методикаисследования психического развития детей раннего дошкольного возрастаНаправленияобследованияЗнания, умения, навыкистартоваяитоговаяІ. Общиепредставления1.Имя2.Фамилия3.Возраст4.Члены семьиСредний баллРазвитие состояния моторных функцийІІ. Общая моторика1.Бросает большой мяч2.Ловит большой мяч3. Бросает маленький мяч4.Ловит маленький мяч5. Поднимается по лестнице6.Спускается по лестнице7. Прыгает на двух ногахСредний баллІІІ. Тонкая моторика.1. Собирает пальцы в щепотку.2. Двумя пальцами руки «ходит» по столу.3. Машет в воздухе только пальцами.4. Катает каждым пальцем мелкие бусинки, шарики5. Запускает пальцами мелкие волчки.6.Надевает деталь пирамидки на штырь.7. Сжимает пальцы педагога:-не сжимает-сжимает слабо-сжимает сильноКонструктивный праксис8. Строит башню из 4-х кубиков.9. Складывает разрезную картинку (2-3 части).10. Конструирует из палочек по образцу (дорожка, молоток, заборчик).Графический праксис.11. Умеет держать карандаш (ведущая рука).12. Рисует круг.13. Рисует вертикальные и горизонтальные линии.Средний баллОсобенности речевого развитияІV. Речевое развитие1. Выполнение одноступенчатой инструкции2. Выполнение двухступенчатой инструкции3. Состояние импрессивной речи4. Состояние экспрессивной речи5. Состояние фонематического восприятия6. Состояние фразовой речиСредний баллРазвитие элементарных математических представленийV. Сенсорное развитие.1. Дифференциация предметов, контрастных по величине.2. Нанизывание колец в соответствии с величиной.3.Соотнесение однородных предметов по цвету.4. Выбор цвета по инструкции( самостоятельное называние)5. Выбор формы по инструкции (самостоятельное называние).6. Работа с коробкой форм.Средний баллVI. Пространственно- временные представления.1.Вверху — внизу2. Впереди — сзади3.Ориентировка в схеме собственного тела, предметном материале.4. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:-на-в-под-за5. Определение времени суток на стимульном материале-день-ночьСредний баллVІІ. Основы счета.1.Дифференциация понятий «один – много»2. Дифференциация понятий «много», «мало», « ни одного».Средний баллОсобенности психических процессовVІІІ. Особенности внимания.1. Находит две одинаковые картинки2. Называет (или показывает) рисунки, частично наложенные друг на друга.Средний баллIX. Особенности памяти.1. Показывает (или называет) изменения Д/игра « Чего не стало?»Средний баллОсобенности эмоционально – волевой сферыX. Особенности поведения ребенка во время обследования.1. Контакт:-активный-пассивный (формальный)- не вступает2. Поведение:-соответствует ситуации- не соответствует ситуации3. Критичность:-критичен- критичность снижена-не критичен4. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.-переключается- переключаемость снижена- не переключаетсяНепрямая экспресс-диагностика УПР дошкольника1. Ощущения2. Восприятие3. Запоминание1.С ошибками называет и различает основные цвета спектра1.При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием1.Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание4. Мышление5. Воображение6. Внимание1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей7. Игра8. Общение9. Речь1. Выполняет с игрушками ролевые действия1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи1. Обозначает словами окружающие предметы и явления2.Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям3. Речь выходит да пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию10. Эмоции11. Самостоятельность12. Саморегуляция1. Проявляет неустойчивую локальную реакцию на ситуацию, непосредственно его не касающуюся1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого1.Действует под влиянием ситуативных эмоций2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания3. Обнаруживает сопереживание реальным людям3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие4. Проявляет симпатию/антипатию к сверстникам и взрослым4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях5. В ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослогоПеревод относительных оценок УПР дошкольников в стандартные (стены)ГруппыСТЕНЫ123456789Младшая18-3132-3435-4041-5455-6970-7778-9495-99100Средняя43-5152-5657-6162-6869-7778-8788-9596-99100Старшая45-6162-6566-7172-7576-8283-8990-9495-9899-100Приложение 2Результаты исследования по первой методикеТаблица 3Результаты исследования по первой методике дошкольников с нарушениями слуха IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXитог11232232223222233323222224322232332232441222222222195222323322223623322322232472333233333288222322222221912222222221910233322222223Таблица 4Результаты исследования по первой методике дошкольников с нормой развитияIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXитог13333333333302443343333434333334333343243322332333275443344333435633333323332974433433444378332233233329933333333333010333343333432Приложение 3Результаты непрямой экспресс-диагностика УПР дошкольникаТаблица 5Результаты непрямой экспресс-диагностика УПР дошкольников с нарушениями слуха№ п/пощущениявосприятиепамятьмышлениевоображениевниманиеиграобщениеречьэмоциисамостоятельностьсаморегуляцияабсолютная оценкаотносительная оценкастеныуровень развития14444435545555286,676средний22211221122222055,65средний32211222122222158,35средний41111111111111233,32низкий52211221122222055,65средний64444435545555286,676средний72211222122222158,35средний81111111111111233,32низкий91111111111121336,13низкий102211221122222055,65среднийТаблица 6Результаты непрямой экспресс-диагностика