Социальная политика государства
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 44 + 44 источника
- Добавлена 01.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Социальная политика государства как инструмент реализации принципов социального государства
1.1. Сущность социального государства и его основные принципы
1.2. Социальная политика государства и этапы ее эволюции
1.3. Основные задачи и функции социальной политики государства
1.4. Конституционные основы социальной политики РФ
Глава 2. Альтернативные подходы к социальной политике государства в зарубежных концепциях
2.1. Социальные функции государства в различных концепциях
2.2. Зарубежные модели социальной политики
2.3. Основные характеристики и правовые аспекты модели социальной политики Нидерландов
Глава 3. Критерии выбора и условия формирования национальной модели социальной политики
3.1. Формирование социальной политики в Российской Федерации
3.2. Правовое регулирование в сфере социального обеспечения и социальной поддержки населения в РФ
3.3. Анализ социально-экономических индикаторов и результативности проводимой социальной политики РФ
Заключение
Библиографический список
Семейное положениеБазовая часть субсидииОтпускное пособиеОдинокий997,1253,53Одинокий родитель с ребенком в возрасте до 18 лет1238,6468,82В браке682,5138,24В браке c партнером моложе 65 лет, включая 100% надбавки 1365,0276,48В браке c партнером моложе 65 лет, без надбавок997,1253,53Примечания к таблице 4: AOW-пособие одинокого пенсионера составляет 70% от МРОТAOW-пособие одинокого пенсионера-родителя составляет 90% от МРОТAOW-пособие пенсионера, состоящего в браке, составляет 50% от МРОТЕсли супруг(а) не достигли 65-летнего возраста, пенсионер имеет право на дополнительные надбавки. Базовый размер AOW-пособия лица, вышедшего на пенсию до 01.02.1994 года и имеющего партнера в возрасте до 65 лет, составляет 70% от МРОТ. В данном случае максимальный размер надбавок может составить 30% отМРОТ (367,90 Евро). Размер надбавок зависит от доходов более молодого партнера (а также от суммы его отчислений в пенсионный фонд). Трудовые доходы (или другие пособия) партнеров полностью вычитаются из суммы надбавокДля лиц, имеющих партнера в возрасте до 65 лет, и, которые выйдут на пенсию после 01.01.2015, надбавки к AOW-пенсии полностью упраздняются.Социальная опека малоимущего населения. Обратиться за социальной помощью государства может любой резидент Нидерландов, без постоянных доходов или имущества, не имеющий возможности самостоятельно обеспечивать себя и не получающий иных видов пособий. Социальная помощь предоставляется в виде субсидий до момента получения рабочего места. Функция проведения мероприятий по социальному обеспечению малоимущего населения возложена на муниципалитеты.На субсидии могут рассчитывать лица:- проживающие на территории Нидерландов;- достигшие восемнадцати лет и старше;- имеющие доход ниже прожиточного минимума;- не получающие других видов пособий;- имеющие имущество ниже установленной суммы.Личные сбережения, а также стоимость автомобиля не могут превышать определенный максимум. Например, для семей он составляет 10 650 Евро, а для одиноких людей – 5 325 Евро. Недвижимое имущество также учитывается. Например, стоимость дома за минусом выплаченной суммы ипотечных взносов не может превышать 44 900 Евро. Данные лимиты индексируются каждые шесть месяцев.Заявки на получение субсидии принимаются «Центром занятости и доходов» и рассматриваются в течение восьми недель. Однако каждый обратившийся в ЦЗД имеет право на предварительное пособие, не дожидаясь момента утверждения суммы дотации. Предварительное пособие составляет 90% от предполагаемой суммы материальной помощи.Размер пособия зависит от действующих стандартов социального обеспечения, которые отличаются для каждой группы населения. Выделяют пять социальных групп населения: лица в возрасте от 21 до 65 лет;- лица старше 65 лет;- лица, состоящие в браке или проживающие вместе;- одинокие родители;- одинокие лица.В случаях, когда у получателей социальной помощи возникают непредвиденные расходы, связанные с поддержанием их жизнедеятельности (например, приобретение очков или зубных протезов), и которые они самостоятельно не могут оплатить, муниципалитетом могут быть выделены дополнительные средства.Таблица 5. Размеры пособий для малоимущего населения (по состоянию на 1 января 2011 года, Евро в месяц)Социальная группаРазмер пособияЛица, состоящие в браке или проживающие вместе в возрасте от 21 до 65 летПо 50% МРОТ на каждого партнераОдинокие родители в возр. от 21 до 65 лет70% МРОТОдинокие лица в возрасте от 21 до 65 лет50% МРОТЛица старше 65 летВ соответствии с AOW-пособиямиЛица в возрасте 18, 19 и 20 летВ соответствии с детскими пособиямиПомимо прямых денежных ассигнований муниципалитеты могут оказывать социальную поддержку путем оплаты счетов третьих лиц. Если по каким либо причинам человек не может оплачивать часть своих расходов, например плата за аренду жилья, пребывание в больнице или другое необходимое медицинское обслуживание, муниципальные органы могут взять оплату на себя.За получателем материальной помощи также закреплено право на получение пособия выходного дня (из расчета 13 рабочих дней для лиц, старше 65 лет, а также лиц, освобожденных от поиска рабочего мета, и 20 дней для лиц, моложе 65 лет).Получатель пособия обязан:- зарегистрироваться в ЦЗД (CWI);- делать все возможное для самостоятельного обеспечения;- искать любую работу, в том числе не по специальности;- пользоваться всеми возможностями, предоставляемыми муниципальными органами, такими как курсы по повышению квалификации;- проходить медицинское освидетельствование и следовать советам психологов, если требуется;- предоставлять муниципальным органам правдивую информацию о семейном положении и дополнительных доходах.Пособие по болезни. «Закон о пособиях по болезни» гарантирует получение дополнительного дохода в случаях непредвиденной потери трудоспособности по причине временного заболевания. Заявление на получение данного вида пособия подается в Агентство социальной защиты при соблюдении следующих условий: - возраст не старше 65 лет;-быть трудоустроенным на условии контракта (кроме владельцев собственных компаний);Для таких групп профессий как музыканты и деятели искусства, условия для предоставления пособия отличаются.Закон также распространяется в случае:- трудоустройства на условиях временного контракта ()- работы по требованию (call-on контракт);- окончания срока трудового договора в период болезни;- работы на дому;- болезни в период получения пособия по безработице (через Центр занятости и доходов);- заболевания, приобретенного вследствие беременности и родов;- временной потери трудоспособности по причине донорства органов (предоставления органов для трансплантации).