Психологические причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 41 41 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 12.03.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Проблема изучения девиантного поведения в психологической литературе
1.1. Понятие девиантного поведения в психологии
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально – поведенческих особенностей подростков с девиантным поведением
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке).
Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.
Далее, после получения количественных данных, проводился их анализ и интерпретация.



2.2. Анализ результатов исследования

Для определения уровня агрессивных и враждебных переживаний подростков проведено исследование на основе методики «Опросник диагностики состояния агрессии» А. Баса и Д. Дарки.
Результаты исследования представлены в Таблице 1 и диаграмме 1
Таблица 1
Сравнительный анализ особенностей состояния агрессии подростков – несовершеннолетних правонарушителей и подростков, не совершавших правонарушения, средние значения

Шкала Контрольная группа Экспериментальная группа Физическая агрессия 5,3 7,5 Вербальная агрессия 6,7 7,8 Косвенная агрессия 4,5 5 Негативизм 2,6 3,7 Раздражительность 5,2 7,9 Подозрительность 3,7 5,4 Обида 4,6 5,6 Чувство вины 3,6 4,2
Итак, если сравнивать средние значения по шкалам, то мы получаем деференцированные результаты, позволяющие провести более глубокий анализ.
Так, у подростков экспериментальной группы (правонарушителей) и подростков контрольной группы (не совершавших правонарушения) можно отметить существенные различия показателей по следующим шкалам:
раздражительность (подростки – правонарушители демонстрируют очень высокие показатели по данной шкале),
вербальная и физическая агрессия (подростки - правонарушители склонны выражать свою агрессию вербально и физически),
подозрительность, негативизм и обида (подростки – правонарушители демонстрируют высокие показатели по данным шкалам, испытывая негативные переживания).


Диаграмма 1. Сравнительный анализ особенностей состояния агрессии подростков – фигуристов и подростков, не занимающихся спортом, средние значения
Далее необходимо сравнить индекс агрессивности и индекс враждебности у обеих групп.
Результаты исследования представлены в таблице 2 и диаграмме 2
Таблица 2
Сравнительный анализ выраженности индекса агрессивности и индекса враждебности подростков обеих групп, средние значения

Шкала Контрольная группа Экспериментальная группа Индекс агрессивности 16,4 20,3 Индекс враждебности 8,3 11

Диаграмма 2. Сравнительный анализ выраженности индекса агрессивности и индекса враждебности подростков обеих групп, средние значения

Так, у подростков, не совершавших правонарушения, индекс агрессивности равен 16,4 балла, а у подростков - правонарушителей группы показатель индекса агрессивности равен 25,7 баллов, что намного выше значения контрольной группы.
Если сравнивать полученные значения с показателями нормы, то показатели контрольной группы соответствуют возрастным проявлениям агрессивности, а показатели экспериментальной группы превышают ее.
Если анализировать показатели индекса враждебности, то у подростков экспериментальной группы показатель индекса враждебности равен 11 баллов, а показатели индекса у подростков контрольной группы – 8,3 балла.
Если сравнивать полученные значения с показателями нормы, то показатели обеих групп соответствуют возрастным проявлениям враждебности.
Итак, можно отметить, что подростки, не совершившие правонарушения демонстрируют некоторые тенденции к агрессивности (вербальная агрессия, раздражительность), однако уровень проявления этих тенденций не превышает средних значений возрастных норм.
Эту особенность можно объяснить тем, что все подростки вследствие еще не полностью сформированной способностью к самоконтролю с одной стороны и эмоциональной лабильностью с другой, склонны к проявлению некоторой агрессивности в поведении.
Подростки - правонарушители склонны проявлять выраженную агрессию на физическом и вербальном уровне, они очень раздражительны, обидчивы и подозрительны, склонны проявлять негативизм.
Это доказывает и выраженность общей агрессивности как таковой: подростки, не совершавшие правонарушения, демонстрируют социально приемлемые нормы проявления агрессивности, а подростки - правонарушители – выраженную агрессивность.
Однако все подростки, участвующие в исследовании не демонстрируют враждебности по отношению к окружающей их действительности, что свидетельствует о том, что агрессивность не является чертой характера.
Далее проанализированы данные, полученные в ходе использования теста Люшера и касающиеся уровня эмоционального благополучия подростков. Результаты представлены в таблице 3 и диаграмме 3.
Таблица 3
Выраженность эмоционального неблагополучия у подростков, в %

