Родительское собрание как форма взаимодействия с семьей младшего школьника

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 27 27 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.02.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Организация родительского собрания
1.Основные задачи и формы проведения родительского собрания
2.Подготовка к родительскому собранию
Глава 2. Методы и приемы работы с родителями
2.1.Приемы, используемые в работе с родителями
2.2.Методические приемы на первом родительском собрании
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Кресло автора. Учитель предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства связаны с этим впечатлением? Что сегодня напоминает им об этом? Какое было у них самое любимое занятие? Кто их этим заинтересовал? Сохранились ли у них любимые игрушки? Что они напоминают и где хранятся? и т. д.
Три зеркала. Участникам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и веселым, в третьем – счастливым. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он более всего похож?


Методические приемы на первом родительском собрании

На первом родительском собрании учитель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. И в этом случае можно использовать игру, например одну из приведенных ниже.
Бинго. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на себя похожих, например: родился в феврале; любит тихие вечера; имеет большую коллекцию марок; нравится зима; любит море и т. д. Участникам нужно найти как можно больше людей, которые имеют схожие с ними качества.
Любимые животные.Каждый участник рисует или называет свое любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает и как связано с его характером. Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для данного животного.
Представление самого себя и своего соседа.Участники разбиваются на пары. Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать небольшие группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем родители представляют членов своей группы всем остальным.
Предмет моего детства. На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
Фильм, который я снял бы.Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они хотели бы экранизировать и какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссеров и актеров они пригласили бы и почему?
Знакомство-представление. Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обратить внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.
Представление соседа. Каждый родитель выбирает себе пару среди присутствующих. Далее идет общение по принципу журналистского интервью. Представление соседа происходит с учетом регламента (1–2 мин), юмористический компонент в общении поощряется. В завершение представления определяется пара-победитель.
Хобби. Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только рисунок, найти партнера, имеющего сходные интересы. Далее идет презентация друг друга с определением точности совпадения.
Завяжем узелки.Участникам раздают нити длиной 30–40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что их объединило в общую систему.
Описанные условия повышения эффективности родительского собрания и варианты их реализации помогут не только новичку, но и опытному классному руководителю, который подготовил и провел уже не одно собрание. Рассмотренные методы и приемы работы, несмотря на наличие алгоритма подготовки собрания, позволят педагогу не повторяться, творчески и по-новому подходить к организации каждого такого мероприятия.( Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А., 2005).
Заключение
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести. Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.
Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.
Различают организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные родительские собрания.
Во время проведения родительского собрания необходимо соблюдать этические нормы. Нельзя забывать о том, что каждый учащийся является личностью, по этому обсуждение успехов или поведения конкретных учеников должно происходить с глазу на глаз с их родителями. Не стоит выносить на общее обсуждение какие-либо острые проблемы с конкретными детьми, это только испортит отношение к преподавателю, как ученика, так и его родителей.
Многие родители не видят смысла ходить на родительские собрания, мотивируя это нежелание тем, что дети им сами рассказывают о происходящем в классе. Однако всегда полезно представлять проблему с разных сторон. Мнение о жизни класса, полученное от рассказов ребенка отражает его восприятие событий – у учителя может быть несколько другое видение происходящего. Кроме того, присутствуя на родительском собрании, родители получают полную объективную информацию о происходящих и планируемых в школе (классе) мероприятиях, могут поговорить об успехах и поведении своего ребенка. У них складывается свое личное отношение к классному руководителю.
Большая роль в просвещении родителей класса ложится на плечи классного руководителя. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.
С первого дня знакомства с родителями необходимо говорить им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы. К сожалению, родителей сегодня нигде не учат, как надо правильно воспитывать детей. Значит, особую значимость должны иметь родительские собрания. Поэтому в разделе функциональных обязанностей классного руководителя проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания. 
Список использованной литературы
Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителе начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. М., 2000.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – (Педагогика. Психология. Управление)
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М.: "ВАКО" 2004, (Педагогика. Психология. Управление)
Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.
Пашкова А.М. Как эффективно провести родительское собрание// Журнал "Справочник классного руководителя" № 11, 2009.
Работа с родителями: Сборник статей. / Под общ. ред. Осиповой М.П., Бутрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).
Приложения
Приложение 1
Примерные темы родительских собраний
В первом классе:
«Особенности интеллектуального и личностного развития детей»;
«Леворукость и праворукость»;
«Как развить у ребенка желание читать»;
«Подвижные и медлительные дети»;
«Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением».
Во втором классе:
«Особенности учебников, по которым учатся ваши дети»;
«Утомляемость ребенка: как с ней бороться»;
«Поощрение и наказание в семье»;
«Как научить ребенка говорить правду».
В третьем классе:
«Семейные праздники и их значение для ребенка»;
«Если ваш ребенок часто болеет»;
«Как развивать память ребенка»;
«Домашние задания и их назначение».
В четвертом классе:
«Ваш ребенок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании»;
«О чем может рассказать школьный дневник»;
«Способности и прилежание - звенья одной цепи»;
«Нравственные уроки начальной школы»;
«Как научить дочь или сына говорить «нет»«;
«Выбор дальнейшего пути: «за» и «против»«.
Приложение 2
Рекомендации по проведению родительских собраний:
собрание следует проводить в удобное для родителей время;
тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;
нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;
нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.
Советы психологов:
Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
Длительность собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
Давать негативную оценку всему классу.
Переоценивать значение отдельных предметов.
Избирать для общения назидательный тон.