Предприниматели и директора компаний, владеющие основным пакетом акций предприятия, не имеют права претендовать на получение пособия по болезни в соответствии с системой обязательного страхования, однако предусмотрено страхование на добровольной основе через Агентство социальной защиты.Размер пособия составляет 70% от средней ежедневной ставки заработной платы (но не более 179,90 Евро без учета отчислений, по состоянию на 1 июля 2008). Глава 3. Критерии выбора и условия формирования национальной модели социальной политики3.1. Формирование социальной политики в Российской ФедерацииВ развитии социальной политики Российской Федерации можно выделить как минимум три этапа, представляющих функционирование различных моделей социального развития:1. Первый этап (первая половина 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения. Данная модель была заимствована из практики регулирования социальной сферы СССР.Среди основных недостатков патерналистской модели можно выделить перекрестную реализацию социальных программ, вызывающую дублирование социальной помощи и неоправданно высокие (с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу. На этом этапе социальная политика в России, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. В то же время усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план.Повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни не только всего населения, но даже работников отраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита.Таким образом, патерналистская модель показала свою неэффективность в регулировании современных социальных процессов в обществе. Вместе с тем ее применение на начальном этапе социально-экономических преобразований в России было обосновано в силу ряда причин, среди которых:- резкое падение уровня жизни населения;- отсутствие опыта решения столь масштабных задач в области социальной политики;- недостаточная определенность социально-экономических приоритетов государства;- отсутствие нормативно-методической базы для решения многих задач социальных реформ;- несформировавшаяся рыночная социальная структура общества.Резкое обострение бюджетно-финансовых проблем в условиях экономики кризисного состояния подтвердило бесперспективность попыток решить социальные проблемы лишь путем дальнейшего наращивания финансирования, без проведения глубоких структурных социальных преобразований, тем более что сохранение традиционных методов социальной политики приводило к прямо противоположным результатам: например, перекрестное субсидирование жилищно-коммунальных расходов в большей степени повышало уровень благосостояния богатых слоев общества, чем бедных.2. Второй этап современной истории развития российской социальной политики составляет переход от патерналистской модели к адресной системе. Именно переход, так как мы еще далеки от достижения этой цели. Основными характеристиками этой модели являются: - четкое определение приоритетов социальной политики;- дифференциация социальной политики государства в отношении различных слоев населения;- корректное выделение категорий получателей социальной помощи;- доведение до получателей социальной помощи финансовых ресурсов в полном объеме;- определение и разграничение полномочий в реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы.Важнейшей задачей в сфере социальной политики становится существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наибол6ее острых социальных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных бюджетных расходов, и более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов в социальной сфере.Примеры неэффективного расходования средств существуют практически в каждой отрасли социальной сферы и связаны, прежде всего, с преобладанием безадресных форм социальных выплат. Согласно оценкам Международной организации труда, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран и в некоторых странах Восточной Европы колеблется в пределах 30-50%. Один из важнейших аспектов изменения социальной политики связан с переходом от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов. Это является одной из важнейших форм перехода от системы социального патернализма к адресной социальной системе. Формирование адресной социальной поддержки предполагает введение целевого характера в системе распределения и использования социальных трансфертов, в том числе и как основы межбюджетных отношений.В рамках реализации адресной модели социальной системы Российской Федерации можно выделить следующие этапы:- антикризисное управление социальными процессами в обществе;- достижение социальной стабильности;- устойчивое развитие социальной сферы.Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в социальной сфере соответствует первому этапу становления вышеуказанной модели. Управление социальными процессами в значительной степени осуществляется по принципу «пожарной команды», когда основные усилия прилагаются к решению самых неотложных проблем, представляющих угрозу существованию единого социального пространства на территории Российской Федерации.В сложившейся ситуации Правительство России в документе «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране», принятом в декабре 1998 года, поставило на первый план оперативное решение вопросов нормализации сферы жизнеобеспечения, поддержания доходов населения, смягчения последствий финансового кризиса для населения.На этом этапе совершенствовалась нормативно-правовая база новой модели адресной социальной защиты Российской Федерации.3. Третий этап формирования социальной политики в рамках перехода к адресной социальной системе характеризуется двумя основными тенденциями. Одна их основных черт системного изменения модели социальной политики – ее муниципализация, т.е. смещение по иерархии управления вниз, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств путем предоставления возможности в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. При этом должно сохраняться единое социальное пространство на территории России путем установления федеральных минимальных гарантий в социальной области (минимальных социальных стандартов).Другой характерной чертой третьего этапа формирования социальной политики является «монетизация» социальных льгот. Данный процесс подразумевает замену основной массы социальных льгот для определенных категорий льготников ежемесячными денежными выплатами. Таким образом, изменения в модели социальной политики Российской Федерации способствуют постепенной трансформации государственного патернализма в умеренно либеральную социальную систему. Только такая модель может обеспечить совпадение и непротиворечивость социальных целей и механизмов их достижения. Такая позиция находит отражение в официальной позиции Правительства России и закрепляется в государственных социальных программах.