проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений России с Китаем в условиях членства России в ВТО

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 91 91 страница
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 11.07.2013
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С КИТАЕМ
1.1. Экономические связи двух стран до распада Советского Союза
1.2. Факторы и условия формирования нового типа экономических отношений России с Китаем в начале XXI века
1.3. Участие России и Китая в многостороннем формате международных отношений: АТЭС - АСЕАН - ШОС
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
2.1. Эволюция проведения политики открытости
2.2. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли в России
2.3. Институциональные условия формирования и развития внешнеторгового сотрудничества между Россией и Китаем
2.4. Внешняя торговля России с Китаем: современное состояние и особенности структурных сдвигов
ГЛАВА 3. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ
3.1. Анализ факторов, воздействующих на российско-китайскую торговлю
3.2. Сценарии развития российско-китайской торговли на период до 2015 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Поскольку на границе в любом случае будет сохраняться контроль за экспортируемыми и импортируемыми товарами (таможенный, санитарный и т.п.), необходима дальнейшая модернизация пограничных пунктов, расширение их пропускной способности, а также строительство новых складских, логистических комплексов в приграничных районах. Следует также учитывать шаги, предпринимаемые китайской стороной (например, получение Китаем в 2010 г. займа от Всемирного банка в объеме 100 млн. долларов для финансирования проекта «Транспортно-торговый коридор во Внутренней Монголии» для развития в приграничных с Читинской областью районах автодорог и грузового терминала по перевалке грузов с железной дороги). В качестве первого шага необходим сбор информации по всем пограничным пунктам о степени их текущей загрузки и наблюдаемой динамики с целью выбора приоритетов для инвестирования по «расшивке» узких мест.Во-вторых, стратегической задачей для российской стороны, требующей стимулирующего и регулирующего взаимодействия обеих заинтересованных в развитии торгово-экономических отношений стран, является облагораживание структуры взаимного экспорта.По-прежнему сохраняется, а по некоторым позициям даже усиливается, сырьевая специализация России, которая сопровождается сокращением положительного сальдо торговли нашей страны с Китаем. Поэтому при формировании стратегии развития двусторонних торгово-экономических отношений необходимо предусматривать решение пяти принципиальных для российской стороны задач.Организация в России более глубокой переработки сырья с китайским участием. Динамичный рост китайского рынка позволяет России наращивать экспорт переработанной продукции, не снижая поставок в Китай и исходного сырья. При этом, как показывают опросы российских предпринимателей и что признают сами китайцы, в КНР не будет создаваться препятствий для российской продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости, особенно если в ее производстве будет задействована китайская сторона. В частности, Китай заинтересован в закупке таких товаров в России, при производстве которых осуществляется энергоемкая переработка сырья. Наглядный пример – целлюлоза. Кстати, китайцы ведут активные переговоры по созданию в разных восточных регионах России целлюлозно-бумажных комбинатов (например, уже стартовало строительство ЦБК в пос. Амазар: инвестиции составят рекордные 497,5 млн. долл., в том числе 270,4 млн. долл. в первую очередь, которую планируется ввести в строй в 2013 г.). При этом увеличение доли продукции со значительной добавленной стоимостью не только способствует росту товарооборота России и КНР в денежном выражении, но и, как правило, снижает удельную нагрузку на транспортную инфраструктуру (каждая тонна груза становится дороже).Традиционно в России принято надеяться только на приход китайских инвесторов, однако продуктивным может оказаться и организованное привлечение в Россию китайской рабочей силы. Во-первых, решается проблема нехватки российских рабочих с необходимой трудовой этикой в тех районах, где такой дефицит наблюдается (а по опросам предпринимателей, в Сибири и на Дальнем Востоке многие квалифицированные и непьющие работники уже «при деле»). Во-вторых, китайская сторона получает возможность смягчить собственную проблему безработицы. Например, на ЦБК в Амазаре китайцы займут 80% рабочих мест. Охотно привлекают китайцев российские строительные компании.При этом для предотвращения усиления нелегальной миграции необходимо заключение специального межгосударственного соглашения о создании временных «чайнатаунов» с указанием конкретных районов Дальнего Востока (с учетом нужд предприятий).Стимулирование кооперации в рамках производственно-сбытовых цепочек. В современных условиях, особенно в развитых странах, все больший удельный вес во внешней торговле занимают трансграничные поставки сырья и полуфабрикатов в рамках цельных производственно-сбытовых цепочек. При этом пока конечный продукт будет произведен, может быть проведено несколько внешнеторговых операций в разном направлении. Таким образом, хорошо известные теории внешней торговли, оперирующие с факторными преимуществами территорий, не могут служить источником рекомендаций для повышения доходов страны от участия в международной торговле – для этого надо привлекать новые концепции (модель встречной торговли, производственно-сбытовых цепочек и т.д.). Действительно, Россия может проигрывать Китаю в конкурентоспособности на рынках третьих стран почти по всем параметрам, поэтому прямое соперничество (особенно если оно идет в одинаковых ценовых категориях) бессмысленно. В то же время продуктивным должно стать включение России в производственно-сбытовые цепочки китайских производителей на тех стадиях создания добавленной стоимости, где отечественные компании действительно сильны, поскольку может улучшить сбыт китайской продукции за рубежом (прежде всего в странах ЕС и США), принеся при этом доход и российской стороне.При этом от государства требуется не придумывать сферы, где российский частный бизнес мог бы дополнить усилия китайских производителей по захвату зарубежных рынков (как показывает мировой опыт, в такого рода промышленной политике государство редко действует удачно). Необходимо лишь поддержать инициативы компаний, которым уже удалось «нащупать» соответствующие ниши. Особое внимание, если разбить всю производственно-сбытовую цепочку на три макростадии – разработка продукта, его производство и, наконец, маркетинг – необходимо обратить на поиск ниш на первой и последней стадиях. Дело в том, что наибольшее конкурентное давление в международных экономических отношениях в эпоху глобализации наблюдается именно на второй стадии (причем в немалой степени благодаря Китаю, где производственные издержки очень низкие). Известно, что китайские компании – хорошие «имитаторы» западной продукции, однако с разработкой собственных новинок у них часто возникают проблемы. Напротив, в России при меньшей дисциплинированности и больших запросах рядовых рабочих сохраняются хорошие инженерные кадры. При этом на стадиях НИОКР, разработки дизайна и т.п. создается весомая доля добавленной стоимости продукции. По-видимому, необходимо активизироваться и на стадии маркетинга, причем наибольшие шансы у России появляются на рынке Евросоюза, с которым наша страна пытается усилить интеграционные связи. В данном случае необходимо сломать стереотип, что сближение с ЕС (через скорейшую реализацию в жизнь концепции четырех «общих пространств») удалит Россию от других экономических партнеров, например, Китая. Напротив, уменьшение барьеров в российско-европейской торговле может быть использовано для развития кооперации российских и китайских производителей. Хотя Китаю удалось достичь положительного сальдо в торговле со всеми 25 странами ЕС, он проникает главным образом в ниши, ранее занятые другими развивающимися странами, в то время как вытеснить с рынка европейских производителей более качественной продукции предприятиям КНР удается редко. В краткосрочной перспективе от государства требуется инициирование регулярных контактов заинтересованных российских предпринимателей и ответственных федеральных чиновников с целью разработки конкретных шагов по стимулированию контактов с КНР.