Основные идеи и направления буддизма

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Культурология
  • 10 10 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 20.05.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

В восточном искусстве не выражались эмоции, чувства. Они ставились под подозрение, поскольку привязывали человека к желаниям и страстям и не позволяли достичь чистоты и благородства духа. Настроения более устойчивы во времени, менее интенсивны. И отношения к ним более благосклонное. Настроения выражают специфическую ситуацию взаимодействия с окружающим миром, они менее индивидуалистичны, чем эмоции. Часто используется выражение «подметить настроение природы», на востоке существуют даже каноны своеобразных природных символов определенных настроений.Из положения о мгновенности, спонтанности просветления вытекало положение о мгновенности творческого акта. Никаких эскизов, черновиков. Художник выражает Дао в единовременном акте творчества. Во многом от личности художника зависел успех предприятия, поэтому в Китае был разработан канон жизни художника: он должен сохранять чистоту и возвышенность духа; быть скромным и сторониться славы; обладать глубоким пониманием вещей и так далее. Следование этим предписаниям позволяло проявить полноту Дао. При этом художник стремится к легкости и непроизвольности. Непроизвольность означала созвучие художника с окружающим миром. Такая непроизвольность сопряжена с неизбежностью, поэтому картина разворачивается естественно, без усилий и с абсолютной неизбежностью.Буддизм в Японию проникал из Китая начиная с VII в. В IX в. Была основана школа Тзндай, в XII в. — Риндзай, а в XIII в. — Сото. С этими школами связан расцвет буддизма в Японии, пик которого пришелся на XIV-XVI вв. Чань-буддизм в Японии стал называться дзэн-буддизм. Попав в Японию, буддизм испытал влияние синто, где сильны были мотивы поклонения природным божествам, поэтому его экологическое звучание усиливается. Дзэн ярко проявил себя во многих сферах японской жизни. Известный специалист в этой области Д. Т. Судзуки писал о дзэн-буддизме: «Он проявляется в простоте, непосредственности, возвышенности, отрешенности от внешнего мира, углубленности внутрь, равнодушии к форме, свободных движениях духа и мистическом дыхании творческого гения... — как в живописи, так и в каллиграфии, садоводстве, чайной церемонии, фехтовании, танцах и поэзии».Вся история буддийских учений наглядно демонстрирует развитие процесса упрощения пути к достижению нирваны. В ходе становления и развития буддизма идея спасения все более упрощается, она теряет, схоластический,философскийоттенок и обретает более религиозную форму. Вместе с тем становится проще и система обетов и заповедей, но это упрощение — вынужденная уступка слабостям человека, а не радикальные нововведения, изменяющие основы буддизма.Учение Будды нацелено на то, чтобы через внутреннее самосовершенствование личностипрекратить человеческие раздоры. Оно в основе своей преследует нравственные цели: нравственность в её практически действенном выражении, как путь спасения. Всвоем первоначальном содержании буддизм не был отгорожен от мира ни религиозным,ни философским барьером. Это предопределило его удивительную пластичность, способность к ассимиляции и изменениям. Буддизм стал быстро видоизменяться на почве разнообразных исторических и философских традиций, разделяясь на ряд течений.Сегодня буддизм является очень заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира и имеет миллионы приверженцев.Список используемой литературы:Аблеев С.Р. История мировой философии/ Учебник для ВУЗов – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 414 с.Григорьева Т. П. Еще раз о Востоке и Западе // Иностранная литература. 1975. № 7. С. 60-68.Розенберг О. О. Проблемы буддистской философии. Пг., 1918 (цит. по: Ермакова Т. В. Формы буддистского мировоззрения в концепции О. О. Розенберга // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 410-423.Степаньянц М.Т. История восточной философии. – М.: ИФРАН, 1998. – 486 с.Судзуки Д. Т. Основы дзэн-буддизма. Бишкек: МП «Одиссей», 1993. 672 с..Торчинов Е. А. Взаимодействие буддистских и традиционных китайских представлений о мире (на примере трактата Цзун-ми «О началах человека») // Буддизм в пере водах. Альманах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 356-370.

Список используемой литературы:

1.Аблеев С.Р. История мировой философии/ Учебник для ВУЗов – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 414 с.
2.Григорьева Т. П. Еще раз о Востоке и Западе // Иностранная литература. 1975. № 7. С. 60-68.
3.Розенберг О. О. Проблемы буддистской философии. Пг., 1918 (цит. по: Ермакова Т. В. Формы буддистского мировоззрения в концепции О. О. Розенберга // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 410-423.
4.Степаньянц М.Т. История восточной философии. – М.: ИФРАН, 1998. – 486 с.
5.Судзуки Д. Т. Основы дзэн-буддизма. Бишкек: МП «Одиссей», 1993. 672 с..
6.Торчинов Е. А. Взаимодействие буддистских и традиционных китайских представлений о мире (на примере трактата Цзун-ми «О началах человека») // Буддизм в пере водах. Альманах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 356-370.

Вопрос-ответ:

Какое место занимают эмоции и чувства в восточном искусстве?

В восточном искусстве эмоции и чувства не выражаются, они ставятся под подозрение, так как привязывают человека к желаниям и страстям, мешающим достичь чистоты и благородства духа.

Почему эмоции и чувства ставятся под подозрение в восточном искусстве?

Привязка к желаниям и страстям, которые выражаются через эмоции и чувства, мешает достижению чистоты и благородства духа. Поэтому в восточном искусстве эмоции и чувства не выражаются и ставятся под сомнение.

Чем отличаются настроения от эмоций и чувств?

Настроения более устойчивы во времени и менее интенсивны, чем эмоции и чувства. Они выражают специфическую ситуацию взаимодействия с окружающим миром и менее индивидуалистичны. Отношение к настроениям более благосклонное.

Каким образом настроения выражаются во восточном искусстве?

Настроения выражаются во взаимодействии с окружающим миром. В восточном искусстве используется выражение «подметить настроение природы», которое указывает на то, что настроения отражают специфическую ситуацию и менее индивидуалистичны.

Почему в восточном искусстве настроения менее индивидуалистичны, чем эмоции и чувства?

В восточном искусстве настроения менее индивидуалистичны, так как они выражают специфическую ситуацию взаимодействия с окружающим миром. Они не так сильно связаны с личными желаниями и страстями, как эмоции и чувства.

Что такое основные идеи буддизма?

Основные идеи буддизма включают концепции о проявлении страдания, о вызвольной силе осознания, о пути к просветлению через освобождение от желаний и иго эго.

Какие направления существуют в буддизме?

В буддизме существует несколько направлений, таких как Теравада, Махаяна и Ваджраяна. Каждое из них имеет свои особенности и акценты в практике и учениях.

Почему в восточном искусстве не выражались эмоции?

В восточном искусстве эмоции не выражались, так как они рассматривались как привязка к желаниям и страстям, препятствующая достижению чистоты и благородства духа.

Чем отличаются настроения от эмоций?

Настроения более устойчивы во времени и менее интенсивны, в отличие от эмоций. Отношения к настроениям также более благосклонные, они выражают специфическую ситуацию взаимодействия с окружающим миром и менее индивидуалистичны.