основные функции службы безопасности предприятия
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 29.01.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Основные функции службы безопасности предприятия
Отдел финансовой разведки
Отдел физического сопровождения и охраны
Отдел расследований и мониторинга
Отдел финансового аудита
Общие вопросы деятельности СБ предприятия
Основные задачи СБ
Установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий
Расследование фактов разглашения коммерческой тайны предприятия
Сбор информации о лицах, заключивших с предприятием контракты
Заключение
Литература
Установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других предприятийПод недобросовестной конкуренцией понимается применение в конкурентной борьбе средств и методов, связанных с нарушением действующего законодательства, регламентирующего производственную и коммерческую деятельность предприятий или норм и правил взаимоотношений между конкурентами, принятых на рынке товаров и услуг. Известны следующие формы недобросовестной конкуренции: установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; ложная реклама; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятых ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; введение ограничительных условий в агентские соглашения; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг; подделка и производство оригинальных изделий, выпускаемых конкурентом; использование своего экономического потенциала для продажи продукции по ценам ниже себестоимости (демпинг) с целью подрыва позиций конкурента и последующего вытеснения его с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке (например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки); установление дискриминационных коммерческих условий; распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности, производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; несанкционированное приобретение и использование фирменных секретов конкурента; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товаров; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в т.ч. коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Недобросовестная конкуренция возможна путем использования коррумпированных чиновников, лиц из уголовной среды и экономических шпионов. Расследование фактов разглашения коммерческой тайны предприятияПод коммерческой тайной понимается не являющаяся государственным секретом, специально охраняемая собственником управленческая, производственная, научно-техническая, финансовая, торговая и иная деловая информация. Таким образом, любая конфиденциальная информация, представляющая ценность для предприятия в достижении преимуществ над конкурентами и извлечения прибыли, может стать коммерческой тайной предприятия. Не вдаваясь в методику определения информации, составляющей коммерческую тайну отметим, что таковой она становится только после утверждения руководством предприятия «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия» и объявления его под расписку всем причастным к ней сотрудникам. Следует, однако, при этом учесть, что не могут составлять коммерческую тайну: учредительные документы (разрешение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. По факту разглашения коммерческой тайны предприятия служба безопасности должна проводить расследование по следующим направлениям: 1) человек; 2) документ; 3) изделие-процесс. Именно в рамках этой триады (разумеется, при ее конкретизации) расположены каналы утечки информации, поэтому наиболее целесообразно организовать работу службы безопасности по перечисленным направлениям. Сбор информации о лицах, заключивших с предприятием контрактыПредприятие обычно заключает два типа контрактов: коммерческий (документ, представляющий собой договор поставки товаров или предоставления услуг) и трудовой (вид трудового договора, заключающегося в письменной форме со своими постоянными или временными работниками). Одним из договорных условий может быть письменное согласие лица, с кем подписывается контракт, на сбор информации об его биографических и других характеризующих личность данных. При этом в контракте должно быть оговорено, что такого рода сбор информации проводится как до вступления контракта в силу (например, во время прохождения испытательного срока), так и во время его реализации, т.е. до расторжения контракта. Содержание такой информации о личности проверяемого должно включать следующие сведения: преступления и административные проступки, совершенные им в прошлом; судебные процессы по гражданским делам, в которых он выступал в качестве истца или ответчика; качество исполнения ранее заключаемых договоров с другими партнерами; аморальные проступки (пьянство, внебрачные связи, наркотики и т.д.); суждения бывших сослуживцев и руководителей о его профессиональных и моральных качествах; болезни, которые он перенес ранее; материальное положение; случаи увольнения с работы по отрицательным мотивам, не нашедшие отражение в трудовой книжке; участие в организациях, дискриминирующих по признакам пола, расы, цвета кожи, убеждениям, религиозной и национальной принадлежности; жизнь не по средствам; наличие значительных финансовых накоплений сомнительного происхождения; необоснованный и нелогичный отказ от продвижения по службе, перевода на новое место работы; жалобы клиентов и других лиц, контактирующих с проверяемым; прогулы и частые отвлечения от выполнения служебных обязанностей; задержки по надуманным предлогам на работе после окончания рабочего дня; систематические посещения проверяемого лицами, не имеющими отношения к его служебным обязанностям; факты отказа от использования очередного отпуска; результаты различных тестов; семейные проблемы; долги, займы и т.