Уровень выраженности Контрольная группа Экспериментальная группа Норма 40 25 Средний 50 35 Высокий 10 40

Диаграмма 3. Выраженность эмоционального неблагополучия у подростков, в %

Как видно из таблицы, большинству респондентов контрольной группы свойственны положительные эмоции, ощущение и самочувствие, что говорит об эмоциональном благополучии (40 % подростков, не совершавших правонарушения)
Имеют некоторые трудности, связанные с эмоциональным благополучием 20 % 50 % опрошенных подростков.
Эти подростки, как отмечают их родители и педагоги, демонстрируют тревогу в определенных ситуациях, испытывают некоторые негативные эмоции (экзамены, незнакомая социальная ситуация)
Высокий уровень эмоционального неблагополучия испытывают 10 % подростков, не совершавших правонарушения.
Эти подростки, как отмечают взрослые, демонстрируют высокий уровень тревожности как в определенных ситуациях (экзамены, конфликты), так и в повседневной жизни.
Отсюда можно предположить, что ситуации повышенной ответственности для подростков, не совершавших правонарушения, связаны с повышением ситуативной тревожности, что является нормальным условием ситуации конкуренции и соревнования.
Однако есть подростки, которые уже демонстрируют тревожность как черту характера (личностная тревожность, не связанная с ответственными ситуациями). Эти подростки составляют группу риска, поэтому педагогам, а также родителям необходимо обратить внимание на отношение этих подростков к окружающим. Возможно, они ставят себе недостижимые цели или переоценивают себя и т.д.
Что касается подростков - правонарушителей, то 25 % из них демонстрируют нормальный уровень эмоционального благополучия; 35 % - средний уровень, что говорит уже о наличии фрустрации; 40 % респондентов имеют высокий уровень эмоционального неблагополучия, что свидетельствует о выраженных негативных переживаниях, таких как тревожность, агрессия и т.д.
Таким образом, эмпирические данные подтверждают наше предположение о том, что подростки, совершающие правонарушения, демонстрируют более выраженный уровень агрессивности, а также эмоционального неблагополучии, чем их сверстники, никогда не совершавшие правонарушения.
Однако для более достоверного подтверждения данной гипотезы эмпирические результаты были подвергнуты математической статистической обработке для выявления существенных различий между выборками.
Расчеты по U – образному критерию Манна – Уитни представлены в Приложении 1.
Итак, как видно из расчетов, выявлены существенные различия по показателям физической и вербальной агрессии, уровня агрессивности, негативизма, раздражительности, обиды и эмоционального неблагополучия у подростков – правонарушителей и их сверстников, никогда не совершавших правонарушения.
Таким образом, эмоционально – поведенческими особенностями подростков, склонных к девиантному поведению, выступают выраженная физическая и вербальная агрессия, негативизм, раздражительность, эмоциональная неуравновешенность.

Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных тем современной психологии – изучению проблемы девиантного поведения подростков.
Сегодня отмечается рост различных преступлений и правонарушений, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста. Перечень этих деяний достаточно широк: от мелкого хулиганства до тяжких преступлений. Исследования показывают, что одним из основных факторов, обуславливающих противоправное поведение подростков, является их склонность к девиантному поведению.
Итак, к любому поступку человека подталкивают определенные мотивы и потребности, которые отражают эмоциональные и личностные особенности индивида. Если человек может контролировать свои эмоции, если его черты характера выражены в пределах нормы, то поступки такого человека вполне соотносятся с нормами и ценностями общества.
С другой стороны, если человек эмоционально неуравновешен, легко впадает в ярость, у него выражены агрессивные черты, то его поведение с точки зрения общественной морали скорее всего будет отнесено к девиантному и деликвентному.
Зная особенности эмоциональной и поведенческой сферы несовершеннолетних правонарушителей, можно выстаивать эффективную коррекционно – развивающую программу, направленную на исправление и профилактику противоправного поведения.
Исходя из этого, целью данной работы было изучение эмоционально - поведенческих особенностей подростков с девиантным поведением.
В данной работе было изучено понятие девоантного поведения; рассмотрены психологические особенности подростков – правонарушителей; эмпирически изучены эмоционально – поведенческие особенности правонарушителей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение о то, что подростки – с девиантным поведением имеют более выраженную степень агрессивности и эмоциональной лабильности, чем подростки, не имеющие склонности к девиантному поведению
В процессе эмпирического исследования эмоционально - поведенческих особенностей несовершеннолетних правонарушителей гипотеза была доказана.
Список литературы

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2005
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2002
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2003
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2005
Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. - 2000. - № 7
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб, 2008
Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 2004
Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - №5, C. 8 – 16.
Загвязинский В. И. Личностно-социальный подход в воспитании // Педагогика. – 2006. - № 3
Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). - М., 2002
Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения.- СПб., 1997
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2004
Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения. - М., 2007
Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 2003
Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи. - М., 2004
Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – Томск, 2005
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 2007
Словарь практического психолога./ Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2006
Шубина А. С. Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей // Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - № 4
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р. Баенская, М.М. Либлины - М., 2008
Приложение 1

Расчеты показателей по тесту Баса - Дарки

  № физическая агрессия ранг вербальная агрессия ранг косвенная агрессия ранг индекс агр ранг негативизм ранг раздражение ранг подозрительность ранг обида ранг индекс враждебности ранг чувство вины ранг Экспериментальная 1 8 7 9 9 7 7 40 12,5 4 6 8 6,5 10 6,5 7 8 23,5 11 6 9   2 9 3,5 10 4,5 7 7 34 18 4 6 9 3 12 1,5 8 3,5 21,5 19,5 7 5,5   3 9 3,5 10 4,5 7 7 34 18 5 1,5 8 6,5 10 6,5 8 3,5 24,5 6,5 6 9   4 8 7 11 2 8 2,5 36 16 4 6 7 10,5 9 9,5 7 8 25,5 3,5 7 5,5   5 7 10 9 9 9 1 44 11 3 12,5 8 6,5 11 3,5 8 3,5 22,5 15 8 2   6 10 1 10 4,5 7 7 32,5 20 4 6 10 1 11 3,5 8 3,5 22,5 15 6 9   7 8 7 9 9 7 7 40 12,5 4 6 9 3 10 6,5 6 10,5 22,5 15 7 5,5   8 9 3,5 9 9 8 2,5 38,5 14 3 12,5 9 3 10 6,5 7 8 23,5 11 7 5,5   9 7 10 12 1 7 7 37 15 4 6 8 6,5 9 9,5 8 3,5 26,5 1,5 8 2   10 9 3,5 10 4,5 7 7 34 18 5 1,5 7 10,5 12 1,5 8 3,5 21,5 19,5 8 2 Контрольная 1 6 14 7 16,5 5 13,5 48,5 5,5 2 18 5 17,5 3 19,5 4 16 26,5 1,5 4 14,5   2 5 18,5 8 13 5 13,5 49,5 4 3 12,5 5 17,5 4 16,5 3 19,5 23,5 11 4 14,5   3 6 14 8 13 4 18 45 8,5 2 18 6 14 4 16,5 4 16 24,5 6,5 5 11   4 5 18,5 7 16,5 5 13,5 52 1 2 18 7 10,5 5 13 5 12,5 23 13 4 14,5   5 7 10 6 19,5 5 13,5 47,5 7 3 12,5 5 17,5 4 16,5 4 16 24,5 6,5 3 19   6 6 14 8 13 4 18 45 8,5 2 18 4 20 3 19,5 3 19,5 25,5 3,5 3 19   7 5 18,5 9 9 3 20 44,5 10 3 12,5 5 17,5 4 16,5 4 16 24,5 6,5 4 14,5   8 5 18,5 7 16,5 4 18 51 2 4 6 6 14 5 13 6 10,5 24 9 4 14,5   9 6 14 7 16,5 5 13,5 48,5 5,5 2 18 6 14 5 13 4 16 22 17,5 3 19   10 6 14 6 19,5 5 13,5 50,5 3 3 12,5 7 10,5 6 11 5 12,5 22 17,5 4 14,5 23                                                 сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1       56   57   55   155   64   57   55   55,5   117,5   55       сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2       154   153   155   55   146   153   155   154,5   92,5   155       U1   U1   U1   U1   U1   U1   U1   U1   U1   U1       99   98   100   0   91   98   100   99,5   37,5   100       U2   U2   U2   U2   U2   U2   U2   U2   U2   U2       1   2   0   100   9   2   0   0,5   62,5   0