Основной задачей социальной политики на ближайшую перспективу – 2012-2017 гг. является достижение социальной стабильности развития общества. Социальная стабильность – это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе. Таким образом, устойчивое развитие социальной сферы становится принципиальной особенностью перспективной стратегии социально-экономического развития России, формируемой на современном этапе. При этом долгосрочными целями социальной политики является создание так называемого субсидиарного государства, которое предполагает:- достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;- гарантию конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;- обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;- нормализацию и улучшение демографической ситуации;- существенное улучшение социальной инфраструктуры.В настоящее время в России реализуется принцип, в соответствии с которым государство должно существовать для человека, для осуществления возможности использовать свои права и свободы. В этом контексте необходимо определить модель социального государства, позволяющую наиболее эффективно реализовать концепцию социально ответственного государства в России.3.2. Правовое регулирование в сфере социального обеспечения и социальной поддержки населения в РФРеализуя право на материальное обеспечение в виде социальных услуг, пожилые, нетрудоспособные, малообеспеченные граждане, а также граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, вступают в правоотношения по социальному обслуживанию, становясь их субъектами.Правовое регулирование в сфере социального обеспечения населения РФ обеспечивается следующими Федеральными законами (ФЗ):- ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», 1991. - ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», 1992. - ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 1995. - ФЗ «О ветеранах», 1995. - ФЗ «О социальной защите инвалидов», 1995. - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», 1995.- ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», 1995.- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996. - ФЗ «О статусе военнослужащих», 1998.- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998. - ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ», 1999.- ФЗ «О государственной социальной помощи», 1999.- ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», 2000. - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 2001.- ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 2004.- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122 от 22.08.2004 г. (в средствах массовой информации этот закон трактуется как закон о монетизации льгот).- ФЗ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».Законодательство, регулирующее отношения по социальному обслуживанию, наряду с федеральными законами, охватывает громадный массив и иных актов, принятых различными государственными органами.Следует выделить три основных этапа формирования отечественной правовой базы, посвященной различным аспектам социального обеспечения.1-й этап: 1990 - 1996 гг. Характерной особенностью данного этапа является принятие Конституции Российской Федерации, оформившей начало формирования объективно новой нормативной базы во всех отраслях общественных отношений, законодательное закрепление вопросов здравоохранения, образования. Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998 г. Пенсии могут просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.Особые условия назначения пенсий для военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ, ФСК, ФСБ были установлены Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 г.Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. предусмотрено право на пенсионное обеспечение родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.С 1993 г. начинает создаваться реальная база для закрепления права граждан РФ на охрану здоровья. Так, 22 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».Существенные изменения произошли и в системе пособий. Так, в соответствии сЗаконом РФ «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. лица, считающиеся безработными, приобрели право на получение соответствующего пособия. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием была установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».В 1995 г. с принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также законов о социальном обслуживании, по сути дела, была сформирована законодательная база в области социальной защиты инвалидов.Право граждан на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятыми 15 ноября 1995 г. и 2 августа 1995 г., которые заложили правовую базу всестороннего развития социальных услуг. Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (статья 1). Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание государственной системой социальных служб по основным видам, определенным законом (пункт 1 статьи 7). Весьма важное значение имеет положение статьи 6 этого закона о том, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Государственные стандарты утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Федерации. Согласно статье 24 этого закона социальные услуги, входящие в федеральный перечень, предоставляются бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты. Основным критерием дифференциации условий пользования социальными услугами является уровень материальной обеспеченности нуждающегося в них лица и его семьи. Стремление законодателя наиболее полно урегулировать вопросы социальной защиты той или иной категории граждан повлекло за собой практику принятия межотраслевых нормативных актов, посвященных (целиком либо частично) их социальной защите. В качестве примера можно назвать следующие российские законы: «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (1997) и др. Названные федеральные законы предусматривают комплекс самых разных социальных услуг.Принятый 12 января 1996 г. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение соответствующего пособия либо (по их выбору) на бесплатные услуги по погребению в размере, непревышающем пособие.2-й этап: 1997 - 2001 гг. На данном этапе осуществляется формирование пенсионного и трудового законодательства, законодательно закрепляются основные начала положений о детях (в том числе детях-инвалидах).Существенным шагом в развитии российской системы социального обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат:- за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы;- матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;- лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы;- лицам, достигшим 80-летнего возраста;- престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;- студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинскимпоказаниям;- неработающим женам военнослужащих, проживающим вместе с мужьями вместностях, где они не могут трудоустроиться;- на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;- беженцам и вынужденным переселенцам;- на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.3-й этап: 2002 - 2012 гг. Регламентация отношений в области социальной защиты в наибольшей степени была обусловлена происходящими переменами в организации публичной власти (централизация власти, реформа местного самоуправления, перераспределение полномочий, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти).Принятие Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2004 г., предусматривающих замену большей части натуральных льгот денежными компенсациями в связи с приведением системы социальной поддержки граждан, нуждающихся в дополнительных социальных гарантиях, в соответствии с новым разграничением полномочий и принципами социально ориентированной рыночной экономики.Именно в этот период нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов» подверглись наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие «реабилитация инвалидов», расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначились пробелы в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот.Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:1) разграничения предметов ведения;2) создания и функционирования организационного механизма;3) труда и занятости;4) обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;5) деятельности общественных объединений инвалидов.В этот период принимаются Федеральный Закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства вотношении несовершеннолетних граждан», Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», регулирующие правовые отношения в области социальной опеки детей.С 2002 года с принятием ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» начинается новая фаза Пенсионной реформы РФ. Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.С 2008 г. запущена программа по государственномусофинансированию накопительной части трудовой пенсии. Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ с 1 января 2010 года неработающим пенсионерам предусмотрена социальная доплата к пенсии. Социальная доплата к пенсии — предоставление гражданам денежной суммы к пенсии с учетом иных мер социальной поддержки (государственной социальной помощи и других социальных выплат). Социальная доплата к пенсии устанавливается в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.С принятием ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.Вместо единого социального налога с 2010 года вводятся страховые взносы во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Законом предусмотрено, что с 2011 года его ставка составит 34 %.Вместе с тем, для определенных категорий плательщиков страховых взносов, к которым относятся сельхозпроизводители, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, предприятия, производящие выплаты инвалидам, предприятия, принадлежащие обществам инвалидов, в течение 2011-2014 гг. установлены пониженные тарифы страховых взносов, и переход на тариф в размере 34% планомерно произойдет к 2015 году.В настоящий период в России осуществляется переход на использование новых механизмов смешанного финансового участия в реализации социальных программ, то есть механизмов привлечения внебюджетных средств для финансирования социальной сферы. Кроме этого, осуществляется реформирование системы социального страхования, которая из второстепенных методов финансирования переходит в разряд основных и наиболее адекватных развивающимся рыночным условиям. Правительством РФ разработаны и реализуются приоритетные национальные проекты по наиболее важным направлениям общественной жизни: «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здравоохранение», «Жилье». Их общая задача – повышение эффективности реформ по различным направлениям. В субъектах Российской Федерации по приоритетным национальным проектам принимаются комплексные программы, утверждаются сетевые графики и организуется работа по их реализации, в том числе в муниципальных образованиях. Кроме этого, многие из них заключили соответствующие соглашения с федеральными министерствами. Введены в действие системы мониторинга и контроля за процессом реализации приоритетных национальных проектов.3.3. Анализ социально-экономических индикаторов и результативности проводимой социальной политики РФСуществуют различные подходы к определению уровня жизни населения, акцентирующиеся или отталкивающиеся от разных исходных понятий: от производства, от потребления, от доходов, от стоимости жизни, от потребительских нормативов и стандартов или имеют комплексный многоаспектный характер.В экономической литературе преобладают два основных подхода к оценке фактического состояния уровня жизни населения России: пессимистический (только негативные тенденции) и позитивный (только положительные тенденции). В связи с этим представляется крайне необходимым выбрать индикаторы, свидетельствующие о результативности социальной политики, и определить тенденции в уровне жизни населения за последние годы на макро- и мезоуровне.К анализу отобраны официальные данные Госкомстата, в динамике за 2007-2011 гг. изучаются следующие показатели:- величина прожиточного минимума, в том числе по социально-демографическим группам населения;- соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума;- минимальный размер оплаты труда;- размер пенсий, стипендий, пособий, в том числе в соотношении с величиной прожиточного минимума;- удельный вес социальных выплат в структуре ВВП и в объеме денежных доходов населения;- общий объем социальных выплат;- численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;- расходы на выплату пособий и социальную помощь.Динамика величины прожиточного минимума представлена в табл. 6. Анализируя данные таблицы, можно утверждать, что соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в период с 2007 по 2010 гг. изменялось незначительно и в среднем находилось на уровне 330%. Рост показателя величины прожиточного минимума за рассматриваемый период составил 63%.Таблица 6.ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА в 2007-2011 гг.,(в среднем на душу населения; рублей в месяц)ГодВсе населениеиз него по социально-демографическим группам населенияСоотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентовтрудоспособное населениепенсионерыдети20073847415930653679327,620084593497136444389325,320095153557241004930326,820105688613845215489330,020116287679249616076327,1Динамика основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ в 2007-2010 гг. представлена в табл.7. Минимальный размер оплаты труда вырос с 1100 руб. в 2007 г. до 4330 руб. в 2009-2011 г., что составило около 400%. С 01.06.2011 года МРОТ индексируется до 4611 руб.Размер базовой части трудовой пенсии по старости: также увеличился и составил 40% за рассматриваемый период.В части гарантированных государством пособий необходимо отметить, что с 2008 г. законодательством предусмотрена выплатаединовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. С 2007 года впервые введены выплаты по государственному сертификату на материнский капитал в размере 250 000 руб. В дальнейшем размер материнского капитала индексировался..