Современные региональные особенности мировой транспортной системы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая география
  • 35 35 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 31.05.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Общая характеристика мировой транспортной системы
2.Региональные особенности развития различных видов транспорта
2.1. Основные показатели производственной деятельности
2.2. Внешняя торговля транспортными услугами
3.Сравнительный анализ региональных транспортных систем
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Фрагмент для ознакомления

Т-км в 1960 г. до 44,5 трлн. Т-км в 2010 г.), мировой пассажирооборот — в 7 раз (с 2,5 трлн. пас-км до 17,5 трлн. пас-км), что обусловлено опережающим ростом объемов мирового ВВП (в 57 раз — с 1,1 трлн. дол. США в 1960 г. до 63,2 трлн. дол. США в 2010 г.) и мировой торговли товарами (в 117 раз — с 0,13 трлн. дол. США в 1960 г. до 15,2 трлн. дол. США в 2010 г.), вследствие чего транспортомисткисть мирового хозяйства сократилась с 6,2 т-км / $ 1. США в 1960 г. до 0,8 т-км / $ 1. США в 2010 г. 2. Ускоренный рост длины, плотности и качественных параметров транспортной сети мира, 70% которой занимают автомобильные дороги, длина которых за период 1960-2010 гг выросла с 15,5 до 30 млн. км, 20% — воздушные, которые увеличились с 3,3 до 12,1 млн. км, 5% приходится на железнодорожные пути, длина которых наоборот характеризуется незначительной тенденцией к сокращению с 1,32 до 1,02 млн. км. До 38,4% железнодорожной сети мира приходится на транспорте систему Северной Америки, однако наиболее высокую плотность железнодорожных путей имеют страны ЕС, среди которых Чехия (121,6 км/1000 км2), Бельгия (110,6 км/1000 км2), Люксембург (105,8 км/1000 км2) и Япония (73 км/1000 км2). Наиболее широкая сеть автомобильных дорог в США (6463 тыс. км), странах ЕС (5000 тыс. км) и Китае (2283 тыс. км). Длинной сетью внутренних водных путей мира характеризуется транспортная система Бразилии (50 тыс. км), США (41 тыс. км), Индонезии (41 тыс. км) и Индии (14,5 тыс. км). 3. Высокая степень неоднородности региональной структуры мировой транспортной системы, что определяется особенностями территориального расположения, уровню социально-экономического развития стран, грузо-и пасажироспроможним потенциалом стран подобное. В структуре мирового грузооборота по видам транспорта 62% мировых грузоперевозок обслуживает морской транспорт, 16% — железнодорожный, 8% — автомобильный, 3% — речной, 1% — воздушный. До 80% мировых пассажирских перевозок обеспечивается автомобильным транспортом, 10% — железнодорожным, 9% — воздушным, 1% — морским и речным. 4. Структура мировой транспортной системы с региональной принадлежностью свидетельствует о доминировании в структуре грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным, авиационным и морским транспортом Азии и Океании, что вызвано быстрыми темпами экономического роста экономик Китая, Индии, Индонезии и т.д.. 5. В структуре внутриконтинентальных перевозок 70-80% занимают наземные виды транспорта, причем в западноевропейских странах лидером по грузоперевозок является автомобильный транспорт (40%), в странах Восточной Европы и СНГ — железнодорожный транспорт (60%), в странах Северной Америки эти виды транспорта занимают примерно равные доли. В целом очевидна тенденция к росту доли автомобильного транспорта как в структуре внутренних, так и международных перевозок. 6. Внутриконтинентальные перевозки обслуживаются железнодорожным транспортом, грузо-и пассажирооборот которого характеризуется высокими темпами роста (167,4 и 141,6% соответственно за период 2000-2009 гг) автомобильным транспортом (116,3 и 117,8% соответственно) и внутренним водным транспортом, что занимает лишь 4% в структуре мировых процессов транспортировки. Межконтинентальные перевозки грузов на 80% обеспечиваются морским транспортом (рост объемов перевозок на 36,4% за период 2000-2009 гг), а пассажиров — воздушным транспортом (рост на 39,4%). 7. Структура мировой транспортной системы по уровню развития свидетельствует, что развитые страны мира контролируют 70% рынка международных грузовых перевозок, в частности 60,5% тоннажа мирового морского флота. Транспортные системы развивающихся стран, обслуживают 20% мирового грузооборота, из которых треть принадлежит морскому транспорту, владельцами которого являются Китай и Южная Корея. На транспортные системы стран Восточной Европы и СНГ приходится лишь 10% мирового грузооборота. 8. Развитие маршрутов транспортировки обусловлен изменениями в географической структуре мировой торговли, что в течение 1960-2009 гг, как показывают расчеты на основе коэффициентов структурных сдвигов и коэффициента Гатева, отмечала существенных сдвигов (в среднем изменилась на 117,5%), что обусловило изменения в региональном распределении транспортных потоков. Так, установлено, что 37,9% североамериканских, 70,9% европейских, 57,8% азиатских экспортных грузопотоков приходится на внутрирегиональной торговли в рамках каждого из названных регионов, что связано с активным развитием процессов региональной интеграции. Движение этих потоков обеспечивается мощностями соответствующих региональных транспортных систем.