Потребитель на Российском рынке.
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 23.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теория полезности. Потребительские предпочтения
1.1. Фундаментальные предположения концепции полезности
1.2. Количественный анализ полезности
1.3. Порядковый анализ полезности
1.4. Кривые безразличия
Глава 2. Достижение потребительского равновесия
2.1. Буферное поле потребителя
2.2. Равновесие потребителя
Глава 3. Оценка благосостояния потребителя
3.1. Потребительский выигрыш
3.2. Индексы цен и дохода
Заключение
Список использованной литературы
Индивиду, если он хочет быть эффективным в социуме, необходимо адаптироваться к меняющимся социальным и экономическим условиям. Наиболее динамично и ярко адаптационные способности населения к новым экономическим условиям проявляются в области потребления. Важно отметить, что область потребления – эта та сфера, в которой население России наиболее быстро приобщается к общемировым ценностям и вливается в мировую цивилизацию. Однако вступление стран с развитым рынком в эпоху постиндустриального общества изменило и саму сферу потребления, поставив в качестве целей экономики удовлетворение потребностей не только и не столько групп населения, сколько конкретной личности, индивида. Именно поэтому изучение потребительского поведения россиян, выявление различных потребительских настроений, потенциальной покупательской активности, потребительских ожиданий представляется важным на настоящем этапе.
Необходимо отметить, что динамика социоструктурных изменений современного российского общества демонстрирует рост его рискогенного потенциала. Общая тенденция к изменению большинства статусных позиций и ограничение традиционных каналов восходящей мобильности демонстрируют готовность к принятию рисковых стратегий поведения, как критерия благополучия и достижения высоких статусных позиций. В результате общество приобретает новый стратификационный признак: оно разделяется на производителей и потребителей рисков. Одни общности или социальные группы извлекают выгоду из производства рисков, в то время как другие подвергаются их негативному воздействию.
Теоретическая актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на реалии конструирования и функционирования в России нового пространства "общества потребления", в современной социальной теории потребительское поведение изучается лишь как характеристика или тип экономического поведения. А для изучения социальной структуры российского общества и тенденций ее изменений, детерминированных переходным характером экономики, необходимо отслеживать динамику потребления (структуры, мотивов, стратегий). В этом плане возможно использование аналитических материалов социологического исследования (на базе референтных групп по категориям потребителей), показывающих изменения основных параметров потребления и стратегий потребления представителями различных слоев населения.
Практическая актуальность исследования потребительского поведения видится в предположении, что оно может выступать и как фактор, детерминирующий развитие общественных процессов: как субъективный фактор, если его рассматривать с точки зрения личного потребления, определяющего стратегию поведения отдельных индивидов или социальных групп в системе экономических отношений; как объективный фактор, если его рассматривать как обобщенный результат социальных мотиваций, установок и действий в конкретной социально-экономической системе.
В "социальном мире…существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики или представления". Именно они определяют внутреннее содержание одобряемых социумом целей, очерчивают круг потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека, маркируют вещи и способности человека в качестве ресурсов и форм капитала, ограничивают допустимые формы их сочетания и использования, обозначают возможные сценарии самого поведения. Выступая объективным фактором развития, потребительское поведение само испытывает влияние ряда характеристик социально-экономического пространства. Несмотря на неоспоримый приоритет экономики, важную роль здесь играют и политические, и географические, и культурные, и психологические предпосылки.
Ставя задачу разработки социологической перспективы изучения потребительского поведения в переходной экономике, отягощенного влиянием системных рисков, мы исходим из того, что именно социология во времена больших перемен способна серьезным образом обогатить накопленное научное знание об этом феномене.
Рассмотрим теперь потребительское поведение на практике, у граждан России и, в частном, населения Самарской области.
Так или иначе, все аналитики свидетельствуют о постепенном улучшении жизни населения в период с 2009 года. Хотя многие отмечают, что многие люди гораздо легче определяют снижение своего уровня жизни, чем его повышение. Тут надо иметь в виду и психологические моменты — люди склонны скорее воспринимать ухудшение своего положения, нежели улучшение. Но все свидетельствует о том, что ситуация улучшается — увеличение доходов и финансового положения отражается на уровне и качестве потребления товаров и услуг. Уровень жизни в последние годы все больше устраивает большинство жителей России. Если в 2008 54% населения были довольны собственным положением, то в 2009 – уже 66%.
