Культура Средневекового Запада

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Зарубежная
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.03.2013
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Периодизация и отличительные черты эпохи Средневековья
2. Клерикальная культура в Средневековой Европе
3. Светская культура эпохи Средневековья
4. Народная культура в Средние Века
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Само сказание в первозданном виде не дошло и представлено многочисленными обрывками, на основании которых можно сделать вывод о том, что в нем описаны события рыцарских подвигов в Ирландии.
К концу позднего средневековья светская литература приходит в упадок, становясь объектом насмешек. Куртуазность начинает пародироваться и теряет окончательную актуальность, уступая место другим жанрам литературы.

4. Народная культура в Средние Века

С самого начала Средневековья народная культура представляла собой сплав языческих и христианских традиций. Крестьяне, несмотря на все старания церкви, продолжали приносить жертвы древним божествам, провозглашенным демонами, носили обереги, использовали заговоры и магические ритуалы во время неурожая. Почти в каждой деревне можно было найти колдунью, которая могла не только наводить порчу, но и лечить.
Все это не могло не отразиться на народной культуре, первой формой которой стал народный эпос. Древнейший героический эпос восходит еще к варварским временам и отражает верования в предка нации. В начале Средневековья он начинает записываться, но в большинстве своем бытует в устном народном творчестве, приобретая форму баллад и сказаний. Примерами таких произведений может стать Старшая Эдда, Беовульф и Песнь о Нибелунгах. В эпоху зрелого Средневековья эти произведения начинают подвергаться литературной обработке, на их основе возникают новые типы литературы – песни, баллады.
Широко представлен в народной среде и фольклор. В нем прослеживаются языческие верования крестьян. Любимым героем сказок стал бедняк. В Англии он был прозван Большой Дурак, во Франции – Жан Дурак, в Германии - Глупый Ганс [3, c. 44]. Сказочный материал широко использовался в духовной и светской литературе. Причем в светской он оставался практически без изменений, только записывался и составлялся в сборники, а в духовной нес морализаторские начала.
Одним из знаменитых жанров стали также английские и шотландские баллады. Их можно разделить на эпические баллады, в основе которых лежат реальные события, разбойничьи баллады и баллады любовные. Героями разбойничьих баллад стал знаменитый Робин Гуд. В этих памятниках легко проследить сочувствие народа стрелкам, вынужденным уйти в леса. Робин Гуд – человек простого происхождения, который борется с притеснителями народа – в средневековой литературе это было новшеством. Любовные баллады воспевали подлинные романтические чувства и готовность влюбленных пожертвовать жизнью ради своей любви.
В народной культуре широко процветали и карнавальные праздники, в основе своей содержащие пародию на церковный культ. Особенно ярко это было представлено на проводившихся в городах праздниках дураков, когда пародировались различные церемонии официальной жизни. В истории сохранились многочисленные пародии на литургии и другие церковные обряды.
В целом народная культура была карнавальной и несла в себе смеховую культуру, свободу от рамок средних веков. Равенство иерархии, полное перевоплощение участников смеховой культуры позволяет говорить о втором типе культурного наследия – наследия фольклорного.









Заключение

В данной работе была рассмотрена культура средневекового Запада. Рассмотрена бегло, так как в пределах одного реферата представляется сложным описать все многообразие этих мрачных и пестрых веков.
Характеризуя Средневековье, хочется отметить, что в эту эпоху культура делилась на три составляющих – духовную культуру, светскую культуру и культуру народную.
Духовная культура ставила своей целью привитие народу религии, так как, несмотря на общепринятость христианской религии, у большинства народов она представляла сплав с языческими традициями. Культура здесь играла роль дидактическую – служба велась на латинском языке, не всем известном, ее заменяла многочисленная живопись и скульптура, изображающая сцены из религиозных книг.
Светская культура связана с историей Крестовых походов, воплотившись в большинстве своем в лирических произведениях. Широкую популярность приобрел артурианский цикл, явившийся идеалом куртуазной поэзии и рассказывающий о короле Артуре и его верных рыцарях.
Народная культура несла в себе карнавальное начало, переворачивала традиции официальной жизни. Ее героями становились бедняки – люди, обделенные жизнью и вынужденные пытать счастья в подвигах.
Средневековая культура во многом была недооценена эпохой Ренессанса. Романтизм видел в ней утраченные рыцарские идеалы. Однако истина лежит в сфере духовного. Достижение Средних веков в единении, идеалах и доминировании духовного над плотским недооценить невозможно.





