Социализация детей 4-6 лет в процессе социально-культурной деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 15.03.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Проблематика социализации в работах отечественных и западных психологов
1.1.Общая характеристика понятия «социализация»
1.2.Возрастные особенности социализации
1.3.Социально-личностно-преобразующая культурная деятельность в процессе социализации дошкольников
Глава 2. Социализация детей 4-6 лет в процессе социально-культурной деятельности
2.1. Диагностика уровня социализированности дошкольников 4-6 лет
2.2. Условия использования социально-культурной деятельности как средство социализации детей 4-6 лет
2.3. Контрольные результаты эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
В связи с этим можно сделать выводы, что проделанная нами направленная на социализацию детей 4-6 лет повлияла на развитие социализации у детей 4-6 лет, но на данном этапе исследования требуется продолжение работы. Вывод к главе 2.Сравнение показателей выполнения заданий констатирующего и контрольного экспериментов детьми выявило значительную положительную динамику в социализации у детей 4-6 лет, что свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию социализации у детей дошкольного возраста. Другими словами, в результате проведенного исследования в целом, можно отметить, что выбранный нами подход, а именно СКД, в развитие социализации у детей 4-6 лет получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. ЗаключениеВ нашей работе мы, как можно полнее старались осветить проблему социализации детей 4-6 лет в процессе социально-культурной деятельности, хотя в рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию социализации детей дошкольного возраста.Все поставленные задачи исследования выполнены. В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: определяя подходы к исследованию социализации у детей дошкольного возраста, мы предположили, что социализация определяется сложным взаимодействием ряда методов , одним из которых являются социо-культурная деятельность.На основании проделанного исследования можно сделать следующие выводы.Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников должна строиться с учетом их психолого-педагогических особенностей, потребностных ориентаций и стремлений к самореализации. Необходимо помнить и о том, что в культурно-досуговой сфере, кроме общего управляемого процесса, существует и спонтанная деятельность людей. Можно сделать вывод, что система культурно-досуговой деятельности соединяет деятельность учреждений культуры и спонтанно развивающийся процесс самовыражения личности, создавая оптимальные условия для практической реализации духовных потребностей индивида.Выявление познавательной и эмоциональной направленности личности помогает определить индивидуальные формы самореализации посетителей учреждений культуры, так как психологические особенности восприятия играют важную роль в формировании сознания творческой личности. Восприятие информации осуществляется через взаимодействие потребностей, мотивов, мыслей, чувств, настроений, интересов, т. е. через всю структуру личности.Познавательная и досуговая деятельность может рассматриваться как условие для проявления самостоятельности личности при выборе способов реализации своих возможностей. Развитие ее является значимым моментом для юношей и девушек как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Знание специалистами учреждений культуры психологических механизмов восприятия и творчества позволяет им осуществить правильный выбор видов и форм культурно-досуговой деятельности. В ней (включая и домашнюю) существует до 450 различных форм - программ и видов предметной деятельности, где процесс восприятия и процесс общения являются одним целым. Поэтому важным, на наш взгляд, для социально-педагогических служб является создание инновационных социокультурных технологий, основанных на учете индивидуальных особенностей и типологий личности, способствующих самореализации в юношеском возрасте. Применение социально-педагогических методов воспитания позволяет определить систему внутренних и внешних условий самореализации, включить личность в позитивные виды деятельности на каждом этапе ее развития. При этом возникает необходимость целенаправленного формирования психологической готовности детей к самореализации и самовыражению. Важно также формировать адекватную самооценку, предоставлять возможность для появления творческой инициативы.Список литературыАлянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. – М., 2000.- 180с.Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 236 с.Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Я.: Академия развития, 1998.-280 с.Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г.Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988 г.5Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.Беличева С.А Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. докт. дисс. – М.,1999.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Ред.- изд. Цент Конcорциума "Соц. Здоровье России", 1994Беличева С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно - развивающего обучения // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 2000. -№2. с -69-74Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 1995 г. №1. с.3Белякова Н.В. Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации // Гуманитарные исследования / Омск. гос. пед. ун-т. -Омск, 1997.