д. Представляется, что совокупность вышеуказанных сведений в достаточной мере может характеризовать человека и помочь руководству предприятия принять решение о целесообразности дальнейшего с ним сотрудничества. ЗаключениеСлужба безопасности любой фирмы постоянно выполняет определенный комплекс задач. Главными из них для любой фирмы являются:1) охрана производственно-хозяйственной деятельности и защиту сведений, которые считаются коммерческой тайной данной фирмы (предприятия, организации);2) организация работы по правовому и инженерно-технической защиты коммерческих тайн фирмы;3) предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работ, которые составляют коммерческую тайну;4) организация специального делопроизводства, которое делает невозможным несанкционированное получение сведений, отнесенных к коммерческой тайне соответствующей фирмы;5) выявление и локализация возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе обычной деятельности и при экстремальных ситуаций;6) организация режима безопасности за осуществление всех видов деятельности, включая встречи, переговоры и совещания в рамках делового сотрудничества фирмы с другими партнерами;7) обеспечение охраны помещений, оборудования, офисов, продукции и технических средств, необходимых для производственной или иной деятельности;8) организация личной безопасности руководства и ведущих менеджеров и специалистов фирмы;9) оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий конкурентов и злоумышленников.ЛитератураГусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.Одинцов А.А. Экономическая и и информационная безопасность предпринимательства: учеб.пособие для вузов. - М.:академия, 2008. - 336 с.Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов . -М.: Горячая линия -Телеком, 2004 . - 280с.Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. - Киев, 2009.Амитан В.Н. Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічна кібернетика. - 2009. - №3-4. - С.13-20.Завгородний, В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах. - М.: Логос, 2001.Зегжда, Д.П., Ивашко, А.М. Основы безопасности информационных систем. - М.: Интуит, 2006.
1.Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
2.Одинцов А.А. Экономическая и и информационная безопасность предпринимательства: учеб.пособие для вузов. - М.:академия, 2008. - 336 с.
3.Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов . -М.: Горячая линия -Телеком, 2004 . - 280с.
4.Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. - Киев, 2009.
5.Амитан В.Н. Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічна кібернетика. - 2009. - №3-4. - С.13-20.
6.Завгородний, В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах. - М.: Логос, 2001.
7.Зегжда, Д.П., Ивашко, А.М. Основы безопасности информационных систем. - М.: Интуит, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Функции службы безопасности предприятия и структуры
Вывод
библиография используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нестабильной экономической ситуации процесс успешного функционирования и экономического развития российских компаний во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности предприятия. В настоящее время, не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Закон РОССИЙСКОЙ федерации "О безопасности" понятие "безопасность" определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Тем не менее, в сознании большинства граждан все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Хотя предпринимательская деятельность-это деятельность, осуществляемая "страх" и "риск", то есть, в первую очередь, владелец бизнеса должен взглянуть на предприятие и определить те жизненно важные интересы, которые необходимо защитить в первую очередь. И для защиты этих интересов необходимо компании, в себе, не надеяться на помощь государства. Одним из инструментов по обеспечению защиты безопасности предприятия может стать создание на базе собственной службы безопасности.
В своей работе я хотела бы остановиться на целях и структура службы безопасности предприятия, а также на его основные функции.
ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Прежде чем перейти к структурам обучения, цели, структура и функции службы безопасности нужны для того, чтобы определить список объектов, которые нуждаются в защите на предприятии.
Во-первых, они включают в себя:
- территория предприятия;
- расположенные на территории предприятия объекты (здания, сооружения);
- носители конфиденциальной информации (документы, изделия);
- имущество (товары).
Во-вторых, объектом охраны относятся руководство предприятия персонал, допущенный к конфиденциальной информации. Организация охраны руководства и персонала предприятия регулируются отдельным положением (инструкцией), которое утверждается руководителем предприятия, и, в необходимых случаях согласовывается с территориальными органами внутренних дел и органами безопасности.
Основные цели охраны руководства и персонала предприятия -- обеспечение их личной безопасности в условиях повседневной и в случае чрезвычайных ситуаций, для предотвращения возможных попыток захвата злоумышленниками защищаемой информацией путем физического и иного насильственного воздействия на этих лиц, выработка рекомендаций охраняемым лицам по особенностям поведения в различных ситуациях.