Внедрение эффективных инструментов поддержки экспортеров. Одним из важнейших инструментов, существующих в большинстве стран Запада (он перенят и в других государствах – например, Казахстане), является гарантирование экспортных кредитов. При этом под программу могут подпадать только фирмы определенных отраслей (прежде всего высокотехнологичных для стимулирования изменения структуры российской внешней торговли) и определенного размера (исключение крупных компаний обычно объясняется стремлением избежать лоббирования). Данный инструмент особенно важен для российских предприятий, участвующих в тендерах в Китае, поскольку, например, их требование полной предоплаты оказывается заведомо проигрышной позицией. Следовательно, необходимо разработать нормативную документацию и подготовить изменения в законодательство, связанные с созданием государственной корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.Общая система информационной поддержки. Опросы российских предпринимателей, работающих с Китаем, показывают, что до сих пор представители отечественного бизнеса слабо информированы об экономической среде, существующей в КНР. При этом далеко не всегда такой информации нет у россиян в принципе, поэтому в задачу государства входит в первую очередь координация усилий разных участников российско-китайских экономических отношений.Наиболее простым способом является создание специального агентства, осуществляющего консалтинг с привлечением как государственных специалистов (например, из торгпредства), так и частных посредников в российско-китайских связях.Содействие контактам бизнесменов. Еще одной проблемой современных российско-китайских связей является преимущественная ориентация России на соседние провинции Китая, но Северо-Восток этой страны представлен отнюдь не самыми развитыми территориями. Более того, многие российские бизнесмены по-прежнему имеют дело не с высококлассными производителями (часто дочерними структурами западных ТНК), а с предприятиями, выпускающими товары низкого качества, которые китайцам удается сбыть только в России, где часть населения охотно покупает дешевую продукцию. В то же время содействие со стороны государства и властей отдельных субъектов Федерации в развитии контактов частных российских предпринимателей с предприятиями приморских провинций Южного и Восточного Китая может стимулировать импорт из КНР продукции, ориентированной на российский средний класс (это будет поддержано и китайской стороной). Одновременно ориентация на слои населения с довольно высоким уровнем покупательной способности позволяет «оторваться» от исключительно ценовой конкуренции и открывает возможности для кооперации российских и китайских производителей (например, в сфере адаптации китайских товаров к специфике спроса россиян). Кроме того, необходимо оказать государственное содействие повышению практических навыков работы в китайской экономической среде у российских бизнесменов. Для этого на первом этапе необходимо расширить географию стажировок в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров (пока они проводятся только в различных странах ЕС и Японии). На втором этапе, поскольку это более эффективно, следует создать отдельную программу (поездки управленцев в высокоразвитые страны все-таки призваны научить их работать в рыночной среде, что нужно и для работы в самой России, тогда как специфика торговых связей с Китаем нужна далеко не всем предпринимателям).Проведенный анализ нормативно-правовой базы, статистических данных о структуре и динамике российского экспорта в Китай, а также выявленные в ходе опросов представителей российского делового сообщества мнения об имеющихся барьерах для развития экономических связей с КНР позволяют высказать обобщенные предложения по механизмам и масштабам увеличения российско-китайской торговли.В законодательной сфере: проведение мониторинга всех ключевых нормативно-правовых актов с непосредственным участим представителей российско-китайского делового сообщества, а не только чиновников и независимых экспертов (что позволит учесть реальные нужды предпринимателей);проведение дальнейшей работы над совершенствованием регулирующего внешнеэкономическую деятельность российского законодательства в целях повышения прозрачности и внесения большей определенности и стабильности в траекторию развития соответствующей российской нормативно-правовой базы;принятие нового российско-китайского соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений (инвестиции влекут за собой наращивание торговых контактов). (В ноябре 2011 г. стороны подписали новое Соглашение).В сфере государственного управления: дальнейшая дебюрократизация государственного управления;продолжение позитивных преобразований на таможне (в том числе путем налаживания еще более тесного сотрудничества с китайскими партнерами);дальнейшее развитие информационной базы для российских и китайских предпринимателей, стремящихся развивать двусторонние торгово-экономические отношения.В сфере частно-государственного партнерства:развитие инженерной инфраструктуры в приграничных районах;продвижение выгодных инвестиционных проектов с участием фирм из КНР;сотрудничество в подготовке специалистов по Китаю, причем не столько культурологов, сколько экономистов и юристов со знанием китайского языка и специфики рынков КНР.Целесообразно подготовить и регулярно (ежегодно) от имени МЭРТ России публиковать «белую книгу о торговле между Россией и Китаем на основе анализа сведений о взаимном товарообороте по данным российской и китайской статистики, анализа законодательства и проблем, препятствующих торговле, хода реализации инфраструктурных и иных проектов. В Книге целесообразно информировать читателей о ключевых выставках и других важных событиях , планируемых сторонами на ближайший год. Такая Книга должна готовиться в тесной кооперации с бизнес-ассоциациями, а финансироваться на конкурсной основе за счет бюджетных средств.Представляется целесообразным привести в качестве ориентиров экспертно-прогнозные оценки возможностей увеличения физического и стоимостного объемов российского экспорта в Китай (за период с 2010 по 2015 год) (приложение 1).Таким образом, предполагается, что в период с 2010 по 2015 годы рост стоимостного объема российского экспорта товаров и услуг в Китай может составить 21,8 млрд. долл. США, т.е. вырастет к 2015 году по сравнению с 2010 годом на 136,9%. В этом случае общий объем российского экспорта в Китай составит приблизительно 37,7 млрд. долл. США. В том случае, если аналогичный рост будет в период с 2010 по 2015 годы характерен и для китайского импорта товаров и услуг в Россию, то китайский импорт в Россию вырастет приблизительно на 18,1 млрд. долл. США и составит приблизительно 31,3 млрд. долл. США. В этом случае общий объем российско-китайского торгово-экономического взаимодействия составит к 2015 году 69 млрд. долл. США.ЗАКЛЮЧЕНИЕВнешняя торговля – одна из традиционных форм участия России в системе международных экономических отношений. Российской Федерацией уже накоплен определенный опыт в разработке и реализации внешнеторговой политики, в использовании тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли, несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области).Сущность партнерства между РФ и КНР определяется соотношением национальных интересов. Главная цель России во внешнеэкономической политике – достижение лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. В КНР также считают обязательным исходить, прежде всего, из своих национальных интересов, которые заключаются в расширении импорта, восполнении ресурсов, широкого развития недостающих областей. Следовательно, речь идет о согласовании этих интересов обоих партнеров, о приспособлении партнеров друг к другу. Интересы двух стран, прежде всего, сходятся во мнении, что необходимо поднимать на новый уровень инвестиционное сотрудничество между регионами РФ и КНР. Российский инвестиционный климат не является благоприятным по сравнению с другими странами,что, является причиной скромной инвестиционной деятельности со стороны китайских инвесторов.Китайские компании давно борются за инвестиции в Россию, где они сталкиваются с разнообразными бытовыми и политическими препятствиями. Опасения по поводу неэффективности и коррумпированности российских институтов также служат препятствием для китайских вложений. Но некоторые недавние проекты, независимо от поддержки российского правительства, показывают растущее желаниекитайских компанийдержать российские активы.