Расчеты показателей по тесту Спилбергера
  № ЛТ ранг СТ ранг Эксперименатльная 1 41 9 56 10   2 39 10 58 9   3 49 7 62 6,5   4 54 6 67 2,5   5 43 8 62 6,5   6 59 4 59 8   7 63 3 67 2,5   8 58 5 64 5   9 64 2 66 4   10 66 1 69 1 Контрольная 1 21 19,5 19 20   2 24 17,5 21 18   3 26 16 24 16   4 24 17,5 20 19   5 21 19,5 22 17   6 34 14 34 15   7 37 11 38 14   8 35 12,5 42 13   9 31 15 49 12   10 35 12,5 51 11 23                 сумма R1   сумма R1       55   55       сумма R2   сумма R2       155   155       U1   U1       100   100       U2   U2       0   0


Расчеты показателей по тесту Розенцвейга
  № экстрапунитивные ранг интропунитивные ранг импунитивные ранг препятственно - доминантные ранг самозащитные ранг необходимо - упорствующие ранг экспериментальная 1 54,2 6 37,5 2 25 6,5 33 6,5 54,2 7 25 6,5   2 58 2,5 25 5 25 6,5 33 6,5 54,2 7 25 6,5   3 58 2,5 25 5 37,5 2,5 25 9,5 58 2,5 12,5 19,5   4 50 8,5 37,5 2 25 6,5 25 9,5 58 2,5 12,5 19,5   5 45,8 10 20,8 8,5 25 6,5 37,5 2,5 54,2 7 16,7 17,5   6 50 8,5 25 5 37,5 2,5 37,5 2,5 37,5 10 16,7 17,5   7 54,2 6 20,8 8,5 37,5 2,5 33 6,5 54,2 7 20,8 12,5   8 58 2,5 37,5 2 20,8 9,5 33 6,5 58 2,5 16,7 16   9 58 2,5 20,8 8,5 20,8 9,5 37,5 2,5 58 2,5 20,8 12,5   10 54,2 6 16,7 11,5 37,5 2,5 37,5 2,5 54,2 7 25 6,5 Контрльная 1 8,33 19 8,33 14,5 0 18,5 0 19 0 18,5 20,8 12,5   2 8,33 19 8,33 14,5 0 18,5 0 19 0 18,5 20,8 12,5   3 16,7 16 0 18,5 0 18,5 8,33 16 8,33 14,5 25 6,5   4 8,33 19 0 18,5 8,33 15 12,5 13 0 18,5 20,8 12,5   5 16,7 16 8,33 14,5 0 18,5 8,33 16 0 18,5 37,5 2   6 20,8 13,5 0 18,5 8,33 15 0 19 8,33 14,5 37,5 2   7 16,7 16 8,33 14,5 8,33 15 12,5 13 12,5 11,5 25 6,5   8 20,8 13,5 0 18,5 16,7 12,5 12,5 13 8,33 14,5 25 6,5   9 25 11,5 16,7 11,5 16,7 12,5 8,33 16 8,33 14,5 20,8 12,5   10 25 11,5 20,8 8,5 20,3 11 16,7 11 12,5 11,5 37,5 2 23                                 сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1       55   58   55   55   55   134,5       сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2       155   152   155   155   155   75,5       U1   U1   U1   U1   U1   U1       100   97   100   100   100   20,5       U2   U2   U2   U2   U2   U2       0   3   0   0   0   79,5
