Таблица 7ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2007-2011 гг., (на 1 января; рублей)20072008200920102011Оплата труда и пенсии (в месяц)Минимальный размер оплаты труда1100,02300,04330,04330,04330,0Размер базовой части трудовой пенсиипо старости:1035,11560,01794,02562,0-по инвалидности:I степени517,6780,0897,01281,0-II степени1035,11560,01794,02562,0-III степени2070,23120,03588,05124,0-по случаю потери кормильца:детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам), на каждого ребенка1035,11560,01794,02562,0-другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, на каждого члена семьи517,6780,0897,01281,0-Продолжение таблицы 7ПособияЕдиновременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель)300325,5374,6412,1438,9Родовой сертификат1000010000110001100011000Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву-14000158201740218533,1единовременное пособие при рождении ребенка800086809989,910988,911703,1Ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком15001627,51873,12060,42194,3Ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующими детьми30003255,03746,24120,84388,7Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву-6000678074587972,8Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал250000276250312162,5343378,8365698,4Социальное пособие на погребение10001000400040004000Стипендии (в месяц)Минимальный размер стипендии:студентов федеральных государственных высших учебных заведений600900110011001100государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования210315400400400Анализируя размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума (таблица 8), необходимо отметить, что практически все показатели за исключением размера трудовой пенсии по инвалидности третьей степени в 2010 г. ниже величины прожиточного минимума, что характеризует диспропорции в системе социального обеспечения. Наименьший показатель соотношения наблюдается в размере стипендий и составляет около 5% для государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и 15-20% для студентов федеральных государственных высших учебных заведений.Тем не менее, минимальный размер оплаты труда в соотношении с величиной прожиточного минимума вырос с 27,5% в 2007 г. до 62,0% в 2010 г., что свидетельствует о результативности проводимой государственной социальной политики.Таблица 8РАЗМЕРЫ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СООТНОШЕНИИ С ВЕЛИЧИНОЙ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА в 2007-2011 гг.(на 1 января; в процентах)20072008200920102011Оплата труда и пенсии (в месяц)Минимальный размер оплаты труда27,548,478,872,762,0Размер базовой части трудовой пенсиипо старости:35,144,544,462,6-по инвалидности:I степени17,522,222,231,3-II степени35,144,544,462,6-III степени70,288,988,7125,3-по случаю потери кормильца:детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам), на каждого ребенка35,144,544,462,6-Продолжение таблицы 8другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, на каждого члена семьи17,522,222,231,3-ПособияЕжемесячное пособие по уходу за первым ребенком42,438,638,638,835,0Ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующими детьми84,877,277,177,670,1Стипендии (в месяц)Минимальный размер стипендии:студентов федеральных государственных высших учебных заведений15,018,920,018,515,7государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования5,36,67,36,75,7Общий объем социальных выплат увеличился более чем в 2 раза и составил в 2010 г. 5711, 3 млрд. руб. (Таблица 9). Основной объем средств был направлен на выплату пенсий, более 69% от общего объема выплат. Таблица 9ОБЩИЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ за 2007-2010 гг.(по данным баланса денежных доходов и расходов населения)2007200820092010Социальные выплаты, млрд. руб. из них:2477,73333,34247,75711,3пенсии1669,72282,32825,83961,4пособия639,5830,01167,91498,3стипендии26,435,739,840,8Удельный вес социальных выплат, процентов:в ВВП7,58,110,912,7Продолжение таблицы 9в объеме денежных доходов населения11,613,214,817,8Изменение социальных выплат, в процентах к предыдущему году109,3117,9114,1125,8Также необходимо отметить рост удельного веса социальных выплат в общем объеме ВВП с 7,5% в 2007 г. до 12,7% в 2010 г., в общем объеме денежных доходов населения с 11,6% в 2007 г. до 17,8% в 2010 г.Значимым показателем результативности проводимой социальной политики является численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В период с 2007 по 2010 г. данный показатель сократился незначительно и составил 12,6% от общей численности населения в 2010 г. (табл. 10).Важное значение при осуществлении мероприятий социальной политики представляют федеральные целевые программы, направленные на повышение уровня жизни отдельных категорий граждан. В 2007-2009 гг. бюджетом РФ были предусмотрены выплаты на следующие программы:1. Федеральная целевая программа «Дети России»;1.1. Подпрограмма «Здоровое поколение»;1.2. Подпрограмма «Дети и семья»;1.3. Подпрограмма «Одаренные дети»;2. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы». Размер субсидий на данные нужды представлен в табл. 11.Таблица 10ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА за 2007-2010 гг.2007200820092010Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимумамлн. человек18,718,818,217,9в процентах от общей численности населения13,313,413,012,6Таблица 11ВЫПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ВОПРОСАМСОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ (млн. руб.),2007200820091. Федеральная целевая программа "Дети России"1.1. Подпрограмма "Здоровое поколение"4607,26479,82863,81.2. Подпрограмма "Дети и семья"6509,54820,18349,61.3. Подпрограмма "Одаренные дети"536,8616,3363,22. Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"529,3181,1873,3Расходы на выплату пособий и социальную помощь за 2007-2010 гг. представлены в табл. 12. Основной объем средств в 2010 г. был направлен на выплату пособияпо временной нетрудоспособности (185001 млн. руб.) и по уходу за ребенком до 1,5 лет (119544 млн. руб.).Таблица 12РАСХОДЫ НА ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ И СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ за 2007-2010 гг.(по данным баланса денежных доходов и расходов населения)2007200820092010Расходы на выплату пособий и социальную помощь - всего63949882999511679131498318в том числе:пособия по временной нетрудоспособности106391134413151430185001семейные и материнские пособияв том числе:Продолжение таблицы 12по беременности и родам29410442225703966948при рождении ребенка12246141581687813686по уходу за ребенком до 1,5 лет543067521097067119544по уходу за детьми-инвалидами776912680760ежемесячное пособие на ребенка24090326114089843081выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву-73712471928выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемному родителю-9952104909294денежные выплаты отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета201396231099258489288341денежные выплаты отдельным категориям граждан за счет средств субъектов Российской Федерации86160157136221785301543субсидии и льготы гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг6046474363131427235146пособия и материальная помощь безработным15733159544912452810возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение1423658565856641ЗаключениеАнализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме выпускной квалификационной работы позволил автору сделать ряд основных выводов.