ЗаключениеСовременные трансформационные тенденции, структурные преобразования, протекающие в российской экономике, актуализируют необходимость целенаправленного поиска адекватных сложившимся условиям методов и механизмов управления предприятиями, отраслями и комплексами в контексте обеспечения стабильного и поступательного экономического развития национальной экономикиПроблемы управления транспортной системой России, рассматриваемой в качестве важнейшей функциональной подсистемы системы управления экономикой страны или отдельного региона, в контексте поиска и принятия наиболее целесообразных решений на всех иерархических уровнях, являются на сегодняшний день первостепенными, что тесно сопряжено с выполняемой транспортом ролью как важнейшей инфраструктурной отраслью экономики, от эффективного функционирования которой зависит благосостояние и экономический рост всей национальной экономики. Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5 — 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям: увеличение пропускной способности транспортных путей, повышение безопасности движения, появление принципиально новых транспортных средств, увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств, увеличение скорости передвижения.Список использованных источниковМасаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:илВолодин А. В. Транспортная стратегия России и механизм управления ее реализацией // Бюллетень транспортной информации. – 2005. – № 4. – С. 6–15.Гасанов М. Транспортная инфрастуктура региона // Экономист. – 2004. – № 10. – С. 70–74.Гранберг А. Г. Транспортная система и производительные силы: новый этап исследований и развития // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2004. – № 4. – С. 3–5.Криницкий Е. Всероссийское обсуждение транспортной стратегии страны // Автомобильный транспорт. – 2004. – № 1. – С.1–8.Криницкий Е. Новые тенденции развития транспортной системы России // Автомобильный транспорт. – 2002. – № 6. – С. 18–19.Лапидус Б. М. Развитие транспортной системы страны // ЭКО. – 2006. – № 3. – С. 62-65.Малов В. Ю. Транспортная система азиатской части страны в новых геополитических условиях // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2004. – № 5. – С. 35–48.О правительственной комиссии по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 12.11.04 № 626 // Экономика железных дорог. – 2005. – № 2. – С. 105.Персианов В. А. Укреплять научные основы развития транспортной системы России // Бюллетень транспортной информации. – 2005. – № 9. – С. 7–10.Рение Л. А. Перспективы российского рынка транспортных услуг с точки зрения его интеграции в мировую транспортную систему // Внешнеэкономический бюллетень. – 2001. – № 3. – С. 72–75.Транспортная стратегия Российской Федерации. Проект // Автомобильный транспорт. – 2003. – № 11. – С. 42–59.Российский статистический ежегодник. 2011. — Москва: Росстат, 2011. — 795 с. — 2000 экз.Приложение 1Основные макроэкономические показатели социально- экономического развития России 2012 годасентябрь2012 годаЯнварь-сентябрь 2012 годав % к январю-сентябрю 2011 годасентябрь2012 годак сентябрю 2011 года в %Валовой внутренний продукт, млрд.рублей 28061,71)104,52)Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности3)103,2100,1Индекс промышленного производства 4), 5)102,9102,0Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей (оценка)1104,5107,298,7Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей665,697,792,3Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США6)71,57)103,89)95,78)в том числе:экспорт товаров42,1103,994,4импорт товаров29,4103,797,5Грузооборот транспорта, млрд. т-км 10)409,1102,0104,2Оборот розничной торговли, млрд. рублей1837,6106,3104,4Реальные располагаемые денежные доходы11)103,6103,8Начисленная средняя заработная плата одного работника,12) рублей 26489114,4113,6Индекс потребительских цен 104,6106,6Индекс цен производителей промышленных товаров4)106,7111,6Приложение 2Индексы основных показателей производства товаров и услугв январе-сентябре 2012 и в январе-сентябре 2011 годов,в % к аналогичному периоду предыдущего годаПриложение 3Динамика пассажирооборота по видам транспорта в январе-сентябре 2012 и в январе-сентябре 2011 годов,в % к аналогичному периоду предыдущего годаПриложение 4Грузооборот по видам транспорта (миллиардов тонно-километров)Январь-сентябрь 2011 г. Январь-сентябрь2012 г.Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.Транспорт всех отраслей экономики3713,23790,1102,1в том числе:Транспорт отраслей Минтранса России1918,32012,8104,9железнодорожный общего пользования1573,21658,1105,4промышленный железнодорожный73,477,4*105,4автомобильный160,4175,1109,2морской58,3148,0482,4внутренний водный49,3650,42102,1воздушный (гражданская авиация)3,6033,696102,6Транспорт других министерств и ведомствтрубопроводный1794,91777,399,0*- оценкаКоммерческий грузооборот по видам транспорта (миллиардов тонно-километров)Январь-сентябрь 2011 г. Январь-сентябрь2012 г.Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.Транспорт отраслей Минтранса России1768,61856,5105,0железнодорожный общего пользования1573,21658,1105,4промышленный железнодорожный6,3756,719*105,4автомобильный77,7589,53115,1морской58,3148,0482,4внутренний водный49,3650,42102,1воздушный (гражданская авиация)3,6033,696102,6*- оценка