Так за I квартал 2013 г. Китай инвестировал в российскую экономику 453,1 млн. долл., из которых 153,9 млн. долл. (33,9%) – прямые инвестиции, 299,2 млн. долл. (66,1%) – прочие инвестиции. Наибольший объем китайских средств приходится на проекты области обрабатывающих производств (66,7% доля поступивших средств в 2013 г.), транспорта и связи (16% доля поступивших средств в 2011 г.). В свою очередь, непрерывно растущая экономика Китая вызывает интерес инвесторов всего мира, в том числе и российских. Россия постепенно расширяет инвестиции в Китае. По итогам I квартала 2011 г. общий объем накопленных российских инвестиций в китайскую экономику составил 33,5 млн. долл. Из этой суммы 13,9 млн. долл. (или 41%) – прямые инвестиции, 19,5 млн. долл. (или 58%) – прочие инвестиции. Крупные проекты служат опорой российско-китайского регионального сотрудничества. Их успешная реализация – яркий пример, оказывающий сильное влияние на процесс углубления регионального сотрудничества. Но сотрудничество в сфере крупных проектов развивается относительно медленно. Следует отметить, что на пути развития регионального сотрудничества между Россией и КНР немало препятствий. Одним из факторов, сдерживающим российско-китайское сотрудничество является общий низкий уровень межчеловеческих контактов между Россией и Китаем. Важной проблемой по-прежнему остается криминализация экономических связей между Россией и Китаем. Значительная часть китайского экспорта в Россию (объем которого, по некоторым оценкам, достигает 2 млрд. долл. ежегодно) фактически является контрабандой. Значительная часть китайских мигрантов, находящихся на территории России, уклоняется от регистрации по месту пребывания, ведет нелегальный бизнес. Большинство из них не обладает высокой квалификацией и занято в сфере услуг, сельском и лесном хозяйстве, строительстве. В этой связи необходимо как ужесточение пограничного и паспортно-визового контроля, так и целенаправленное привлечение к работе в России высококвалифицированных китайских специалистов. Китай является оптимальным партнером для России по многим показателям, главным из которых является взаимная дополняемость национальных экономик. Необходимость постоянного развития двустороннего сотрудничества России и Китая, а также осуществление мер по его планомерной интенсификации в интересах обеих стран. В будущем наша общая задача состоит в том, чтобы применять более эффективные формы сотрудничества, такие как совместная реализация научных проектов, создание совместного информационного агентства для развития регионального сотрудничества в разных сферах общественной жизни. На сегодняшний день, очевидно, что конфигурация международных отношений в XXI веке на значительной части земного шара будет напрямую зависеть от того, как будет развиваться политическое и экономическое партнерство двух ведущих держав, каковыми являются Россия и Китай. Анализ российско-китайских соглашений показывает, что перечень необходимых для развития торгово-экономических отношений нормативных правовых документов в основном достаточен. Однако в ряде случаев необходима ревизия их содержания (напр., Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений).В подавляющем большинстве других случаев – необходимо совершенствовать механизм выполнения решенных в правовом плане задач (напр., Соглашение о сотрудничестве в области охраны прав интеллектуальной собственности). Особую проблему составляют соглашения о сотрудничестве в отдельных отраслях и сферах деятельности, которые, по нашему мнению, подлежат практически сплошной ревизии, так как в них интересы конкретного бизнеса остаются на втором плане. Необходимо проведение мониторинга всех ключевых двусторонних нормативно-правовых актов с непосредственным участием представителей российско-китайского делового сообщества и независимых экспертов;Перспективным является расширение взаимодействия в сфере охраны окружающей среды, разработки совместных превентивных мероприятий для предотвращения ее деградации и уменьшения заболеваемости населения; сохранения природных ресурсов; повышенияэкологической конкурентоспособности приграничных регионов.Произошедшие в последние 15 лет крупные сдвиги в международных инвестиционных процессах и в развитии рыночных отношений в России и Китае выдвигают новые требования к институциональному оформлению двустороннего сотрудничества в области прямых капиталовложений. Это обстоятельство обуславливает необходимость ревизии ранее подписанных странами документов.Другая проблема – барьеры на пути реализации межправительственных и межведомственных соглашений в условиях высокой коррумпированности различных российских органов исполнительной власти (контрабанда российского необработанного сырья в Китай, использование временной трудовой силы из Китая и т.п.).Решение указанных проблем и реализация в рамках среднесрочной стратегии развития взаимовыгодного сотрудничества России и Китая рекомендуемых мероприятий в совокупности обуславливают оптимистический взгляд на перспективы российско-китайского торгово-экономическогосотрудничества и достижение уровня, определенного руководителями двух государств в качестве перспективной задачи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые акты:Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикойо правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.).Приказ Министерства энергетики РФ от 11 сентября 2000 г. № 78 «О совершенствовании организации поставок нефти на экспорт в Китайскую Народную Республику».Распоряжение Правительства Москвы от 25 февраля 2004 г. № 270-РП №О мероприятиях по созданию на территории северо-восточного административного округа города Москвы Китайского делового центра «Парк Хуамин».Распоряжение Правительства Москвы от 8 июня 2005 г. № 1023-РП «О реализации инвестиционного проекта создания в Москве Китайского делового центра «Парк Хуамин».Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2004 г. № 494 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о предоставлении Правительством Китайской Народной Республики Правительству Российской Федерации средств на восстановление образовательных учреждений в Чеченской Республике».Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 490 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря 1999 г.».Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2003 г. № 386 «О возобновлении движения через пункты пропуска на отдельных участках Государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Монголией».Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 476 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о взаимных поездках».Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2003 г. № 353 «Об отмене временного приостановления движения через пункты пропуска «Нижнеленинское - Тунцзян» и «Амурзет - Лобэй» на Государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой».Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. № 8 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области исследования и использования ресурсов и потенциала Мирового океана».Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 г. № 852 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.».Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2001 г. № 654 «О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о повышении безопасности полетов». Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. № 313 «О подписании протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав Правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.». Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 613 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения российско- китайской государственной границы и временного пребывания на территориях Российской Федерации и Китайской Народной Республики персонала, занятого на строительстве, эксплуатации и обслуживании пограничного мостового перехода через реку Аргунь в районе Олочи - Шивэй, а также перемещения технических и транспортных средств, оборудования, строительных и расходных материалов, предназначенных для его строительства, эксплуатации и обслуживания».Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1025 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном строительстве пограничного мостового перехода через реку Аргунь в районе Олочи-Шивэй. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 920 «О подписании дополнительного протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.». Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2000 г. № 804 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Китайской Народной Республики, Правительством Японии и Правительством Республики Корея о создании в дальневосточных водах объединенной радионавигационной службы с использованием станций «Лоран-С» и «Чайка». Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2000 г. № 792 №О заключении Торгового соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики на 2001 - 2005 годы».Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 723 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов».Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2000 г. № 610 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.». Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2000 г. № 557 «Оподписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2000 г. № 545 «О подписании Дополнительного протокола - описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики». Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2000 г. № 500 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о продолжении сотрудничества в энергетической сфере». Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 362 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации в Китае экспериментального реактора на быстрых нейтронах».Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 321 «О подписании Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 2000 - 2002 годах». Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1999 г. № 1415 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек». Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1224 «О подписании Протокола между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики и Правительством Республики Таджикистан о принципах и порядке взаимодействия по выполнению Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года и Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года».Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 710 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном пропуске российских и китайских граждан в торговые комплексы, действующие в районе российско-китайской государственной границы».Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. № 436 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках».Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. № 435 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан».Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 189 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере от 25 апреля 1996 г.».Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 166 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об инвентаризации договоров, заключенных между СССР и Китайской Народной Республикой в период с 1949 по 1991 год».Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1998 г. № 1360 «О заключении Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно - техническом сотрудничестве от 18 декабря 1992 года».Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 357 «Об открытии сезонного пункта пропуска Покровка-Логухэ на российско-китайской государственной границе».Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1391 « О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики».Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1392 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках».Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1394 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области скоростного судостроения».Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1393 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве по развитию алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран».Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. № 555 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод».Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. № 1531 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения российско-китайской государственной границы во временном пункте пропуска Кани-Курган - Чанфатунь персоналом, занятым на совместном строительстве моста через р. Амур (Хэйлунцзян), а также перемещения строительных материалов, оборудования и транспортных средств».Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1465 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории Китайской Народной Республики газоцентрифужного завода по обогащению урана для атомной энергетики от 18 декабря 1992 года».Соглашение от 27 мая 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 479-рп «О подписании Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской межгосударственной границе на ее Восточной части, Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о плавании российских и китайских судов в акватории, расположенной вокруг и прилегающей к району островов Тарабаров и Большой Уссурийский (острова Хэйсяцзыдао), и Меморандума между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о применимости действующих соглашений между Россией и Китаем к новым делимитированным участкам российско-китайской межгосударственной границы».Публикации, материалы интернет-сайтов:Bates G. China`s Security Interests and Activities with Central Asian States/ Meeting paper/22-24.04.2010, http://www.ndu.edu/inss/symposia/pasific2010/gill.htm.Beyond Transition. The World Bank. “Экономический Вестник о вопросах переходной экономики».Октябрь-декабрь 2011. http://www.worldbank.org/transitionnewsletter.«ChinaPRO», Деловой журнал, 2011-2012.Global Economic Prospects, http://www.worldbank.org/prospects/gep2010/full.pdfhttp://www.china/org.cn.Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае. Мировая экономика и международные отношения, №4, 2011.Внешняя торговля России в 2010 г. и 1 полугодии 2012 года (Госкомстат России (ИИЦ «Статистика России»)Дипломатия Китая периода реформ и открытости. Пекин, 1993. С. 409-410. Хайгуань тунцзи. 1996. № 12. С. 5 (на кит. яз.).Зевни Л.З., Хейфец Б.А. и другие. Российско-вьетнамская монография «Россия и АСЕАН: перспективы развития и сотрудничества». Ханой: Политиздат, 2007 (на вьет. яз.).Комсомольская правда. 2010. 14 мая.Ли Син, Айк Мартиросян, Чжао Чжэнь. Значимость центральной части Евразии для энергетической безопасности Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2010. №2. С. 39.Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая. Проблемы и противоречия. М., 1998. С. 136. Проблемы Дальнего Востока. 1990. № 6. С. 20.Программа развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества (2012-2015 г.г.), март 2012, Центр стратегических разработок, Москва, 2012.Рябченко Н.П. КНР - СССР - годы конфронтации (1969-1982). М., 2006. С. 21.Строгие Е.В. Как сотрудничаем с Китаем // Проблемы Дальнего Востока. 1990. № 6. С. 17.Тригубенко М.Е. Мы и дружественные страны Азии (О возможности экономического сотрудничества в новых условиях) // Проблемы Дальнего Востока. 1990. №6. С. 80.Тригубенко М.Е., Леженина Т.В. Формирование Восточноазиатского сообщества в АТР при участии России в XXI веке. Научный доклад. М. ИЭ РАН, 2008. С. 24.Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь-май 2012 года. Федеральная Таможенная Служба.URL: http:// premier.gov.ru/ events/ news/ 10586.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Экспертно-прогнозные оценки возможностей увеличения физического и стоимостного объемов российского экспорта в Китай (за период с 2010 по 2015 год)ОтрасльПоказателиЭнергетика:нефть: предполагается увеличить ежегодный физический экспорт нефти на 20 млн. тонн (с 10 до 30 млн. тонн), что при среднегодовой цене в 50 долл. США за баррель позволит увеличить стоимостной объем экспорта на 7,0 млрд. долл. США к 2015 году;газ: предполагается увеличить поставки газа на 20 млрд. кубических метров (с 0 до 20 млрд. м3), что при среднегодовой цене в 125 долл. США за 1000 кубических метров газа позволит увеличить стоимостной объем экспорта на 2,5 млрд. долл. США;уголь: предполагается увеличить физические поставки угля на 30 млн. тонн, что при среднегодовой цене в 35 долл. США за тонну позволит увеличить стоимостной объем экспорта на 1,05 млрд. долл. США; электроэнергия: предполагается увеличить физический объем поставок в Китай вырабатываемой в России электроэнергии на 20 тераватт-час (млрд. кВт-час), что при цене электричества 0,08 долл. США за кВт-час позволит увеличить стоимостной объем экспорта на 1,6 млрд. долл. США (в 2010 году экспорт электроэнергии в Китай практически отсутствовал).