-Вып.2.-с.163-169Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // “Дошкольная педагогика”. – 2006. – № 4 (31). – С. 56. Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988Бородин Д.Ю. Основные направления деятельности Московского центра социально-психологической помощи подросткам. "Четвертый мир" // ВПКРР. -1995. №2 с.-60Валитова И.Е. Опыт обучения студентов – будущих психологов – сказкотерапии // Психология в вузе. – 2006. – №2. – с. 30-43.Василькова Ю.В., Васильева Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. - М.: Издательский центр "Академия" 1999 гВоловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. с. 61-62Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч: В 6 т. Т.1. М., 1992Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. - 1999. -№2. -с.99-109Дети и социум: Особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста: Монография ― А. М. Богуш, Л. О. Варяниця, Н. В. Гавриш, С. М. Куренная, И. П. Печенко; Науч. ред. А. М. Богуш; За об. ред. Н. В. Гавриш. ― Луганск: Альма-матер, 2006. ― 368 с. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение" 2004.Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками». – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 176с.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998 г.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995Злобин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 2002 гКамаева Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестн. психосоциал. и коррекционно-реабилитац. работы. - 1999. -№1. с -73Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социализации детей. - 1999Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”. 2000. с.6 – 7Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 1997Культурно-досуговая деятельность. Статьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://o-dosuge.ruКон И.С. Социология личности / И.С. Кон.- М.,1993.- 352с.Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов н /Д : изд- во " Феникс", 2004 Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие - М.: 1999.Майер, А.А Образование - управляемый контекст социализации ребенка [Текст] / А.А. Майер // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 322-329 (0,6 п.л.).Майер, А.А. Закономерности социализации детства в образовании [Текст] / А.А. Майер // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена: психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). - СПб., 2008. - № 10 (52). - С. 54-60Майер, А.А. Вклад философии дошкольного образования в определение перспектив человекосообразного образования [Текст] / А.А. Майер // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - № 2. - С. 92-95 Майер, А.А. Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его развития [Текст] / А.А. Майер // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 12. - С. 6-9Майер, А.А. Полипарадигмальный статус социализации детства [Текст] / А.А. Майер // Человек и образование. - 2008. - № 4 (17). - С. 19-24 Майер, А. А. На пути к системному представлению детства в научной картине мира [ Текст] / А. А. Майер // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2008. - № 3 (3). Том 3. Педагогика и психология. - С. 44-48 Милославова И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л.,2004.- 284с.Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. – М., 2000. – 85с.«Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях» / Авторы – Составители: Осипова А.А., Чаусова Л.К., Мясникова М.Н., Гейденрих Л.А., Солтовец А.В. – Ростов-на-Дону, 2001.Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Канд. дис. — М., 2005 г.Рогальская И. П. Социализация личности в дошкольном детстве: специфика, сущность. Монография. ― К.: Миллениум, 2008. ― 400 с.Руководство по психотерапии / Под ред. Рожнова В. Е.— Ташкент, 1999.Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе, - М.: АРКТИ, 2004Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005.Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М., 1999.Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Э.И.Тюрина, Н.Ю.Кучкова, Е.А.Пенцова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 288 с.Фурманов И.А. «Психология депривированного ребенка»: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 319с.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.Шульга Т.И. «Работа с неблагополучной семьей»: учеб. Пособие / Т.И. Шульга – М.: Дрофа, 2005 – 254с.Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе [Текст] / Л.Л. Шпак.- Красноярск, 1999. – 232с.ПриложенияПриложение 1.Примерный план программы для детей 4-5 летНеделяВид деятельностиПрограммные задачиСодержание1234Сентябрь3-яЭкскурсия поНовокузнецкому театруПознакомить с театром снаружи и внутри. Развить интерес к сценическому искусству.Знакомство с устройством сцены. зрительного зала, гримерной, костюмерной4-яЗанятие «Театр в детском саду»Закрепить представление об устройстве и организации театра Развивать творческую активность, воображение детей. Воспитывать умение действовать согласованно.Превращение помещения зала в театр. Использовать любой материал.Октябрь1-яЗанятие «Золотые правила актеров»Определить с детьми правила поведения на сцене, репетициях, за кулисами. Развивать наблюдательность, творческую активность. Воспитывать уважение друг к другу.