Методологическое представление различных авторов о социализации личности в организации. Формирование направленности личности, ее виды. Проблематика организационной социализации. Особенности социализации поколений в современных социально-экономических условиях России.
Заказать уникальный реферат- 29 29 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 21.05.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Методологическое представление различных авторов о социализации личности в организации
2. Формирование направленности личности, ее виды
3. Проблематика организационной социализации
4. Особенности социализации поколений в современных социально-экономических условиях России
Заключение
Список использованной литературы
Здесь следует говорить о влиянии тех поколений, которые участвовали в формировании новой государственности, социально-политической системы. Всего здесь выделяются три поколения: 1. родившиеся, выросшие и получившие образование в советское время. Это те, которые сформировали свое мировоззрение под воздействие коммунистической идеологии, авторитарной политической системы. Здесь можно отметить следующие специфические черты: между индивидом и государством не существовало такого опосредующего звена, как социально-групповые идентификации; советское (коммунистическое) общество было построено не из индивидов, а из коммун. Поэтому носителем личностного начала выступал именно целостный коллектив, посредством которого человек осуществлял коммуникацию с государством; само Советское государство по своей сути являлось криминогенным и правонарушающим фактом общественной жизни. Личность, сформировавшаяся в такой стране, являлась носителем идеологии, которая предполагает снятие внутренних самоограничений на оправдание преступлений, совершаемых партией, руководством страны. Разочаровавшись в коммунистической системе население с надеждой стали ожидать результатов происходящих перемен, но в итоге оказались неудовлетворенными реформами; 2. наиболее социально, экономически и политически активная часть населения современной России. Сюда относят, представителей той возрастной группы, которая вошла в период гражданской зрелости в 1980-е гг., когда коммунистическая власть в СССР в поисках средств вывода общества из состояния «застоя» (а на самом деле глубокого экономического и идеологического кризиса) инициировала политику перестройки, декларировала цели: создания эффективного механизма ускорения социально-экономического развития общества; всестороннего развития демократии; укрепления дисциплины и порядка; уважения к ценности и достоинству личности; отказа от командования и администрирования; поощрения новаторства; решительного поворота к науке; соединения научно-технических достижений с экономикой и др., предполагая возможность реконструкции социализма и сохранения целостности коммунистической системы, а значит, и собственной власти. Представители второго поколения, пытаясь критически осмыслить опыт советского прошлого страны, оказались жертвами наивной веры в идеальность западной теории и практики. 3. третье поколение входит в социальную реальность в период вторичной социализации, имея отличные от первых двух поколений представления о ней самой и о перспективах общественного развития. Формирование мировоззрения этого поколения происходило в условиях болезненного отрезвления массового сознания, его избавления от мифа закономерной обусловленности построения коммунизма по советской модели в отдельно взятой стране (СССР) с последующим ее репродуцированием во всем мире. Такое отрезвление сопровождалось критическим осмыслением истории страны, роли в ней отдельных личностей. В результате представители третьего поколения в основной массе обладают устойчивым иммунитетом к идеям достижения материального благополучия, высокого социального статуса за короткий временной отрезок под влиянием внешних факторов (государственной власти, счастливой случайности, чьей-то помощи). В отличие от второго поколения, для которого в конце 1980-х — начале 1990-х гг. среднее и высшее профессиональное образование имело столь низкий рейтинг в структуре социальных ценностей, что в эти годы российские сузы и вузы испытывали хронический дефицит студентов, третье поколение возвело профессиональное образование в ранг неотъемлемого условия успешной самореализации личности. Именно этим обстоятельством можно объяснить взрыв в нашей стране в последние годы интереса населения к высшему образованию, что привело к росту количества вузов, появлению негосударственных учебных заведений, численность которых достигает в настоящее время 40% от общего количества вузов. Отличительной особенностью третьего поколения является и то, что его первичная социализация проходила в весьма специфических условиях: невостребованности большей части социального опыта старшего поколения, накопленного им в условиях иной, уже не существующей системы социально-экономических отношений. Это обстоятельство вынуждает его перенимать единственно доступный ему через средства массовой информации и интерпретированный ими опыт общества массового потребления, которое в российском варианте характеризуется рядом исследователей как общество западноцивилизационного типа, но в виде уже исчерпавшей свою историческую перспективу формации, отличающейся коррумпированной властью; могуществом олигархии; многоукладностью экономики; преобладанием в его структуре социально незащищенного населения; невозможностью для основной массы населения использовать декларированные российской Конституцией права в целях позитивного саморазвития личности; моральной деградацией личности; развитием социальных аномалий в форме безработицы, проституции, детской беспризорности и т.