Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, активно занимающихся и не занимающихся спортом

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 15.03.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности двигательной активности детей среднего и старшего школьного возраста
1.1. Обоснование потребности в систематической двигательной активности
1.2. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
Глава 2. Характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования
Выводы
Практические рекомендации
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

После физической нагрузки у юных спортсменов наблюдается изменение кислородно - щелочного равновесия крови. Степень изменений зависит от объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Повышение аэробной производительности юных спортсменов связано не только с развитием кардиоресператорного аппарата и системы крови, но и с изменениями морфофункционального состояния скелетных мышц. Изменения в мышцах активизируют дыхательный комплекс, что способствует лучшему использованию кислорода, т.е. происходит более эффективная утилизация кислорода во время напряженной мышечной деятельности. Таким образом, систематические занятия спортом положительно влияют на все звенья кислородного обеспечения организма.ВыводыВ ходе работы были выполнены следующие задачи:1. Определены особенности развития детей среднего и старшего школьного возраста2. Провеено исследование физической работоспособности школьников.3. Определены основные рекомендации по совершенствованию физического развития школьников.Результаты исследования аэробной работоспособности по данным теста РWС170 свидетельствуют о невысоких показателях работоспособности у детей, которые не занимаются спортом. Показатели PWC170 у детей активно занимающихся спортом значительно выше: 759,9±204,5 и 457±240,2кГм/мин соответственно.Подростковый возраст является закономерным этапом развития организма, но отличается от других этапов жизни человека. В этот период изменяется психика и поведение ребенка. Важной особенностью подросткового периода также есть возможность сознательного и активного участия в общественной жизни. Значительное место в интересах и жизни подростка занимает физическая культура и спорт. Но учебно-воспитательная работа с подростками приобретает довольно тяжелый характер. Необходимо большое педагогическое мастерство тренера-преподавателя, которое должна быть направлено на снижение и сдержанность возбуждения подростков и на воспитание у них тормозных процессов. Подростковый этап развития является важным периодом подготовки человека к будущему, к полноценному осуществлению общественной миссии.Практические рекомендацииСистематические занятия спортом оказывают глубокое влияние на развитие организма. С помощью физических нагрузок активизируется деятельность всех органов и систем, повышается способность организма детей и подростков к мобилизации функциональных возможностей и более экономичному выполнению мышечной работы. Спортивная тренировка в детском и подростковом возрасте вызывает более значительные морфологические и функциональные сдвиги, чем в зрелом возрасте. При этом происходит перестройка не только функций отдельных органов и систем, но и их взаимоотношений.Систематические занятия спортом существенно влияют на состояние здоровья, на рост и развитие организма ребенка. Заболевания школьников - спортсменов значительно ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Спорт повышает сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важным средством укрепления здоровья и профилактики заболевания. Однако, если при систематических занятиях и рациональном подборе тренировочных нагрузок наблюдаются высокие показатели иммунологических реакций, то при нерегулярных занятиях или чрезмерных нагрузках сила неспецифических иммунных реакций снижается, что влияет на оптимальность организма инфекциям.Установлено, что физическая нагрузка, которая соответствует силе и степени подготовленности к выполнению физических упражнений, улучшает развитие костной системы и увеличивает период роста.В процессе регулярных тренировок вырабатываются более тонкие механизмы согласования функций анализаторных систем, которые обеспечивают возможности анализа внешних воздействий, положение частей тела в пространстве, его перемещение и так далее. Совершенствование пространственной ориентировки связано с адаптивными возможностями вестибулярного аппарата. Опыт показывает, что единственным средством совершенствования функций вестибулярного анализатора являются тренировки. Многие виды спорта с их быстрыми перемещениями, резкими остановками, рывками, прыжками, переворотами, предъявляют повышенные требования к вестибулярному анализатору, способствуют повышению порога его восприятия, улучшают точность движений и координацию.В процессе приспособления организма к мышечной работе происходит изменение функциональной активности желез внутренней секреции. Усиливается снабжение всех тканей гормонами стимулирующими обменные процессы регуляции, в которой они принимают непосредственное участие. Интенсивные и эмоциональные занятия спортивными играми способствуют большим сдвигам в деятельности надпочечников. Известно, что регулярная тренировка приводит к повышению потенциальных возможностей и экономизации деятельности систем организма, что способствует нейрогуморальной регуляции мышечной деятельности. Это относится и к деятельности эндокринных желез таких как гипофиз, поджелудочная щитовидная и половые железы.