Просмотр и обсуждение двух видео отрывков спектакля, в одном из которых соблюдены все правила театрального мастерства, в другом - актеры действуют без всяких правил. Наглядное оформление вместе с детьми правит поведения на репетициях и спектаклях.2-яЭкскурсия в зоопаркПознакомить детей с внешним видом, особенностями поведения и повадками животных. Развивать внимание, наблюдательность детей, воспитывать бережное отношение к природе.Наблюдение за поведением животных. Подражание голосу, движениям.3-яЗанятие «Как стать актером»Познакомить с актерскими умениями, необходимыми для создания образа героя. Развивать активность, уверенность в себе, интерес к занятиям по актерскому мастерству.Знакомство со взрослым актером театра «Катокатьчнк> ДОУ. Импровизированный экспресс-курс актерского мастерства для желающих взрослых и детей. Наглядное оформление схемы занятия (над чем необходимо работать, чтобы стать актером).4-яСемейный праздник-конкурс частушечников и скороговорщиков.Повысить интерес родителей к логопедической работе детского сада, развивать дикцию, музыкально-ритмические способности, общую и артикуляционную моторику. Воспитывать уверенность в себе, умение взаимодействовать.Конкурс скороговорок. 2. Конкурс физкультминуток со стихами. 3. Конкурс частушек.Ноябрь1- 4-яЗанятие«Актерскаямастерская»Развивать внимание, память, саморегуляцию поведения, физиологическое дыхание, силу и диапазон голоса, умение владеть мышечным напряжением и расслаблением. Знакомить детей с эмоциями радости и грусти, развивать умение передавать эмоции с помощью мимики. Воспитывать умение слушать друг друга, работать в коллективе.Приветствие с клубочком 1 часть. «Слушай и хлопай», «Что изменилось?»,«Поймай хлопок», «Поезд». 2 часть. «Мыльные пузыри», «Самолет», «Пос.т\тпный ветерок», «Чудо-лесенка», «Десантники», «Веселый язычок». «Три медведя».3часть. «Мороженое», «Заяц-барабангдик», «Мокрые котята», «Осенние листья», «Ежик», Листопад», «Кактус и ива».4часть. Эподы: «Радость», «День рождения», «Дождь», «Друг уехал», работа с моделями эмоций.ВнезанятийПосещение театра куколПознакомить с особенностями работы актеров кукольного театра. Показать возможности передачи образа героя голосом.Просмотр спектакля. Беседа о средствах передачи образа актером кукольного театра.Декабрь1 – 4 неделяЗанятие«Актерскаямастерская»Развивать речевое дыхание, свободу звучания голоса с мягкой атакой. Расширять диапазон голоса. Развивать внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения, воображение, образное мышление, координацию движения, быстроту реакции. Знакомить и развивать умение передавать с помощью мимики и жестов эмоции радости, грусти, злости, удивления. Развивать чувство ритма, умение передавать движение в соответствии с характером музыки. Воспитывать умение действовать согласованноРитуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Выполни задание», «Я положил в мешок». «Поймай слово», «Словесный портрет».2.Счет на выдохе до трех пяти, семи, десяти: «Теремок»,«Больной.», «Колыбельная».3.«Муравьи», «Снежная королева». «Снеговик»,«Вальс снежинок»,«Ладошки»,«Дирижеры».4.«Что я делаю?». Этюды: «Мама пришла», «Щенок потерялся», «Неожиданная встреча», «Ссора». Работа с моделями эмоций радости, грусти, злости, удивления. Январь1-яПосещение Театра юного зрителяПознакомить с работой профессиональных актеров в спектакле. Закрепить правила поведения в театре.Просмотр спектакля, беседа о передаче образа героя различными актерскими средствами.2-4-яРабота над спектаклемПодвести к пониманию значения коррекции речиЗнакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания.Февраль1-яРабота над спектаклемРеализовыватьиндивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, способность передавать образ героя различными актерскими средствами.Распределение ролей, пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции (эпизоды, картины).2-яПремьера, повторный показФормировать желание исправлять речевые недостатки. Знакомить со способами коррекции речевых недостатков. Развивать произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успех.Четкая, слаженная работа детей и взрослых в. спектакле3-4-яЗанятие«Актерскаямастерская»Развивать произвольное внимание, наблюдательность, память, воображение, произвольность поведения. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Развивать умение использовать разнообразные жесты, умение передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. Знакомить и учить передавать с помощью выразительных средств эмоцию страха. ЗакреплятьРитуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Разведчики», «Тень»,«Зеркало», «Внимательныезвери».2.Произнесение фразы наодном выдохе: «Веселыйязычок», «Фраза по кругу»,«Мяч эмоций».3.«Лесная дорога», «Какживешь?», «Театр безслов», «Утро» (под музыку),«Заколдованный лес»(под музыку).4.«Одно и то же по-разному».Этюды: «Злая собака», «Разбитая чашка», «Рукавичка», «Снежок».умение передавать различные эмоции с помощью мимических и пантомимических средств. Воспитывать умение действовать согласованно.Март1-2-яТо жеТо жеТо же3Семейный КВН«Говорилки»Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.Выполнение заданий:1.«Сочинение».2.«Гимнастика дляязычка».3.«Ряженье».4.«Скороговорки».5.«Сказка».4-яПосещениеДраматическоготеатраПознакомить детей с особенностями работы актеров драматического театра. Обратить внимание на способность актеров перевоплощаться. Играть чувства другого человека, используя мимику, жесты, пантомиму.Просмотр спектакля. Беседа об особенностях передачи образа героя различными средствами.