п.; угрозой духовного распада личности; отсутствием идейно-политической целостности социума; утратой личностью веры в способность государственной системы обеспечить ей достойный социальный статус и защитить ее интересы; утратой личностью чувства собственного достоинства; массовой деполитизацией граждан при растущей партийной дифференциации политической системы общества в виде преимущественно «карликовых» политических объединений с узкой социальной базой; возрастанием деструктивной активности малочисленных экстремистских групп; ростом попыток использования этнонационального, межконфессионального контекста в борьбе за сферы политического и экономического влияния; организованной преступностью. Сейчас происходит отмирание старого коллективизма и старого индивидуализма, с эрой глобализации происходит возрождение личности. Это значит, что свободный человек может построить сообщество, чтобы вносить свой вклад в свое дело. Благодаря функционированию свободной ассоциации индивид получает возможность обретения ценности и самоактуализации, т.е. можно говорить о коллективной индивидуализации. Здесь сознательная активность человека, принимающего участие во всемирном объединении, снова возвращается на коллективный уровень. Эти тенденции непосредственно затронули и российский социум, о чем свидетельствует структура ценностных ориентации представителей третьего поколения, для которого все большую ценность приобретают такие понятия, как «богатство», «индивидуализм», «личное достоинство », «предприимчивость» и «свобода». Симптоматично, что возглавляет иерархию их ценностей «личное достоинство». Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что первое (старшее) поколение, еще сохраняющее высокую социальную активность и стремление удержать достигнутый социальный статус, вынуждено проходить болезненный процесс ресоциализации, адаптации к крайне сложным для себя условиям существования, не смоделированным до конца, а следовательно, и не апробированным в условиях модернизируемого социума. Осознанно ориентируя себя на совместное участие со Вторым и третьим поколениями в создании нового опыта, оно в то же время остро переживает как личную трагедию свою невостребованность со стороны общества, включая аккумулированный им опыт предшествующих поколений, а также созданный на пике его социальной, функциональной активности новый опыт. Второе (среднее) поколение, пройдя период вторичной социализации, переживает крайне дискомфортное для себя психологическое состояние, которое мы характеризуем как перманентную ресоциолизацию. Наиболее специфичными ее признаками являются необходимость постоянной ревизии знаний и опыта, обретенных этим поколением в ходе первичной социализации, а также в результате его личного участия в трансформации динамично развивающегося российского социума. Третье (младшее) поколение проходит тернистый путь усвоения опыта предшествующих поколений в ходе энкультурации и на начальном этапе вторичной социализации. Специфика этого процесса заключается в невостребованности большей части отечественного практического и теоретического социального опыта старших поколений в связи с завершением советского периода истории нашей страны. Таким образом, "в период трансформации российского общества мы можем наблюдать социальный феномен, заключающийся в том, что все три поколения его граждан вынуждены участвовать в создании нового опыта из-за невозможности эффективно использовать позитивный опыт прежних поколений. Востребованность же негативного опыта старшего поколения в данном случае крайне ограничена следующими рамками: овладение им позволяет избежать прежних ошибок, утопических заблуждений, дабы не репродуцировать их на новом этапе общественного развития. Поэтому он не является генератором новых знаний и опыта, но служит именно тем катализатором, без которого немыслим процесс создания новых социальных отношений, моделей общественного развития. Заключение Проблема социализации была поднята в XIX веке. С тех пор под социализацией принято понимать процесс формирования личности через усвоение индивидом присущих данному обществу ценностей и норм, культурных установок и т.