Интерпретация танца модерн в графических циклах Альфонса Марии Мухи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 27 27 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 30.12.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Интерпретация танца модерн в графических циклах Альфонса Марии Мухи
Заключение
Список используемой литературы
Приложение: Альбом иллюстраций

Фрагмент для ознакомления

Но подобно романтизму, возродившему балет, неоромантизм конца XIX — начала XX века нес волну обновления. Балет вовсе не был равнодушен ко всему происходящему, и под внешней непоколебимостью традиций скрывалась внутренняя готовность к реформам, податливость к воздействию других видов искусства. Танец Айседоры Дункан способствовал поискам новой пластики, работы художников давали толчок к созданию нового образного строя.Самым популярным среди ветхозаветных персонажей, необыкновенно привлекательным для поэтов и драматургов второй половины XIX века, был образ Саломеи. Ида Рубинштейн, известная актриса начала 20 века, участвовала в борьбе за постановку «Саломеи» в Петербурге. Дочь банкира-еврея для своего исполнения Саломеи сумела собрать в 1908 г. нескольких блистательных театральных деятелей России того времени: режиссера Всеволода Мейерхольда, художника по костюмам и декоратора Льва Бакста, композитора Александра Глазунова и Михаила Фокина — хореографа и репетитора. Однако петербургская публика фактически не увидела спектакля: он был запрещен еще до премьеры. Но танец с семью покрывалами, поставленный Фокиным дляРубинштейн, перекочевал в «Ночь Клеопатры» в 1909 г., как и сам костюм Саломеи. Всеобщее увлечение Саломеей в России, превратившейся в Клеопатру в дягилевском балете, началось незадолго перед тем, как дягилевская постановка появилась на парижской сцене. Начало ему положил перевод пьесы О. Уайльда, сделанный К. Бальмонтом и опубликованный в 1904 г.; с 1904 по 1908 г. этот перевод выдержал шесть изданий. Когда в 1907 г. Московский Художественный театр Станиславского обратился к театральному цензору за разрешением на постановку «Саломеи», ему было отказано. Несколько других театров, в том числе и провинциальных, поставили сокращенный вариант пьесы в 1907—1908 гг. под названием «Танец семи покрывал», однако в истории театра они остались лишь как эпизоды.Женщина под покрывалом в эпоху findesiècle обитает в экзотической, овеянной древностью обстановке и в мифологизированном пространстве, исторические координаты которого взаимозаменяемы. В древней ли Александрии или Иудее, она пересекает время и пространство, облаченная в покрывала таинственной эротической притягательности.Уайльд предназначал роль Саломеи Саре Бернар, но французская актриса еетак никогда и не сыграла. В 1917 году пьеса была поставлена А. Я. Таировым в Камерном театре, главную роль сыграла А. Коонен.Женщина- губительница, порочная девственница, опасная чаровница привлекла внимание и Альфонса Мухи. Вслед за Д`Аннунцио, Гюисмансом, Лафоргом, Уайльдом, Малларме он создаёт свою «Саломею» (Рис. 5) Но, в отличие от живописного воплощения темы у его кумира - Густава Моро, жанр декоративного эстампа, созданного для украшения интерьера, привёл к плоскостному решению листа, с внешними атрибутами хорошей коммерческой продукции.В Саломее Альфонса Мухи проявляется экзотика и эротизм в ее костюме и стилизованных волосах, характерных для модерна. Ее полузакрытые глаза выглядят вызывающе, что отражает интересы Мухи в новой области гипнотического внушения.Увлеченность идеализмом и мистицизмом привела к возникновению символистского мышления, декоративного искусства и к другой тенденции французской культуры конца века: спиритизму и оккультизму.Последним циклом декоративных панно Мухи стала серия «Луна и звезды» (1902), представляющая полуобнаженных богинь в образах небесных светил. Мистические создания требуют восхищения и преклонения перед своей неземной божественной сущностью. (Рис. 6, 7, 8, 9)В этой серии нашел отражение утонченный символизм, мистика и изысканность изобразительных средств, стремление ко всему странному, необычному и зачастую даже фантастическому.В более глубоком понимании, следование «новому стилю» в искусстве означает стремление к созданию «нового стиля жизни», окружающей человека среды, пространства и времени. Это объясняет пристрастие художников модерна к «вечным философским темам бытия», таинственной мрачной символике.Эта серия перекликается с танцем Саломеи, в первую очередь здесь образы окружаются мистицизмом и эротизмом, а полуобнаженные женские фигуры отсылают к «танцу с 7-мипокрывалами». Акцент делается на жесте, позе, мимике, динамике движения как основных элементах танцевального языка, растет интерес к энергетической природе танца. Пионеры свободного танца считали идеалом естественности античность. Они копировали позы и движения с античной скульптуры и ваз. В этом понимании «естественное» – это «гармоническая грация» движений.Стоить отметить, что во всех работах Альфонса Марии Мухи присутствуют растительные узоры и цветы. Основное течение в направлении этого искусства «Артнуво» или «флореальное». От лат.florealis–растительный, floris – цветок. Копирование природных форм, прежде всего растительных, с подчеркиванием их динамики, движения роста и линий вьющихся, волнистых растений: лилии, камыша, цикламенов, ирисов. Петлеобразный стебель цветка, характерно изогнутую линию журналисты окрестили «ударом бича». Муха стремился выразить свое ощущение этого стиля целостно, во всем и потому, искал гармонии композиционных решений. Он создавал новые формы, как и многие другие художники, которые несли, сами по себе «флореальное» начало. «Назад к природе» - лозунг А.Ван де Велде, стал одним из основных девизов «нового стиля».Представительницы слабого пола в понимании художника подобны цветам: они столь же чудесны, каждая имеет свой характер, свой неповторимый тип красоты, каждая обещает любовь и наслаждение, но и любит каждая так, как дано любить только ей. Муха искал во внешнем облике своих героинь и в их характерах черты, схожие с характером цветов: так, красная гвоздика, символ любви, представлена в обличии властной и страстной шатенки, призывно смотрящей на зрителя из-за плеча («Гвоздика»).ЗаключениеАльфонс Муха является одним из ярчайших представителей искусства и дизайна модерна. В рекламном творчестве Альфонса Мухи наиболее ярко проявились общие черты, присущие стилю модерн в целом. Особенность рекламных решений Альфонса Мухи – символический подход к объекту рекламы: вместо самого товара или даже образа покупателя показан некий символ красоты и эстетического существования в виде прекрасной женщины, воплотившей «дух времени». Забвение и исчезновение Мухи из мирового контекста произошло, прежде всего, по причине изменений вкусов публики. Вскоре после окончания 19-го века ее внимание привлек авангард: фовисты, кубисты, экспрессионисты и прочие вариации. АртНуво показалось слишком вульгарным, традиционным и скучным. После Первой мировой войны общественные вкусы радикально изменились. Ужасы войны, смущающие откровения Фрейда, открытия Эйнштейна, большевистская революция, угроза ее распространения на Запад и, наконец, гиперинфляция и всеобщая депрессия вызвали к жизни искусство, отражающее новую экзистенциальную реальность. Мадонны Мухи и даже выверты Густава Климта уже казались наивным отголоском прошлого века.Список используемой литературыБорисовскаяН.А.ЛевБакст. – М.: Искусство, 1978. – 120 с, ил.Великие художники. Альфонс Мария Муха, 1860-1939.- М. Издательский дом «Комсомольская правда», 2011. – С. 48Дункан А.. Моя жизнь - М.: Контракт-ТМТ, 1992. - 192 с.Кочетова Е.В. Саломея//Энциклопедия литературных героев. М., 1997 С. 358Мифы и легенды народов мира – Т.1/сост. Н.Будур, И. Панкеев. –М., 2000- 478 с.Муха С. Альфонс Муха. Триумф стиля АртНуво. – М.:Магма, 2009 – 160 с.Ормистон Р. Альфонс Муха. Лучшие произведения. – М.: Арт-родник, 2007 г. – 200 с.Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства (1925) // Самосознание европейской культуры ХХвека. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. Р.А.Гальцева.- М.: Изд-во полит.лит-ры, 1991.- С. 259.Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004. – 392 с.Турчин В. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. // Вестник Московского Университета. 1977. №6.Ульмер Р. Альфонс Муха.– М.: Арт-Родник, 2008 – 96с.Яракова А. На повороте столетий – 1991, №3 - С.49Яхард Штраус. Опера: Иллючтрированная энциклопедия/Глав. Ред Стэнли Сэди. – М., 2006 С.234-235Gabriele Fahr. -Becker Art Nouveau. - h. f. ullmann, 2008 г. - 428 с.Mucha J. Meister der JugendstilsAlfonsMucha. Prag, 1965.Приложение: Альбом иллюстрацийРис. 1 – Поэзия. Из серии Искусство. 1898Рис. 2 – Танец. Из серии Искусство. 1898Рис. 3 – Живопись. Из серии Искусство. 1898Рис. 4 – Живопись. Из серии Искусство. 1898Рис. 5 – Саломея. 1897Рис.6 – Вечерняя звезда. Из серии Луна и звёзды. 1902Рис. 7 – Луна. Из серии Луна и звёзды. 1902Рис. 8 - Полюсная звезда. Из серии Луна и звёзды. 1902Рис. 9 - Утренняя звезда. Из серии Луна и звёзды. 1902