1.Масаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил
2.Володин А. В. Транспортная стратегия России и механизм управления ее реализацией // Бюллетень транспортной информации. – 2005. – № 4. – С. 6–15.
3.Гасанов М. Транспортная инфрастуктура региона // Экономист. – 2004. – № 10. – С. 70–74.
4.Гранберг А. Г. Транспортная система и производительные силы: новый этап исследований и развития // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2004. – № 4. – С. 3–5.
5.Криницкий Е. Всероссийское обсуждение транспортной стратегии страны // Автомобильный транспорт. – 2004. – № 1. – С.1–8.
6.Криницкий Е. Новые тенденции развития транспортной системы России // Автомобильный транспорт. – 2002. – № 6. – С. 18–19.
7.Лапидус Б. М. Развитие транспортной системы страны // ЭКО. – 2006. – № 3. – С. 62-65.
8.Малов В. Ю. Транспортная система азиатской части страны в новых геополитических условиях // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2004. – № 5. – С. 35–48.
9.О правительственной комиссии по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 12.11.04 № 626 // Экономика железных дорог. – 2005. – № 2. – С. 105.
10.Персианов В. А. Укреплять научные основы развития транспортной системы России // Бюллетень транспортной информации. – 2005. – № 9. – С. 7–10.
11.Рение Л. А. Перспективы российского рынка транспортных услуг с точки зрения его интеграции в мировую транспортную систему // Внешнеэкономический бюллетень. – 2001. – № 3. – С. 72–75.
12.Транспортная стратегия Российской Федерации. Проект // Автомобильный транспорт. – 2003. – № 11. – С. 42–59.
13.Российский статистический ежегодник. 2011. — Москва: Росстат, 2011. — 795 с. — 2000 экз.






Вопрос-ответ:

Каковы основные характеристики мировой транспортной системы?

