Формы, методы и приемы взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 14.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Семья как институт воспитания ребенка
Глава 2. Взаимодействие ДОУ с семьей ребенка
2.1. Задачи дошкольных учреждений в работе с семьей
2.2. Условия успешной работы дошкольных учреждений с семьей ребенка
2.3. Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей
2.4. Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями
Глава 3. Содержание, формы и методы взаимодействия ДОУ №245 с родителями детей
Заключение
Список литературы
Периодически воспитатели проводят анализ рисунков «Моя семья», «Мой дом». Это также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается. Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.В дошкольном учреждении №245 работа с родителями реализуется через традиционные и нетрадиционные формы общения.Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки).Родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.Уже не первый год работает клуб для родителей «Росток» с целью психолого-педагогического консультирования родителей вновь сформированных групп. Занятия в клубе проводит педагог-психолог, заведующая, воспитатели и специалисты, в том числе приглашенные. Тематика занятий разнообразна: Адаптация без угроз и обещанийКак правильно подготовить ребенка к поступлению в детский садВозрастные особенности психического развития детей от двух до трех летПо запросу родителей воспитанников педагогом-психологом был разработан цикл практических занятий для недельного психологического тренинга для родителей. Цель его: активизировать родителей, сблизить их, познать себя и своего ребенка, дать необходимые психолого-педагогические рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду. Данная форма работы оказалась востребованной и теперь проводится с родителями воспитанников каждой вновь сформированной группы.Для выявления педагогической культуры родителей, педагогом-психологом детского сада №245 используется анкетирование, собеседование, тестирование, написание сочинений на предложенную специалистом тему. Как показал последний проведенный опрос, родители некомпетентны в вопросах психического развития детей. Для психологического просвещения родителей в ДОУ используются разнообразные формы работы: организация деловых игр, семинаров-практикумов, заседаний «круглого стола», дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование. В детском саду работает родительский клуб«Откровение», для родителей из неблагополучных семей на занятиях которого используются тренинговые упражнения по коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания.Старшим воспитателем проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за «круглым столом», деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность. Среди тем, которые рассматривались с педагогами, наибольший интерес вызвали следующие: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями», «Полоролевое воспитание детей», «Наказание, поощрение или диалог» и др. Использование разнообразных обучающих форм работы с педагогами дало положительный результат. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды воспитатели ДОУ №245 пользуются такими формами как: дискуссии по проблеме, «устные журналы», педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, КВН, «ток-шоу». Одной из основных форм работы с родителями в ДОУ №245 остается родительское собрание.Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов, решения кроссвордов, по типу популярных передач “Моя семья”, “Устами младенцев”, которые теперь широко используют на практике.Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ №245, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.Одной из них является ежегодное проведение конкурса «Мисс Осень», с участием девочек подготовительных групп и их мам. Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты не только девочек, но и их мам. Ведь мамы вместе с дочками участвуют во всех конкурсах, танцевальном, вокальном, кулинарном и др.В нашем детском саду традиционным стало проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашего ДОУ и их родителям «Семейные старты», «Спорт, здоровье, сила, красота», «Папа, мама и я – спортивная семья», ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный к Дню защитника Отечества.В дошкольном учреждении №245 очень часто проводятся разнообразныеконкурсы и выставки, которые позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.Детским садом организованы конкурсы: «Добрые игрушки против насилия», «Вторая жизнь вещей», выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, руки мамы и мои ручонки».Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями в ДОУ №245 является оформление наглядных материалов для родителей. Это информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, буклеты, листовки, памятки, стенгазета, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей наши педагоги подходят творчески, тем самым повышая уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами. Уже второй год выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка», в которой можно подать объявление о каком либо мероприятии. Каждый номер газеты посвящается определенной теме, например здоровью детей, экологическому воспитанию, ОБЖ и др.Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:конфликты между родителями из-за детей;родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;жалобы воспитателей на пассивность родителей;невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения №245 с первых дней пребывания ребенка в детском саду поддерживает авторитет педагога, демонстрирует, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.Способы повышения авторитета воспитателя, которые используются в ДОУ №245:торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы.Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.ЗаключениеВзаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.Список литературыАнтонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 66Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М, 2004. – 248с.Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М, 2009. – 80с.Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. – М, 2006. – 147с.Козлова А.В. Общение ДОУ с семьей. – М, 2008. – 154с.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М, 2002. – 189с.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М, 2004.- 123с.Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М, 2005. – 265с.Семушина Л.Г. Практикум по дошкольной педагогике. – М, 2006. – 312с.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М, 2007. – 265с.Социальная педагогика / Под общ.ред. М.А.Галагузовой. – М, 2003. – 187с.
1)Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 66
2)Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М, 2004. – 248с.
3)Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
4)Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М, 2009. – 80с.
5)Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. – М, 2006. – 147с.
6)Козлова А.В. Общение ДОУ с семьей. – М, 2008. – 154с.
7)Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М, 2002. – 189с.
8)Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М, 2004.- 123с.
9)Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М, 2005. – 265с.
10)Семушина Л.Г. Практикум по дошкольной педагогике. – М, 2006. – 312с.
11)Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М, 2007. – 265с.
12)Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А.Галагузовой. – М, 2003. – 187с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет семья в воспитании ребенка?
Семья является основным институтом воспитания ребенка. Она формирует основные ценности, нормы и правила поведения, а также обеспечивает эмоциональное и материальное благополучие ребенка.
Какие задачи ставит перед собой дошкольное учреждение при работе с семьей ребенка?
Дошкольные учреждения ставят перед собой задачи по развитию партнерских отношений с семьей, поддержке семейного воспитания, обмену опытом и информацией с родителями, а также оказанию помощи и поддержки семье в воспитании и образовании ребенка.
Какие условия считаются успешными для работы дошкольного учреждения с семьей ребенка?
Успешная работа дошкольного учреждения с семьей ребенка предполагает наличие доверительных отношений между родителями и педагогами, открытость и прозрачность взаимодействия, а также учет и уважение особенностей каждой семьи.
Какие основные направления взаимодействия семьи и ДОУ можно выделить?
Основные направления взаимодействия семьи и ДОУ включают в себя совместную деятельность по воспитанию и образованию ребенка, партнерские отношения, обмен опытом и информацией, а также оказание помощи и поддержки семье.
Какие формы и методы взаимодействия могут использовать дошкольные учреждения при работе с родителями?
Дошкольные учреждения могут использовать различные формы и методы взаимодействия с родителями, такие как родительские собрания, индивидуальные консультации, партнерские проекты, тематические встречи, а также использование современных информационных технологий.
Какую роль играет семья в воспитании ребенка?
Семья является основным институтом воспитания ребенка. Она создает условия для развития его индивидуальности, потребностей и способностей. Семья оказывает огромное влияние на формирование ценностей, норм и общения у ребенка.
Какие задачи ставят перед собой дошкольные учреждения в работе с семьей ребенка?
Основные задачи дошкольных учреждений в работе с семьей ребенка включают: создание условий для взаимодействия родителей и педагогов, помощь семье в организации воспитательной деятельности, информационная поддержка родителей, совместное планирование и оценивание воспитательного процесса.
Какие формы и методы взаимодействия используются дошкольными учреждениями для работы с родителями?
Дошкольные учреждения используют разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями, такие как родительские собрания, индивидуальные консультации, партнерские отношения, участие родителей в воспитательном процессе, организация тематических мероприятий и многое другое.