Апрель1-3-яРабота над спектаклемПодвести детей к пониманию значения коррекции речи. Реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы детей, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Развивать способность передавать образ героя различными актерскими средствамиЗнакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания. Распределение ролей, пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции (эпизоды, картины).4 - яПремьера,повторныйпоказФормировать желание детей (зрителей) исправлять речевые недостатки, знакомить со способами коррекции речевых недостатков. Развивать желание ребенка показать свои способности и возможности, произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успехЧеткая, слаженная работа детей и взрослых в спектакле. "Церемония закрытия театрального сезона с вручением дипломов юного актера детям.Май1-3-яЗанятие«Актерскаямастерская»Развивать память, внимание, воображение, находчивость. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Учить пользоваться интонациями, создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать чувство ритма и координацию движений. Закреплять умение передавать различные чувства человека с помощью мимических и пантомимических средств.Ритуал приветствия:1.«Радиограмма», «Руки-ноги», «Внимательные мат-решки».2.Произнесение скороговорокна одном выдохе, в быстромтемпе, с разнымиинтонациями.3; Изображение сюжета стихотворений «Хитрые старушки», «Кто кого обидел первый», «По тропинке шел медведь», «Лягушка». «Игра с камушками». Пой музыку: «В стране гномов». 4. «Кругосветное путешествие».Этюды: «Встреча», «Гномы и настроение». Придумывание этюдов по предложенному настроению4-яПраздник красивой речиПовысить интерес родителей, к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией, умение действовать согласованно.1. Конкурсскороговорщиков.2. Конкурс чтецов.3. Импровизированноеобыгрывание сказки.Примерный план программы для детей 5-6 летНеделяВид деятельностиПрограммные задачиСодержание123 4Сентябрь3-яЭкскурсия по Новокузнецкому театру.Обобщить представление об устройстве театра, зрительного зала и сцены. Познакомить детей с атрибутами театрального представления, профессиями (режиссер, звукооператор и т.д.).Знакомство с устройством сцены, зрительного зала, гримерной, костюмерной. Экскурсия в театральный музей.4-яЗанятие «Наш театр "Колокольчик».Закрепить представление об устройстве и организации театра, о профессиях людей в театре. Развивать творческую активность, воображение. Воспитывать умение действовать согласованно.Организация проблемной ситуации: выбрать одну из театральных профессий и, выполняя каждый свою работу, превратить помещение зала в театр. Провестиимпровизированную репетицию.Октябрь1-яЗанятие «Золотые правила актеров».Вспомнить с детьми правила поведения на сцене, за кулисами, на репетициях. Развивать наблюдательность, творческую активность. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.Просмотр и обсуждение видео отрывка репетиции спектакля, в котором все участники действуют без всяких правил. Наглядное оформление правил поведения на репетициях и спектаклях.2-яЭкскурсия зоопаркЗакрепить представления детей о внешнем виде, особенностях поведения и повадках животных. Развивать внимание, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.Наблюдение за поведением животных. Подражание голосу, движениям. Беседа о выразительных средствах передачи образа животного.3-яЗанятие «Как стать актером»Закрепить представление детей об актерских умениях, необходимых для создания образа героя. Развивать активность детей, их уверенность в себе, интерес к занятиям по актерскому мастерствуЗнакомство с актером Театра юного зрителя. Беседа о необходимых основах актерского мастерства. Наглядное оформление схемы занятия (над чем необходимо работать, чтобы стать актером)4-яСемейный праздник-конкурс частушечников и скороговорщиковПовысить интерес родителей к логопедической работе детского сада, развивать дикцию,музыкальноритмические способности, общую и артикуляционную моторику. Воспитывать уверенность в себе, умение взаимодействовать1.Конкурс скороговорок.2.Конкурсфизкультминуток состихами.3.Конкурс частушекНоябрь1-3-яРабота над спектаклемПодвести детей к пониманию значения коррекции речи. Реализовыватьиндивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Развивать способность передавать образ героя различными актерскими средствами.Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания. Распределение ролей, пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом» Подгрупповые и групповые репетиции (эпизоды, картины)ВнезанятийПосещение Театра куколПознакомить детей с особенностями работы актеров кукольного театра. Показать возможности передачи образа героя голосом.Просмотр спектакля. Беседа о средствах передачи образа актером кукольного театра4-яПремьера, повторный показРазвивать мотивацию на исправление своих речевых недостатков у зрителей, их знакомство со способами коррекции речевых недостатков. Развивать желание показать свои способности и возможности, произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.Четкая, слаженная работа детей и взрослых в спектакле.Декабрь1-4-яЗанятие«Актерскаямастерская»Развивать речевое дыхание, дикцию. Учить пользоваться интонациями. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать внимание, слуховую и зрительную память, саморе^ляцию поведения, воображение детей, образное мышление; координацию движения, быстроту реакции, умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц, двигаться в различном темпе; умение передавать эмоции радости, грусти, злости, удивления, страха с помощью мимики и жестов, чувство ритма; умение передавать движение в соответствии с характером музыки. Воспитывать умение действовать согласованно.Ритуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Снежный ком»,«Радиограмма», «Запомнифотографию», «Тень».2.«Послушный язычок»,«Звериные скороговорки»,«Кораблики», «Эхо».3.«Муравьи», «Буратино иПьеро», «Гипнотизер».Под музыку: «Ритуальныйтанец огня», «В царствезолотой рыбки», «Временагода».4.«Превращение предмета».Работа с моделями эмоцийрадости, грусти, злости,удивления, страха.Придумывание иобыгрывание этюдов на заданную эмоцию.4.«Превращение предмета».Работа с моделями эмоцийрадости, грусти, злости,удивления, страха.Придумывание иобыгрывание этюдов на заданную эмоцию.Январь1-яПосещение Театра юного зрителяПознакомить детей с работой Профессиональных актеров в спектакле. Закрепить правила поведения в театре.Просмотр спектакля, беседа о передаче образа героя различными актерскими средствами2-4-яЗанятие «Актерская мастерская»Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения; творческое воображение детей, словесно-логическое мышление; речевое дыхание, дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой, умение передавать в музыкально-пластических образах настроение и характер музыкального произведения. Знакомить и развивать умение передавать различными средствами эмоции восторга,обиды, гнева, ужасаРитуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Стульчики», «Передайпозу», «Дружные звери»,«Воробьи - вороны».2.«Послушный ветерок»,«Скороговорки по кругу»,«Мяч эмоций», «Чудо-лесенка».3.«Ежик», «Как живешь?»,«Черепашьи бега», «БабушкаМаланья», «В музее». Подмузыку: «Дорога к дому»,«Утро», «В стране цветов».4.«Превращение комнаты».Работа с моделями эмоций.Создание этюдов по схемам:«Обида - грусть»,«Удивление - радость»,«Обида - гнев - грусть»,«Радость - удивление -восторг», их обыгрывание.Февраль 1 – 4 яЗанятие«Актерскаямастерская»Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, творческое воображение детей, словесно-логическое мышление. Развивать дикцию, интонационную выразительность речи. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность движений. Развивать умение создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Совершенствовать умение передавать образы с помощью различных выразительных средств.Ритуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Живой телефон», «Японскаямашинка», «Нос к носу»,«Ловишки-елочки».2.Работа со скороговорками и стихами.3.«Не ошибись», «Поймай хлопок», «Клеевой дождик»,«Полоса препятствий». Под музыку: «Ритмический этюд»,«Времена года», «Волшебныймагазин», «Лесныесостязания».4.«Превращение детей».Создание этюдов по схемам:«Обида - грусть - удивление - радость», «Обида - гаев - удивление», «Радость - удивление - восторг», «Страх - ужас - удивление - восторг». Их обыгрывание.Матр1-2-яЗанятие«Актерскаямастерская»Развивать произвольное внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, произвольность поведения, словеснологическое мышление, дикцию, интонационную выразительность речи. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность движений, умение передавать образы с помощью различных выразительных средств. Воспитывать умение действовать согласованно, в коллективе.1.«Тень», «Дружныезвери», «Поводырь».2.Работа со скороговорками, чистоговорками,стихами.3.«Лесная дорога»,«Утро», «Полосапрепятствий». Под музыку:«Сказка за сказкой»,«Ташгуюпщй огонь».4.«Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем».Создание этюдов посхемам, заданным сюжетам,прочтенным отрывкам.3-яСемейный КВН «Говорился»Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.Выполнение заданий:1.«Сочинение».2.«Гимнастика для язычка».3.«Ряженье».4.«Скороговорки».5.«Сказка»4-яПосещение Новокузнецкого Драматического театра.Познакомить детей с особенностями работы актеров драматического театра. Обратить внимание на способность актеров перевоплощаться. Играть чувства другого человека, используя мимику, жесты, пантомиму.Просмотр спектакля. Беседа об особенностях передачи образа героя различными средствами.Апрель1-3-яРабота над спектаклемПодвести детей к пониманию значения коррекции речи. Реализовыватьиндивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы детей, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Совершенствовать способность передавать образ героя различными актерскими средствами.Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания. Распределение ролей, пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции (эпизоды, картины).4-яПремьера,повторныйпоказФормировать желание исправлять речевые недостатки, знакомить со способами коррекции речевых недостатков, желания показать свои способности и возможности, произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успех.Четкая, слаженная работа детей и взрослых в спектакле.Церемония закрытия театрального сезона с вручением дипломов юного актера детям.Май1-3-яЗанятие«Актерскаямастерская»Развивать память, внимание, воображение, находчивость. Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать интонационную выразительность речи, умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Закреплять умение передавать различные чувства человека с помощью различных выразительных средств.