Должности государственной службы: понятие, классификация, правовой статус.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 13.02.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Понятие и правовой статус государственной службы и государственного служащего
1.1. Понятие и принципы государственной службы
1.2. Административно-правовой статус государственного служащего
2. Правовое регулирование деятельности государственных служащих
2.1. Классификация государственных должностей
2.2. Порядок и условия поступления на государственную гражданскую службу
2.3. Увольнение с должности государственной службы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Во-вторых, реорганизация государственного органа может повлечь за собой его слияние (объединение) с другим, или другими государственными органами или же разделение на два и более государственных органа. В-третьих, возможно преобразование государственного органа с изменением его функций, статуса.
В связи с этим целесообразно отметить, что реорганизация государственного органа без сокращения должностей гражданской службы действия служебных контрактов не прекращает, на что прямо указано в части 2 статьи 31 закона. В отличие от реорганизации ликвидация государственного органа предполагает прекращение его существования и прекращение его полномочий-функций с возможной передачей таких функций иному государственному органу.
Статья 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применяет понятие «государственно-служебные отношения с гражданским служащим», но не раскрывает его. С учетом анализа ст. 31 и 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», нам представляется возможным констатировать, что указанное понятие означает наличие статуса гражданского служащего, который прекращается с увольнением с гражданской службы. При сокращении должностей гражданской службы рассматриваемые отношения продолжаются в случаях, которые установлен п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 Федерального закона.
Следует отметить, что при сокращении штата государственного органа представитель нанимателя не может предложить гражданскому служащему для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу, а гражданский служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.
С учетом указанной правовой позиции Президиума Верховного суда РФ не представляется возможным однозначно утверждать, каким образом будет «предоставлена: возможность замещения иной должности гражданской службы» без соблюдения конкурсных процедур (что также относится и к случаям, установленным п. 1 ч. 3 комментируемой статьи).
При согласии гражданского служащего с предложенной ему иной должностью в том же или другом государственном органе (в случае ликвидации государственного органа) служебный контракт с ним прекращается, а при переводе в другой государственный орган наступают правовые последствия, установленные п. 5 ч. 1 ст. 33.
Возможность направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации следует отличать от одноименных действий, предусмотренных ст. 62 комментируемого Федерального закона, в первую очередь по их правовым назначению и последствиям.
Во-первых, при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в рассматриваемых в настоящей статье случаях он подлежит увольнению с гражданской службы.
И, во-вторых, после прохождения им профессиональной подготовки или повышения квалификации представитель нанимателя вправе, но не обязан, что вытекает из п. 6 ч. 1 ст. 33, предложить такому гражданскому служащему иную должность гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служебный контракт с ним прекращается по п. 6 ч. 1 ст. 33.
При предстоящем увольнении с гражданской службы по рассматриваемому основанию (сокращение должностей) должна быть соблюдена установленная комментируемой статьей процедура - сообщение в письменной форме о предстоящем сокращении за два месяца. При этом ч. 8 предоставляет представителю нанимателя право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим без такого предупреждения, но при наличии письменного согласия гражданского служащего.
Часть 6 данной статьи 31 предусматривает возможность (что является правом, но не обязанностью представителя нанимателя) проведения в случае сокращения должностей гражданской службы внеочередной аттестации гражданских служащих. Законодательно определена и цель такой аттестации, отличающаяся от «традиционной», установленной ч. 1 ст. 48.
Целесообразно отметить, что по результатам аттестации аттестационная комиссия, в соответствии с п. 3 ч. 15 ст. 48 данного Федерального закона, может принять и такое решение, как рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста.
