Теперь рассмотрим данные статистики по Самарской области за 2 квартал 2008года.
Индекс потребительских настроений является широко используемым инструментом измерения готовности населения к активному потребительскому поведению и позволяет прогнозировать динамику потребительского рынка, а через него, - динамику валового внутреннего продукта в целом. Концепция исследования основана на том, что в основе устойчивого экономического роста лежит рост внутреннего массового потребления. Зная о намерениях населения тратить свои сбережения на те или иные товары массового спроса длительного пользования и о его оценках собственного материального положения и экономической ситуации в целом, можно формировать прогноз экономической ситуации в регионе. Индекс потребительских настроений строится на основе опросов общественного мнения. Таким образом, ИПН – показатель экономического и потребительского потенциала региона, инструмент для прогнозирования повседневного экономического поведения населения. Наиболее интересны следующие моменты в исследовании, проведенном министерством развития, инвестиций и торговли Самарской области по результаты опроса во II квартале 2008 года, что индекс потребительских настроений населения Самарской области составил 99,5 пунктов. Потребительские настроения жителей области выгодно отличаются от аналогичных настроений в общероссийском масштабе (в марте ИПН по РФ составил 91,1). Наиболее высоким ИПН оказался у жителей Самары (104,9).
Индекс потребительской активности (ИПА - отражающий оценку населением текущей ситуации для реализации своих потребительских возможностей) напрямую зависит от материального благосостояния населения, и признак дохода является сильным дифференцирующим фактором. Кроме этого значимыми дифференцирующими население факторами потребительской активности выступают принадлежность к определенному поколению и образовательному уровню. ИПА у людей, имеющих высшее и незаконченное высшее образование составляет 114,6 п., в то время как у населения с образованием ниже среднего – 79,1 п. Как мы видим, основными препятствиями для повышения потребительской активности населения являются – доход и уровень образования (возраст – фактор, может быть отнесен к психологическим, не поддается какому-либо контролю). Исправить это может повышение образования и уровня заработной платы. Не зря повышение последней поставлено правительством и президентом в одну из первоочередных целей – в условиях, когда часть населения живет ниже прожиточного минимума, говорить о развитом потребительском поведении просто не приходится.
Также нельзя не отметить низкий уровень информированности и мотивации большинства россиян. Первоочередным для них является именно цена, и зачастую бросовые цены позволяют продавцам избавляться от откровенно некачественного товара. Порой, влияя на цены и устраивая распродажи, фирма зачастую может не обращать внимание на другие факторы, сопутствующие товару – модность, уже упоминавшееся качество, рекламу – ее товар купят, как показали исследования журнала «Деловая неделя» на примере с китайской обувью. Можно предположить, что выходом является опять таки, повышение уровня жизни населения, когда с повышением уровня дохода качество товара станет играть роль не меньшую, чем цена. И тогда ценовая война перестанет играть решающую роль в привлечении потребителей, и на первое место выйдут узнаваемость бренда и качество товара. В настоящий момент предприниматели хотя и оценивают ценовую войну как негативное явление, но зачастую к ней прибегают. Но позволить себе такую политику может только крупная компания – что следует из ситуации на большинстве российских рынков.
Однако самая большая проблема, возникающая в условиях российского рынка – это монополизация, явная или скрытая, ряда рынков. В качестве примера можно назвать рынок жилищно-коммунальных услуг, топливного рынка, энергетического и некоторых других рынков. Основная черта нынешней структуры российской экономики — высокая степень монополизации рынков – говорится во многих источниках. Это создало специфичную ситуацию для потребителя, когда он просто вынужден покупать нужный ему товар у единственного продавца и не в состоянии найти ему заменитель. Например, так было до недавнего времени и с ситуацией в области общественного автомобильного транспорта, но после появления частных транспортных компаний ситуация налаживается. Конечно, цены повышаются, но, как думают аналитики, это следствие нефтяного кризиса, исследование которого не входит в задачи данной работы.