Ритуал приветствия:1.«Цепочка», «В огородерастет...», «Печатнаямашинка», «Разведка».2.Работа с текстами,скороговорками.3.Изображение сюжетастихотворений, песен«Живые картинки».Создание пластического образа в соответствии смузыкальным отрывком.Под музыку: «Живыенотки», «Снегурочка»,«Факир и змеи».4. «День рождения». Создание этюдов по схемам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам.4 - яПраздник красивой речиПовысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией, действовать согласованно.1. Конкурс скороговорщиков.2. Конкурс чтецов.3. Импровизированноеобыгрывание сказки.4. Подведение итогов.Приложение 2.Примерные игры и упражнения к разделу театральная играЦели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры - в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя.«Что изменилось»Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.2 вариант: часть детей - «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.«Поймай хлопок»Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога -и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности.Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его « вагоны ». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в четкой последовательности.«Словесный портрет»Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.«Я положил в мешок...»Цель: развивать произвольную слуховую память.Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок ...» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.«У бабушки в огороде растет...»Цель: та же, что и в описанной выше.Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное - запомнить последовательность «выросшего».«Тень»Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.Один ребенок (водящий), ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3—5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все. что он делает.«Разведчики»Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции. По определенному сигналу одного из детей - командира, дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синейракеты (карандаш синего цвета) - присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты - перепрыгнуть через воображаемое препятствие.«Внимательные звери»Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.«Веселые обезьянки»Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.Дети-«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.«Зеркало»Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки».Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.«Снежный ком»Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность группы.Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я - живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.«Стульчики»Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами.По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.«Дружные звери»Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.«Работа с моделями эмоций»Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций.Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.«Работа со схемами-эмоциями»Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление.Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть - удивление - радость. «Шел грустный цыпленок увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».«Угадай, что я делаю?»Цели: объяснять заданную позу; развивать память, воображение. Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее. Например:стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;наклониться вперед. Возможные варианты ответов: «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».«Однои то же по-разному»Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определенное задание (сидеть в цирке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).«Кругосветное путешествие»Цели: развивать умение оправдывать свое поведение; развивать фантазию.Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь - по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять свое поведение.«Превращение предмета»Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.«Превращение комнаты»Цель: та же, что и в игре «Превращение предмета».Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.«Превращение детей»Цель: та же, что ив игре «Превращение предмета».По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, животных.«Этюды»Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап - сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.).Игры по данному направлению могут быть дополнены или изменены по усмотрению педагога.Примерные игры и упражнения к разделу ритмопластикаЦели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).:Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.«Мороженое»Цели: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.«Кактус и ива»Цель: та же, что и в игре «Мороженое».По команде педагога «Кактус» дети «превращаются в кактус» (напрягают мышцы), по команде «Ива» - «превращаются в иву» (расслабляют мышцы).«Мокрые котята»Цель: та же, что и в игре «Мороженое».Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».«Конкурс лентяев»Цель: обучать полному расслаблению мышц всего тела. Педагог читает:Хоть и жарко, хоть и зной, Занят весь народ лесной. Лишь барсук — лентяй изрядный. Сладко спит в норе прохладной.В. ВикторовДети изображают ленивого барсука: ложатся на ковер и стараются, как можно больше расслабиться.