Заключение

Современное понимание сущности государственной и муниципальной службы сформировалось в России, как и сами соответствующие институты, лить в 90-х годах XX в.
Несмотря на то, что институт государственной службы в России имеет многовековую историю, в течение многих десятилетий в советское время государственными служащими признавались практически все служащие, работающие в государственных органах, учреждениях, организациях и получающие заработную плату из средств государственного бюджета (в том числе врачи, учителя, работники почты, специалисты жилищно-коммунального хозяйства и т. п.). Подобная трактовка категории государственных служащих имеет место в настоящее время в ряде зарубежных стран, например во Франции, Великобритании, Канаде и других. При этом в разных странах используются различные термины – «государственная служба», «публичная служба» (public servis), «гражданская служба» (civil servis), далеко не совпадающие по своему содержанию.
Правовое положение государственных служащих в советский период определялось в основном трудовым законодательством. Института же муниципальной службы в те годы вообще не существовало. Но и публично-правовая природа института государственной службы не была должным образом оформлена. Исключение делалось лишь для отдельных категорий государственных служащих (например, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, советские служащие народных комиссариатов, ряд других «номенклатурных» советских служащих).
Современная трактовка понятий «государственная и муниципальная служба», «государственные служащие», «муниципальные служащие» и соответствующие институты в постсоветской России формировались постепенно. Большую положительную роль в этом отношении сыграли, в частности, опубликованные в начале 1990-х годов первые проекты законов о государственной службе и проекты ее реформирования, ряд посвященных им российских и международных конференций, проведенных в 1992-1993 гг. по инициативе администрации Президента РФ и Правительства РФ.
Утвержденное Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г. Положение о федеральной государственной службе, опубликованный 23 декабря 1993 г. – подготовленный Главным управлением по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ (Роскадры) документ «Реформирование государственной службы Российской Федерации (тезисы концепции)» и особенно принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон 1998 г. «Об основах муниципальной службы Российской Федерации» стали первыми основополагающими актами в правовой базе, регламентирующей эту сферу отношений.
После принятия данных федеральных законов весьма динамично и главным образом в соответствии с ними стало развиваться правотворчество субъектов РФ в сфере правового регулирования государственной и муниципальной службы и организации аппарата власти и управления.
Законодательный массив субъектов РФ в значительной мере дает наиболее реальное представление о состоянии правового регулирования служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, численность которых значительно превышает численность федеральных госслужащих. Становление и развитие институтов государственной службы в постсоветской России после принятия Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ шло в соответствии с ним, несмотря на его недостатки и критику в адрес закона.
В настоящее время регулирование отношений, связанных с государственной гражданской и муниципальной службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ;
3) Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ;
4) Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ;
5) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
6) указами Президента Российской Федерации, в том числе и Указом Президента России № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Как записано в преамбуле Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», именно этим законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе система управления государственной службой Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в России существует три вида государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная.



















Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп. 30 декабря 2012 г. № 327-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2063
3. Берзенко Р. О соотношении понятий «упразднение государственного органа» и «ликвидация юридического лица» // Корпоративный юрист. – 2010. - № 10.
4. Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / под ред. Л.П. Волковой. - М.: ДМК Пресс, 2010. -160 с.
5. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право.- 2011.- № 1.- С. 24-36.
6. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. – 2010. - № 4. С. 16-18.
7. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург, 2008. С. 186.
8. Гусев А.В. Замещение должностей государственной гражданской службы из кадрового резерва // Кадровик. Трудовое право для кадровика, 2009, № 10
9. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2008. - № 5. - С. 5.
10. Козбаненко В.А. Публично – правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. – 2009. - № 9.
11. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (постатейный) / Д.В. Баснак, Д.В. Бедняков, В.А. Галабурда и др.; под ред. В.А. Козбаненко. СПб.: Питер Пресс, 2008. 576 с.
12. Марьян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. - 2011. - № 5.
13. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. - 2008. - № 9.
14. Пресняков М.В. Государственные гарантии гражданскому служащему при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями: к вопросу о реализации конституционных принципов равенства и справедливости в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Трудовое право. - 2009. - № 12. - С. 82 - 88.
15. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов; под ред. Г.Н. Комковой. - Саратов: Научная книга, 2008. - 412 с
16. Седов В. Трудовые отношения на государственной гражданской службе // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2010. - № 8
17. Соловьева, А.К. Служебный контракт государственного служащего: правовое регулирование // Управленческое консультирование. - 2009. - № 3. - С. 28-45.
18. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2011. - № 4.

Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2011. - № 4.
Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2011. - № 4.
Марьян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. - 2011. - № 5.
Марьян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. - 2011. - № 5.
Козбаненко В.А. Публично – правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. – 2009. - № 9.
Козбаненко В.А. Публично – правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. – 2009. - № 9.
Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право.- 2011.- № 1.- С. 24-36.
Гусев А.В. Замещение должностей государственной гражданской службы из кадрового резерва // Кадровик. Трудовое право для кадровика, 2009, № 10
Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. – 2010. - № 4. С. 16-18.












