Роль деятельности в формировании личности.
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 14.03.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
2. Деятельность как основа развития личности
Заключение
Список использованной литературы
Стержневую основу умения учиться составляют общедеятельностные умения.
Длительное время учебная деятельность как ведущий вид деятельности рассматривалась в связи с обучением младших школьников. Спустя некоторое время она стала признаваться ведущим видом деятельности у старшеклассников, но с уже элементами исследовательского характера.
В психолого-педагогической науке продолжает разрабатываться подход, согласно которому учебная деятельность представляется в учебных умениях, являющихся ее конечной целью. Такое толкование оказалось более доступным для педагогов-практиков. Это направление исследований активно заявило о себе в 70-80-х годах ХХ в.
Выделяются следующие группы учебных умений и навыков учебной деятельности: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные.
Под формированием учебной деятельности Д.Б. Эльконин понимает процесс передачи отдельных действий этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.
В подростковом (среднем и старшем школьном) возрасте ведущей деятельностью постепенно становится общение.
Процесс формирования, начинаясь с взаимодействия с педагогом, постепенно переходит в плоскость взаимодействия со значимыми сверстниками и лишь потом становится сугубо индивидуальным. Источники возникновения и первоначального существования учебной деятельности у обучающегося В.В. Давыдов находит в управляющем влиянии системы социальных взаимоотношений, в которую учащийся по необходимости включен. Именно социальное взаимодействие обеспечивает формирование учебной деятельности, но с элементами инициативы учащегося. В.В. Давыдов указывает на существование психологических закономерностей формирования и развития учебной деятельности. Их знание позволяет планомерно управлять процессом организации учебной деятельности обучающихся не допуская преждевременного распада этого процесса.
Заключение
Итак, деятельность в любом своем виде – игра, учеба, общение, труд – является главным времяпрепровождением человека. Одновременно с этим, в соответствии с представлениями деятельностного подхода в психологии, она выступает и как основной инструмент развития человека.
Главный теоретик деятельностного подхода А.Н. Леонтьев убедительно доказал, что развитие человека идет по пути освоения все новых и новых видов деятельности, а позднее специалист по возрастной психологии Д.Б. Эльконин уточнил понятие ведущего вида деятельности для разных возрастов.
В современной психологии считается, что развитие человека проходит в несколько этапов. Эти этапы возрастные, но описываются они именно через определенный доминирующий вид деятельности.
В дошкольном возрасте главная деятельность – игра, в младшем школьном – учеба, в среднем школьном – общение, а в старшем школьном – труд. Выделение отдельного вида деятельности не означает, что человек не может выполнять и другие. Например, взрослый человек не только трудится, он и учится, и общается, и играет. Но именно тот факт, что он в совершенстве владеет всеми этими видами деятельности и доказывает, что он является развитой личностью.
Список использованной литературы
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 340 с.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
Мамардашвили М.А. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. С. 5-20.
Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 639 с.
Смирнова Е.О. Детская психология. СПб: Питер, 2010. 299 с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 7-14.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 147.
Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. С. 82.
Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 388.
Мамардашвили М.А. Философия и личность // Человек. – 1994. – № 5. – С. 17.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. С. 55.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. С. 56.
Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. С. 589.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. С. 85.
С. 62.
2
1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
2.Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 340 с.
3.Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
4.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
5.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
6.Мамардашвили М.А. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. С. 5-20.
7.Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 639 с.
8.Смирнова Е.О. Детская психология. СПб: Питер, 2010. 299 с.
9.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
10.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 7-14.
Вопрос-ответ:
Какие понятия связываются с формированием личности?
Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» связываются с формированием личности.
Чем отличаются понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
Понятие «человек» обозначает членов общества, понятие «индивид» - уникального представителя вида, понятие «личность» - индивидуальность, социально-психологическое образование, понятие «индивидуальность» - уникальные особенности индивида.
Какова роль деятельности в формировании личности?
Деятельность играет основополагающую роль в формировании личности. Через участие в различных видах деятельности человек определяет свои интересы, развивает навыки и умения, формирует свою личность и индивидуальность.
Чему в учебной деятельности придается большое значение?
В учебной деятельности придается большое значение развитию общедеятельностных умений, которые являются стержневой основой умения учиться.
Как изменилось отношение к учебной деятельности со временем?
Сперва учебная деятельность рассматривалась как ведущий вид деятельности только у младших школьников, но позже она стала признаваться ведущим видом деятельности и у старшеклассников, но уже с элементами исследовательского характера.
Какие понятия связаны с формированием личности?
С формированием личности связаны такие понятия, как "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность".
В чем состоит разница между понятиями "личность" и "индивидуальность"?
Личность - это устойчивая целостность психики, сложившаяся на основе индивидуальности, которая в свою очередь представляет собой уникальные индивидуальные особенности каждого человека.
Почему деятельность является основой развития личности?
Деятельность является основой развития личности, так как через активное взаимодействие с миром человек приобретает новые знания и опыт, формирует свои умения и навыки, развивает свои личностные качества.
В чем заключается роль обучения в формировании личности?
Обучение играет важную роль в формировании личности, так как через учебную деятельность человек получает знания, развивает свои умения и компетенции, формирует свою личностную и профессиональную идентичность.
Какие умения являются основой умения учиться?
Основой умения учиться являются общедеятельностные умения, такие как способность планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, участвовать в коллективном взаимодействии.