«Заяц-барабанщик»Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание.Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети -зайчата повторяют ритмический рисунок.«Не ошибись»Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.Этюд «Осенние листья»Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).«Новая кукла»Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой» (П. Чайковский «Новая кукла»).«Вальс снежинок»Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».«Заколдованный лес»Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чашу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).«Утро»Дети лежат на ковре, «спят», ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, любуются ранним утром (Э. Григ «Утро», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»).«Вцарстве золотой рыбки»В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб... (К. Сен-Сане «Аквариум» («Карнавал животных»).«ВСтране цветов»В Стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее и радостное настроение (П. Чайковский «Подснежник» («Времена года»), «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).«Танец огня»Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры (Де Фалла «Ритуальный танец огня» из балета « Любовь-волшебница»).«Встране гномов»Гномы отправляются проверить, все ли их клады на месте, не появился ли кто-нибудь чужой в их землях. Они приходят к лесному озеру, отдыхают на мягкой траве и вновь, полные сил, отправляются дальше (Э. Григ «Шествие гномов»).«Игра с камушками»Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: подбрасывают их вверх и ловят или кидают вдаль (Т. Ломов «На берегу»).«Снегурочка»Наступила весна. Все оживает и рассветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает (романс Г. Свиридова из кинофильма «Метель»).«Факир и змеи»Факир играет на дудочке, спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь (П. Чайковский «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»).«Времена года»Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.
1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г.
2.Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. – М., 2000.- 180с.
3.Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
4.Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Я.: Академия развития, 1998.-280 с.
5.Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г.
6.Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988 г.5Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988
7.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
8.Беличева С.А Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. докт. дисс. – М.,1999.
9.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Ред.- изд. Цент Конcорциума "Соц. Здоровье России", 1994
10.Беличева С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно - развивающего обучения // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 2000. -№2. с -69-74
11.Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 1995 г. №1. с.3
12.Белякова Н.В. Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации // Гуманитарные исследования / Омск. гос. пед. ун-т. -Омск, 1997.-Вып.2.-с.163-169
13.Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // “Дошкольная педагогика”. – 2006. – № 4 (31). – С. 56.
14.Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988
15.Бородин Д.Ю. Основные направления деятельности Московского центра социально-психологической помощи подросткам. "Четвертый мир" // ВПКРР. -1995. №2 с.-60
16.Валитова И.Е. Опыт обучения студентов – будущих психологов – сказкотерапии // Психология в вузе. – 2006. – №2. – с. 30-43.
17.Василькова Ю.В., Васильева Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. - М.: Издательский центр "Академия" 1999 г
18.Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. с. 61-62
19.Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч: В 6 т. Т.1. М., 1992
20.Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. - 1999. -№2. -с.99-109
21.Дети и социум: Особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста: Монография ? А. М. Богуш, Л. О. Варяниця, Н. В. Гавриш, С. М. Куренная, И. П. Печенко; Науч. ред. А. М. Богуш; За об. ред. Н. В. Гавриш. ? Луганск: Альма-матер, 2006. ? 368 с.
22.Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение" 2004.
23.Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками». – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 176с.
24.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998 г.
25.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
26.Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995
27.Злобин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 2002 г
28.Камаева Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестн. психосоциал. и коррекционно-реабилитац. работы. - 1999. -№1. с -73
29.Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социализации детей. - 1999
30.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”. 2000. с.6 – 7
31.Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 1997
32.Культурно-досуговая деятельность. Статьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://o-dosuge.ru
33.Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон.- М.,1993.- 352с.
34.Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов н /Д : изд- во " Феникс", 2004
35.Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие - М.: 1999.