Что мнение потребителя продукции монополизированных рынков, то оно мало влияет на решения производителя. Так, наблюдаемое планомерное повышение цен на нефть в течение последних пяти лет, повешение цен на электроэнергию, на железнодорожные перевозки только подтверждают этот факт. При этом качество обслуживания практически не зависит от желания потребителя – только прибегнув к внеэкономическим мерам (а иные и невозможны в условиях монополий), можно хоть как-то изменить ситуацию. Это механизм, препятствующий более широкой реализации результатов теории потребительского поведения. Эти материалы дают довольно четкое представление о том, что реально происходит с потребителем и как эти изменения отражаются в социальной структуре общества.
Заключение
В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржинализмов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).
Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода.
Учитывая еще многие недоработанные аспекты теории потребительского поведения, перед будущими учеными открывается просто огромное поле для исследовательской деятельности. Эта теория доказала свою важность для понимания основ как экономики, так и человеческого общества.
Особенно разработка этой теории нужна в нашем государстве, в условиях трансформирующейся, переходной экономики, когда рынок большей частью монополизирован, а потребитель не особенно разборчив в выборе товаров и руководствуется зачастую одной лишь ценой. Знание этой теории поможет как покупателю грамотнее тратить свои сбережения, там и производителям адаптироваться к покупателю, что поможет как потребителю, так и производителю и экономике в целом. Естественно, необходимо изменение неблагоприятных условий для внедрения результатов теории потребительского поведения в жизнь – одним из таковых являются как монополии, так и недостаточная информированность - образованность покупателя.
Список использованной литературы
Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2010
Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли), М., 2003
Брагин В.А. «Дискриминирующие признаки распределения домохозяйств по величине среднедушевых семейных доходов». Магистерская диссертация ГУ-ВШЭ, М., 2004
Ильин В. И. «Поведение потребителей» Сыктывкар, 2008
Кейнс Дж. М. "Общая теория занятости, процента и денег". (Избранные произведения.) М., 2003.
Микроэкономика: В 2т./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина – СПб, 2008
Пирс Айвор, «Теория спроса, рента и суверенитет потребителя», Современная экономическая мысль. Серия: "Экономическая мысль Запада". / Ред.: Афанасьева В.С. и Энтова Р.М./ - М., "Прогресс", 2001
Реализация общественно-нормальных потребностей народа как мерило богатства страны. / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой., М.: ТЕИС, 2003.
Рыжкова М.В. «Социально-экономические факторы потребительского поведения: методология исследования», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ТГУ, Томск, 2003.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс. 2008.
Хикс Дж. Р., Стоимость и капитал, М.,2008
Хикс Дж. Р. «Четыре излишка потребителя», "Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса", Т.1. Под ред. В. М. Гальперина. - СПб., Экономическая школа. 2009.
Экономика. Учебник, 3-е изд./ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова – М., 2003
Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. — СПб. 2009
Якобсон Л.И. «Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика», М., 2010.
Николаева А., Кашин В. «Преемник выбран», Ведомости, №56 (1583)
Психологические проблемы изучения потребительского поведения, "Журнал практического психолога". Н.1, М., 2009,
Экономический словарь, «Полезность» http://www.ckat.ru/keywords/answer.php?id=9789&letter=%CE&page=9
Информация по результатам исследования потребительского поведения населения Самарской области за 2 квартал 2005 года. http://www.economy.sam-reg.ru/deip2/port.nsf/print/C82D5DD2BA8E3790C42570590033CF98
Gordon Tullock «The Fundamentals of Rent-Seeking», The Locke Luminary Vol. I, No. 2 (Winter 1998)
«Мировой опыт моделирования потребительского поведения», Л. К. Уманская, http://www.marketing.spb.ru/lib-research/world_model_exp.htm
Розмаинский И. В., Скоробогатов А. С. «Джон Мейнард Кейнс», http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/keynes/lectures/keynes_l1.txt&img=lectures_small.jpg&name=keynes
Concise Encyclopedia of Economics. «К. Menger» Перевод А. Скоробогатова http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/menger/biogr/menger_b1.txt&img=brief.gif&name=menger
«Игра ценами», журнал «Деловая неделя», http://www.extra-n.ru/main/?id=1747
М. Пикалова, «Молода, одинока, готова покупать», E-xecutive, Ward Howell International http://www.e-xecutive.ru/print/publications/specialization/article_3225
«Теория спроса, рента и суверенитет потребителя», Айвор Пирс, Современная экономическая мысль. Серия: "Экономическая мысль Запада". / Ред.: Афанасьева В.С. и Энтова Р.М./ - М., "Прогресс", 2001, с82
Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей,— СПб.: Питер Ком, 2009. стр. 39.
