Методы исследования в педагогической психологии
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 14.12.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Методы, применяемые в педагогической психологии
Заключение
Список литературы
Исследовательский поиск при этом ведется путем изучения литературных источников (текстов), которые могут быть как художественными, так и научными, повествующими о других исследованиях. Изучая содержащуюся в них информацию, исследователь может не только расширить свой кругозор и сформулировать новые гипотезы для дальнейшей эмпирической проверки, но выйти на новый уровень обобщений и породить принципиально новое знание.В качестве методов теоретического исследования выступают: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, объяснение, систематизация, классификация и др.Обобщение— это такой синтез знаний, при котором из представления об изучаемом объекте исключаются менее общие признаки и заменяются более общими. Понятия, формулируемые в максимально широком, обобщенном плане, называются категориями– понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения действительности и познания, законы развития объективного мира и характерные свойства предметов и явлений реальной действительности. Будучи взаимосвязаны между собой, они образуют единую научную картину мира. Постижение таких понятий углубляет наше понимание сущности явлений.Объяснение — форма логического умозаключения при анализе и обобщении фактов. Функция научного объяснения — освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира. Раскрытие таких связей позволяет находить объяснения законам, которым они подчинены, или определять причинные отношения изучаемых объектов. Количественная характеристика фактов помогает усиливать доказательность аргументов объяснения. Различают несколько видов научных объяснений: причинное, когда логическое выведение, или дедукция, строится на установлении причин, породивших объясняемые явления; объяснение единичных фактов с помощью тех законов, которым они подчиняются, а также с использованием законов, согласно которым явление, подлежащее изучению, стремятся подвести под более общие закономерности или группы законов, чьим частным случаем оно служит.Анализ и синтез относятся к числу наиболее распространенных инструментов исследователя в любой отрасли научного знания. Анализ – это процедура мысленного разложения явления, процесса, предмета. Синтез – интеграция информации. Основной формой взаимосвязи анализа и синтеза является классификация.Классификация – распределение предметов, понятий явлений по классам в зависимости от их общих признаков, а иногда и по наличию их несходства.Абстрагирование как научный метод состоит в мысленном отбрасывании тех свойств, качеств или сторон изучаемого объекта, которые препятствуют его рассмотрению в «чистом виде». Индукция и дедукция. Индукция – логическое умозаключение, построенное от единичных данных к обобщающему выводу. Дедукция – процесс обобщения логического вывода, переход от общего к частному.ЗаключениеПедагогическая психология является отраслью психологии, поэтому в исследованиях по педагогической психологии широко используются методы общей психологии, но их применение модифицируется с учетом условий педагогического процесса. Например, наблюдениекак общепсихологический метод в педагогической психологии требует преобразований в целях, программе наблюдений, в техниках его осуществления. Классический эксперимент в педагогической психологии мало применим, поэтому чаще используется естественный эксперимент.Этот вид эксперимента позволяет использовать его в контексте обычного учебного процесса, при котором и экспериментальное воздействие осуществляется, и сохраняется естественность условий школьной жизни. Именно в психолого-педагогических исследованиях широкое распространение получила такая форма естественного эксперимента, как формирующий эксперимент,отличительной особенностью которого является целенаправленное формирующее воздействие на ученика или учителя в соответствии с гипотезой исследования.Педагогический процесс предоставляет большие возможности для использования метода изучения продуктов деятельности,поскольку в этом процессе производится материализация психических возможностей, как ученика, так и учителя. При организации исследований часто используется лонгитюдный метод, когда изучается один и тот же коллектив учащихся или учитель на протяжении длительного времени, например учащиеся с 1–го по 10–й класс или учитель в течение первых пяти лет работы педагогом и т. п. Из различных видов метода срезов в педагогической психологии широко применяется сравнительно–педагогический метод, при котором исследование организуется как сравнение двух или нескольких групп, отличающихся по введенным в эксперимент переменным. Список литературыКраевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. – 244 с.Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.Образцов П.И. Методы и методология психолого - педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.Регуш Л., Орлова А. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 416с.Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие – М.: Флинта, 2011. – 320 с.
1.Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. – 244 с.
2.Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.
3.Образцов П.И. Методы и методология психолого - педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
4.Регуш Л., Орлова А. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 416с.
5.Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие – М.: Флинта, 2011. – 320 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы исследования используются в педагогической психологии?
В педагогической психологии используются различные методы исследования, такие как эксперимент, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, исследование архивных данных и т. д. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретных целей исследования.
Какие литературные источники могут быть использованы в педагогической психологии?
В педагогической психологии могут использоваться как художественные, так и научные литературные источники. Художественные источники могут быть полезны для понимания психологических аспектов образования и воспитания, а также для расширения кругозора. Научные источники, например, научные статьи и книги, могут содержать результаты предыдущих исследований и быть основой для формулирования гипотез и дальнейших исследований.
Какой метод исследования позволяет получить наиболее точные данные в педагогической психологии?
Нет одного универсального метода, который позволял бы получить наиболее точные данные в педагогической психологии. Выбор метода зависит от конкретных целей исследования и возможностей исследователя. Однако, эксперимент является одним из наиболее распространенных методов, позволяющих контролировать условия и измерять зависимые переменные, что способствует получению более точных данных.
Какие особенности имеет исследование архивных данных в педагогической психологии?
Исследование архивных данных в педагогической психологии предполагает анализ и интерпретацию данных, собранных другими исследователями в прошлом. Особенностью такого исследования является то, что исследователь работает с готовыми данными, которые требуют анализа и объяснения. Этот метод позволяет использовать уже существующую информацию и получить новые знания на ее основе.
Какие методы используются в педагогической психологии?
В педагогической психологии используются различные методы исследования, включая наблюдение, анкетирование, интервью, эксперимент и многие другие. Применение конкретного метода зависит от целей исследования и проблемы, которую исследователь пытается решить. Комбинирование нескольких методов позволяет получить более полную картину и более достоверные результаты исследования.
Какие методы изучения литературных источников используются в педагогической психологии?
При изучении литературных источников в педагогической психологии исследователи часто применяют метод анализа текстов. Они изучают содержание и структуру текстов, выделяют основные идеи и концепции, ищут подтверждение или опровержение гипотез исследования. Также применяются методы сравнительного анализа, систематизации и синтеза информации, что позволяет сформулировать новые гипотезы и обобщения.
Каким образом изучение литературных источников помогает в исследованиях в педагогической психологии?
Изучение литературных источников является важным этапом исследования в педагогической психологии. Оно позволяет исследователям ознакомиться с предыдущими исследованиями по данной проблеме, узнать о существующих теориях и концепциях, расширить свой кругозор и сформулировать новые гипотезы для дальнейшей проверки. Изучение литературных источников помогает также выйти на новый уровень обобщений и понять контекст и смысл предыдущих исследований.
Какие методы эмпирической проверки гипотез применяются в исследованиях педагогической психологии?
В исследованиях педагогической психологии для эмпирической проверки гипотез часто используются методы наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервью и другие. Наблюдение позволяет изучать поведение и реакции людей на различные стимулы и ситуации. Эксперимент позволяет устанавливать причинно-следственные связи между переменными путем манипуляции определенными условиями. Анкетирование и интервью позволяют получить информацию о личных взглядах, мнениях и опыте испытуемых. Комбинирование различных методов позволяет получить более полную и достоверную информацию.