Транспорт:контейнерные перевозки: предполагается увеличить контейнерные перевозки по маршруту Китай - США через территорию России на 75 тыс. контейнеров (в 2010 году данные контейнерные перевозки практически отсутствовали), что при цене перевозки одного контейнера по российской территории в 200 долл. США позволит увеличить стоимостной объем экспорта российских услуг в Китай на сумму 0,015 млрд. долл. США;уголь: предполагается увеличить перевозки угля по маршруту Китай - Япония через территорию России на 2 млн. тонн (в 2010 году данные перевозки практически отсутствовали), что при цене перевозки 10 долл. США за одну тонну позволит увеличить стоимостной объем экспорта российских услуг в Китай на 0,02 млрд. долл. США;зерно: предполагается увеличить перевозки зерна по маршруту Китай - Япония через территорию России на 5 млн. тонн (в 2010 году данные перевозки практически отсутствовали), что при цене перевозки 10 долл. США за одну тонну позволит увеличить стоимостной объем экспорта российских услуг в Китай на 0,05 млрд. долл. США.Телекоммуникацииреалистичные возможности для увеличения российского экспорта в Китай в этой области только начинают появляться (прежде всего, необходимо упомянуть начало проработки комплекса мер по организации и обеспечению евроазиатского транзита телекоммуникационного траффика через территории России и Китая, а также начало проработки вопроса об использовании космических спутников связи серии «Экспресс-АМ» для организации глобального пакета услуг в странах третьего мира).Продукция машиностроенияв случае создания и реализации системы скоординированных мероприятий российского государства и бизнеса существует возможность увеличения стоимостного объема экспорта российской машиностроительной продукции в Китай с приблизительно 5% в 2010 году (т.е. с приблизительно 0,7 млрд. долл. США) до приблизительно 10% в 2010 году (т.е. до приблизительно 3 млрд. долл. США), т.е. на 2,3 млрд. долл. США (необходимо установить приоритетные направления в российско-китайском сотрудничестве по возможно более широкому спектру конкурентоспособной продукции машиностроения и приборостроения и по ним организовать переговорный процесс с участием заинтересованных российских компаний, организовать российским компаниям двустороннюю политическую поддержку и надлежащую систему стимулирования экспорта).Инновационное сотрудничествопредполагается рост ежегодного экспорта российских инновационных технологий в производство высокотехнологичной продукции Китая с 0,02 млрд. долл. США (т.е. за приблизительно 30 инновационных технологий) до 2 млрд. долл. США (т.е. за приблизительно 3000 инновационных технологий), т.е. приблизительно на 1,98 млрд. долл. США (см. также подпункт 13.2.) (т.е. предполагается прежде всего увеличение объемов лицензионной торговли научно-техническими разработками и технологиями).Банковская и страховая деятельностьв случае создания и реализации системы мер государственной поддержки банковского и страхового обеспечения российской внешней торговли предполагается рост объемов предоставления банковских и страховых услуг российскими банками и страховыми компаниями российским и китайским участникам российско-китайского торгово-экономического взаимодействия (для российских участников российско-китайского торгово-экономического взаимодействия особенно важны соответствующие международным стандартам кредиты, гарантии и страховые услуги для расширения финансирования экспорта промышленной продукции), а также дополнительное положительное воздействие вследствие этого на товарный экспорт, в общей сумме 1,2 млрд. долл. США к 2015 году (в настоящий момент объем банковских и страховых услуг российских банков и страховых компаний практически равен нулю).Сельское хозяйствопредполагается увеличение физического объема поставок российской сельскохозяйственной продукции в Китай (грибы, молоко, масличные, кормовое зерно и т.д.), что должно отразиться на увеличении стоимостного объема поставок с 0,15 млрд. долл. США до 1,15 млрд. долл. США, т.е. на 1 млрд. долл. США (возможны также развитие переработки агропродовольственной продукции и сельскохозяйственный научно-технический обмен).Рыбное хозяйстворост физического объема поставок продукции рыбного хозяйства из России в Китай в связи с нехваткой рыбы и морепродуктов для внутреннего российского рынка может быть крайне ограниченным, поэтому стоимостной объем данного экспорта может вырасти прежде всего за счет роста мировых цен на рыбу и, по всей вероятности, незначительно; предполагается рост стоимостного объема экспорта продукции рыбного хозяйства с 0,15 млрд. долл. США до 0,25 млрд. долл. США, т.е. на 0,1 млрд. долл. США.Химическая и нефтехимическая промышленностьв целом предполагается увеличение стоимостного объема поставок минеральных удобрений, пластмасс и синтетических смол, нефтехимических полупродуктов, капролактама и синтетического каучука с 1,25 млрд. долл. США до 1,5 млрд. долл. США, т.е. на 0,25 млрд. долл. США (при этом после присоединения к ВТО Россия может воспользоваться обещанием Китая снизить таможенные ставки и отменить импортные квоты на продукцию данных отраслей промышленности).Лесная и деревообрабатывающая промышленностьпредполагается увеличение стоимостного объема поставок леса и продукции деревообрабатывающей промышленности из России в Китай на 1 млрд. долл. США (при условии привлечения китайских инвестиций и, возможно, китайских трудовых ресурсов в основные передовые российские и формирующиеся совместные российско-китайские предприятия по глубокой переработке древесины, а также при условии упорядочивания российско-китайской торговли лесом).Подрядное строительство и трудовые услугипри условии дополнительного легального использования китайской рабочей силы в России в количестве 150-200 тыс. человек к 2015 году предполагается рост стоимостного объема торгово-экономического взаимодействия России и Китая (в виде налогов, оплаты услуг и потребительских товаров) на сумму 0,1 млрд. долл. США (при условии совершенствования и строгого выполнения «Российско-китайского соглашения о временной трудовой деятельности», предполагающего легализацию зарплаты, проживания, перевода средств в Китай временно проживающих в России китайских трудовых мигрантов данная сумма может быть увеличена – по экспертным оценкам – в три раза, до 0.3 млрд. долл. США).Приграничная торговля и приграничное сотрудничестворост объемов торгово-экономического взаимодействия учтен в отраслевых анализах (речь, прежде всего, идет о сотрудничестве в обслуживании инфраструктуры (см. п.11), проведении строительных и монтажных работ (см. п.11), вырубке леса (см. п.10), проведении сельскохозяйственных работ (см. п.7)).Социальные услугиобразование: в случае создания и реализации системы скоординированных мероприятий российского государства и российских университетов возможно увеличение число китайских студентов и аспирантов, единовременно обучающихся в российских ВУЗах с 12 тыс. человек до 42 тыс. человек (т.е. на 30 тыс. человек), что при средних годовых затратах одного обучающегося в 4000 долл. США приведет к росту стоимостного объема экспорта российских образовательных услуг в Китай на 0,12 млрд. долл. США;здравоохранение: предполагается рост стоимостного объема поставок в Китай российских медицинской техники, медицинского оборудования и ряда био- и медицинских технологий и препаратов (во многом данный подпункт относится к пункту 4., а также к пункту 5.) в общей сложности на сумму 0,3 млрд. долл. США (детальное и заинтересованное изучение сторонами возможностей торговли в рамках указанной группы товаров и услуг, по нашему мнению, может кратно увеличить этот прогнозируемый по узкой номенклатуре медицинской техники объем, однако – это тема самостоятельного исследования);туризм: предполагается рост количества китайских туристов в России с 0,8 млн. человек до 2,5 млн. человек, что при средних тратах китайского туриста 700 долл. США может привести к росту экспорта в Китай российских туристических услуг на 1,19 млрд. долл. США.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:
1.Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.).