2

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп. 30 декабря 2012 г. № 327-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2063
3. Берзенко Р. О соотношении понятий «упразднение государственного органа» и «ликвидация юридического лица» // Корпоративный юрист. – 2010. - № 10.
4. Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / под ред. Л.П. Волковой. - М.: ДМК Пресс, 2010. -160 с.
5. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право.- 2011.- № 1.- С. 24-36.
6. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. – 2010. - № 4. С. 16-18.
7. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург, 2008. С. 186.
8. Гусев А.В. Замещение должностей государственной гражданской службы из кадрового резерва // Кадровик. Трудовое право для кадровика, 2009, № 10
9. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2008. - № 5. - С. 5.
10. Козбаненко В.А. Публично – правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. – 2009. - № 9.
11. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (постатейный) / Д.В. Баснак, Д.В. Бедняков, В.А. Галабурда и др.; под ред. В.А. Козбаненко. СПб.: Питер Пресс, 2008. 576 с.
12. Марьян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. - 2011. - № 5.
13. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. - 2008. - № 9.
14. Пресняков М.В. Государственные гарантии гражданскому служащему при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями: к вопросу о реализации конституционных принципов равенства и справедливости в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Трудовое право. - 2009. - № 12. - С. 82 - 88.
15. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов; под ред. Г.Н. Комковой. - Саратов: Научная книга, 2008. - 412 с
16. Седов В. Трудовые отношения на государственной гражданской службе // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2010. - № 8
17. Соловьева, А.К. Служебный контракт государственного служащего: правовое регулирование // Управленческое консультирование. - 2009. - № 3. - С. 28-45.
18. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2011. - № 4.

Вопрос-ответ:

Что такое государственная служба и кто может стать государственным служащим?

Государственная служба - это система деятельности, связанная с исполнением государственных функций и обязанностей в государственных органах. За ним закреплен правовой статус и регламентируются основные принципы, такие как профессионализм, независимость и ответственность. О государственной службе может мечтать и претендовать нормальный гражданин, достигший 18-летнего возраста, обладающий гражданством Российской Федерации, хорошей репутацией и соответствующим образованием или опытом работы.

Какие принципы лежат в основе государственной службы?

К основным принципам государственной службы относятся профессионализм, независимость и ответственность. Профессионализм предполагает наличие соответствующего образования и навыков, а также постоянное самосовершенствование. Независимость государственного служащего заключается в его обязанности приоритетно служить интересам общества и государства, а не своим личным или корпоративным интересам. Ответственность предполагает соблюдение законодательства и выполнение возложенных обязанностей, за что государственный служащий несет санкции в случае нарушений.

Что означает административно-правовой статус государственного служащего?

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой совокупность прав и обязанностей, которыми он обладает в процессе исполнения своих служебных функций. К таким правам относится право на защиту своей чести и достоинства, право на получение информации и т.д. Обязанности государственного служащего включают выполнение предписанных законодательством и должностными инструкциями обязанностей, подчинение руководству и т.д.

Каково понятие государственной службы и государственного служащего?

Государственная служба - это вид деятельности, связанный с исполнением государственных функций и осуществлением полномочий в органах государственной власти. Государственный служащий - это лицо, профессионально занимающее должность на государственной службе и осуществляющее свои обязанности в соответствии с требованиями закона.

Какие принципы лежат в основе государственной службы?

Основными принципами государственной службы являются принципы верности закону, политической нейтральности, профессионализма, ответственности и гражданской службы.

Что означает административно-правовой статус государственного служащего?

Административно-правовой статус государственного служащего - это набор правовых, организационных и функциональных положений, регулирующих его деятельность, права и обязанности, а также гарантии и ответственность.

Как классифицируются государственные должности?

Государственные должности могут быть классифицированы по различным признакам, например, по характеру и уровню ответственности, по уровню квалификации, по уровню занимаемого поста и т.д.

Какие условия нужно выполнить для поступления на государственную гражданскую службу?

Для поступления на государственную гражданскую службу обычно требуется наличие гражданства, образования, возрастных ограничений, прохождение конкурса и собеседования, а также прохождение медицинского освидетельствования.

Какие основания могут привести к увольнению с должности государственной службы?

Основаниями для увольнения с должности государственной службы могут быть: нарушение служебной дисциплины, неисполнение служебных обязанностей, совершение преступлений, недостаточная профессиональная подготовка и т.д.

Что такое государственная служба?

Государственная служба - это система организации и осуществления деятельности государственных органов, которая включает в себя государственные должности и государственных служащих. Государственная служба осуществляет исполнительную функцию в государственном управлении и обеспечивает реализацию политики государства.

Что такое государственный служащий?

Государственный служащий - это лицо, занимающее должность в государственной службе и осуществляющее государственные функции. Государственный служащий является носителем власти и отвечает за свои действия в соответствии с законодательством и принципами государственной службы.

Каковы принципы государственной службы?

Принципы государственной службы включают непрерывность, неполитичность, профессионализм, конкурсность и ответственность. Непрерывность означает стабильность работы государственных служащих по независимости от изменения руководства. Неполитичность предполагает отсутствие политической деятельности со стороны государственных служащих. Профессионализм заключается в квалификации и компетентности государственного служащего. Конкурсность предполагает отбор кандидатов на должности на основе конкурса. Ответственность означает подотчетность и контроль за своими действиями.