Экономический словарь, http://www.ckat.ru/keywords/answer.php?id=9789&letter=%CE&page.стр9
«Психологические проблемы изучения потребительского поведения», "Журнал практического психолога". n1, 2009, стр. 67.
Якобсон Л.И., Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика, М., 2010. стр. 114,
Gordon Tullock «The Fundamentals of Rent-Seeking», The Locke Luminary Vol. I, No. 2 (Winter 2008) стр. 93
“Модель — это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые представляются важными для создателя модели. Другие аспекты, которые находятся вне его сферы интересов, могут игнорироваться. При моделировании поведения потребителя исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными”.
«Мировой опыт моделирования потребительского поведения», Л. К. Уманская, http://www.marketing.spb.ru/lib-research/world_model_exp.htm
Магистерская диссертация ГУ-ВШЭ, М., 2004. Взято с http://openecon.shulgin.ru/attach.asp@a_no=284.стр49
Экономика. Учебник, 3-е изд./ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова – М., 2003, с. 96.
Айвор Пирс, «Теория спроса, рента и суверенитет потребителя», Современная экономическая мысль. Серия: "Экономическая мысль Запада". / Ред.: Афанасьева В.С. и Энтова Р.М./ - М., "Прогресс", 2001, с. 164.
Дж. Р. Хикс. «Четыре излишка потребителя», "Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса", Т.1. Под ред. В. М. Гальперина. -- СПб., Экономическая школа. 2009. С. 88
А. Демидов «Особенности потребительского поведения россиян: факторы выбора, мотивации, лояльность», Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations". http://www.advertology.ru/article873.html
«Все чаще россияне выражают удовлетворенность состоянием жизни, они довольствуются тем, что имеют", выяснили социологи». «Агентства Бизнес Новостей» http://www.abnews.ru/type_news.html?t=2430&data=pressa
По данным с сайта министерства развития, инвестиций и торговли Самарской области http://www.economy.sam-reg.ru/deip2/port.nsf/print/C82D5DD2BA8E3790C42570590033CF98
«Игра ценами», журнал «Деловая неделя», http://www.extra-n.ru/main/?id=1747
М. Пикалова, «Молода, одинока, готова покупать», E-xecutive, Ward Howell International http://www.e-xecutive.ru/print/publications/specialization/article_3225/
А. Николаева, В. Кашин «Преемник выбран», Ведомости, №56 (1583)стр202
2
2.Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк исто-рии западной экономической мысли), М., 2003
3.Брагин В.А. «Дискриминирующие признаки распределения домохо-зяйств по величине среднедушевых семейных доходов». Магистерская дис-сертация ГУ-ВШЭ, М., 2004
4.Ильин В. И. «Поведение потребителей» Сыктывкар, 2008
5.Кейнс Дж. М. "Общая теория занятости, процента и денег". (Избранные произведения.) М., 2003.
6.Микроэкономика: В 2т./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргу-нов; общ. Ред. В.М. Гальперина – СПб, 2008
7.Пирс Айвор, «Теория спроса, рента и суверенитет потребителя», Со-временная экономическая мысль. Серия: "Экономическая мысль Запада". / Ред.: Афанасьева В.С. и Энтова Р.М./ - М., "Прогресс", 2001
8.Реализация общественно-нормальных потребностей народа как мерило богатства страны. / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой., М.: ТЕИС, 2003.
9.Рыжкова М.В. «Социально-экономические факторы потребительского поведения: методология исследования», Автореферат диссертации на соис-кание ученой степени кандидата экономических наук. ТГУ, Томск, 2003.
10.Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс. 2008.
11.Хикс Дж. Р., Стоимость и капитал, М.,2008
12.Хикс Дж. Р. «Четыре излишка потребителя», "Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса", Т.1. Под ред. В. М. Гальперина. - СПб., Экономическая школа. 2009.