д. В ходе эволюции методологических основ социализации появился еще один аспект рассмотрения этого феномена. Человек стал исследоваться не только как пассивный объект, на который оказываются влияние агенты и институты социализации, но и как активный субъект, которые не просто воспринимается информацию из внешней среды, но также ее осмысливается и посредством этого само утверждается в различных социальных общностях и обществе в целом. В ходе социализации формируется направленность личности, которая определяется как система мотивов, которые определяют действия человека. Выделяются три вида направленности: 1) общественную, или коллективистсткую (обнаруживается доминирующее стремление действовать в интересах других людей, коллектива, общества); 2) личную (проявляется в доминирующих стремлениях действовать ради собственного престижа, благополучия, самоутверждения и т. д.); 3) деловую (проявляется стремление личности к разнообразным делам, включая и профессиональную деятельность). Одной из разновидностей социализации является организационная социализация, под которой подразумевается процесс усвоения ценностей и норм определенной организации, в которой человек осуществляет свою деятельность. От качества социализации и эффективности управления ею будет зависеть успешность сотрудничества личности с организацией. Значимым аспектом социализации для современной России является социализация поколений. Это связано с тем, что в условиях социально-экономической трансформации, которая проходит вот уже более двадцати лет происходит быстрая смена поколений, каждому их которых присущи свои ценности, нормы и идеалы. Список использованной литературы Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. - 416 с. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с Винограденко Г.Г., Фролова И.В. Социализация: вопросы истории и теории // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 4 (60). – С. 21-27. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. – М.: Книга, 1998. – 286 с. Грошев И. Особенности влияния организационной культуры на эффективность деятельности персонала фирмы // Проблемы теории и практики управления.– 2006.– № 7.– С. 114 – 119. Дизель П., МакКинси У., Ренан Д. Поведение человека в организациях. - М.: Дело. – 2000. – 212 с. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер с фр. - М.: ИНТОР, 1996. - 80 с. Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. - 1999. - № 1. - С. 264-277. Кадыш М.Е. Исследование проблемы направленности личности в студенческом возрасте // Вестник МГОУ. Психологические науки. - 2010. - №. 1. - С. 22-25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с. Ковалева А.И. Социализация [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1 - С. 139-143. - URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2004_1/Kovaleva/index.pdf (Дата обращение: 19.03.2013) Конюхов Н.И., Селезнев В.Н., Сысоев В.В. Профессиональная направленность личности: теоретические подходы к изучению // Вестник МГОУ. - 2012. - № 2. - С. 136-137. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с. Организационное поведение. / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2010. – 416 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-изд. - СПб.: Питер, 2004. - 687 с. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с. Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра социол. наук., проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. — М.: Гардарики, 2005. — 335 с. Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / Вступительная статья Ф.Т. Михайлова.— СПб.: «Алетейя», 2000. - 288 с. Шведова Т.О. Организация системы адаптации новых сотрудников // Справочник по управлению персоналом. - 2010. - № 4. - С. 41-42 Шейн Э. Организационная культура и лидерство: учебник для слушателей, обучающихся по программам "Мастер делового администрирования" : пер. с англ. / Э. Шейн ; под ред. Т. Ю. Ковалевой. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 336 с. Шефель С.В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза (Социально-философское исследование): Монография / С.В.Шефель. – М.: Соц.-гуманит. знания, 2002. – 280 с
1.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
2.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с
3.Винограденко Г.Г., Фролова И.В. Социализация: вопросы истории и теории // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 4 (60). – С. 21-27.
4.Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. – М.: Книга, 1998. – 286 с.
5.Грошев И. Особенности влияния организационной культуры на эффективность деятельности персонала фирмы // Проблемы теории и практики управления.– 2006.– № 7.– С. 114 – 119.
6.Дизель П., МакКинси У., Ренан Д. Поведение человека в организациях. - М.: Дело. – 2000. – 212 с.
7.Дюркгейм Э. Социология образования: Пер с фр. - М.: ИНТОР, 1996. - 80 с.
8.Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. - 1999. - № 1. - С. 264-277.
9.Кадыш М.Е. Исследование проблемы направленности личности в студенческом возрасте // Вестник МГОУ. Психологические науки. - 2010. - №. 1. - С. 22-25.
10.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.
11.Ковалева А.И. Социализация [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1 - С. 139-143. - URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2004_1/Kovaleva/index.pdf (Дата обращение: 19.03.2013)
12.Конюхов Н.И., Селезнев В.Н., Сысоев В.В. Профессиональная на-правленность личности: теоретические подходы к изучению // Вестник МГОУ. - 2012. - № 2. - С. 136-137.
13.Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
14.Организационное поведение. / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-изд. - СПб.: Питер, 2004. - 687 с.
16.Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
17.Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра социол. наук., проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. — М.: Гардарики, 2005. — 335 с.
18.Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / Вступительная статья Ф.Т. Михайлова.— СПб.: «Алетейя», 2000. - 288 с.
