17. Творчество Донато Браманте и проблема церковного здания в эпоху Возрождения. Проторенессанс. Кватроченто. Высокое Возрождение.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Культурология
  • 28 28 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 21.04.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Эссе
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Что же касается тех церковных зданий, которые основаны на древнехристианской базилике, то здесь простота архитектурных форм сочеталась с подлинным великолепием внутреннего убранства. Все эти различия в архитектурном пространстве церковных зданий Ренессанса восходят к более глубоким корням человеческой психики, к контрасту всего мировосприятия. Продольное пространство церквей постепенно превращается в центрическое. В целом, в церковном зодчестве Ренессанса господствует принцип «additio».
Данный принцип нашел свое полное отражение в творчестве Донато Браманте, особенно в соборе св. Петра в Риме. Браманте руководил строительством собора святого Петра в период с 1506 года до своей смерти в 1514 году. После смерти архитектора собор неоднократно подвергался перестройкам. Браманте задумал данный собор следующим образом: греческий крест, который вписан в квадрат, с главным куполом, венчающим середину креста, с четырьмя маленькими куполами и четырьмя шестиугольными пространствами по углам квадрата. В проекте Браманте комбинируется множество равноценных пространств. Композиция собора направлена от центра к периферии, при этом, одна пространственная ячейка нанизывается на другую, таким образом образуя новое гармоническое целое, причем каждый элемент этого целого представляет собой совершенно самостоятельное и законченное пространство. Браманте постоянно в своем творчестве использовал принцип ограниченного пространства, который достиг своего расцвета в эпоху Высокого Возрождения. Именно такой тип пространства церковного здания давал человеку чувство спокойствия и защищенности, упорядоченности.
Классическая чистота и монументальность церковных зданий нашла свое отражение в творении Донато Браманте – церкви –часовне Темпьетто (1502 г.), во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Данная часовня демонстрирует пример потрясающей пластической цельности. И это неслучайно, ведь сам Донато Браманте воспринимал церковное здание исключительно как пластически цельное, завершенное, гармоничное.
Церковь имеет миниатюрные размеры, однако Браманте удалось удивительно точно подобрать правильные пропорции, сделать церковное здание совершенным. Темпьетто является поистине величественным классическим храмом.
Диаметр целлы Темпьетто составляет всего 4,5 м, то есть Темпьетто не предназначается для того, чтобы любоваться этим прекрасным зданием снаружи, а не находиться внутри. Браманте осмысливает архитектуру не как конструкцию, создающую внутреннее пространство, нет, все наоборот, архитектура выполняет в данном случае функцию формирования окружающего пространства. Можно с уверенностью сказать, что Браманте задумал Темпьетто как античный храм как в типологическом, так и в функциональном аспектах.
В 1492-1497 гг. Донато Браманте участвовал в перестройке церкви Санта-Мария-делла-Грацие. Здесь он использовал прием ступенчатого расположения отдельных частей здания с целью более сильного выявления купола, являющегося композиционным центром здания. Этот прием также направлен на достижение пластической цельности, являющейся главным принципом Донато Браманте.
Таким образом, что касается проблемы церковного здания в эпоху Возрождения, можно выделить следующие черты. В первую очередь, с самого раннего Возрождения итальянские зодчие стали обращаться к форме квадратного в плане помещения, имеющего дополнительный квадратный алтарь. Однако широкого распространения такая форма не получила, возможно, именно вследствие своей излишней простоты. Квадратная форма плана к Высокому Возрождению достаточно сильно усложнилась за счет усложнения внутреннего пространства. Форма греческого креста развивалась по двумя направлениям: первый основан на точном соответствии ветвей креста по ширине размеру сторон квадрата; второй путь - приставление к квадрату основания полукруглых или прямоугольных объёмов, меньших по своим размерам, чем стороны квадрата – именно к этому типу относится собор св. Петра Д. Браманте. Наконец, что касается формы октагона, то она к Высокому Возрождению практически перестала использоваться итальянскими зодчими.
Список литературы

Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века: курс лекций по истории изобраз. искусства и архитектуры: [В 2-х т.]. – М.: Искусство, 1977.
Приложение


Собор Сан-Марко



































Бадия



















Сан-Миньято































Флорентийский баптистерий






























Собор и кампаниле в Пизе





























Баптистерий в Пизе










Церковь святого Франциска в Ассизи. Вид с южного фасада. Большая арка в готическом стиле — вход в нижнюю церковь. Каменная лестница ведет на Верхнюю площадь, к входному порталу Верхней базилики под готическим окном-розой





Собор в Орвьето. Арх. Лоренцо Майтани





Собор святого Петра






























План собора, предложенный Браманте















Темпьетто

















Церковь Санта Мария Новелла
















Брунеллески. Церковь Сан-Лоренцо







Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436)








Церковь Санто Спирито (1436-1446)





























Церковь Санта Мария дельи Анджели (1434-1446)
















2

Список литературы

1.Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века: курс лекций по истории изобраз. искусства и архитектуры: [В 2-х т.]. – М.: Искусство, 1977.

Вопрос-ответ:

Какие архитектурные формы использовал Донато Браманте при построении церковных зданий?

Донато Браманте использовал древнехристианскую базилику как основу для своих церковных зданий. Он сочетал простоту архитектурных форм с великолепием внутреннего убранства.

Что делало церковные здания Ренессанса особенными?

В церковных зданиях Ренессанса сочетались простота архитектурных форм и великолепие внутреннего убранства, что делало их особенными.

Какие корни содержит контраст между архитектурным пространством церковных зданий Ренессанса?

Контраст между архитектурным пространством церковных зданий Ренессанса имеет глубокие корни в человеческой психике и отражает различия во всем мире.

Какие особенности имели церковные здания Ренессанса, основанные на древнехристианской базилике?

Церковные здания Ренессанса, основанные на древнехристианской базилике, сочетали простоту архитектурных форм с великолепием внутреннего убранства.

Какие различия в архитектурном пространстве церковных зданий Ренессанса восходят к глубоким корням человеческой психики?

Различия в архитектурном пространстве церковных зданий Ренессанса связаны с глубокими корнями человеческой психики и отражают контраст всего мира.

Чем отличается архитектура церковных зданий эпохи Возрождения от древнехристианской базилики?

Церковные здания эпохи Возрождения сочетали в себе простоту архитектурных форм и великолепие внутреннего убранства, в отличие от древнехристианской базилики, которая была более скромной и лишенной такого великолепия.

Какие различия в архитектурном пространстве церковных зданий Ренессанса были связаны с глубинными корнями человеческой психики?

Все эти различия были связаны с контрастом всего миров и выражались в сочетании простоты и великолепия, которое создавало особую атмосферу внутри церковных зданий эпохи Возрождения.

Какие особенности творчества Донато Браманте можно увидеть в церковных зданиях эпохи Возрождения?

Творчество Донато Браманте привнесло в церковную архитектуру эпохи Возрождения новые идеи и инновационные решения, такие как использование древнеримской архитектуры и введение купола в церковное здание.

Что такое проторенессанс и как он связан с церковной архитектурой эпохи Возрождения?

Проторенессанс - это предшествующий период Возрождения, в котором некоторые архитектурные идеи и принципы уже начали применяться. В церковной архитектуре проторенессанса были заложены основы для дальнейшего развития именно в эпохе Возрождения.

Какие периоды Возрождения можно выделить и как они отразились на церковной архитектуре?

Возрождение имело несколько периодов - проторенессанс, Кватроченто и Высокое Возрождение. Каждый из них внес свой вклад в развитие архитектуры, в том числе и церковной. Новые идеи, инновационные решения и великолепие внутреннего убранства стали характерными чертами церковных зданий этого времени.

Какими особенностями отличались церковные здания, созданные в эпоху Возрождения?

Церковные здания в эпоху Возрождения отличались сочетанием простоты архитектурных форм с великолепием внутреннего убранства. Они были основаны на древнехристианской базилике и имели уникальные характеристики, которые делали их визуально привлекательными и духовно значимыми.