Большие изменения при занятиях спортом отмечаются в сердечно-сосудистой системе. Так ускоряется процесс формирования сердца. Установлена прямая связь между величиной нагрузки скелетных мышц и уровнем морфологических и функциональных возможностей органов кровообращения. По данным большинства авторов, объем здорового сердца может служить мерой его функционального резерва. У спортсменов всех возрастных групп объем сердца больше, чем у их нетренированных сверстников. Размеры сердца значительно увеличиваются только при занятиях спортом, развивается преимущественно выносливость. В увеличении объема сердца безусловно ведущая роль принадлежит расширению его полостей, а не гипертрофии миокарда. Бесспорно, длительная и достаточно объемная мышечная работа, адекватная функциональным возможностям организма, является основным методом, стимулирующим развитием работоспособности. Многие опыты в нашей стране и за рубежом подчеркивают, что базу общей выносливости следует закладывать у юных спортсменов, начиная с 8 - 12 лет. При физической нагрузке происходит частичное перераспределение крови между работающими и неработающими мышцами, что свидетельствует об усовершенствовании вегетативных процессов, обеспечивающих работоспособность.Занятия спортом оказывают значительное влияние как на аппарат дыхания детей, так и на всю систему кислородного обеспечения их организма. В процессе занятий спортом дыхание становится более медленным. Систематические занятия спортом способствуют значительному повышению функций всего аппарата дыхания, т.е. он обеспечивает более эффективное снабжение организма кислородом. Тренировка приводит к более быстрому развитию всех физиологических систем и механизмов, участвующих в регулировании кислородных режимов организма, к более ранней экономизации функций этих систем, к повышению эффективности и экономизации кислородных режимов организма детей. Особенно отчетливо наблюдается разница в качестве кислородных процессов у тренированных и нетренированных школьников при выполнении мышечной работы.Уровень физической работоспособности определяется не только максимальной аэробной производительностью, но и совокупностью ряда факторов, в том числе способностью к утилизации кислорода, а также степенью экономизации различных функций. Поэтому бывают случаи, когда у юных спортсменов, несмотря на упорное, настойчивое тренировки величина МСК практически не меняется, а физическая работоспособность, которая определяется по тесту PWC 170 и некоторыми другими тестами растет. Важным фактором, лимитирующим аэробную производительность и физическую работоспособность организма, является циркуляторная производительность сердца, то есть, систолический и минутный объемы крови (СОК и МОК), соответственно предельный СОК - 150 - 170 мл, МОК - 26 - 30 л / мин.Аэробная производительность и физическая работоспособность во многом зависит от диффузной способности легких. Интенсивность процесса диффузии кислорода определяется площадью функционирующей поверхность альвеолярно-капиллярных мембран, объемом крови легочных капилляров и количеством гемоглобина, способного связывать кислород. Эти показатели у юных спортсменов значительно выше, чем у не тренированных ровесников. Влияние занятий спортом на диффузную способность легких очевидно. В то же время на эту способность, как и на величину МСК, большое значение оказывает генетический фактор, что следует учитывать при спортивном отборе у детей.Следует сказать, что детский организм, как и взрослый, при мышечной работе не до конца использует свои аэробные возможности. Очевидно, системы кислородного обеспечения, развиваясь под влиянием систематических занятий спортом, создают определенный резерв в своих функциях, который и определяет их биологическую надежность.Список литературыАнтонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. 2008. - 192 с.Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2008.- 275 с.Бальсевич В.К., Запорожанов В.К. Физическая активность человека. -Киев: Здоров'я, 2009. -224с.Бахрах Д.Н. Чемакин И.М. Правовые основы управления физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2009. - №4. -С.30-32.Булич, Э.Г. Здоровье человека. Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э.Г. Булич, И.В. Муравов. — Киев : Олимпийская литература, 2010. — 424 с.Воробьева Е.А. Анатомия и физиология. - М.: Медицина, 2008 – 426 с.Дубровский В. И. Гигиена физического воспитания и спорта — Москва.: Владос, 2009 - 512 с.Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. — М.: ACADEMA, 2008. 264 с.Завадский В.И. Физиологическая характеристика развития организма школьников. - М.: Знание, 2010 – С. 25Ильин А. Особенности подросткового возраста / / Здоровье детей. - 2008. - № 22. - С. 12-13Колесов Д.В. Учитель в психологи и физиологии подростка / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 2009. – 263 с.Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. М.: Советский спорт, 2008. - 464 с.Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков — Москва.: Медицина, 2009 - 384 с.Лаггао С.А. Пути повышения дополнительной активности населения Сьерра-Леоне // Тезисы XXIX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2009. - С.61.Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учебное пособие / Б.Х. Ланда. М. : Советский спорт, 2009. - 192 с.Литвиненко С.Н. Спорт для всех и элитный спорт противники или партнеры? // Спорт для всех. - 2010. - № 4. - С. 38-40.Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Физическая культура и молодежь. М.: Физкультура, образование, наука, 2011. - С.56-59.Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // ТПФК. 2010. - № 3. - С. 11-14.Максименко, A.M. Теория и методика физической культуры // A.M. Максименко. - М. : Советский спорт. 2008. - 544 с.Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студентов дефектологический факультете высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 325 с.Физическая культура в семье. Изд. 3-е, перераб. - М. "Физкультура и спорт", 2008.– 271 с.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2008 – 425 с.