2.Приказ Министерства энергетики РФ от 11 сентября 2000 г. № 78 «О совершенствовании организации поставок нефти на экспорт в Китайскую Народную Республику».
3.Распоряжение Правительства Москвы от 25 февраля 2004 г. № 270-РП №О мероприятиях по созданию на территории северо-восточного административного округа города Москвы Китайского делового центра «Парк Хуамин».
4.Распоряжение Правительства Москвы от 8 июня 2005 г. № 1023-РП «О реализации инвестиционного проекта создания в Москве Китайского делового центра «Парк Хуамин».
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2004 г. № 494 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о предоставлении Правительством Китайской Народной Республики Правительству Российской Федерации средств на восстановление образовательных учреждений в Чеченской Республике».
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 490 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря 1999 г.».
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2003 г. № 386 «О возобновлении движения через пункты пропуска на отдельных участках Государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Монголией».
8.Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 476 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о взаимных поездках».
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2003 г. № 353 «Об отмене временного приостановления движения через пункты пропуска «Нижнеленинское - Тунцзян» и «Амурзет - Лобэй» на Государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой».
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. № 8 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области исследования и использования ресурсов и потенциала Мирового океана».
11.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 г. № 852 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.».
12.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2001 г. № 654 «О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о повышении безопасности полетов».
13.Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. № 313 «О подписании протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав Правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.».
14.Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 613 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения российско- китайской государственной границы и временного пребывания на территориях Российской Федерации и Китайской Народной Республики персонала, занятого на строительстве, эксплуатации и обслуживании пограничного мостового перехода через реку Аргунь в районе Олочи - Шивэй, а также перемещения технических и транспортных средств, оборудования, строительных и расходных материалов, предназначенных для его строительства, эксплуатации и обслуживания».
15.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1025 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном строительстве пограничного мостового перехода через реку Аргунь в районе Олочи-Шивэй.
16.Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 920 «О подписании дополнительного протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.».
17.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2000 г. № 804 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Китайской Народной Республики, Правительством Японии и Правительством Республики Корея о создании в дальневосточных водах объединенной радионавигационной службы с использованием станций «Лоран-С» и «Чайка».
18.Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2000 г. № 792 №О заключении Торгового соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики на 2001 - 2005 годы».
19.Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 723 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов».
20.Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2000 г. № 610 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.».
21.Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2000 г. № 557 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации».
22.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2000 г. № 545 «О подписании Дополнительного протокола - описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики».
23.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2000 г. № 500 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о продолжении сотрудничества в энергетической сфере».
24.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 362 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации в Китае экспериментального реактора на быстрых нейтронах».
25.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 321 «О подписании Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 2000 - 2002 годах».
26.Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1999 г. № 1415 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек».
27.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1224 «О подписании Протокола между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики и Правительством Республики Таджикистан о принципах и порядке взаимодействия по выполнению Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года и Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года».
28.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 710 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном пропуске российских и китайских граждан в торговые комплексы, действующие в районе российско-китайской государственной границы».
29.Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. № 436 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках».
30.Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. № 435 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан».
31.Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 189 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере от 25 апреля 1996 г.».
32.Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 166 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об инвентаризации договоров, заключенных между СССР и Китайской Народной Республикой в период с 1949 по 1991 год».
33.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1998 г. № 1360 «О заключении Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно - техническом сотрудничестве от 18 декабря 1992 года».
34.Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 357 «Об открытии сезонного пункта пропуска Покровка-Логухэ на российско-китайской государственной границе».
35.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1391 « О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики».
36.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1392 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках».
37.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1394 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области скоростного судостроения».
38.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. № 1393 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве по развитию алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран».
39.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. № 555 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод».
40.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. № 1531 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения российско-китайской государственной границы во временном пункте пропуска Кани-Курган - Чанфатунь персоналом, занятым на совместном строительстве моста через р. Амур (Хэйлунцзян), а также перемещения строительных материалов, оборудования и транспортных средств».
41.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1465 «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории Китайской Народной Республики газоцентрифужного завода по обогащению урана для атомной энергетики от 18 декабря 1992 года».
42.Соглашение от 27 мая 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.
43.Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 479-рп «О подписании Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской межгосударственной границе на ее Восточной части, Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о плавании российских и китайских судов в акватории, расположенной вокруг и прилегающей к району островов Тарабаров и Большой Уссурийский (острова Хэйсяцзыдао), и Меморандума между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о применимости действующих соглашений между Россией и Китаем к новым делимитированным участкам российско-китайской межгосударственной границы».