2

Список использованной литературы
2.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителе начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. М., 2000.
3.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – (Педагогика. Психология. Управление)
4.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М.: "ВАКО" 2004, (Педагогика. Психология. Управление)
5.Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
6. Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
7.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.
8.Пашкова А.М. Как эффективно провести родительское собрание// Журнал "Справочник классного руководителя" № 11, 2009.
9.Работа с родителями: Сборник статей. / Под общ. ред. Осиповой М.П., Бутрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003
10.Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.
11.Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2.
12.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).

Вопрос-ответ:

Какие основные задачи и формы проведения родительского собрания?

Основные задачи родительского собрания включают ознакомление родителей с программой обучения, правилами и расписанием занятий, информирование о планах и мероприятиях школы, а также обмен опытом и взаимодействие между родителями и педагогами. Формы проведения родительского собрания могут быть различными: информационные лекции, дискуссии, групповые и индивидуальные консультации, игровые и творческие мероприятия.

Как можно подготовиться к родительскому собранию?

Для подготовки к родительскому собранию рекомендуется ознакомиться с программой обучения и правилами школы, чтобы иметь представление о том, чем занимается ребенок в школе. Также стоит подумать о вопросах, которые хотелось бы задать учителю или классному руководителю. Изучение материалов, предоставленных школой, и обсуждение с другими родителями также может помочь быть готовыми к родительскому собранию.

Какие приемы можно использовать в работе с родителями?

В работе с родителями можно использовать различные приемы, такие как проведение бесед, презентации, игровые и творческие задания, опросы и анкетирование, обсуждение ситуаций из практики, консультации и совместное планирование. Важно учитывать особенности каждой семьи и адаптировать приемы под их потребности и интересы.

Какие методические приемы могут быть использованы на первом родительском собрании?

На первом родительском собрании можно использовать методические приемы, направленные на знакомство и установление коммуникации между родителями и педагогами. Это могут быть игры и упражнения для знакомства, презентации, рассказы о своей работе и методиках обучения, а также возможность задавать вопросы и обсуждать важные темы.

Какие чувства могут быть связаны с самым ярким впечатлением детства?

Самое яркое впечатление детства может вызывать разнообразные чувства: радость, восторг, удивление, волнение, испуг, счастье, грусть, ностальгию и т.д. Все зависит от конкретного воспоминания и его значения для ребенка.

Какую роль выполняет родительское собрание в взаимодействии с семьей младшего школьника?

Родительское собрание является важной формой взаимодействия семьи и школы. Оно позволяет родителям получить информацию о школьной жизни своего ребенка, обновить свои знания и навыки в вопросах воспитания и образования, а также установить контакт с педагогами и другими родителями.

Какие задачи решаются на родительском собрании?

Основные задачи родительского собрания - обеспечить взаимодействие между школой и семьей, обсудить вопросы воспитания и обучения, ознакомить родителей с педагогическими принципами и методами работы, предоставить информацию о текущих и планируемых мероприятиях школы, спланировать совместную деятельность и решить возникающие проблемы.

Как проводится родительское собрание?

Родительское собрание может проводиться в форме презентации, дискуссии, викторины, игровых упражнений и др. На собрании могут присутствовать педагоги, психологи, социальные работники, представители администрации школы. Обычно на собрании представляются основные правила и нормы поведения в школе, рассказывается о программе обучения и режиме занятий, дается информация о мероприятиях и праздниках, а также обсуждаются вопросы, предложенные родителями.

Как можно подготовиться к родительскому собранию?

Для подготовки к родительскому собранию можно прочитать письмо-приглашение и программу собрания. Также полезно обсудить с ребенком его успехи и проблемы в школе, заранее подготовить интересующие вопросы. Важно быть готовым к диалогу, выслушивать других и выражать свои мнения и предложения. Также можно обратиться к сайту школы или к педагогам для получения дополнительной информации.