7

Список литературы

1.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2005
2.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2002
3.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2003
4.Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
5.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2005
6.Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. - 2000. - № 7
7.Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб, 2008
8.Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
9.Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 2004
10.Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - №5, C. 8 – 16.
11.Загвязинский В. И. Личностно-социальный подход в воспитании // Педагогика. – 2006. - № 3
12.Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). - М., 2002
13.Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения.- СПб., 1997
14.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2004
15.Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения. - М., 2007
16.Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 2003
17.Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи. - М., 2004
18.Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – Томск, 2005
19.Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
20.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 2007
21.Словарь практического психолога./ Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
22.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2006
23.Шубина А. С. Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей // Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - № 4
24.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р. Баенская, М.М. Либлины - М., 2008

Вопрос-ответ:

Что такое девиантное поведение в психологии?

Девиантное поведение в психологии - это поведение, которое отклоняется от установленных норм и правил в обществе.

Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?

В подростковом возрасте наблюдаются такие психологические особенности, как стремление к самостоятельности, поиск собственной идентичности, повышенная эмоциональность, недостаток рационального мышления.

Какие этапы и методы используются в исследовании эмпирических особенностей подростков с девиантным поведением?

В исследовании эмпирических особенностей подростков с девиантным поведением применяются такие этапы и методы, как выборка исследуемых, определение критериев девиантного поведения, сбор эмпирических данных (наблюдение, анкетирование, тестирование), анализ результатов.

Что позволяет определить анализ результатов исследования эмоционально-поведенческих особенностей подростков с девиантным поведением?

Анализ результатов исследования эмоционально-поведенческих особенностей подростков с девиантным поведением позволяет выявить различия в значениях показателей у подростков с девиантным поведением по сравнению с нормативными.

Откуда берутся психологические причины девиантного поведения в подростковом возрасте?

Психологические причины девиантного поведения в подростковом возрасте могут быть связаны с различными факторами, такими как неблагоприятные семейные условия, низкая самооценка, неподходящая педагогическая поддержка, наличие психических расстройств.

Какие психологические причины могут быть у девиантного поведения подростков?

Психологические причины девиантного поведения подростков могут быть разными и включать такие факторы, как низкая самооценка, чувство непризнания и неудовлетворенности, негативная эмоциональная реакция на стресс, недостаток социальной поддержки, проблемы взаимодействия с окружающими, травматические события, нарушения личностного развития и т.д.

Что понимается под понятием "девиантное поведение" в психологии?

В психологии девиантное поведение означает отклонение от социально принятых норм и правил поведения. Это может включать агрессию, нарушение закона, пренебрежение правилами общения, использование наркотиков и т.д.

Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?

Подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, таких как нестабильность настроения, склонность к рискованному поведению, стремление к самоутверждению и независимости, поиска своего места в обществе, формирование личной идентичности и т.д.

Какие этапы и методы исследования эмоционально-поведенческих особенностей подростков с девиантным поведением были использованы в исследовании?

В исследовании были использованы следующие этапы и методы: анкетирование, наблюдение, тестирование, сравнительный анализ данных.

Какие результаты были получены в ходе исследования эмоционально-поведенческих особенностей подростков с девиантным поведением?

Результаты исследования позволили выявить различия в значении эмоционально-поведенческих особенностей у подростков с девиантным поведением. Были обнаружены увеличенная агрессивность, низкая самооценка, проблемы взаимодействия с окружающими, недостаток социальной поддержки и т.д.