УПР дошкольников с нормой развития№ п/пощущениявосприятиепамятьмышлениевоображениевниманиеиграобщениеречьэмоциисамостоятельностьсаморегуляцияабсолютная оценкаотносительная оценкастеныуровень развития14555535455555693,337высокий25554433454555286,676средний344544334444548805средний44444435545555286,676средний544344334444445754средний65454433444454981,675средний72334343231323368,755средний85444433444444778,335средний94555535455555693,337высокий105554433454555286,676среднийПриложение 4Дидактические игры <РИСУНКИ № 1, 2, 3, 4 >Рис. 1Рис. 2Рис. 3Рис. 4Рис. 5- Коммуникативные игры / телесно-ориентированные упражнения- Пальчиковая гимнастика, массаж (с мячиками, логопедическими кольцами и др.) <РИСУНКИ № 1, 2, 3,4 >Рис. 1Рис. 2Рис. 3Рис. 4- Упражнения на развитие зрительно-моторной координации (работа по клеточкам, с калькой, с копировальной бумагой др.) <РИСУНОК № 1>Рис. 1Приложение 5Результаты исследования по первой методике после коррекционной работыТаблица 7Результаты исследования по первой методике дошкольников с нарушениями слуха после коррекционной работы IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXитог12332232223242333323222326333232332332742322322222225332323332226633322322232573333333333308333322223225932222222222110333322223326Таблица 8Результаты исследования по первой методике дошкольников с нормой развития после коррекционной работыIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXитог13333333333302443343333434333334333343243322332333275443344333435633333323332974433433444378332233233329933333333333010333343333432Приложение 6Результаты непрямой экспресс-диагностика УПР дошкольникаТаблица 9Результаты непрямой экспресс-диагностика УПР дошкольников с нарушениями слуха после коррекционной работы№ п/пощущениявосприятиепамятьмышлениевоображениевниманиеиграобщениеречьэмоциисамостоятельностьсаморегуляцияабсолютная оценкаотносительная оценкастеныуровень развития143454555444552108,33339высокий22222333523343470,833335средний33222333433243470,833335средний42222333523343470,833335средний53222333433243470,833335средний643454555444552108,33339высокий72211222122222158,35средний83323333533333777,083335средний93222333433243470,833335средний102333334323333572,916675среднийТаблица 10Результаты непрямой экспресс-диагностика УПР дошкольников с нормой развития после коррекционной работы№ п/пощущениявосприятиепамятьмышлениевоображениевниманиеиграобщениеречьэмоциисамостоятельностьсаморегуляцияабсолютная оценкаотносительная оценкастеныуровень развития14555535455555693,337высокий25554433454555286,676средний344544334444548805средний44444435545555286,676средний544344334444445754средний65454433444454981,675средний72334343231323368,755средний85444433444444778,335средний94555535455555693,337высокий105554433454555286,676средний
2.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1987. - 367 с.
3.Андреева Л. В. Сурдопедагогика — М.: Academia, 2005. — С. 576.
4.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии, - М., 1994.
5.Баланова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль, 1996.
6.Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998
7.Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М.: Просвещение, 1985.
8.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. – М., 1977.
9.Богданова Т.Г. Сурдопсихология М., 2002
10.Богданова Т.Г., Щурова Ю.Е. Особенности интеллектуального развития слабослышащих школьников // Коррекционная педагогика, 2008 № 2 (26)
11.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети М, Изд-во АПН РСФСР, 1963.
12.Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 1988
13.Боскис Р.М., Коровин К.Г., Сиияк В.А. Формирование грамматического строя языка тугоухих учащихся. М, Изд-во АПН РСФСР, 1955.
14.Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1972.
15.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972
16.Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.; Просвещение, 1988.
17.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995
18.Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика — ВЛАДОС, 2001. — С. 304
19.Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении.//Дефектология - N4-С.15-21
20.Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология 2002 № 1
21.Димскис Л., Мелеховец В. Коммуникация Глухих: средства поддержки
22.Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993
23.Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей: историко-педагогическое исследование. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957. — С. 348.
24.Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих детей.- М. «Педагогика» 1976
25.Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 360.
26.Изучение слабослышащих детей в процессе обучения \ под ред. проф. Боскис Р. М. - М., «Педагогика», 1972.
27.Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.
28.Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М.: Знание, 1987. – 144 с.
29.Красноперова Н.А. Зрительная работоспособность у детей с нарушениями слуха//Дефектология, 2001 № 1
30.Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА, принт, 2002
31.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
32.Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – М.; 1989
33.Малофеев Н. Н. Устроители школы для глухонемых детей обретают новое дыхание // Дефектология. — 2004. — № 2. — С. 54
34.Методы изучения аномальных детей. / Под ред. Дьячкова А.И., Розановой Т.В., Яшковой Н.В. М.: Просвещение, 1965.