13.Экономика. Учебник, 3-е изд./ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Бу-латова – М., 2003
14.Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. — СПб. 2009
15.Якобсон Л.И. «Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика», М., 2010.
16.Николаева А., Кашин В. «Преемник выбран», Ведомости, №56 (1583)
17.Психологические проблемы изучения потребительского поведения, "Журнал практического психолога". Н.1, М., 2009,
18.Экономический словарь, «Полезность» http://www.ckat.ru/keywords/answer.php?id=9789&letter=%CE&page=9
19.Информация по результатам исследования потребительского поведения населения Самарской области за 2 квартал 2005 года. http://www.economy.sam-reg.ru/deip2/port.nsf/print/C82D5DD2BA8E3790C42570590033CF98
20.Gordon Tullock «The Fundamentals of Rent-Seeking», The Locke Luminary Vol. I, No. 2 (Winter 1998)
20. «Мировой опыт моделирования потребительского поведения», Л. К. Уманская, http://www.marketing.spb.ru/lib-research/world_model_exp.htm
21.Розмаинский И. В., Скоробогатов А. С. «Джон Мейнард Кейнс», http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/keynes/lectures/keynes_l1.txt&img=lectures_small.jpg&name=keynes
22.Concise Encyclopedia of Economics. «К. Menger» Перевод А. Скоробога-това http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/menger/biogr/menger_b1.txt&img=brief.gif&name=menger
23.«Игра ценами», журнал «Деловая неделя», http://www.extra-n.ru/main/?id=1747
24.М. Пикалова, «Молода, одинока, готова покупать», E-xecutive, Ward Howell International http://www.e-xecutive.ru/print/publications/specialization/article_3225
Вопрос-ответ:
Что такое теория полезности?
Теория полезности - это экономическая концепция, которая изучает, как потребители принимают решения о потреблении товаров и услуг. Она исходит из предположения, что потребители стремятся максимизировать свою полезность или удовлетворение от потребления.
Какие основные предположения лежат в основе концепции полезности?
В основе концепции полезности лежат следующие предположения: потребители рациональны, они стремятся максимизировать свою полезность, они могут сравнивать и оценивать полезность различных товаров, они принимают решения на основе предпочтений и ограничений бюджета.
Что такое количественный анализ полезности?
Количественный анализ полезности - это метод, используемый в теории полезности, который позволяет измерять и сравнивать полезность различных товаров. Он основан на предположении, что потребители могут оценивать полезность товаров численно или величиной.
Что такое кривые безразличия?
Кривые безразличия - это графическое представление предпочтений потребителя. Они показывают комбинации различных товаров, которые потребитель считает равноценными или одинаково предпочтительными. Каждая кривая безразличия представляет определенный уровень полезности для потребителя.
Что такое потребительский выигрыш?
Потребительский выигрыш - это увеличение общей полезности или удовлетворения, которое получает потребитель при изменении условий потребления. Он может возникнуть, например, при снижении цен на товары или при увеличении дохода потребителя.
Что такое концепция полезности?
Концепция полезности — это основная теоретическая основа анализа потребительского поведения на рынке. Она предполагает, что потребитель выбирает товары и услуги таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности и получить максимальную полезность от потребления.
Чему посвящен количественный анализ полезности?
Количественный анализ полезности направлен на выявление количественной меры полезности, получаемой от потребления товаров и услуг. С помощью этого анализа можно определить, насколько одно потребление предпочтительнее другого и какое количество одного товара можно заменить другим для достижения равной полезности.
Что такое кривая безразличия?
Кривая безразличия — это графическое представление комбинаций двух товаров, которые приносят потребителю одинаковую полезность. График строится на основе предпочтений потребителя и отображает все возможные комбинации товаров, которые он считает равноценными.
Что означает потребительское равновесие?
Потребительское равновесие достигается, когда потребитель выбирает такую комбинацию товаров и услуг, которая обеспечивает ему максимальную полезность при заданном уровне дохода и цен. В равновесии потребитель не имеет стимула изменить свой выбор, так как любое отклонение приведет к уменьшению его полезности.
Какие основные предположения лежат в основе концепции полезности?
Основные предположения концепции полезности включают конечность и сравнимость предпочтений, транзитивность предпочтений и равномерность замены.