Список литературы

1.Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. 2008. - 192 с.
2.Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2008.- 275 с.
3.Бальсевич В.К., Запорожанов В.К. Физическая активность человека. -Киев: Здоров'я, 2009. -224с.
4.Бахрах Д.Н. Чемакин И.М. Правовые основы управления физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2009. - №4. -С.30-32.
5.Булич, Э.Г. Здоровье человека. Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э.Г. Булич, И.В. Муравов. — Киев : Олимпийская литература, 2010. — 424 с.
6.Воробьева Е.А. Анатомия и физиология. - М.: Медицина, 2008 – 426 с.
7.Дубровский В. И. Гигиена физического воспитания и спорта — Москва.: Владос, 2009 - 512 с.
8.Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. — М.: ACADEMA, 2008. 264 с.
9.Завадский В.И. Физиологическая характеристика развития организма школьников. - М.: Знание, 2010 – С. 25
10.Ильин А. Особенности подросткового возраста / / Здоровье детей. - 2008. - № 22. - С. 12-13
11.Колесов Д.В. Учитель в психологи и физиологии подростка / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 2009. – 263 с.
12.Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. М.: Советский спорт, 2008. - 464 с.
13.Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков — Москва.: Медицина, 2009 - 384 с.
14.Лаггао С.А. Пути повышения дополнительной активности населения Сьерра-Леоне // Тезисы XXIX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2009. - С.61.
15.Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учебное пособие / Б.Х. Ланда. М. : Советский спорт, 2009. - 192 с.
16.Литвиненко С.Н. Спорт для всех и элитный спорт противники или партнеры? // Спорт для всех. - 2010. - № 4. - С. 38-40.
17.Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Физическая культура и молодежь. М.: Физкультура, образование, наука, 2011. - С.56-59.
18.Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // ТПФК. 2010. - № 3. - С. 11-14.
19.Максименко, A.M. Теория и методика физической культуры // A.M. Максименко. - М. : Советский спорт. 2008. - 544 с.
20.Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студентов дефектологический факультете высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 325 с.
21.Физическая культура в семье. Изд. 3-е, перераб. - М. "Физкультура и спорт", 2008.– 271 с.
22.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2008 – 425 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности двигательной активности детей среднего и старшего школьного возраста?

Дети среднего и старшего школьного возраста характеризуются высокой энергетической активностью для выполнения повседневных задач. Они активно участвуют в уроках физической культуры и занимаются спортом, что позволяет им поддерживать хорошую физическую форму и развивать координацию и силу. Однако, некоторые дети не занимаются спортом и имеют более низкую физическую активность.

Какие анатомо-физиологические особенности подросткового возраста связаны с двигательной активностью?

Подростковый возраст сопровождается активным ростом и развитием организма. У детей в этом возрасте наблюдается увеличение мышечной массы и развитие костной системы. Это обеспечивает подросткам большую физическую силу и выносливость. Однако, также существуют индивидуальные особенности, связанные с генетическими факторами и уровнем физической активности.

Чем характеризуется общая физическая работоспособность детей среднего и старшего школьного возраста?

Общая физическая работоспособность детей среднего и старшего школьного возраста отражает их способность выполнять физическую работу без чрезмерной утомляемости. Это включает в себя такие показатели, как выносливость, сила, гибкость, координация и быстрота. Дети, активно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокую работоспособность, чем те, кто не занимается спортом.

Какие преимущества систематической двигательной активности у детей среднего и старшего школьного возраста?

Систематическая двигательная активность у детей среднего и старшего школьного возраста имеет множество преимуществ. Она помогает им поддерживать хорошую физическую форму, укреплять мышцы и кости, улучшать координацию и гибкость, развивать выносливость и силу. Это также способствует здоровому образу жизни и предотвращает развитие различных заболеваний, связанных с сидячим образом жизни.

Какие особенности двигательной активности детей среднего и старшего школьного возраста?

Дети среднего и старшего школьного возраста обладают высокой энергетической активностью и непосредственностью двигательных действий. Они нуждаются в регулярной физической активности для поддержания нормального физического и эмоционального развития.

Какие анатомо-физиологические особенности подросткового возраста влияют на их двигательную активность?

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в организме, включая рост и развитие костей, суставов и мышц. Это может повлиять на двигательную активность детей. Также происходит формирование сердечно-сосудистой системы, что влияет на их выносливость и способность к физическим нагрузкам.

В чем заключается характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста в статье?

В статье проведена сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, которые активно занимаются спортом и не занимаются спортом. Описаны особенности и различия в показателях работоспособности у этих групп детей.

Какие выводы можно сделать по результатам исследования общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста?

Исследование показало, что дети, которые активно занимаются спортом, имеют более высокую общую физическую работоспособность, чем дети, не занимающиеся спортом. У спортсменов наблюдаются лучшие показатели по выносливости, силе, быстроте, гибкости и координации движений.