36.Майер, А.А Образование - управляемый контекст социализации ребенка [Текст] / А.А. Майер // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 322-329 (0,6 п.л.).
37.Майер, А.А. Закономерности социализации детства в образовании [Текст] / А.А. Майер // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена: психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). - СПб., 2008. - № 10 (52). - С. 54-60
38.Майер, А.А. Вклад философии дошкольного образования в определение перспектив человекосообразного образования [Текст] / А.А. Майер // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - № 2. - С. 92-95
39.Майер, А.А. Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его разви¬тия [Текст] / А.А. Майер // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 12. - С. 6-9
40.Майер, А.А. Полипарадигмальный статус социализации детства [Текст] / А.А. Май¬ер // Человек и образование. - 2008. - № 4 (17). - С. 19-24
41.Майер, А. А. На пути к системному представлению детства в научной картине мира [ Текст] / А. А. Майер // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2008. - № 3 (3). Том 3. Педагогика и психология. - С. 44-48
42.Милославова И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л.,2004.- 284с.
43.Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. – М., 2000. – 85с.
44.«Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях» / Авторы – Составители: Осипова А.А., Чаусова Л.К., Мясникова М.Н., Гейденрих Л.А., Солтовец А.В. – Ростов-на-Дону, 2001.
45.Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Канд. дис. — М., 2005 г.
46.Рогальская И. П. Социализация личности в дошкольном детстве: специфика, сущность. Монография. ? К.: Миллениум, 2008. ? 400 с.
47.Руководство по психотерапии / Под ред. Рожнова В. Е.— Ташкент, 1999.
48.Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе, - М.: АРКТИ, 2004
49.Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005.
50.Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М., 1999.
51.Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Э.И.Тюрина, Н.Ю.Кучкова, Е.А.Пенцова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 288 с.
52.Фурманов И.А. «Психология депривированного ребенка»: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 319с.
53.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
54.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.
55.Шульга Т.И. «Работа с неблагополучной семьей»: учеб. Пособие / Т.И. Шульга – М.: Дрофа, 2005 – 254с.
56.Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе [Текст] / Л.Л. Шпак.- Красноярск, 1999. – 232с.
Вопрос-ответ:
Что такое социализация?
Социализация – это процесс, в котором ребенок осваивает и приспосабливается к требованиям и нормам общества, учится взаимодействовать с другими людьми и усваивает культурные ценности.
В чем заключаются возрастные особенности социализации детей 4-6 лет?
Возрастные особенности социализации детей 4-6 лет заключаются в том, что в этом возрасте происходит активное формирование социального опыта, усиление влияния социальной среды на развитие ребенка, а также появление первых нормативных представлений о поведении.
Что такое социально-личностно-преобразующая культурная деятельность?
Социально-личностно-преобразующая культурная деятельность – это процесс, в котором ребенок участвует в различных видам деятельности (игры, занятия, общение и т.д.), которые направлены на развитие его социальных и культурных навыков, формирование личностных качеств и адаптацию к требованиям общества.
Как осуществляется диагностика уровня социализированности дошкольников 4-6 лет?
Диагностика уровня социализированности дошкольников 4-6 лет осуществляется путем наблюдения и изучения их поведения в различных ситуациях, а также с помощью специальных тестов и шкал, которые позволяют оценить степень адаптации и усвоения социальных навыков.
Какие условия способствуют социализации детей 4-6 лет в процессе социально-культурной деятельности?
Социализация детей 4-6 лет в процессе социально-культурной деятельности способствуется развитию социальной среды, наличию качественных образовательных программ, доброжелательной атмосфере в семье, детском саду и других местах, где дети проводят время, а также активному взаимодействию с родителями, педагогами и сверстниками.
Что такое социализация?
Социализация - это процесс, в результате которого ребенок усваивает нормы, ценности и правила поведения, принятые в обществе, и приспосабливается к социальной среде.
Какие возрастные особенности социализации существуют?
Социализация в раннем детстве, включая возраст от 4 до 6 лет, особенно активна и важна. В этом возрасте ребенок начинает учиться в социальных ролях, развивается самоопределение, формируется осознание принадлежности к определенной социальной группе.
Что такое социально-личностно-преобразующая культурная деятельность?
Социально-личностно-преобразующая культурная деятельность - это активное участие ребенка в различных социально-культурных практиках и играх, которые способствуют развитию его социальных навыков, культурного преобразования и самоидентификации.