1.БорисовскаяН.А.ЛевБакст. – М.: Искусство, 1978. – 120 с, ил.
2.Великие художники. Альфонс Мария Муха, 1860-1939.- М. Издательский дом «Комсомольская правда», 2011. – С. 48
3.Дункан А.. Моя жизнь - М.: Контракт-ТМТ, 1992. - 192 с.
4.Кочетова Е.В. Саломея//Энциклопедия литературных героев. М., 1997 С. 358
5.Мифы и легенды народов мира – Т.1/сост. Н.Будур, И. Панкеев. –М., 2000- 478 с.
6.Муха С. Альфонс Муха. Триумф стиля АртНуво. – М.:Магма, 2009 – 160 с.
7.Ормистон Р. Альфонс Муха. Лучшие произведения. – М.: Арт-родник, 2007 г. – 200 с.
8.Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства (1925) // Самосознание европейской культуры ХХ
9.века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. Р.А.
10.Гальцева.- М.: Изд-во полит.лит-ры, 1991.- С. 259.
11.Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004. – 392 с.
12.Турчин В. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. // Вестник Московского Университета. 1977. №6.
13.Ульмер Р. Альфонс Муха.– М.: Арт-Родник, 2008 – 96с.
14.Яракова А. На повороте столетий – 1991, №3 - С.49
15.Яхард Штраус. Опера: Иллючтрированная энциклопедия/Глав. Ред Стэнли Сэди. – М., 2006 С.234-235
16.Gabriele Fahr. -Becker Art Nouveau. - h. f. ullmann, 2008 г. - 428 с.
17.Mucha J. Meister der JugendstilsAlfonsMucha. Prag, 1965.