Публикации, материалы интернет-сайтов:
44.Bates G. China`s Security Interests and Activities with Central Asian States/ Meeting paper/22-24.04.2010, http://www.ndu.edu/inss/symposia/pasific2010/gill.htm.
45.Beyond Transition. The World Bank. “Экономический Вестник о вопросах переходной экономики».Октябрь-декабрь 2011. http://www.worldbank.org/transitionnewsletter.
46.«ChinaPRO», Деловой журнал, 2011-2012.
47.Global Economic Prospects, http://www.worldbank.org/prospects/gep2010/full.pdf
48.http://www.china/org.cn.
49.Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае. Мировая экономика и международные отношения, №4, 2011.
50.Внешняя торговля России в 2010 г. и 1 полугодии 2012 года (Госкомстат России (ИИЦ «Статистика России»)
51.Дипломатия Китая периода реформ и открытости. Пекин, 1993. С. 409-410. Хайгуань тунцзи. 1996. № 12. С. 5 (на кит. яз.).
52.Зевни Л.З., Хейфец Б.А. и другие. Российско-вьетнамская монография «Россия и АСЕАН: перспективы развития и сотрудничества». Ханой: Политиздат, 2007 (на вьет. яз.).
53.Комсомольская правда. 2010. 14 мая.
54.Ли Син, Айк Мартиросян, Чжао Чжэнь. Значимость центральной части Евразии для энергетической безопасности Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2010. №2. С. 39.
55.Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая. Проблемы и противоречия. М., 1998. С. 136.
56.Проблемы Дальнего Востока. 1990. № 6. С. 20.
57.Программа развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества (2012-2015 г.г.), март 2012, Центр стратегических разработок, Москва, 2012.
58.Рябченко Н.П. КНР - СССР - годы конфронтации (1969-1982). М., 2006. С. 21.
59.Строгие Е.В. Как сотрудничаем с Китаем // Проблемы Дальнего Востока. 1990. № 6. С. 17.
60.Тригубенко М.Е. Мы и дружественные страны Азии (О возможности экономического сотрудничества в новых условиях) // Проблемы Дальнего Востока. 1990. №6. С. 80.
61.Тригубенко М.Е., Леженина Т.В. Формирование Восточноазиатского сообщества в АТР при участии России в XXI веке. Научный доклад. М. ИЭ РАН, 2008. С. 24.
62.Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь-май 2012 года. Федеральная Таможенная Служба.
63.URL: http:// premier.gov.ru/ events/ news/ 10586.
?