Особую актуальность сегодня приобретает экономическая теория социальной рыночной экономики как практически работающей модели встроенности рынка в структуру социальной политики государства. Сложность проблемы наглядно видна уже в многообразии типов моделей социального государства. В исследовании сделана попытка систематизировать рассмотренные модели: неолиберальную, консервативно-корпоративную, социал-демократическую, социально-ориентированную, континентальную, скандинавскую, англосаксонскую и др. Развитие теории социальной рыночной экономики рассмотрено в рамках реализации умеренно-либеральной концепции, позволяющей сочетать либерализм и порядок в деятельности государства, рыночные и регулятивно-социальные начала, находить и поддерживать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью через развитие сети институтов гражданского общества.В квалификационной роботе дана группировка вариантов национальной социальной политики, исходя из различных критериев: уровня социальных расходов государства, различия политико-философских концепций, положенных в основу реализуемой социальной политики, различия движущих сил развития источников социальной политики, степени охвата населения системой социальной защиты, уровня декоммодификации индивида по масштабам государственного вмешательства, уровня социальных обязательств государства, инструментам государственного регламентирования. Изучены базовые принципы реализации социальной политики Нидерландов, являющейся примером для многих европейских государств. По нашему мнению, существуют предпосылки для использования многих принципиально важных элементов голландской модели социальной политики в нашей стране. Помимо исторических традиций социального государства и активного социально-экономического патернализма, такой предпосылкой является переходное состояние российского общества, в котором многие рыночные отношения и институты еще окончательно не сформировались. Ряд основных принципов экономической модели социальной рыночной экономики очень актуален для России, в частности разработка и проведение политики занятости, доходов, промышленной и антимонопольной. В последние годы получает распространение идея социального партнерства, несмотря на то, что она не привычна для общественного сознания и экономической практики нашей страны.Значимость голландской модели для наших условий определяется тем, что, во-первых, она снимает традиционное противопоставление рынка и государства и обеспечивает их органичное единство, во-вторых, соответствует историческим традициям России – высокой экономической и социальной роли государства.Обоснована необходимость формирования качественно новой модели (по конкретному содержанию, направленности, инструментария, сочетанию различных методов, частных институтов, государства и бизнеса) национальной социальной политики государства активного, конструктивного, превентивного и консенсусного типа, призванной: минимизировать социальные издержки проведенной экономической трансформации, снять социальное напряжение, облегчить адаптацию активной части трудоспособного населения к рыночным рискам и повысить конкурентоспособность, создать возможность для перехода от стратегии элементарного выживания к стратегии общественно приемлемого и доступного уровня развития.Разработка национальной модели социально-ориентированной рыночной экономики предполагается в виде следующих блоков: социальная диагностика, выявление социальных проблем; определение социальных приоритетов, социальное целеполагание; разработка системы социальных показателей, норм и нормативов; разработка системы индикаторов социальной безопасности; оценка ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей; разработка системы мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям; оценка социальных, экономических и политических последствий реализации разработанной системы мер.Для определения тенденций в уровне жизни населения страны, результативности проводимой социальной политики и оценке соответствия мер социальной политики положениям Конституции РФ и другим законодательным актам проанализированы следующие индикаторы: - величина прожиточного минимума, в том числе по социально-демографическим группам населения;- соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума;- величина минимального размера оплаты труда;- размер пенсий, стипендий, пособий, в том числе в соотношении с величиной прожиточного минимума;- удельный вес социальных выплат в структуре ВВП и в объеме денежных доходов населения;- общий объем социальных выплат;- численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;- расходы на выплату пособий и социальную помощь.Анализируя размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума, необходимо отметить, что практически все показатели за исключением размера трудовой пенсии по инвалидности третьей степени в 2010 г. ниже величины прожиточного минимума, что характеризует диспропорции в системе социального обеспечения. Наименьший показатель соотношения наблюдается в размере стипендий и составляет около 5% для государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и 15-20% для студентов федеральных государственных высших учебных заведений.Тем не менее, минимальный размер оплаты труда в соотношении с величиной прожиточного минимума вырос с 27,5% в 2007 г. до 62,0% в 2010 г., что свидетельствует о результативности проводимой государственной социальной политики.Законодательство, регулирующее отношения по социальному обслуживанию, наряду с федеральными законами, охватывает громадный массив и иных актов, принятых различными государственными органами.Авторомвыделены три основных этапа формирования отечественной правовой базы, посвященной различным аспектам социального обеспечения.1-й этап: 1990 - 1996 гг. Характерной особенностью данного этапа является принятие Конституции Российской Федерации, оформившей начало формирования объективно новой нормативной базы во всех отраслях общественных отношений, законодательное закрепление вопросов здравоохранения, образования. 2-й этап: 1997 - 2001 гг. На данном этапе осуществляется формирование пенсионного и трудового законодательства, законодательно закрепляются основные начала положений о детях (в том числе детях-инвалидах).3-й этап: 2002 - 2012 гг. Регламентация отношений в области социальной защиты в наибольшей степени была обусловлена происходящими переменами в организации публичной власти (централизация власти, реформа местного самоуправления, перераспределение полномочий, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти).Библиографический списокАлексеев С. Теория государства и права: Уч. М.: Норма, 2008.Буганова В. Социальная функция государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Сборник / Под общ.ред. Г.А.Николаева. – М.: АТиСО, 2003.Бузгалин А. Постсоветский марксизм в России: ответы на вызовы XXI века. М., 2005.Веттерберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. М., 1999.Воротилин Е. История политических и правовых учений. М.: Зерцало, 2009.Гринберг Р., Рубинштейн А., Дегтярь Л. Теория и методология социальных исследований. - М.: Наука, 2005.Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И.. Основы социального государства. Учебник для вузов. – М.: Социальные отношения, 2004.Гриценко Н. Проблемы формирования социального государства в России // Социально-экономические проблемы переходного общества. М., 2000.Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. Пер. с нем. М., 2002.Калашников С. Очерки теории социального государства. М.: «Экономика», 2006.Калашников С. Природа социального государства и его исторический генезис // Социальное государство: концепция и сущность. М., 2004, с. 26.Калашников С. Функциональная структура социального государства // Человек и труд. 2002, №6, с. 34.Кан С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. М., 1999.Каргалова М. Социальное измерение европейской интеграции. М.: Европейский учебный ин-т, 2010.Корнев А. Консервативная и либеральная теории государства и права в России. М., 2004.Константинова Л. Теоретические основы социальной политики: учебное пособие. - Изд. 2-е, стер. - Саратов, 2009.Константинова Л. Модель социального государства // Правоведение. 1998, №4, с. 26-31.Концепция социального государства Российской Федерации / Материалы научно-практической конференции 20.01.2004. М.: - АТиСО, 2004.Микульский К. Социально-экономические модели в современном мире и путь России / Междунар. ассоц. Академий наук, Рос.акад. наук ; Под ред. чл.-корр. РАН К. Микульского. - М.: Экономика, 2003.Милецкий В. Основы социологии и политологии. Мурманск, 2002.Можаев В. Практика коллективных переговоров в странах рыночной экономики. М., 1995.Мюрдаль Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. М., 1958.Нестеренко А. Экономика и институциональная теория. М, 2002Нестеренко А., и др. Возможности и методы социального регулирования // Экономист, 1998, №7, с. 57-66.Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики: Пер. с англ. М., 1996.Пигу А. Теория экономического благосостояния. М., 1985.Политаев П. К вопросу о понятии «социальное государство» // Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Сборник / Под общ.ред. Г.А.Николаева. – М.: АТиСО, 2003.Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. - С. 93.РайзбергБ.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. - (Б-ка словарей ИНФРА-М»).Ракитский Б. Государственная социальная политика: учебное пособие для магистратуры / под общ.ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2010.Смирнов С., Сидорина Т. Социальная политика / Уч. Пос. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 «Экономика». М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2004Торлопов В. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб, 1999.Фишер С. Российская экономика: перспективы и ретроперспектива: Пер. с англ. М., 2001.Церкасевич Л. Институциональные основы социальной политики и особенности ее реализации в регионе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.э.н. – СПб., 2005.Швейцер В. Сущностная дефиниция «социального государства» // Социальное государство: концепция и сущность. М., 2004.Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 2001.Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Cambridge, 1990.Stiglits J. The private users of public interest: incentives and institutions // Journal of Economic perspectives. 1998, No. 12(2), p. 3-22.Stein L. Von Geschichte der SoziakenBewwegung in Frankreichvom 1789 bis auf unsereTage. Leipzig, 1850.Википедия. URL: http://ru.wikipedia.orgСловарь по экономике и финансам. URL: http://www.glossary.ruURL: http://www.gks.ruКонституция Российской Федерации, URL: http://www.constitution.ru/Новости законодательства РФ, URL: http://www.my.consultant.ru/
1.Алексеев С. Теория государства и права: Уч. М.: Норма, 2008.
2.Буганова В. Социальная функция государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Сборник / Под общ. ред. Г.А.Николаева. – М.: АТиСО, 2003.
3.Бузгалин А. Постсоветский марксизм в России: ответы на вызовы XXI века. М., 2005.
4.Веттерберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. М., 1999.
5.Воротилин Е. История политических и правовых учений. М.: Зерцало, 2009.
6.Гринберг Р., Рубинштейн А., Дегтярь Л. Теория и методология социальных исследований. - М.: Наука, 2005.
7.Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И.. Основы социального государства. Учебник для вузов. – М.: Социальные отношения, 2004.
8.Гриценко Н. Проблемы формирования социального государства в России // Социально-экономические проблемы переходного общества. М., 2000.
9.Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. Пер. с нем. М., 2002.
10.Калашников С. Очерки теории социального государства. М.: «Экономика», 2006.
11.Калашников С. Природа социального государства и его исторический генезис // Социальное государство: концепция и сущность. М., 2004, с. 26.
12.Калашников С. Функциональная структура социального государства // Человек и труд. 2002, №6, с. 34.
13.Кан С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. М., 1999.
14.Каргалова М. Социальное измерение европейской интеграции. М.: Европейский учебный ин-т, 2010.
15.Корнев А. Консервативная и либеральная теории государства и права в России. М., 2004.
16.Константинова Л. Теоретические основы социальной политики: учебное пособие. - Изд. 2-е, стер. - Саратов, 2009.
17.Константинова Л. Модель социального государства // Правоведение. 1998, №4, с. 26-31.
18.Концепция социального государства Российской Федерации / Материалы научно-практической конференции 20.01.2004. М.: - АТиСО, 2004.
19.Микульский К. Социально-экономические модели в современном мире и путь России / Междунар. ассоц. Академий наук, Рос. акад. наук ; Под ред. чл.-корр. РАН К. Микульского. - М.: Экономика, 2003.
20.Милецкий В. Основы социологии и политологии. Мурманск, 2002.
21.Можаев В. Практика коллективных переговоров в странах рыночной экономики. М., 1995.
22.Мюрдаль Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. М., 1958.
23.Нестеренко А. Экономика и институциональная теория. М, 2002
24.Нестеренко А., и др. Возможности и методы социального регулирования // Экономист, 1998, №7, с. 57-66.