19.Шведова Т.О. Организация системы адаптации новых сотрудников // Справочник по управлению персоналом. - 2010. - № 4. - С. 41-42
20.Шейн Э. Организационная культура и лидерство: учебник для слушателей, обучающихся по программам "Мастер делового админи-стрирования" : пер. с англ. / Э. Шейн ; под ред. Т. Ю. Ковалевой. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 336 с.
21.Шефель С.В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза (Социально-философское исследование): Мо-нография / С.В.Шефель. – М.: Соц.-гуманит. знания, 2002. – 280 с
Вопрос-ответ:
Какие представления различных авторов о социализации личности в организации?
Один из авторов полагает, что социализация личности в организации основана на обучении и адаптации к организационной культуре. Другие авторы считают, что процесс социализации включает в себя не только обучение, но и формирование ценностей, установок, навыков и поведения в соответствии с требованиями организации.
Как формируется направленность личности?
Направленность личности формируется в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы включают индивидуальные особенности, потребности и ценности личности, а внешние факторы — социокультурное окружение и организационная среда.
Какие виды направленности личности существуют?
Существуют два основных вида направленности личности: референтная и ценностно-смысловая. Референтная направленность связана с идентификацией с группой, организацией или профессией. Ценностно-смысловая направленность определяется системой ценностей, установок и целей, которые личность преследует.
Какая проблематика связана с организационной социализацией?
Главной проблемой организационной социализации является несоответствие между нормами, ценностями и ожиданиями организации и привычками, ценностями и ожиданиями нового сотрудника. Также организационная социализация связана с проблемой удержания и мотивации персонала.
Какие особенности социализации поколений существуют в современных социально-экономических условиях России?
В современных условиях России можно выделить несколько особенностей социализации поколений. Во-первых, многие молодые люди сталкиваются с нестабильностью на рынке труда и неопределенностью в выборе профессии. Во-вторых, с развитием информационных технологий и интернета у молодых людей появляются новые возможности для социализации и самореализации. В-третьих, современные поколения более открыты к изменениям, что может повлиять на процесс социализации в организации.
Какие методологические подходы к социализации личности в организации представляют различные авторы?
Различные авторы представляют различные методологические подходы к социализации личности в организации. Некоторые авторы выделяют социализацию как процесс адаптации личности к организационным условиям и правилам. Другие авторы акцентируют внимание на влиянии организационной культуры и ценностей на формирование личности в организации. Еще одни подходы выделяют социализацию как процесс обучения и развития личности в рамках организационной структуры.
Как формируется направленность личности? Какие виды направленности личности существуют?
Направленность личности формируется под влиянием различных факторов, включая семейное воспитание, образование и профессиональную деятельность. Виды направленности личности могут включать ценностные ориентации, профессиональные интересы, предпочтения в общении и реализации своих потребностей.
Какие проблемы связаны с организационной социализацией?
Организационная социализация может столкнуться с рядом проблем. Некоторые из них включают недостаточную ясность организационных ценностей и правил, несоответствие между ожиданиями новых сотрудников и реальными условиями работы, и недостаточную поддержку и наставничество со стороны более опытных сотрудников.
Какие особенности социализации поколений можно выделить в современных социально-экономических условиях России?
В современных социально-экономических условиях России можно выделить такие особенности социализации поколений, как изменение ценностных ориентаций, влияние технологических изменений на процессы социализации, возрастание роли самостоятельности и индивидуализации в процессе социализации.
Какие методологические подходы существуют к социализации личности в организации?
Существует несколько методологических подходов к социализации личности в организации. Некоторые авторы придерживаются позитивного подхода, рассматривая социализацию как процесс взаимодействия между индивидом и организацией, который способствует развитию личности. Другие авторы уделяют больше внимания негативному аспекту социализации, выявляя проблемы адаптации и индивидуального развития. Также, существуют исследования, фокусирующиеся на роль организационной культуры и лидерства в процессе социализации.
Как формируется направленность личности и какие виды направленности могут быть?
Направленность личности формируется в процессе ее социализации в организации. Это происходит под воздействием ценностей, норм и стандартов, принятых в организационной среде. Виды направленности личности могут быть различными: некоторые индивиды ориентируются на достижение материальных благ, другие на социальное признание или профессиональный рост. Некоторые люди могут быть направлены на позитивные ценности, такие как развитие, сотрудничество и взаимопомощь, а другие - на негативные ценности, такие как конкуренция и индивидуализм.