Список литературы

Викторов В. В. Культурология. / В. В. Викторов - Москва: Экзамен, 2004 г.- 560 с.
Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. — 2-е изд./ А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович — М.: МБА, 2008. — 320 с
Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры /А. Я. Гуревич// Антропология культуры. - М.: ОГИ, 2002. — В. 1. — С. 39-55.
Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. /Г. Кенингсбергер - М.: Весь Мир, 1987. — 374 с.
Культурология /под редакцией С. А. Хмелевской — Санкт-Петербург: Логос, 2002 г.- 144 с.











2

Список литературы

1.Викторов В. В. Культурология. / В. В. Викторов - Москва: Экзамен, 2004 г.- 560 с.
2.Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. — 2-е изд./ А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович — М.: МБА, 2008. — 320 с
3.Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры /А. Я. Гуревич// Антропология культуры. - М.: ОГИ, 2002. — В. 1. — С. 39-55.
4.Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. /Г. Кенингсбергер - М.: Весь Мир, 1987. — 374 с.
5.Культурология /под редакцией С. А. Хмелевской — Санкт-Петербург: Логос, 2002 г.- 144 с.

Вопрос-ответ:

Какая периодизация эпохи Средневековья и какие её отличительные черты?

Эпоха Средневековья обычно делится на раннее, классическое и позднее Средневековье. Раннее Средневековье (V-VIII века) характеризуется развитием феодализма, варварскими завоеваниями и формированием христианской культуры. Классическое Средневековье (VIII-XI века) связано с ростом церковной власти, возникновением европейских государств и развитием романского и готического искусства. Позднее Средневековье (XII-XV века) характеризуется кризисом феодализма, разделением христианской церкви и пандемией чумы.

Какая роль играла клерикальная культура в Средневековой Европе?

Клерикальная культура, тесно связанная с религиозными институтами и церковью, играла огромную роль в Средневековой Европе. Она определяла мировоззрение и образ жизни большинства населения, контролировала образование и культурную жизнь. Клерики были важными социальными и политическими лидерами, а их трактаты, проповеди и песнопения служили основой ментальности того времени.

Какие черты можно найти в светской культуре эпохи Средневековья?

Светская культура эпохи Средневековья отличалась отличными чертами. В этот период развивались искусство, музыка, литература и архитектура, а также возникали новые общественные институты, такие как дворянство и города. Светская культура была более мировской и разнообразной по сравнению с клерикальной культурой, и она способствовала развитию интеллектуальной и художественной активности.

Какую роль играла народная культура в Средние Века?

Народная культура в Средние Века играла важную роль в жизни простых людей. Она включала народные песни, танцы, сказания и ремесла, и они позволяли народу выражать свои эмоции, традиции и верования. Народные обычаи и религиозные ритуалы играли большую роль в ежедневной жизни средневекового общества, а народные истории и легенды передавалися из поколения в поколение, сохраняя культурное наследие.

Каковы отличительные черты эпохи Средневековья?

Отличительными чертами эпохи Средневековья являлись феодализм, ролевое распределение населения, обязательная вера в христианство, ограниченные образовательные возможности, а также важность ритуалов и обрядов. В этот период культура была тесно связана с религией и церковью.

Какова роль клерикальной культуры в Средневековой Европе?

Клерикальная культура играла огромную роль в Средневековой Европе. Клерики были образованными людьми, они занимались управлением и обслуживанием церкви, а также осуществляли проповедническую деятельность. Они были хранителями знания и культуры, обучали новых священников и богословов.

Каковы особенности светской культуры в эпоху Средневековья?

Светская культура в эпоху Средневековья была разнообразной и включала в себя такие сферы, как литература, музыка, изобразительное искусство. Однако она тесно переплеталась с религиозной культурой. Литература направлялась на повествование о рыцарских подвигах, музыка часто звучала в церковных обрядах, в изобразительном искусстве преобладали религиозные сюжеты.

Что можно сказать о народной культуре в Средние Века?

Народная культура в Средние Века хоть и не была официально признанной, но в то же время представляла огромное значение. Народные традиции, песни, обряды и обычаи были основой для формирования и сохранения культурной и идентификационной принадлежности различных регионов. В народной культуре оставались примитивные элементы язычества, которые были объединены с христианством.