Вопрос-ответ:

Что такое танец модерн?

Танец модерн - это художественное направление в танце, которое развивалось в конце XIX - начале XX века. Он представляет собой особый стиль движения, отличающийся от классического балета. Танец модерн стремится к выражению эмоционального и философского содержания через свободные и необычные движения тела.

Как интерпретируют танец модерн в графических циклах Альфонса Марии Мухи?

Альфонс Мария Муха, известный французский художник и декоратор, в своих графических циклах интерпретирует танец модерн через изящные и элегантные изображения танцовщиц. Он изображает их в позах, характерных для танца модерн, с акцентом на изящество и грацию движений. В работах Мухи можно увидеть мощную энергию и высокую экспрессию, характерные для этого танцевального стиля.

Что именно влияло на танец модерн?

Танец модерн был влиян множеством факторов и тенденций, присущих эпохе конца XIX - начала XX века. Влияние оказали такие направления искусства, как символизм, модернизм и неоромантизм. Также важное влияние оказали новые идеи о свободе и выражении через танец, которые возникли в реформаторском движении танца, в частности, благодаря работы Марии Уигман и Изадоры Дункан.

Какие традиции скрывались за внешней непоколебимостью балета?

Внешняя непоколебимость традиций балета скрывала в себе внутреннюю готовность к реформам и податливость к воздействию других видов искусства. Балет не был равнодушен к тому, что происходило в эпоху конца XIX - начала XX века. Он активно принимал влияние новых идей и художественных тенденций, таких как символизм и модернизм, что привело к появлению новых форм и стилей в балете.

Каким образом танец модерн влиял на искусство балета в конце XIX - начале XX века?

Танец модерн оказал сильное воздействие на искусство балета. Внешне балет сохранял свои традиции, но внутри был готов к реформам и податлив к влиянию других видов искусства.

Какой стиль искусства возродил балет?

Балет был возрожден романтизмом. Это стиль искусства, в котором важно было выражение эмоций и подчеркивание личности исполнителя.

Какую роль сыграл танец модерн в искусстве балета?

Танец модерн сыграл важную роль в обновлении искусства балета. Он внес новые техники и элементы, расширил границы выражения и позволил артистам более свободно выразить свои эмоции.

Какие изменения произошли в балете под влиянием танца модерн?

Под влиянием танца модерн в балете произошли различные изменения. Были введены новые техники движения, расширились возможности выражения эмоций и личности исполнителя. Также появились новые темы и сюжеты, отражающие современную жизнь.

В чем заключается особенность графических циклов Альфонса Марии Мухи, связанных с интерпретацией танца модерн?

Графические циклы Альфонса Марии Мухи, посвященные интерпретации танца модерн, отличаются особой графической техникой и стилем. Они использовали элементы природы и символику, чтобы передать атмосферу и эмоции танцующих.

Какое влияние оказало движение модерн на танец?

Движение модерн оказало значительное влияние на танец. Балет, хотя и оставался приверженным своим традициям, стал более открытым для новых идей и экспериментов. Модернистские идеи о свободе выражения, эмоциональной интенсивности и абстракции нашли свое отражение в танцевальной технике и хореографии. Танцоры начали использовать более органические и естественные движения, а также играть с пространством и визуальным представлением на сцене.

Какие танцевальные элементы можно обнаружить на графических циклах Мухи?

На графических циклах Альфонса Марии Мухи можно обнаружить различные танцевальные элементы, характерные для движения модерн. В его работах можно увидеть изящные позы и пластические движения танцовщиц, абстрактные формы и линии, передающие эмоциональные состояния и настроение. Муха умело сочетает движение и статику, создавая особую атмосферу танца на своих иллюстрациях.