25.Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики: Пер. с англ. М., 1996.
26.Пигу А. Теория экономического благосостояния. М., 1985.
27.Политаев П. К вопросу о понятии «социальное государство» // Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Сборник / Под общ. ред. Г.А.Николаева. – М.: АТиСО, 2003.
28.Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. - С. 93.
29.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. - (Б-ка словарей ИНФРА-М»).
30.Ракитский Б. Государственная социальная политика: учебное пособие для магистратуры / под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2010.
31.Смирнов С., Сидорина Т. Социальная политика / Уч. Пос. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 «Экономика». М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004
32.Торлопов В. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб, 1999.
33.Фишер С. Российская экономика: перспективы и ретроперспектива: Пер. с англ. М., 2001.
34.Церкасевич Л. Институциональные основы социальной политики и особенности ее реализации в регионе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.э.н. – СПб., 2005.
35.Швейцер В. Сущностная дефиниция «социального государства» // Социальное государство: концепция и сущность. М., 2004.
36.Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 2001.
37.Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Cambridge, 1990.
38.Stiglits J. The private users of public interest: incentives and institutions // Journal of Economic perspectives. 1998, No. 12(2), p. 3-22.
39.Stein L. Von Geschichte der Soziaken Bewwegung in Frankreich vom 1789 bis auf unsere Tage. Leipzig, 1850.
40.Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org
41.Словарь по экономике и финансам. URL: http://www.glossary.ru
42.URL: http://www.gks.ru
43.Конституция Российской Федерации, URL: http://www.constitution.ru/
44.Новости законодательства РФ, URL: http://www.my.consultant.ru/
Вопрос-ответ:
Что такое социальное государство и каковы его основные принципы?
Социальное государство - это форма организации общества, в которой государство принимает на себя ответственность за обеспечение благосостояния своих граждан. Основные принципы социального государства включают равенство, справедливость, солидарность, защиту прав и свобод граждан, доступ ко всему необходимому для жизни, такому как здравоохранение, образование, социальное обеспечение.
Как развивалась социальная политика государства?
Социальная политика государства прошла несколько эволюционных этапов. Сначала государство оказывало помощь только бедным и нуждающимся, затем был установлен общедоступный социальный пакет для всех граждан, и в конечном итоге перешло к строительству социального государства, где гарантируется социальное равенство и защищаются права всех слоев населения.
Каковы задачи и функции социальной политики государства?
Основные задачи социальной политики государства включают обеспечение социальной защиты граждан, создание условий для достойной жизни всех слоев населения, борьбу с бедностью и неравенством, обеспечение доступа к здравоохранению, образованию, культуре и прочим социальным благам. Функции социальной политики государства включают формирование социальных стандартов, оказание социальной помощи, регулирование социальных отношений и т.д.
Какие конституционные основы социальной политики в России?
Конституционные основы социальной политики в России закреплены в Конституции РФ. В статье 7 Конституции говорится о том, что Россия является социальным государством, а в статье 42 - о гарантиях социальной защиты граждан, включая право на социальное обеспечение, здравоохранение и прочие социальные услуги.
Что такое социальное государство и какие принципы лежат в его основе?
Социальное государство - это форма организации общества, в которой государство берет на себя ответственность за защиту и поддержку социальных прав и интересов граждан. Основными принципами социального государства являются: социальная справедливость, равенство шансов, социальная защита и социальное партнерство.
Какие задачи и функции выполняет социальная политика государства?
Основные задачи и функции социальной политики государства включают: обеспечение социальной защиты и помощи населению, создание условий для равных возможностей, повышение уровня жизни, поддержка социально-экономического развития, регулирование социальных отношений, осуществление социального контроля и т.д.
Какой вклад социальная политика государства вносит в развитие общества?
Социальная политика государства играет важную роль в развитии общества. Она способствует созданию условий для развития человеческого потенциала, поддерживает стабильность и социальную справедливость, содействует сокращению неравенства, обеспечивает социальный мир и порядок, а также способствует экономическому росту и процветанию общества.
Какие изменения произошли в социальной политике государств на протяжении времени?
Социальная политика государства претерпела эволюцию на протяжении времени. От момента своего возникновения она претерпела существенные изменения в связи с общественными, экономическими и политическими процессами. На сегодняшний день она стала более комплексной и многоаспектной, ориентированной на достижение целей устойчивого развития и обеспечения благосостояния всех членов общества.
Какие правовые основы социальной политики в Российской Федерации?
Конституционные основы социальной политики РФ закреплены в Конституции Российской Федерации и других федеральных законах. Конституция гарантирует гражданам РФ право на социальную защиту, равные возможности, жилище, образование, медицинскую помощь и другие социальные гарантии. Также существуют федеральные программы и законы, направленные на реализацию социальной политики и обеспечение социальной защиты населения.
Какая сущность и основные принципы социального государства?
Сущность социального государства заключается в том, что государство заботится о благополучии своих граждан, обеспечивая им минимальные социальные гарантии и создавая условия для их развития. Основными принципами социального государства являются социальная справедливость, равенство доступа к социальным услугам и поддержке, солидарность и защита основных прав и свобод граждан.
Какие функции и задачи выполняет социальная политика государства?
Основными задачами и функциями социальной политики государства являются обеспечение социальной защиты населения, создание и поддержка социальной инфраструктуры, регулирование рынков труда и социального обеспечения, содействие социальной мобильности, поддержка семей и детей, обеспечение доступности здравоохранения и образования, предоставление социальных услуг и мер поддержки для уязвимых групп населения и т.д.