Содержание

Введение

1. Развитию двусторонних торгово-экономических отношений России и Китая

1.1 Исторический аспект развития российско-китайских отношений

1.2 Договорно правовой российско-китайских отношений

2. Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая

2.1 Сотрудничества в области внешней торговли

2.2 Российско-китайского инвестиционного сотрудничества

3. Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая

3.1 Проблемы торгово-экономических отношений России и Китая

3.2 Перспективы торгово-экономических отношений России и Китая

Вывод

Список используемых источников

Введение

Сегодня Китайская Народная Республика - одна из самых динамичных стран в мире, влияет на быстрый рост. Китай играет огромную роль в мировой экономике. Если взять покупательные способности, вы можете отслеживать, что товары, произведенные в Китае, пользуются большим спросом. Экономическая система в этой стране достигает огромных размеров. Кроме того, она продолжает развиваться, и его масштабы растут.

в Преддверии Нового года банк HSBC опубликовал исследование, согласно которому, в 2013 году, мировой лидер экономического развития будет Китай. Согласно прогнозам банка, в 2013 году экономический рост США составит менее 2%, еврозона просядет на 0,2%. Россия покажет рост ВВП лишь на 2,5%, Бразилия - 3%, Индии - на 5,7%, а КИТАЙ - на 8,6%. Насколько реально покажет только время, но нет никаких сомнений, что тесное сотрудничество с Китаем имеет серьезные плюсы для России.

Китай постоянно является одним из ведущих торговых партнеров России. В настоящее время, для того, чтобы найти любой продукт, произведенный в Китае - это очень трудно. Экономическое взаимодействие России и Китая в качестве торговых партнеров зависит не только близки географически сосед двух стран, но и хороший уровень двусторонних межгосударственных политических отношений, а также потребность Китая в некоторых российских продуктов. С другой стороны, мы не можем не упомянуть тот факт, что быстрое развитие торгово-экономических отношений России со странами Азиатско-тихоокеанского региона важно, в том числе с точки зрения перспектив подключения России к процессу региональной интеграции в Восточной Азии, на которые, в долгосрочной перспективе, позволит укрепить позиции страны в мировой экономике.