Мировая транспортная система характеризуется высоким уровнем интеграции и взаимодействия различных видов транспорта, таких как железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный и речной. Она обеспечивает передвижение грузов и пассажиров на международном уровне, обеспечивая логистическую связь между различными регионами мира. Мировая транспортная система также характеризуется использованием современных технологий и инфраструктуры, таких как глобальные транспортные сети, сети автоматизированных складов и портов, а также системы грузоперевозок и пассажирских авиалиний. Она играет важную роль в развитии экономики, торговли и культурных связей между странами.

Какие региональные особенности развития различных видов транспорта можно выделить?

Региональные особенности развития различных видов транспорта могут быть связаны с географическим положением региона, его климатическими условиями, демографическими и экономическими особенностями. Например, в регионах с развитой промышленностью и высокой плотностью населения обычно развиты железнодорожный и автомобильный транспорт, так как они обеспечивают эффективное перемещение грузов и пассажиров. В регионах с доступом к морю развит морской транспорт, который обеспечивает межконтинентальные грузоперевозки. В регионах с хорошо развитым туристическим сектором развит воздушный транспорт, так как он предоставляет быструю и удобную перевозку пассажиров.

Какие основные показатели производственной деятельности связаны с развитием различных видов транспорта?

Основные показатели производственной деятельности, связанные с развитием различных видов транспорта, включают объем перевезенных грузов и количество перевезенных пассажиров. Интенсивность использования транспорта также является важным показателем и зависит от спроса на транспортные услуги. Кроме того, рентабельность и эффективность транспортных компаний и инфраструктуры также являются важными показателями производственной деятельности.

Каковы основные характеристики мировой транспортной системы?

Мировая транспортная система характеризуется огромными масштабами и разнообразием видов транспорта. Она включает себя автомобильные, железнодорожные, авиационные и морские пути сообщения, а также трубопроводы и инфраструктуру логистики. Мировая транспортная система позволяет осуществлять грузоперевозки и пассажирские перевозки на длинные расстояния и обеспечивает экономическое и культурное взаимодействие между разными странами и регионами.

Какие региональные особенности развития различных видов транспорта существуют?

Развитие различных видов транспорта имеет свои региональные особенности. Например, в развитых странах автомобильный транспорт играет ведущую роль в грузоперевозках и пассажирских перевозках, благодаря хорошо развитой сети автострад и автомобильных предприятий. В развивающихся странах, где развитие инфраструктуры не такое высокое, железнодорожный транспорт часто является основным средством транспорта. В регионах, богатых ресурсами, развитие морского и речного транспорта может быть приоритетным. Каждый регион определяет развитие различных видов транспорта в зависимости от своих нужд и возможностей.

Какие основные показатели производственной деятельности существуют в различных видах транспорта?

Основными показателями производственной деятельности в различных видах транспорта являются объем перевезенных грузов и количество перевезенных пассажиров. В автомобильном транспорте это объем грузов в тонно-километрах и пассажирооборот в пассажиро-километрах. В железнодорожном транспорте основным показателем является объем грузов в тоннах и количество перевезенных пассажиров. Для авиационного транспорта основными показателями являются грузооборот и пассажирооборот. В морском транспорте это объем перевезенного груза в тоннах.

Какова общая характеристика мировой транспортной системы?

Мировая транспортная система — это комплекс взаимосвязанных средств и организаций, позволяющих осуществлять перемещение людей, грузов и информации по всему миру. Она включает в себя различные виды транспорта, такие как автомобильный, железнодорожный, авиационный и морской.

Какие есть региональные особенности развития различных видов транспорта?

Развитие различных видов транспорта имеет свои особенности в разных регионах мира. Например, в развитых странах автомобильный транспорт часто является основным средством передвижения, благодаря широко развитой дорожной инфраструктуре. В то же время, в развивающихся странах железнодорожный транспорт может играть более важную роль, особенно в перевозке грузов. В некоторых регионах морской транспорт может быть ключевым из-за географических особенностей и доступа к водным путям.