35.Нейман Л В, Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. В сб. “Расстройства речи у детей и подростков”, под ред. Проф. С.С. Ляпидевского. М, “Медицина”. 1989.
36.Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.
37.Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 239.
38.Никитина М.И. Дети с недостатками слуха как читатели. В книге: Никитина М.И., Пеннин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. – СПб., 1996.
39.Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996.
40.Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Методическое пособие/ Т.В. Николаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
41.Обухова Т.И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб-метод. пособие. - Минск : БГПУ, 2007
42.Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология, 1989 № 6
43.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография/Под общей редакцией М.А. Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
44.Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева — М.: Педагогика, 1971
45.Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1990.
46.Рау Ф. Ф. Устная речь глухих — М.: Педагогика, 1973. — С. 389.
47.Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении / психотерапия в дефектологии.– М., 1992. – 128 с.
48.Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика // Учебник для ВУЗов — М.: ВЛАДОС, 2004. — С. 304.
49.Розанова Т.В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей // Дефектология, 1981 № 5
50.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
51.Салахова А.Д., Кочегарова Н.В. Спонтанный период доречевого и речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом // Дефектология, 2001 № 3
52.Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя//Логопед. №2 2008.
53.Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 1966
54.Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002
55.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений/ под ред. Е. Г. Речицкой. – М., 2004.
56.Тимохин В. П. Сурдопедагогика — М.: Просвещение, 1985. — С. 80.
57.Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б. Основы специальной педагогики и психологии — СПб.: Питер, 2006. — С. 304
58.Труханова Ю.А. Исследование творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология, 2004 № 6
59.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
60.Хрестоматия по логопедии. В 2-х т./ Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И., М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Т. 2, 1997. 670 с.
61.Цветкова Е.Е. Игнатова И.А. Актуальные проблемы в педагогическом просвещении родителей и пути их разрешения // Логопедии, 2004 № 2 (4)
62.Чигинцева Е.Г. Психокоррекционная работа в Клубе матерей «Я – не одна» в условиях сенсорной комнаты// Практическая психология и логопедия 2005 № 5-6 (16,17)
63.Эльконин Д. Б. Детская психология, – М.: Учпедгиз, 1960.– 462 с.
64.Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Уче. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений – М.,2003
Вопрос-ответ:
Какие подходы используются для понимания нарушения слуха?
Подходы к пониманию нарушения слуха включают определение этого понятия, изучение его причин и категорий.
Как влияет слух на психическое развитие детей с нарушениями слуха?
Слух играет важную роль в психическом развитии детей с нарушениями слуха, поскольку они испытывают затруднения в восприятии и обработке аудиальной информации.
Какие особенности характеризуют психическое развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха?
Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха включают задержку в развитии речи и языка, проблемы с коммуникативными навыками и социальной адаптацией.
Как понимается психическое развитие детей с нарушениями слуха?
Психическое развитие детей с нарушениями слуха понимается как процесс развития и функционирования психических процессов и структур у детей, которые имеют проблемы в области слуха.
Что включает в себя изучение психического развития детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха?
Изучение психического развития детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха включает в себя анализ особенностей их речевого и коммуникативного развития, социальной активности и адаптивных навыков.
Что такое психическое развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха?
Психическое развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха представляет собой процесс формирования познавательных, эмоционально-волевых и социально-коммуникативных функций, который происходит с учетом особенностей слухового восприятия и общения.
Какие подходы существуют к пониманию нарушения слуха у детей?
Существуют различные подходы к пониманию нарушения слуха у детей. Одни авторы рассматривают его как нарушение функционального состояния слухового анализатора, другие выделяют категории нарушений слуха и их причины, а еще другие подходы исследуют влияние слуха на психическое развитие детей.
Как влияет слух на психическое развитие детей с нарушениями слуха?
Слух играет ключевую роль в формировании речи, коммуникации и познавательных процессов у детей. Нарушения слуха могут приводить к задержке речевого и познавательного развития, а также ограничивать возможности коммуникации и взаимодействия со сверстниками и окружающими.
Какие особенности психического развития наблюдаются у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха?
У детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха часто наблюдаются задержка речевого развития, трудности в социально-эмоциональной сфере, ограниченные возможности коммуникации и взаимодействия со сверстниками, а также особенности в познавательных процессах.
Что можно сказать об исследованиях особенностей психического развития детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха?
Исследования особенностей психического развития детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха позволяют более глубоко понять их потребности и особенности развития. Они также помогают разрабатывать методики и подходы к работе с такими детьми, направленные на оптимальное развитие их психических функций.
Каковы основные подходы к пониманию нарушения слуха?
Основные подходы к пониманию нарушения слуха включают определение понятия, причин и категорий данного расстройства. Определение понятия включает в себя объяснение сущности и характера данного нарушения. Причины нарушения слуха могут быть разнообразными, включая генетические, акустические, инфекционные и другие факторы. Категории нарушения слуха могут включать полное или частичное нарушение слуха, одно- или двухстороннее нарушение, а также временное или постоянное нарушение.